Сильные метаидеи для нового образования
Форум «Сильные идеи для нового времени», организованный Агентством стратегических инициатив и Фондом Росконгресс, проходит 11-13 ноября в Москве. За время подготовки было собрано около 15 тысяч идей для развития экономики, социальной и технологической сфер России. Авторы 100 лучших идей расскажут о них на форуме представителям федеральных органов власти и институтов развития.
Тема образования стала одной из ключевых – обсуждали, как сделать университеты точками роста и прорыва, придать ускорение «третьей миссии» вузов, интегрировать науку и образование.
Одной из метаидей всего форума является осмысление сложной комбинации магистральных потоков и их конкретных преломлений. А также – особой значимости и ответственности тех, кто модерирует эти двунаправленные процессы. К ним относятся – учителя, лидеры, университеты.
В рамках панели «Вузы как институты развития» много говорили о научно-образовательных центрах. Именно они должны помочь перезагрузить (макро)региональные социально-экономические пространства и состыковать их с макропроцессами на общефедеральном и мировом уровне. При этом у университетов есть важная миссия – «третья», социальная – быть драйвером трансформации городской среды и региональной экосистемы инноваций.
Из научно-политического: Мурманск объединился с Архангельском в рамках подачи заявки на «арктический НОЦ». Это практически гарантирует победу в отборе.
На самой «доброй» панели – «Добрый человек – не профессия. Профессионализация благотворительности» – также четко проявилась глокализация: сетевые взаимодействия нескольких лидеров (как правило – финалистов и победителей «Лидеров России»), которые «сшивают» в одно полотно разрозненные проекты либо адаптируют эффективные решения к конкретным региональным и муниципальным реалиям.
Ровно те же идеи звучали на первой панели – вузам нужно стать хабами (адаптерами и маршрутизаторами) между глобальными процессами и региональным развитием.
Идея об учителях как проводниках изменений была озвучена в рамках обсуждения «Дизайна будущего образования». Школьникам скорее всего предстоит работать в тех направлениях и областях, о которых мы сейчас толком не подозреваем. Тем важнее, чтобы и учителя, и ученики (а равно – образовательные программы и технологии обучения) позволяли сформировать фундаментальные компетенции в одной из достаточно широких областей, а также развить soft-skills для адаптации к меняющимся условиям.
Аналогичная ситуация и с обучением студентов – им нужно всё то же самое, а также умение и желание учиться. И в итоге – способность каждого выпускника ориентироваться на рынке не только труда, но и непрерывного образования, умение сконструировать свою индивидуальную и уникальную траекторию – как карьеры, так и образования.
Второй метаидеей является концепция lifelong (длинною в жизнь, непрерывное). Здесь речь шла и об образовании – как постоянном процессе приобретения дополнительных навыков и квалификаций. И также – об особой значимости университетов не только в доступности непрерывного образования для всех возрастов и категорий граждан, но и в рамках запуска проектов и программ полного инновационного цикла. Именно университеты должны стать хабами (концентраторами и интеграторами) образовательных, научных, общественных, инновационных и властных процессов.
Подробнее о трех панелях 11 ноября:
https://telegra.ph/Silnye-metaidei-dlya-novogo-obrazovaniya-11-12