Несколько мыслей по
итогу форума «Университеты 2030: Наука - Компетенции - Молодёжь». Те моменты, которые вскрываются как вызовы/требования для работы специалистов с молодёжью.
Часть озвучил на дискуссии у
Валерии Александровны, часть пишу постфактум здесь.
1.
Компетенция «молодёжности». Мир молодых надо профессионально знать. Знание «клубов и подворотен», всех локальных тусовок в своём районе или городе, музыки, медиа, мемов, сленга - это важная часть профстандарта специалиста ГМП.
2.
Компетенция «человечности». Дима Зицер на одной из программ Сенежа отлично сказал - у ребёнка и молодого человека мало людей, которые в повседневной жизни стоят на его стороне, видят мир его глазами. Вот надо ещё раз задуматься как мы эту роль выполняем. Как мы проходим каждое наше событие, мероприятие и, круче, каждую новую меру или программу глазами клиента, молодого человека.
3.
Разорванное пространство успешности и, порой, слабое понимание специалистами матчасти. Нужно найти как соединить в оффлайн-онлайн пространстве те функции, на которые раньше мы могли себе позволить слегка забивать, тк оффлайн-среда во многом сама их закрывала. Например: форум это и образование, и курилка, и посиделки - одно без другого не так результативно. Отсюда сложности с тем, что «пандемия» - это не просто перенести мероприятия в зум. Это понять другую природу новой среды и переосмыслить технологии.
4.
Кооперация - мы видим недостаточно преемственных систем с форматами доводки и внедрения результатов предыдущих событий в события будущие. Мы всё время про то, что умираем в процессах, но процессов то и не хватает (процессов как последовательных смен состояний). Мы, кажется, начинаем научаться работать с вовлечением молодых, включать в проекты новых людей. Теперь надо понять как работать с сопровождением и институциализацией молодёжных инициатив - простраивать мостики, в тч неочевидные, между проектами и уровнями.
Отсюда появляется фактический профиль компетенций: специалист по ГМП всё больше становится надотраслевым сборщиком политики по отношению к молодёжи в каждой территориальной точке.
Ему нужно быть цифровым, умеющим вовлекать, вдохновлять и быть соавтором, уметь работать с микро-масштабом, собственным дизайном, а также обладать очень высокой коммуникационной емкостью. Вот какой-то такой ориентир задаётся молодыми и жизнью для наших действий и движений.
И я совсем не о том, что «шеф, всё пропало». Все субъекты в системе работы с молодёжью за последнее время провели огромную работу по настройке взаимодействия, по выстраиванию инфраструктуры, сверке часов. По развитию собственной человекоцентричности. Это реальная заслуга Росмолодежи, РСВ, Сенежа, Минобра и вузов, общественных организаций партнёров, экспертов и академического сообщества (которое пока мб не так активно вовлечено, но диалог уже начался), коллег в регионах и на местах.
Я про то, что, к счастью, у основных субъектов достаточно стремления и смелости в кооперации рефлексировать и думать о вызовах, искать ответы и строить следующие этапы. Вместе с главным субъектом молодёжной политики - молодым человеком. Это вдохновляет.
Евгений Сжёнов, спасибо за продуктивный форум! Двигаемся дальше!