Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 22
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Начало семинара через 15 минут, в 12:00.

Трансляция: https://youtu.be/JqhO0OoWK7M
источник
Научно-образовательная политика
«Наука и университеты»: без секвестра

Предложенный Министерством науки и высшего образования нацпроект второго поколения «Наука и университеты» полностью сохранит финансирование, которое планировалось выделить на весь нацпроект «Наука» (первого поколения) и на мероприятия, связанные с высшим образованием и вузами в рамках «Образования». Об этом 21 октября сообщил заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук на заседании профильного совета Общественной палаты РФ, на котором рассматривались предложения по изменению нацпроектов «Образование» и «Наука».

Андрей Омельчук пояснил, что в начале корректировки нацпроекта «Наука» обсуждалась возможность сокращения финансирования, однако впоследствии было решено сохранить объемы бюджетных и внебюджетных средств в новом нацпроекте на том же уровне, на каком это было заложено в нацпроекте «Наука». Согласно проекту бюджета на 2021-2023 годы, госфинансирование национального проекта «Наука» в 2021 году составит 54,8 млрд рублей, всего в 2021-2023 годы на нацпроект будет направлено 228,4 млрд рублей бюджетных средств.

При этом, как сообщил замминистра порталу «Будущее России. Национальные проекты» «финансирование нацпроекта «Образование» номинально уменьшится на сумму, которая была за Минобрнауки в части высшего образования».

Таким образом «Наука и университеты» не подвергнется сколь-нибудь значительному секвестру – это лишний раз подчеркивает то значение, которое придается в высших эшелонах власти (и конкретно – президентом Владимиром Путиным) научно-технологическому прорыву как фундаменту для реализации иных стратегических инициатив, а также ключевому формату «наработки» человеческого (в первую очередь – кадрового) капитала.

В нацпроектах второго поколения будет осуществлена пересборка мероприятий и федеральных проектов.

Новый национальный проект «Наука и университеты» будет включать в себя четыре федеральных проекта:
1.  Интеграция (треугольник наука-образование-индустрия),
2.  Исследовательское лидерство (центры мирового уровня, крупные комплексные программы и проекты),
3.  Инфраструктура (приборы, мегасайенс, научно-исследовательский флот и комфортные условия для работы в сфере науки и высшего образования),
4.  Кадры (в том числе, повышение привлекательности отечественного высшего образования на мировой арене).

После завершения корректировки, как заявил 21 октября в Общественной палате замминистра просвещения Дмитрий Глушко, нацпроект «Образование» будет состоять из девяти федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» (сконцентрируется на развитии СПО), «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого» (здесь основную роль играет президентская платформа «Россия – страна возможностей»), а также «Патриотическое воспитание граждан РФ».

В рамках «Учителя будущего» будут не только реализованы все мероприятия из одноименного действующего федпроекта первого поколения, но и планируется выстроить единую федеральную систему научного и методического сопровождения педагогических работников общего образования, которая должна обеспечить их сопровождение на протяжении всей их профессиональной деятельности.

По словам Дмитрия Глушко, непосредственными участниками этой новой системы будут педагогические вузы. Напомним, недавно они перешли в подведомственность Министерства просвещения в силу очень сильной интеграции в отраслевую деятельность, то есть – преподавание в школах. На базе педвузов планируется создание «педагогических «кванториумов», в которые будет поставляться оборудование, аналогичное поставляемому в школы, чтобы обеспечить подготовку учителей к работе в школах».

В итоге и наука, и университеты в рамках нацпроектов второго поколения лишь приобретут от системной перезагрузки и пересборки, а также от более четкого структурирования по связке «национальный проект – ключевое министерство», не потеряв при этом в финансовой составляющей.

Подробнее: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
Университеты и экономика: взаимное партнерство

В третий день форума «Открытые инновации» Фонд Сколково, Минобрнауки и Томский политехнический университет организовали дискуссию «Целеполагание для науки. Роль и место R&D в современной экономике». Модератором выступил директор по науке технологиям и образованию Фонда Сколково Александр Фертман.

Рамочный доклад о моделях коммерциализации результатов исследовательской деятельности (РИД) представил врио ректора ТПУ Андрей Яковлев. Главная идея: для обеспечения гибкости и волатильности всех участников системы нужна перебалансировка полномочий и ответственности между компаниями и разработчиками технологий.

Андрей Яковлев:

«Первое, что серьезно влияет на взаимодействие университета и экономики, — среднее время жизни компании. И сейчас оно стремительно сокращается. Если раньше этот возраст доходил до 70 лет, то сейчас мы говорим про 7-18 лет. Причем для сохранения позиций на рынке компании вынуждены постоянно трансформироваться, в том числе за счет внедрения новых технологий. Это значит, что цикл создания технологий должен быть сопоставим с циклом жизни компании. Чтобы вписаться во временные рамки, между университетом и компанией должны выстраиваться отношения формата «партнер – партнер». Формат, при котором вуз — исполнитель, а компания — заказчик, перестает быть эффективным».

По словам врио ректора ТПУ Андрея Яковлева, одна из эффективных моделей партнерства университетов и экономики — это создание стартапов:

«Есть разные модели взаимодействия. Среди базовых — аутстаффинг, внутреннее предпринимательство, гибридные стартапы и другие форматы. На наш взгляд, стартап-деятельность — очень хороший инструмент проверки рискованных бизнес-гипотез, тому есть множество примеров в России и мире».

Участвовавший в дискуссии заместитель министра образования и науки РФ Сергей Люлин напомнил о мероприятиях программ Минобрнауки (создание центров трансфера технологий) и Минпромторга (создание инжиниринговых центров), которые должны способствовать ускорению процессов коммерциализации РИД. Кроме того, он подчеркнула важность модернизации систем патентования и регистрации прав на РИД.

Тему патентования поддержал ректор Сколтеха Александр Кулешов, приведя примеры того, как отличаются российские и зарубежные практики в этой области:

«Классическая патентная служба, в традиционном смысле, как в XX веке, она потихонечку отмирает. Мы должны это понять и к этому приспособиться».  

В ходе разговора опытом развития технологических компаний в сотрудничестве с вузами при поддержке государства поделилась директор Europe Desk Израильского управление инноваций Нета Грубер. Гендиректор НИОСТ/руководитель функции Исследования и разработки СИБУР Сергей Тутов рассказал о взгляде со стороны крупного бизнеса, а ректор СевГУ Владимир Нечаев – об опыте сотрудничества университета с индустриальным партнером в конкретном проекте.

Отметим, что ранее по инициативе Фонда Сколково и Томского политеха была сформирована рабочая группа ректоров и представителей исследовательских институтов. В фокусе ее интересов – предложение по совершенствованию нормативной базы и организационных моделей для эффективного участия вузов и исследовательских центров в экономике. Предлагаемые модели, а также лучшие российские и зарубежные практики планируется тестировать в пилотном режиме на площадках университетов.

Поэтому, завершая дискуссию на «Открытых инновациях», Александр Фертман подытожил:

«Работа, которую мы начали с группой, должна быть продолжена в сотрудничестве с Минобрнауки. Сегодня были обозначены довольно серьезные задачи, которые явно нужно рассмотреть с нормативной и организационной точки зрения».
источник
Научно-образовательная политика
По информации от трёх  проверенных источников НОП, знакомых с ситуацией, история с проректором РХТУ - клевета и заведомо ложный донос. В РХТУ ждут официальную информацию от компетентных органов.

Будем наблюдать за развитием событий.
источник
Научно-образовательная политика
Всероссийское родительское собрание

Всероссийское родительское собрание в онлайн-формате провел глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Родителей беспокоят вопросы организации обучения детей в условиях эпидемиологических ограничений, особенно это касается выпускных классов. Приводим ключевые тезисы.

Дистант
Дистанционный формат предусмотрен в отдельных субъектах, школах или даже классах, в зависимости от эпидемиологической обстановки. Прогнозов о массовом переходе на удаленку ведомство не дает, рассчитывает на очный формат обучения.

Неравные условия
Не у всех семей есть достаточно устройств для того, чтобы все школьники в семье могли использовать имеющиеся ресурсы.

ЕГЭ-2021
Изменения нормативной базы не производилось. Шаги 2020 года по отмене обязательного ЕГЭ по русскому и математике для получения аттестата были единовременными. Актуальность аналогичного подхода для выпуска следующего года допускается при необходимости. Опыт Правительства РФ показал гибкость в принятии решений.

ОГЭ-2021
У выпускников 9-ых классов отмечаются пробелы в знаниях после весеннего периода самоизоляции. Новых решений пока не принято, они должны быть выработаны совместно с Минпросвевщения и Правительством РФ.

Нововведения
К настоящему моменту достигнута договоренность с Минпросвещения РФ и его подведами о подготовке площадок, где ученики, начиная с 6 класса, могут проходить диагностику для определения уровня знаний детей.

После публикации демонстрационных версий ОГЭ и ЕГЭ в ноябре 2020 года выпускникам будет доступна методическая шпаргалка для более тщательной подготовки к экзаменам.

Утечки ЕГЭ
Анзор Музаев исключил риск утечки информации, поскольку варианты экзамена формируются электронно индивидуально для каждого часового пояса.

Видеонаблюдение
ЕГЭ по нормам предусматривает обязательную видеофиксацию проведения экзамена, к ОГЭ таких требований нет. Решение о наличии видеонаблюдения на ОГЭ принимает регион. Практика показала, что наличие видеозаписи присутствует в регионах с наиболее высокой образовательной системой.

Уроки дистанта
Дистанционное образование позволило сконцентрироваться выпускникам на тех предметах, которые им надо было сдавать, что во многих случаях улучшило уровень подготовки. При этом глава ведомства отмечает, что дистанционное образование не заменит очное. Кроме того, Анзор Музаев подчеркнул разный уровень оснащенности образовательных учреждений: «О качественном дистанционном образовании в ближайшие годы говорить не приходится».

Досрочная сдача ЕГЭ
В плане-графике проведения экзамена досрочный этап предусмотрен, решение об отмене может быть принято из-за распространения COVID-19.

ЕГЭ по информатике
Впервые экзамен будет проводится на ПК. Нововведение коснется всех сдающих. В осенне-зимний период планируется массовая апробация сдачи на компьютере.

Оценки за 9 класс
Не во всех школах и регионах сдача ОГЭ происходит на высоком объективно уровне. Существует проблема, когда учителя ставят красивые оценки в аттестат, чтобы ученик не шел в 10-11 класс. Возникает социальное неравенство между выпускниками, которых правильно и хорошо учат и теми школами, которые занимаются «приписками». Много фактов фальсификаций выявляется на ВПР. Сейчас ведется активная работа с регионами, чтобы они вносили объективные оценки в аттестаты. Однако смены модели поступления в СПО не планируется.

Источник: https://tass.ru/press/11425
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Фурсенко на «Валдае»:

В ближайшее время будет издан Указ Президента, который предусматривает разработку и принятие Федеральной научно-технической программы по экологии и изменениям климата.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️ МСХА и МАИ пытаются обмануть систему

Как обычно, информация поступила от студентов. Которые сначала паниковали по поводу принудительной вакцинации и прививок, а теперь возмущаются из-за того, что укол делать не обязательно, главное просто подписаться😏

Деканаты этих вузов сообщили, что прививаться ОБЯЗАНЫ все студенты (хотя это и незаконно). После того, как студенты добровольно-принудительно начали подписывать согласие выяснилось, что саму прививку делать не обязательно. Деканату достаточно было собрать подписи и отчитаться👌

Хотите поделиться информацией? Прошу сюда @N_Iznanka_bot

nauchnaya_iznanka
источник
Научно-образовательная политика
По информации НОП, запросы из прокуратуры получили не только в РАНХиГС, но и в целом ряде других вузов и даже школ. Формулировки аналогичные, запрашивают данные активистов, участников акций и митингов, выпускников, уехавших за рубеж и т.д.

А это значит, что отделаться версией о самодурстве одного межрайонного прокурора не получится. А мы было обрадовались.

Но даже если отбросить суть запросов, любой вариант сбора информации для ответа выглядит фантастически с точки зрения реализации. Замдекана звонит студентам и невзначай спрашивает про отношение к Навальному? Староста группы записывает в блокнотик разговоры на перемене? Проректор мониторит соцсети преподавателей? А если он сам убежденный анархист и стажировался в Оксфорде?

- Петрова, не прочитаешь "Иллиаду" - доложу в прокуратуру, что ты развиваешь навыки гражданского протеста!

- Мариванна, а я тогда доложу, что вы нам прививаете чужие культурные ценности!
Telegram
Научно-образовательная политика
В редакцию НОП в последние дни обращаются руководители многих образовательных организаций - от школ до университетов.

Повод - совместная проверка со стороны правоохранительных органов и спецслужб (некоторые коллеги говорят о проверке со стороны Прокуратуры РФ, другие - об участии сотрудников ФСБ).

Кроме попавшей в интернет переписки по проверке в РАНХиГС, проверяют и других коллег: в частности, МШУ "Сколково" и РГГУ.

Период проверки затрагивает: 2018 год - 1 полугодие 2020 года.

В числе прочего, в проверку вошла следующая тематика:

Раздел 2.

8. Наличие случаев участия в мероприятиях, направленных на формирование и развитие в молодежной среде навыков «гражданского протеста», подготовке молодежных лидеров и активистов, обучении их приемам политической борьбы и организации массовых публичных мероприятий, способам защиты своих прав в случае задержания правоохранительными органами в ходе таких мероприятий.

При этом необходимо дать краткий анализ массовых публичных мероприятий и протестной активности, отразить…
источник
Научно-образовательная политика
Наука и университеты – COVID и дистант

Вторая волна коронавируса совпадает по срокам с перезагрузкой национальных проектов, а текущая эпидемиологическая ситуация ставит большое количество вызовов перед научными институтами и университетами.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью «Известиям» рассказал, о том как российские ученые разрабатывают способы борьбы с эпидемией, как идет учебный процесс на грани дистанта и оффлайна в отечественных вузах, где баланс между безопасностью и сохранением нормальной студенческой жизни и что нового в нацпроекте второго поколения «Наука и университеты».

https://telegra.ph/Nauka-i-universitety--COVID-i-distant-10-22
источник
Научно-образовательная политика
Наш поезд к Победе летит (1/2)

2020-й – год 75-летия Великой Победы – прекрасная возможность использовать новые технологии для прививания вечных ценностей. 22 октября открыл свои двери для посетителей «Поезд Победы» – единственная в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда. Организаторами выступили Минобрнауки и РЖД.

Неудивительно, что в запуске этого уникального проекта примут участие высокие гости среди которых первый заместитель Руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, а также генеральный директор-председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Ведь именно Сергей Кириенко очень много внимания уделяет вопросам исторической политики и формирования единой национальной идеи россиян, именно Минобрнауки ответственно за очень сложный студенческий возраст, когда фундаментальные ценности должны заиграть для молодежи новыми и востребованными ими гранями, именно железная дорога связывала всю воюющую Родину воедино, как связывает и дает стимул к развитию России сейчас.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашего Отечества. Однако, течение времени неумолимо – все меньше среди нас ветеранов, которые могли бы напрямую рассказать нам о тяжком военном времени и искренней радости Победы. Все более внимательно нужно относиться к тому, чтобы историческая память о Войне не была замылена или извращена. В этом глубинный смысл позиции президента России Владимира Путина о необходимости формирования и проведения целостной исторической политики.

Неумолим ход истории, который вызывает смену поколений – уже выходят на пенсию дети ветеранов и участников ВОВ, заводят своих детей их сыновья и дочери. И встает вопрос – как «вечный огонь, нам завещанный одним», раздуть в душах, сердцах и умах молодых россиян – тех, кто родился не только уже в современной России, но и в XXI веке. Ведь они вряд ли смогли увидеть слезы на глазах ветеранов, уже иным образом камертоны их сердец отзываются на фильмы о войне, да и смотрят они их всё меньше.

Вечный подвиг героев и Великая Победа являются неприрекаемым фундаментом общественного самосознания россиян, но новый цифровой век не только выдвигает все новые вызовы, но и предоставляет инновационные возможности. А для молодежи очень важна возможность потрогать, покликать, окунуться в атмосферу. Интерактивность и иммерсивность – это технологии практически неограниченных возможностей для работы с исторической памятью. Хороший опыт исторических парков «Россия – моя история», курируемых митрополитом Тихоном тому пример.

Здесь стоит отдельно отметить уникальность замысла – движение по линии фронта (первая часть маршрута «Поезда Победы») или сквозь страну (вторая – до Дальнего Востока) дает возможность сравнить мирную жизнь за окном с огненным лихолетьем войны, искренним героизмом солдат и тружеников тыла.

В каждом вагоне – свой сюжет о ключевом событии войны 1941-45 гг., причем и в форме экспозиции, и в виде прямого взаимодействия с посетителем – через мультимедийные технологии.
источник
Научно-образовательная политика
Наш поезд к Победе летит (2/2)

Рассказать о таком масштабном событии как Великая Отечественная война очень сложно. И организаторы «Поезда Победы» выбрали самый выигрышный вариант – история войны через историю одного человека. В основе экспозиции история о ВОВ, рассказанная от лица ветерана-железнодорожника. Прототипом главного героя стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в период Великой Отечественной войны воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта.

Особый акцент в наполнении экспозиции – неизбитые факты о войне, которые позволяют глубже и многограннее прочувствовать дух тех лет.

Именно это «причастие Победой» означает, что «Поезд» достигает своей ключевой цели – а маршрут у него предстоит очень долгий.

Организаторами акции выступают Министерство науки и высшего образования и ОАО «Российские железные дороги». Авторы экспозиции – историко-художественная группа из Санкт-Петербурга «Невский баталист».

За мультимедийное наполнение отвечала медиагруппа «Красный квадрат». Проект осуществлен при поддержке Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», а также благотворительного фонда «Память поколений» и дирекции года памяти и славы. Партнерами проекта выступили НИТУ МИСиС, Курчатовский институт и корпорация Росатом. За разработку фирменного бренда и сайта отвечало агентство Skimen.

Напомним, что РЖД активно участвует в развитии научного наставничества – именно на базе сотрудничества «Российских железных дорог» и сочинского «Сириуса» (во главе с Еленой Шмелевой) Российский фонд фундаментальных исследований запустил профильную грантовую линейку. А тема наставничества – одна из ключевых в текущей внутренней политики России и интегрирована во все ключевые компоненты кадровой политики Кремля, реализуемой в значительной степени на базе президентской платформы «Россия – страна возможностей» командой Алексея Комиссарова.

Посещение выставки осуществляется с применением всех мер безопасности. На входе посетителям выдаются маски и перчатки, осуществляется замер температуры тела. Там же расположены бесконтактные санитайзеры для дезинфекции рук. В каждом вагоне установлены специальные рециркуляторы для обеззараживания воздуха.

Проект «Поезд Победы», приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне, станет завершающим мероприятием Года памяти и славы 2020. Напомним, что именно Великая Отечественная Война является одним из ключевых стержней формулируемой в настоящий момент национальной идеи, а история и культура, как подчеркивает президент Владимир Путин, являются необходимым фундаментом для любого прорыва. Напомним также, что в этом году также празднуется 75-летие атомной промышленности страны, что добавляет еще больше измерений смыслов в церемонию отправление «Поезда Победы».

Важная роль мероприятия заключается в формировании патриотического воспитания. Инсталляция позволяет не только приобщиться к истории, но и ощутить дух единства народа, который одержал Великую победу.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник