Наука и университеты Лидеров России
С 9 ноября 2020 года проходит Международная неделя науки и мира. Из 300 суперфиналистов конкурса «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – 8 докторов наук и 47 кандидатов. Кроме того, 16 участников соревнования имеют степень MBA, а 72 конкурсанта получили два и более высших образования.
Лидеры России совершают научные открытия, регистрируют патенты на уникальные изобретения, благодаря их разработкам модернизируются производства, увеличивается добыча полезных ископаемых – суперфиналисты и победители поделились мнениями, как сейчас развивается высшее образование и какие разработки позволят России войти в топ-10 ведущих стран мира по объему научных исследований.
Мнения суперфиналистов о развитии науки и высшего образования
«Мне, наверно, повезло, и я встречал очень много эрудированных, ярких, интересующихся школьников. Если судить по ним, то к среднему образованию вопросов нет. А вот как преподаватель и научный руководитель студентов и аспирантов могу сказать, что процент талантливых и компетентных выпускников вузов меньше. В то же время последние инициативы по трансформации высшей школы выглядят разумными и целесообразными. От работы бизнеса, ВУЗов и НИИ, на мой взгляд, очень сильно зависят как престижность профессии ученого, так и перспективность выбора соответствующего направления. Перспективы, несомненно, есть, но все «простые» решения описаны в учебниках, а то, что создается сейчас, еще только предстоит описать». (Андрей Алеев)
«Участие в хирургии, конференциях, работа с больными позволяют моим студентам достигать результатов. Я беру своих учеников на операции, чтобы они вживую увидели процесс и пообщались с другими врачами. Они заряжаются энергией, интересуются профессией, а после окончания ВУЗа приходят работать к нам». (Дмитрий Арсютов)
«Я вижу необходимость организации нового трехстороннего сотрудничества «государство-образование-бизнес», где финансирование образования с одновременным увеличением должно получить бизнес ориентированность через условную «покупку мозгов». То есть, необходимо постепенно дать большую возможность бизнесу формировать запрос к системе образования через согласовательное финансирование от государства. После введения таких организационных изменений ждать появления новых современных направлений в образовании и бума инноваций долго не придется». (Игорь Коваленко)
«На мой взгляд, системе высшего образования в РФ требуется коренная модернизация, базисом которой должен являться принцип «практико–ориентированности высшего образования», который позволит достигнуть мультипликативного эффекта для всех отраслей экономики страны». (Станислав Кондауров)
«Я вижу перспективы и стараюсь их максимально приближать. Я считаю, что будущее образования в частичной цифровизации. В нашем вузе это называется ЭОР – электронный образовательный ресурс. Это интернет-ресурс, на котором выложен курс лекций, практических и лабораторных занятий. Я разработал такой ресурс по одной из своих дисциплин и протестировал эту систему. Особенно в период дистанционной работы ЭОР очень полезен. Также я с коллегами разработал уникальный обучающий компьютерный тренажер «Виртуальная котельная», который позволит студентам изучить конструкцию, основы автоматизации и принципы эксплуатации водогрейных котельных. Безусловно, университет не должен уходить на 100% в сеть. Но такие вещи, как разработка сопровождающих цифровых образовательных ресурсов, просто необходимы современному студенту». (Валентин Шапошников)
«На мой взгляд, развитие экономического направления будет осуществляться в первую очередь с формированием индивидуальных образовательных траекторий на стыке с другими отраслями, в частности с «цифровыми» направлениями. И сейчас очень важно, чтобы профессорско-преподавательский состав помимо экономических знаний и практического опыта обладал компетенциями и в смежных отраслях, что позволит вывести экономические программы на качественно новый уровень». (Артем Агаджанян)