Госпубличсовет
Президент России Владимир Путин внес в Государственную Думу проект Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации».
Определена главная функция Госсовета – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти.
Под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие <…> свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.
Основной набор полномочий Госсовета остался неизменным – содействие и внесение предложений. При этом он четко замкнут на Президента как председателя. Он же может возложить на Госсовет иные задачи.
Постоянные члены Госсовета – президент, председатели Совфеда и Госдумы, глава Администрации прещидента, главы регионов. По решению президента могут быть включены любые иные лица (с ограничением на иностранное гражданство или вид на жительство, а также на счета за пределами РФ).
Постоянно действующим является Президиум Госсовета. В составе могут создаваться комиссии и рабочие группы.
Фактически Госсовет приобретает законодательную инициативу, а для Правительства и регионов решения определены как «рекомендации».
Также Государственный совет получает право проводить научные исследования по вопросам его компетенции.
Примечательно, что при перечислении принципов принятия решения Госсоветом при осуществлении его функций на первое место поставлена эффективность, а самостоятельность органов публичной власти – лишь на второе.
Еще раз закреплено понятие «федеральных территорий», особенности функционирования органов публичной власти на которых может быть установлено федеральным законом.
Органы государственной власти, а также региональные власти могут перераспределять полномочия друг между другом, аналогично между регионом и органами местного самоуправления.
Содержание законопроекта свидетельствует о том, что Госсовет будет являться единственным органом, который объединяет в себе все уровни и виды власти – в рамках единой системы публичной власти.
Именно на уровне Государственного совета будет осуществляться стратегическое планирование и согласование интересов ветвей и уровней власти. Госсовет также приобретает статус высшей контрольной инстанции по социально-экономическому развитию, а следовательно – нацпроектам.
В экосистеме Госсовета будет осуществляться согласование позиций и определение приоритетов развития по связкам «президент – правительство», «президент – правительство – отраслевые министерства», «центр – регионы», «центр – муниципальные уровень», «регионы – отраслевые ведомства», «исполнительная власть – Федеральное Собрание» и между каждой из этих точек во взаимодействии с любой другой. Важнейшей функцией Госсовета будет улавливать любые колебания в узлах этой сети.
Именно сетевой подход является новаторским в функционировании Госсовета – в его работе все процессы и участники будут пересекаться со всеми. Это позволит оперативно выявлять проблемные зоны и решать конфликты, в том числе – через построение «обходных путей».
Еще одним ключевым следствием такого формата работы Госсовета является серьезное усиление взаимозависимостей всех ветвей, уровней и «отраслей» государственной власти. Они получают не только площадку для согласования позиций, но и обязанность слаженно взаимодействовать в рамках командной работы.
Можно ожидать активизацию экспертной и научно-исследовательской деятельности Госсовета, превращение его в один из ключевых мозговых центров по комплексному и системному развитию России.
Полный текст законопроекта:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1036217-7