Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 12
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
А вы знаете кто "собрал" программу Форума "Сильные идеи для нового времени" - главного форумного мероприятия года? ;)
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в эфире с диалогом о том, как сохранить талантливую молодёжь в регионе:
Руководитель Росмолодёжи Александр Бугаев, губернаторы Дюмин (Тульская область), Никитин (Новгородская область), Бабушкин (Астраханская область).

https://play.live.dfw.ru/stream/id1054/10535.html
источник
Научно-образовательная политика
Школа будущего: преодолевая границы (1/2)

Эксперты сферы образования на форуме АСИ в рамках сессии «500 000 талантов: поколение технологического прорыва» обсудили вопросы формирования среды для талантливых детей.

Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк считает, что особенность современного общества в стремительном изменении существующих социальных институтов и формировании новых. Ребенок одновременно включается в несколько видов деятельности. Успех в данном вопросе зависит от умения приспосабливаться.

Подготовка ребенка как будущего активного гражданина - ключевое стратегически важное значение воспитания. Образование должно стать для подрастающего поколения другим. Сейчас сформирован запрос на новую школу - школу будущего, которая способна создавать новые социальные институты, искать нетривиальные решения, вовлекая в них группы людей, занимающих разные позиции в обществе.

Школа должна стать пространством без схем, которое раздвигает свои границы. Цифровая платформа не является в этом процессе главным, несмотря на то, что она инструмент гибкого планирования и переформатирования работы. Сегодня фокус на поиске эффективной модели школы будущего, которая будет включать в себя большое количество сообществ, включая родителей - его значимость должна увеличиваться. Школа должна стать экосистемой сообществ как в собственных стенах, так и за ее пределами, и воплотить в себе сетевую структуру постоянного взаимодействия и коммуникаций.

Процесс обучения должен сместиться к сочетанию индивидуальных планов с групповыми принципами построения занятий, что поможет преодолеть границы классно-очной системы. Важно, чтобы гибкое образование учитывало национальные социокультурный особенности, традиции языка, культуры и науки, тем самым сохраняя российскую «самость».

На пути становления новой школы, по мнению Виктора Басюка, две проблемы:
1. Подготовка учителей, потому что они проводники изменений.
2. Актуальность школьных знаний. Школьная подготовка должна обеспечивать смысл жизни и жизненную траекторию, где ребенок сможет выбирать профессию в зависимости от того, как будет меняться мир.

Проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов уверен, что талант - это свойство, которым обладает человек: «Причем талантами обладают все, и вопрос в том, предоставляем ли мы возможность человеку этот талант развить. Здесь очень важна новая роль школы не как системы, где ты встроен в некую механику изменения тебя, а как экосистемы, где ты субъект, а значит, занимаешься уже не просто присвоением каких-то новых знаний, а саморазвитием в субъектной позиции.

В этой логике мы проектировали трек «500 тысяч талантов»: предложили не только и не столько взрослым дать решения для формирования сообщества в 500 000 талантов. В первую очередь, мы обратились к молодежи, нынешним студентам, школьникам из Кружкового движения, с предложением выступить в роли конструкторов своего собственного образовательного пространства и пространства самореализации».

«Взаимоопыление» единомышленников позволит из системы сделать экосистему образования, что поможет решить проблему кадров среди инженеров и технологических предпринимателей.

Подробнее: https://ideas-forum.ru/programme/business-programme/?date=11
источник
Научно-образовательная политика
Школа будущего: преодолевая границы (2/2)

Сегодня особую актуальность приобретает переобучение учителей, чтобы они умели применять в своей работе новые образовательные подходы и мотивировать учеников.

Генеральный директор WorldSkills Russia Роберт Уразов подчеркнул, что в вопросах образования важно смотреть, какую экономику и общество строит государство. Навык - это то, что исходит из системы образования. Сегодня создаются 2 мира:
1. Цифровизации и автоматизации процессов.
2. Мир меняющихся профессий и отраслей.

«Мы пытаемся решить мир нестандартного будущего стандартными уравнениями», - отметил Роберт Уразов. В мире высоких неопределенностей и разнообразностей надо развивать предпринимательские навыки у каждого, чтобы быть конкурентоспособным. Сочетание профессиональных навыков с предпринимательскими - ключ к эффективному развитию. Навыки мирового уровня предполагают умение создавать и продавать продукт.

Одна из приоритетных задач сегодня - работать на опережение и прогнозировать будущие профессии. У образования есть проектировщика для экономики.

О кейсе НИТУ МИСиС рассказала ректор вуза Алевтина Черникова. В зависимости от выбранного курса обучения в университете проводят от 4 до 10 лет. Весь процесс обучения университет видит в том, чтобы наполнить его смыслами, создавая экосреду креативности, творчества, направленную на максимальное развитие талантов и способностей каждого обучающегося.

Важно при этом опираться на требования работодателей и готовить специалистов, востребованных на рынках труда. Сегодня работодателям мало только знаний, нужны навыки в разных предметных областях и софтскиллс. Все это можно развить только в экосреде: в погружении в научную атмосферу, академическую среду и при участии предпринимательского сообщества.

По мнению Алевтины Черниковой, перед университетом, который претендует на роль лидера, стоят 2 задачи:
1. Отвечать на вызовы времени и запросы бизнес сообщества.
2. Определять собственную научно-образовательную повестку как взгляд в будущее.

Опыт показал, что во время пандемии жизнестойкость и стрессоустойчивость стали более востребованными софтскиллс. В быстро меняющемся мире учеников надо учить учиться, чтобы они могли оставаться конкурентоспособными.

Частью экосреды креативности и творчества НИТУ МИСиС выступают «Точки кипения», которые собирают молодых людей на ярких и интересных проектах. Активно развивается международная школа предпринимательства в «Точке кипения» НИТУ МИСиС. Инновационный пояс, который формирует сейчас любой ведущий вуз России, помогает раскрыть таланты и способности всех студентов.

Ассоциация участников рынка арт-индустрии для нужд новой российской школы по поручению Минпромторга РФ в рамках нацпроектов «Образование» и «Международная кооперация и экспорт» занимается продвижением российского учебного оборудования и средств обучения. Это важно, потому что индустрия средств обучения должна быть опорой для системы образования. Сегодня НТИ и «Цифровая экономика» дали серьезный толчок развитию российского учебного оборудования: более 300 предприятий покрывают эти запросы свыше, чем на 300%. Инновации должны быть востребованы и работать на качество образование, что и происходит в настоящее время.
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Иванович Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, вспоминая о роли проекта 5-100, отметил, что он дал возможность определить свою роль на внутреннем и внешнем уровне, понять, с какими стандартами выходить на новые рынки.
В СПбПУ за это время выросли публикации в 7 раз, а университет стал ведущим, среди технических университетов, по количеству иностранных студентов.
Через тернии к звездам, у университета изменилась среда мировоззрения.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ярослав Иванович Кузьминов, ректор НИУ "Высшая школа экономики":

У нас 4% в мировых научных проектах. Сейчас мы будем расширять российское присутствие на глобальной арене. Первое, что мы должны делать, продвигать российское образование на рынке магистров и молодых ученых.
ПСАЛ же – это попытка сделать 2 фокуса, мы должны работать на один, и на другой фокусы.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Молодые инженеры на старт!

В конце ноября на базе Центра технологической поддержки образования (ЦТПО) РХТУ им. Д.И. Менделеева пройдет отборочный этап конкурса научно-технических проектов школьников «Инженерный старт 2020». Ребята с 5 по 11 класс представят свои технологические проекты в трех номинациях конкурса, которые охватывают все современные «технологические тренды» - от цифрового производства до Art&Science.

«Ранняя профориентация школьников на инженерные и высокотехнологичные профессии важна для создания эффективной системы взаимодействия школа-вуз, содействию интеграции образования, науки и производства», - комментирует для НОП ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева Александр Мажуга. - «Конкурс «Инженерный старт» помогает найти и поддержать талантливую молодежь, которая интересуется новыми технологиями. В РХТУ мы формируем систему школа-вуз с помощью ЦТПО, детского технопарка «Менделеев Центр», региональной образовательной программы «Менделеевские классы» и через форматы популяризации науки и инженерного творчества».

Проекты, которые молодые инженеры представят на конкурс, могут быть сделаны на базе как сети ЦТПО, так и других образовательных центров, главное чтобы они отвечали требованиям конкурса. В номинации «Владение технологией» от школьников ждут проектов, выполненных на оборудовании цифрового производства (3D принтер, станки с ЧПУ, плоттер, конструктор и т.д.), а в рамках «Проектирования» участникам необходимо разработать проект на базе оригинальной технической идеи. Объединиться физики и лирики могут в проекте для номинации «Наука, технология, искусство», участники представят работы, которые должны передать чувство прекрасного через современные технологии.

«Важно, что такими конкурсами мы стимулируем не только школьников, но и вовлекаем специалистов вузов и инновационных предприятий в профориентационную работу, вместе развиваем научно-техническое творчества детей и молодежи», - отмечает директор детского технопарка «Менделеев Центр» Дарья Мартюхова. - Обмен опытом в подготовке школьников, выявление новых форм и направлений организации проектной деятельности, формирование горизонтальных связей в образовательной среде, - все это способствуют повышению качества подготовки педагогов дополнительного образования с учетом компетентностного запроса работодателей».

Выстраиваемая РХТУ система социальных лифтов и профессиональных конкурсов дает прямую отдачу в рамках отношений «школа-вуз». Развитие инженерного творчества тем важнее, что у вуза есть прекрасный полигон для реализации идей – ИНТЦ «Долина Менделева». Технологическая долина ориентирована именно на апробацию и обкатку новых идей и технологий. Таким образом, «Инженерный старт» всерьез стимулирует технологическое предпринимательство будущих студентов.

Финал конкурса пройдёт 28 ноября в дистанционном режиме на онлайн площадке ЦТПО. По итогам конкурса лучшие заявки получат возможность принять участие в акселераторе с привлечением специалистов ведущих российских предприятий и Госкорпораций, чтобы доработать проект и найти прямого заказчика, а возможно и спонсора работы.

Заявки можно подать на сайте ЦТПО РХТУ: https://mendeleeva.engineering-starts.ru/#rec247387464
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков:

На современные вызовы университеты не отвечают. В первую очередь потому, что университеты не отвечают на социальные дискурсы и дискурсы научно-технического развития.

Формальные индикаторы Проекта 5-100 приводили к тому, что все работали над достижением формальных показателей, не понимая, что формальные показатели – это следствие прорыва, а не его цель. Это была радикальная ошибка.

Я не знаю крупных научных инициатив, которые были поддержаны на глобальном уровне.

Невероятно важна роль университетов в формировании долгосрочной зелёной повестки. В формировании идей, которые должны помочь не провалить экономическую политику, с точки зрения экспортных пакетов. Нам сегодня навязывают стратегически проигрышную позицию автоматического следования политики углеродного следа. Отвечать на нее можно и нужно интеллектуально.
Чтобы отвечать этим вызовам, любые новые институты должны отвечать 3 качествам: сетевые, цифровые, глобальные.

С точки зрения цифровизации, цифровизация крайне поверхностная, и что самое главное, отсутствует в мышлении руководителей системы образования осознование системы образования как экосистемы, построенной на людях и на данных.
Ключевые инфраструктурные задачи, которые здесь стоят, не выполнены и не осознаны.
Свой цифровой переход современная система образования в России, пока даже не начинала.

Повестка развития должна перестать быть элитарной, сконцентрированной в 10-20 университетах. Мы обязаны достроить модель, чтобы у нас появились современные сети институтов  развития, построенные в сетевой цифровой логике, построенные на учете данных и на энергии людей, которые это делают.
Не замечать часть системы ДПО больше невозможно. Я обращаюсь к университетам, к системе высшего образования, чтобы логика отнесения к ДПО как к чему-то второстепенному, ее нужно осознать и начать работать принципиально по-другому. Иначе мы останемся с жестрчайшим дефицитом кадров, с которыми невозможно решать стоящие перед страной задачи развития.
В бой идти не с кем.

Программа ПСАЛ, которая мне очень нравится, ее я горячо поддерживаю. Мне кажется,  там не хватает одного следующего шага, который там можно сделать. Заявки университетов это очень интересный интеллектуальный продукт.
В заявках университетов есть амбции, но это большое количество конкурирующих за некоторое финансирование заявок.  Если их воспринять как интеллектуальное сырье, то из них можно собрать общие сетевые инициативы, доработать их,  и выйти с собственной повесткой. Посчитать эти заявки интеллектуальным капиталом, поработать с ними как с сырьем для формирования национальных инициатив следующего поколения. Возможно, собрать какой-то документ какой-то более высокого уровня, который эту работу будет поддерживать.

Что делать тем вузам, которые в ПСАЛ не попадут?

Развивать любые уникальные программы, которые есть. В новой логике больше всего ценится уникальность. Любая вещь, которая достойна, чтобы попасть в сеть, а в сети на нее придут другие люди, является основой конкурентоспособности.

Идти в логику: вуз как институт развития, договариваться с региональными властями и корпорациями, преодолеть мышление себя как машинки выдачи дипломов, открыть свои двери и пространства для лидеров региональных инициатив. И развивать программы ДПО, зарабатывать на открытом рынке. Рынок оценивает честнее, чем любые государственные показатели.
Что делать тем вузам, которые в ПСАЛ не попадут?

Развивать любые уникальные программы, которые есть. В новой логике больше всего ценится уникальность. Любая вещь, которая достойна, чтобы попасть в сеть, а в сети на нее придут другие люди, является основой конкурентоспособности.

Идти в логику: вуз как институт развития, договариваться с региональными властями и корпорациями, преодолеть мышление себя как машинки выдачи дипломов, открыть свои двери и пространства для лидеров региональных инициатив. И развивать программы ДПО, зарабатывать на открытом рынке. Рынок оценивает честнее, чем любые государственные показатели.
источник
Научно-образовательная политика
Сильные идеи для нового времени от Пескова

1. Мы до сих пор не взяли ресурс диаспоры. Делайте онлайновую программу с успешным выпускником вуза, который работает за рубежом. Резко повышаете качество преподавания в своем региональном университете. Делаете совершенно другую модель, о которой будут говорить все.

2. Недавно принят закон об экспериментальных правовых режимах. Начинаете работать с министерством экономического развития, с технологическими компаниями на территории своих вузов. Под это делаете соответствующие лаборатории.

На этих двух вещах любой российский университет в регионе может выстрелить в ближайшие пять лет.
источник