Андрей Яковлев: главное – понять фокус
Объем НИОКР ТПУ составляет более 2 миллиардов рублей. Врио ректора рассказал, как выстраиваются взаимоотношения университета с бизнесом.
О трех вопросах
Самое главное – понять фокус компании, ее приоритеты. Перед началом работы с компанией нужно найти ответы на три вопроса: кто клиент, на чем строится бизнес и что является продуктом деятельности. На этом и основываются дальнейшие взаимоотношения.
Для одних фирм важна технология, для других стратегия, для третьих рынок, для четвертых технологический бизнес – нам важно учитывать все эти направления при выполнении НИОКР в интересах заказчика.
О технологиях и инженерах
Например, «Газпром» позиционирует себя как отраслевой технологический лидер, последовательно внедряющий инновации.
В русле этой стратегии компании мы сейчас разрабатываем технологию, которая позволит из метана получить водород и углерод в виде нанотрубок. Это позволяет получить чистое энергетическое топливо без выбросов СО2.
Мы активно работаем в сотрудничестве с другими компаниями, такими как «Газпром нефть», «Интер-РАО», «Русатом-Гринвей» и другие.
Круг реализации задач огромен – от создания эффективной технологии для поиска трудноизвлекаемых запасов нефти до подготовки инженера будущего.
Об обязанности
Должен ли университет брать на себя обязанности по внедрению своих разработок?
Да, мы обязаны думать, как наши продукты будут встроены в общие экономические цепочки для достижения национальных целей. Скажу так: наша задача понимать и знать, как наши разработки будут использованы на благо нашей Родины.
О кросс-
Университет – это место, где разработки на стыке дисциплин позволяют сделать большие открытия. К примеру, в одном из наших учебных корпусов располагается реактор.
Мы объединились с медиками и вместе с ними готовим образовательные программы в области радиофарммедицины, радиофармпрепаратов, добиваясь таргетного воздействия.
Это кроссдисциплинарная направленность, в которую вовлечены, во-первых, специалисты – физики, медики, во-вторых, индустриальные партнеры. Их миссия – вывести конечный продукт в бизнес, чтобы он стал доступен для потребителя.
Таких кроссдисциплинарных направлений у томского политеха немало. Мы активно сотрудничаем с иностранными фирмами: инновации делаются по всему миру, а не в какой-то конкретной точке. И университет должен быть включен в эту глобальную сеть.
О талантах
Университет должен играть ключевую роль в современной экономической системе, где четко задан фокус на самозанятость людей, их гибкость и активность.
Через вузовские стены проходит огромное количество талантливой молодежи. Наша задача эти таланты выявить, поддержать, чтобы они овладели инструментами для организации собственных производств и могли работать по своим стартапам.
И о стартапах
На данный момент у университета есть свои научно-исследовательские предприятия, которые родились в студенческом технопарке. Они выполняют серьезные задачи, востребованные региональными властями и крупными предприятиями.
Процесс запущен и неплохо развивается, но вместе с тем нам есть куда стремиться. К примеру, ведущие университеты мира за последние 13 лет произвели продукции на 710 миллиардов долларов. Это результат деятельности бакалавров и магистров, их стартапов, технологически ориентированных фирм.
О языке
Язык общения с бизнесом – важная часть коммуникации. Мы должны не только понимать специфику и технологические особенности компании, но и ее корпоративные ценности и культуру. Владея этим языком, мы сможем быть гибкими и адаптивными на пути достижения наиболее эффективного совместного результата.
О смене парадигмы
На сегодняшний день задача университета – стремиться к проактивности, опережать события, а не следовать за ними. Я убежден, что поколение миллениалов, которое сейчас находится в студенческих аудиториях, способно поменять привычную парадигму. И в этом я вижу задачу университета.