Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 08
Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл шестой

Если университеты хотят реального (а не "на бумаге")  взаимодействия с бизнесом, нужно уметь слышать, слушать и договариваться. Диалог вузов с бизнесом должен быть предметным, взаимополезным и взаимовыгодным.

#НОПзнает
источник
Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл седьмой

Университеты должны научиться видеть своё участие в важных общественных проектах. Например, в рамках сотрудничества с президентской платформой "Россия - страна возможностей".

#НОПзнает
источник
Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл восьмой

Работа с молодёжью - важнейший приоритет государственной политики, который проходит "красной нитью" через национальные проекты и национальные цели. Это направление исключительно важно учитывать в реализации программ развития университетов.

#НОПзнает
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл девятый

Эффективную кооперацию по "трекам" науки и высшего образования нужно не только обсуждать на высоком уровне, но и уметь оперативно воплощать в работе межвузовских консорциумов.

#НОПзнает
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл десятый

Формирование новых компетенций через инструменты (пере)обучения взрослых на базе университетов - важный приоритет в работе Минобрнауки РФ и глав регионов России. Дополнительное образование - это площадка, на которой профессиональные компетенции рождаются в тесном союзе университетов, бизнес-сообщества и губернаторских команд.

#НОПзнает
источник
Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл особый

В сфере научно-образовательной политики для достижения успеха (любого) очень важен фактор коммуникации. Для тех, кто хочет договориться - нужно всего лишь начать разговаривать: искренне, с энтузиазмом, с верой в успех.
И - работать, работать, работать.
Всё получится.

#сНОПзнаемИверим
источник
Научно-образовательная политика
Университеты 2030: смыслы прорыва

Форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь», 6 ноября 2020 г., Нижний Новгород. Нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Программа стратегического академического лидерства. Прорыв: университетский, консорциумный, коммуникационный, общественный, региональный.

Цифры  

Офлайн, "живьём", на площадке ННГУ в Форуме приняли участие 300 человек из 47 субъектов РФ. Ещё 2700 руководителей и экспертов сферы ВО зарегистрировались и приняли онлайн-участие в Форуме на платформе ММСО. Кроме этого, более 5000 человек смотрели прямую трансляцию ВКонтакте и Youtube.

Смыслы

Первый. Времени на раскачку нет – ни для ректоров, ни для губернаторов.

Второй. Синергия командной работы: Минобрнауки/РАН + университеты + губернаторы.

Третий. Диалог с участием центров компетенций.

Четвертый. Ректорам надо общаться лично.

Пятый. Публичное общение с участием всех сторон.

Шестой. Вузы-бизнес: предметно, практично, взаимовыгодно, прагматично.

Седьмой. Фокус на молодежь.

Восьмой. От разговоров к практике консорциумной работы.

Девятый. «Третья миссия» университетов: вузы и сообщества.

Десятый. Дополнительное образование становится обязательным – это площадка для синергии усилий всех участников.

Особый. Начинать с коммуникации – открытой, откровенной, эффективной.
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития,
в рамках открытия проектно-образовательного интенсива "Архипелаг 20.35":

Дипломы [в будущем] не могут быть замещены на профили компетенций, не могут быть замещены на портфолио. Они остаются, но они должны будут мигрировать в формат "диплом по требованию", который показывает актуальное состояние ваших знаний и компетенций в настоящий момент. То есть это, вспоминая нашу дискуссию с Нассимом Талебом (экономистом и автором книги "Черный лебедь" - НОП), это дипломы с expiration date (англ. срок годности - НОП), с некоторым заданным промежутком времени, когда он действителен...
Кто вам сказал, что он [выпускник] не забыл 95% того, что он там на самом деле изучил?


Фото Платформы НТИ, НОП
источник
Научно-образовательная политика
Океаническое университетское лидерство

В России появится первый Университетский консорциум для изучения Мирового океана.
Соглашение о его создании подписали Дальневосточный федеральный университет, Севастопольский государственный университет и Балтийский федеральный университет на форуме «Университеты-2030: наука — компетенции — молодежь» в Нижнем Новгороде. Все вузы-участники соглашения расположены в разных географических точках на берегах разных морей, омывающих границы России. Соглашение о создании Университетского консорциума поспособствует взаимодействию университетов в области изучения Мирового океана — планируется реализация образовательных программ, проведение научно-практических конференций, семинаров, олимпиад, конкурсов и выставок; реализация сетевых научно-исследовательских проектов и экспедиций. Это огромный шаг вперед в продвижении изучения океана российскими учеными. Примечательно, при подписании этого соглашения присутствовал министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, что говорит о значимости создаваемого консорциума для российской науки.

Учитывая опыт университетов, планируется, что вузы не только сформируют современную и эффективную систему подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач социально-экономического развития России, а также создадут научно-исследовательский и образовательный кластер мирового уровня в области изучения Мирового океана и прибрежных зон. Отметим, что исследования Мирового океана и климата являются одними из основных научных направлений в мире. К примеру, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2021-2031 годы Десятилетием ООН, посвященным науке об океане в интересах устойчивого развития. Таким образом, ООН поддержала инициативу Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО «Океан, который нам нужен, для будущего, которого мы хотим».

Напомним, что ученые Дальневосточного федерального университета в конце октября первыми представили доклад о причинах глобального ЧП, произошедшего на берегах Камчатки в прошлом месяце — чтобы провести независимое комплексное исследование, была сформирована и направлена на место команда ученых, специализирующихся в различных областях изучения Мирового океана. ДВФУ как ведущий научный центр в области изучения моря и его обитателей подключился к исследованию загрязнения акватории Камчатки по приглашению губернатора региона Владимира Солодова. По результатам проведенного исследования на Ученом совете университета был представлен научный доклад, объясняющий причины произошедшего.

Никита Анисимов, ректор ДВФУ специально для НОП:

Исследования Мирового океана - один из основных приоритетов работы нашего университета. Для работы в этой сфере у нас есть все необходимое: и прямой доступ к океану, и междисциплинарная команда исследователей, работающая в коммуникации с институтами РАН. Я убежден, что исследования в приоритетных направления развития отечественное науки (зафиксированных, кстати, в СНТР) – это общее дело, к которому должны быть причастны ученые разных университетов. Совместная работа с коллегами из Калининграда и Севастополя позволит нам шире взглянуть на вопросы освоения Мирового океана и развернуть научно-образовательную программу, заметную не только в российском, но и в мировом масштабе.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
#музыНОП – Выпуск 2. О волонтерах

#музыНОП – Выпуск 2. О волонтерах

Добровольчество является важным концептом в рамках дискурса конструируемой национальной идеи. Взаимопомощь всегда была важна для многонационального российского народа – об этом вспоминали в День народного единства. Благодаря волонтерскому движению: пассионарная часть общества продуктивно расходует свою энергию, социальные проблемы – если не решаются, то хотя бы обозначаются, активность государства и гражданского общества формируют синергию.

Впрочем, всё это было выпето уже давно. Что и доказывает – ставка Сергея Кириенко была сквозной, объединяющей эпохи, ментальности и поколения.

Начнем с классики. Внесем только небольшое изменение, осовременим текст

Хорошо над Москвою-рекой
Услыхать соловья на рассвете.
Только нам по душе непокой,
Мы сурового времени дети.

Волонтеры-добровольцы!
Мы сильны нашей верною дружбой,
Сквозь огонь мы пройдем, если нужно
Открывать молодые пути.
Волонтеры-добровольцы!
Надо верить, любить беззаветно,
Видеть солнце порой предрассветной -
Только так можно счастье найти.

Поднимайся в небесную высь,
Опускайся в глубины земные.
Очень вовремя мы родились,
Где б мы ни были – с нами Россия!

Лучше нету дороги такой,
Все, что есть, испытаем на свете,
Чтобы дома, над нашей рекой
Услыхать соловья на рассвете.

Слова Е. Долматовский, музыка - М.Фрадкин, фильм «Добровольцы» (СССР, 1958 год).

Эта песня прекрасно отражает тот дух добровольчества, который способен менять мир. Время сейчас суровое – санкции, кризис, коронавирус. И «красная зона» мало чем отличается от небесной выси и глубин земли, в чем-то она даже опаснее. Именно постоянное ощущение, что делается много, но недостаточно – это тот самый стимул, который лежит в основе продолжающегося успеха добровольчества. И мало в каком художественном тексте так ярко была бы описана «идентичность участия» («партиципаторная идентичность»).

Причем, как и в советское время, основной акцент делается на молодежи. И тогда, и сейчас культуру добровольчества – индивидуального и коллективного – эффективнее всего развивать со школьной скамьи – и далее в молодежной среде.

Продолжим классикой несколько иного рода.

Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари её тому
Кому больно одному

Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом

(Шура, 2001 год)

Почти 20 лет назад идея волонтерства была не слишком популярна. И лишь эпатажем можно было донести подобные мысли. Времена изменились – теперь добро-вольчество – то есть творение добра по собственной воле – становится краеугольным камнем национальной идеи. Россия окончательно стала «нашей» – #мыВместе чувствуем ответственность за себя и других.

Интересным образом оба произведения уже давно лишились своих привязок к эпохам и культурным контекстам. Многие волонтеры еще не родились, когда «Твори добро» гремело из всех динамиков. А идеи «Комсомольцев-добровольцев» понятны всем поколениям – кто-то рос на них, кто-то взрослел в эпоху, когда данные слова еще имели значение, а для самых юных – это всего лишь красивая песня, которую они скорее всего никогда не слышали. Как, кстати, и «Твори добро».

В двух произведениях заложены универсальные ценности, которые безболезненно можно очистить от любой обертки идеологии или эпатажа.
источник
Научно-образовательная политика
Инобр ВШЭ: привычно объединяя лучших (в мире)
 

В рамках XI Конференции исследователей высшего образования в Высшей школе экономики состоялось важное событие -  объявление о создании Международной обсерватории трансформаций высшего образования. 
 
Международная обсерватория  - это глобальная исследовательская программа, которую по инициативе Высшей школы экономики и Миланского политехнического университета учредили восемь ведущих исследовательских центров по высшему образованию в мире при участии институциональных партнеров – Всемирного банка и Международной ассоциации университетов IAU. 
 
Они исходят из того, что пандемия усилила турбулентность изменений в высшем образовании в мировом масштабе. Многие долгосрочные тренды ломаются, а новые тенденции могут кардинально изменить векторы изменений высшего образования в ближайшие годы. 
«В высшем образовании все сталкиваются с трудностями из-за пандемии, но фокусируются на локальных задачах. Обсерватория дает нам возможность обсудить зарождающиеся тенденции в сравнительной международной перспективе – с высоты птичьего полета оценить изменения, которые происходят сейчас, и то, какой эффект они могут иметь в будущем, увидеть, как наши коллеги и студенты преодолевают вызовы сегодняшнего дня, и чему мы можем научиться друг у друга», – говорит один из учредителей Обсерватории Саймон Марджинсон из Оксфорда.
 
Обсерватория – прежде всего, совместный проект по сбору данных, фактов, практик и их обсуждению в высокопрофессиональной среде. Значительная часть проектов Обсерватории будет открыта для других исследовательских групп в сфере высшего образования, в том числе, из России. Стартовая организационная инфраструктура обсерватории создана в Институте образования НИУ ВШЭ. Таким образом, российский университет стал базой, по сути, дела нового глобального проекта мега-сайенс. Это – прекрасный пример «мягкой силы» в продвижении научной повестки.   
 
В кулуарах форума «Университеты 2030 -наука- компетенции -молодежь» в Нижнем Новгороде идею Обсерватории поддержал Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
 
Во время представления Обсерватории на конференции исследователей высшего образования прошла дискуссия о ключевых исследовательских фокусах будущих наблюдений, в которой участвовали:
 
Филипп Альтбах (Центр международного высшего образования, Бостонский колледж, США)
Глен Джонс (Центр исследований высшего образования, Университет Торонто, Канада), 
Игорь Чириков  (Центр изучения высшего образования, Университет Беркли, США)
Педро Тешейро (Центр исследований высшего образования, Университет Порто, Португалия)
Томмасо Агасисти (Школа управления, Миланский политех, Италия)
Исак Фрумин (Институт образования, НИУ ВШЭ, Россия),
Ронг Ван (Центр исследований финансирования образования, Пекинский университет, Китай)
Саймон Марджинсон, Центр изучения глобального высшего образования, Оксфордский университет, Великобритания)
Хилихе Ват Ланд (Международная ассоциация университетов, Франция)
 
Посмотреть запись дискуссии учредителей Обсерватории можно по ссылке  https://youtu.be/DD3a4_PQsTI?t=21324 
 
YouTube
Второй день конференции ИВО
Конференция ИВО-2020: «Высшее образование в условиях пандемии»

Шторм пандемии «переворачивает» вузы: меняются не только форматы обучения, но весь уклад университетской жизни. Мы собираем конференцию исследователей высшего образования, чтобы с участием всех заинтересованных лиц осмыслить происходящее и найти решения, основанные на доказательном знании.
Темы и спикеры второго дня конференции:
0:00:00 – секция «Цифровые инструменты: что берем в оффлайн?». Выступают Сергей Быков из НИУ ВШЭ, Владимир Колодкин из Донского государственного технического университета, Сергей Марданов из Mail.Ru Group, Екатерина Морозова из Открытого университета Сколково и Александр Сафонов из Юрайт. Модератор – Иван Карлов, руководитель лаборатории цифровой трансформации образования Инобра.
2:00:00 – секция «Большие данные в образовании». Модерирует Вячеслав Гойко из Томского государственного университета. ТомГУ также представлен спикерами Виталием Кашпуром и Артемом Фещенко, Тольяттинский государственный университет – Романом Боюром…
источник
2020 November 09
Научно-образовательная политика
20 октября 2020 года Центр развития компетенций (ЦРК) Западно-Сибирского НОЦ завершил первый год своей работы защитами лучших научно-технических проектов  школ ЦРК:
https://scitech.ru/projectsDefense

Начался новый этап работы центра, чьей ключевой задачей является опережающее развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе. Сегодня мы видим, что проекты ЦРК Западно-Сибирского НОЦ объединили людей и команды из более чем 20-ти организаций. За первый год работы ЦРК были инициированы десятки командных научных и научно-технических проектов.  

Руководитель проекта ЦРК, и.о. проректора по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета Андрей Латышев, в беседе с НОП о планах на будущее сообщил, что с его точки зрения в масштабах действующих и будущих НОЦ стратегическая роль Центров развития компетенций лежит не только в области обучения и развития персонала, но по сути в реализации роли ЦРК как «агентств по развитию человеческого капитала в сфере исследований, разработок и высшего образования».  

Для осуществления этой программы ЦРК необходимо разрабатывать кадровые политики, формировать предложения по институциональным решениям в области рекрутинга, развития, вовлечения персонала в стратегические программы развития университетов, региональных и межрегиональных консорциумов и, что немаловажно, реализовывать функции исследовательского центра. За время своей работы ЦРК Западно-Сибирского НОЦ сумел организовать значительное число проектных сессий, а также провести исследования для уточнения фокусов своей работы. Сегодня в регионах и организациях Западно-Сибирского НОЦ запущено еще одно исследование, в основе которых обозначены трансформационные процессы в высшем образовании. На данный момент в исследовании приняли участие более 200 человек: ректора и проректора вузов, директора и деканы, заведующие кафедрами и профессора.  
Редакции НОП представляется, что глубина и темы затронутых вопросов могут быть интересны значительной части наших читателей, а масштабирование исследования в рамках страны может быть полезным как для руководства университетов, так и региональным и федеральным органам власти.

Приглашаем Вас принять участие в опросе, по ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdNH_AI6nQ5m_6oUvjdY-zVNq_qpahEwPNNJkg8uOKvRKNUrA/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0&usp=mail_form_link
источник
Научно-образовательная политика
Несколько мыслей по итогу форума «Университеты 2030: Наука - Компетенции - Молодёжь». Те моменты, которые вскрываются как вызовы/требования для работы специалистов с молодёжью.
Часть озвучил на дискуссии у Валерии Александровны, часть пишу постфактум здесь.

1. Компетенция «молодёжности». Мир молодых надо профессионально знать. Знание «клубов и подворотен», всех локальных тусовок в своём районе или городе, музыки, медиа, мемов, сленга - это важная часть профстандарта специалиста ГМП.
2. Компетенция «человечности». Дима Зицер на одной из программ Сенежа отлично сказал - у ребёнка и молодого человека мало людей, которые в повседневной жизни стоят на его стороне, видят мир его глазами. Вот надо ещё раз задуматься как мы эту роль выполняем. Как мы проходим каждое наше событие, мероприятие и, круче, каждую новую меру или программу глазами клиента, молодого человека.
3. Разорванное пространство успешности и, порой, слабое понимание специалистами матчасти. Нужно найти как соединить в оффлайн-онлайн пространстве те функции, на которые раньше мы могли себе позволить слегка забивать, тк оффлайн-среда во многом сама их закрывала. Например: форум это и образование, и курилка, и посиделки - одно без другого не так результативно. Отсюда сложности с тем, что «пандемия» - это не просто перенести мероприятия в зум. Это понять другую природу новой среды и переосмыслить технологии.
4. Кооперация - мы видим недостаточно преемственных систем с форматами доводки и внедрения результатов предыдущих событий в события будущие. Мы всё время про то, что умираем в процессах, но процессов то и не хватает (процессов как последовательных смен состояний). Мы, кажется, начинаем научаться работать с вовлечением молодых, включать в проекты новых людей. Теперь надо понять как работать с сопровождением и институциализацией молодёжных инициатив - простраивать мостики, в тч неочевидные, между проектами и уровнями.

Отсюда появляется фактический профиль компетенций: специалист по ГМП всё больше становится надотраслевым сборщиком политики по отношению к молодёжи в каждой территориальной точке.

Ему нужно быть цифровым, умеющим вовлекать, вдохновлять и быть соавтором, уметь работать с микро-масштабом, собственным дизайном, а также обладать очень высокой коммуникационной емкостью. Вот какой-то такой ориентир задаётся молодыми и жизнью для наших действий и движений.

И я совсем не о том, что «шеф, всё пропало». Все субъекты в системе работы с молодёжью за последнее время провели огромную работу по настройке взаимодействия, по выстраиванию инфраструктуры, сверке часов. По развитию собственной человекоцентричности. Это реальная заслуга Росмолодежи, РСВ, Сенежа, Минобра и вузов, общественных организаций партнёров, экспертов и академического сообщества (которое пока мб не так активно вовлечено, но диалог уже начался), коллег в регионах и на местах.
Я про то, что, к счастью, у основных субъектов достаточно стремления и смелости в кооперации рефлексировать и думать о вызовах, искать ответы и строить следующие этапы. Вместе с главным субъектом молодёжной политики - молодым человеком. Это вдохновляет.

Евгений Сжёнов, спасибо за продуктивный форум! Двигаемся дальше!
Telegram
Научно-образовательная политика
Университеты 2030: смыслы прорыва

Форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь», 6 ноября 2020 г., Нижний Новгород. Нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Программа стратегического академического лидерства. Прорыв: университетский, консорциумный, коммуникационный, общественный, региональный.

Цифры  

Офлайн, "живьём", на площадке ННГУ в Форуме приняли участие 300 человек из 47 субъектов РФ. Ещё 2700 руководителей и экспертов сферы ВО зарегистрировались и приняли онлайн-участие в Форуме на платформе ММСО. Кроме этого, более 5000 человек смотрели прямую трансляцию ВКонтакте и Youtube.

Смыслы

Первый. Времени на раскачку нет – ни для ректоров, ни для губернаторов.

Второй. Синергия командной работы: Минобрнауки/РАН + университеты + губернаторы.

Третий. Диалог с участием центров компетенций.

Четвертый. Ректорам надо общаться лично.

Пятый. Публичное общение с участием всех сторон.

Шестой. Вузы-бизнес: предметно, практично, взаимовыгодно, прагматично.

Седьмой. Фокус на молодежь.

Восьмой.…
источник
Научно-образовательная политика
В 11:00 в МИА «Россия сегодня» в онлайн-формате состоится пресс-конференция, посвященная подведению итогов Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна — моя Россия».

Экспедиция прошла в формате открытых онлайн-занятий о культуре, традициях, национальных и исторических особенностях регионов России, которые провели лекторы из 85 субъектов стран.  Участниками проекта стали более 200 тысяч жителей России и стран зарубежья.

На пресс-конференции обсудим итоги экспедиции и поговорим о планах на будущее.

Подключайтесь: http://pressmia.ru/pressclub/20201109/952964359.html
источник