Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 13
Научно-образовательная политика
Актуально о молодёжной политике: @youthpolicy специально для @bigtransfer2024@youthpolicy специально для @bigtransfer2024

Вектор молодёжной политики смещается в регионы и вузы. Создав стабильную систему на федеральном уровне, фокус переместился на локальный в контуре «регион-вузы». Идёт апробация федеральных практик, которые смогут быть эффективны и «на местах».

Связка Чупшева-Фальков-Касамара (АСИ-Минобрнауки-ВШЭ) становится публичным триггером мобилизации социальной миссии вузов (так называемая «третья миссия университета»), которая предполагает одновременно и усиление роли университетов как акторов выработки ключевых решений в регионах, и формирование у вуза статуса модератора в работе с молодёжью (студенты-выпускники-молодые специалисты), НКО и другими локальными комьюнити. При этом Минобрнауки формирует новый экспертный совет по реализации государственной молодежной политики, в состав которого планируют включить реальных практиков.

Также АНО «Россия – страна возможностей» подписала с вузами первые соглашения о взаимодействии. А в октябре в Мастерской управления «Сенеж» прошло отдельное обучение для представителей вузов, в которых осуществляется подготовка по направлению «Организация работы с молодёжью».

Кроме этого, региональные органы по работе с молодёжью в этом году получили широкую возможность использовать франшизы (технологии и бренд) крупных федеральных форумов «Таврида» и «Территория смыслов» для акселерации творческих и социальных инициатив молодёжи. Это уже вызвало интерес у наиболее политически чутких представителей губернаторского и ректорского корпусов. Для них это возможность присутствия в позитивной федеральной повестке. Уже в октябре форум «Таврида» пройдёт в Москве, а «Территория смыслов» запланирована в ноябре на базе Державинского университета в Тамбове.

Если обратиться к риторике первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, который в рамках открытия очередного сезона олимпиады «Я – профессионал» (один из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей») озвучил два важных тезиса, то прозвучали очевидные сигналы для руководств вузов и регионов: во-первых, Кириенко призвал университеты активнее включаться в организацию проекта и организовывать мероприятия в своём регионе, а во-вторых, он обратил внимание на то, что важность работы с молодёжью сформулирована в соответствующей национальной цели, то есть президент обозначил это направление как приоритетное для государства, наряду с экономикой и социальной политикой.

Иными словами, для губернаторов и ректоров сформирован плотный каркас компетенций, ресурсов и технологий по работе с молодёжью, которые большинство из них не спешит интегрировать в свою работу, ограничиваясь лишь формальными заявлениями и призывами «не уезжать в Москву, а оставаться в родном регионе».
источник
Научно-образовательная политика
Студенты РХТУ «нахимичили» для ПСАЛ

На прошедших выходных в подмосковном лагере прошла выездная стратегическая сессия активных студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева, которые три дня работали над созданием проектов трансформации университета.

По словам ректора РХТУ Александра Мажуги, невозможно правильно трансформировать университет, не спросив мнения его основных обитателей - студентов. «В рамках ПСАЛ мы должны перейти к качественно новому состоянию университета, создать среду для развития талантов и условия для полного погружения студентов в жизнь университета, - комментирует для НОП Александр Мажуга. - Мы решили собрать представителей самых активных студенческих обществ нашего вуза и дать им возможность выработать своё видение на то, как должен выглядеть и работать университет».

Основной задачей перед студентами было создание проектов трансформации кампусной и молодёжной политики. Но в ходе активной работы в группах удалось затронуть вопросы образования, студенческой науки и предпринимательства, развития надпрофессиональных навыков и прочие.

Всего на финальный день сессии было представлено больше 15 проектов, 9 из которых получили максимальную поддержку и будут использоваться в рамках ПСАЛ. «Мы увидели, чего не хватает студентам и что они готовы сами менять в университете. Большую поддержку получила идея создания студенческого проектного офиса и коворкинг-пространств для индивидуальной и совместной работы, - поделился с НОП ректор РХТУ. - Студенты заинтересованы в активной интеграции с движением WorldSkills, развитии инициатив по раздельному сбору отходов и активному вовлечению иностранных студентов в жизнь университета с целью популяризации русской культуры и языковой практики. Может показаться, что это очевидные вещи, но необходимо прислушиваться к студентам, чтобы ни в коем случае не пропустить их потребности».

Студенты должны были не просто придумать идеи для проектов, но и предложить механизмы их реализации, посчитать бюджет проекта. Формат проведённой сессии помимо работы в группах, под руководством модератора, также включал лекции и мастер-классы по публичным выступлениям, аргументации, навыкам сбора и структурирования информации. Участники особенно отметили большое количество новых знакомств, которыми удалось обзавестись при работе в смешанных группах, на стыке разных мнений рождались новые идеи и проекты.

Важным преимуществом ПСАЛ является то, что еще до официального вступления в силу, программа эффективно внедряется в университетскую экосистему и затрагивает молодежную тематику, которая тесно связана с вопросами воспитания. Напомним, поправки, связанные с воспитанием внесены в федеральный закон «Об образовании» и являются неотъемлемой частью процесса обучения.

Кроме того, данный подход позволяет формировать пул не просто будущих ученых, но и научно-технологических руководителей с навыками эффективного стратегического видения. Таким образом, мы можем быть уверены, что будущие изобретения молодых химиков-технологов будут направлены на научно-технологический прорыв, а наука нацелена на укрепление своих позиций на мировой арене за счет создания наукоемкой экономики.
источник
Научно-образовательная политика
Отличный пример работы с инфоповодом, на заметку PR-службам ведомств и вузов.

Легкое движение руки по клавиатуре автора поста, затем репост Незыгаря, и вот уже не Минпросвещения выступает инициатором пересмотра порядка проведения Всероссийской олимпиады, принятого в 2013 году аж во времена Дмитрия Ливанова, а Генпрокуратура требует от ведомства Кравцова этот самый порядок пересмотреть.

А что, все верно. Национальные цели вещь тонкая - достигать их надо коллегиально, "в объятьях любви".

А Сергей Сергеевич Кравцов как пионер внедрения в России риск-ориентированной модели контроля и надзора наверняка готов к командной работе с Генпрокуратурой.

А причём тут Ливанов? Правильно, не причём!

Вот кому сейчас хорошо и тепло, это Дмитрию Викторовичу.

Чего и вам желаем!

https://t.me/russica2/33127
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Министерство просвещения снова показало свою некомпетентность, которая может стоить дорого.

За олимпиады школьников взялась Генеральная прокуратура и лично генпрокурор Краснов.

По мнению прокуратуры, текущая структура олипиад школьников не отвечает современным реалиям и не в полной мере учитывает требования антикоррупционного законодательства. Простым языком - олимпиада покупается и покупается часто. Это хорошая возможность за 300-400 тысяч рублей договориться чтобы твой ребенок стал призером и совершенно без конкурса поступил в вуз.

В работе у прокуроров есть десятки и сотни таких примеров, которые доказывают, что это поставлено на поток.

По личному указанию Краснова вопрос был вынесен в публичное поле и даже в инстаграм Генпрокуратуры.

Интересно, что сможет ответить Кравцов на прямое требование заканчивать с беспределом?
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемый Незыгарь второй день подряд популяризирует научно-образовательную политику.

Финальный слоган поста призван бетонной логикой придавить врагов народа:

Однако эти и другие скандальные действия на грани уголовных дел, как полагают источники в Минстрое, могут быть при поддержке министра Якушева сознательно организованы ректором Акимовым.

Причина - в его стремлении передать вуз в ведение Минстроя. В этом случае ректор и министр получат доступ к немалой части почти 800 миллиардных сумм, выделенных на реформу высшей школы на ближайшие четыре года в рамках национального проекта «Образование».

Национальный проект «Образование» реализует Минпросвещения во главе с Сергеем Кравцовым, и выделенные в рамках него бюджетные деньги пойдут на развитие школ, техникумов и педуниверситетов.

Ни Фалькова, ни тем более Якушева тут нет.

Для уважаемых читателей поясним:

1. Недавняя успешная поездка Татьяны Голиковой и Валерия Фалькова в Тюмень так сильно наполнила болью сердца оппонентов, что они не смогли удержаться от того чтобы пополнить счета ряда ведущих ТГ-каналов. Информационная атака, очевидно, будет продолжена.

2. Приказ из МГСУ (вы его найдете в Незыгаре постом выше) советуем взять на вооружение руководителям университетов для применения у себя.

То есть увлекательную историю от Незыгаря и его новосибирского автора публикации прочтите, а приказ масштабируйте - как отличный образец добросовестной работы ректората в условиях профилактики COVID-19 в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

https://t.me/russica2/33141
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Мощная московско-тюменская группа в Правительстве РФ во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным несет репутационные потери.

Сразу двое министров, выходцев из Тюмени, оказались в зоне действия критики Президента, высказавшего неудовлетворенность сроками исполнения своих поручений.

В частности, по «гармонизации законодательства» в соответствии с требованиями национальных проектов.

В центре скандала оказался НИУ МГСУ, ведущий строительный вуз страны, находящийся на стыке интересов Владимира Якушева. И Валерия Фалькова, в прошлом многолетнего ректора Тюменского госуниверситета, ставшего в январе 2020 года министром науки и высшего образования.
В информационное пространство попали документы, свидетельствующие о том, что ио ректора Павел Акимов, которого называют ставленником министра Якушева, сорвал учебный год в МГСУ. 

Не хватает больше половины преподавателей. При этом около 70 процентов из них находятся в возрасте 65+ и переведены на удаленную работу.

Не утверждено до последнего времени учебное расписание…
источник
Научно-образовательная политика
Научные свершения итальянца в Томске

Привлечение иностранных талантов – неотъемлемая часть научной политики любого серьезного государства. Для достижения значительного эффекта необходимо соблюдать три условия:

1.  Сальдо. Циркуляция умов – вещь нормальная, неизбежная и даже желательная. Необходимо следить за тем, чтобы более-менее сходился «баланс» - убывших и прибывших, причем не столько с количественной, сколько с качественной точки зрения. Важно уделять внимание не только привлечению иностранцев, но и удержанию собственной молодежи, а также предоставлению ей понятной модели роста.

2.  Звезды. Особая «охота» ведется на ведущих ученых – именно их пытаются завлечь в свои научные центры все серьезные игроки на мировой научной арене. Для этого нужна комбинация финансовых и инфраструктурных условий – ведущие ученые поедут только туда, где они смогут работать на привычном им уровне.

3.  Перспективные молодые исследователи. Звезд и «генералов» в науке не столь много, поэтому нужно также ориентироваться на тех молодых «лейтенантов» – как правило, в категории постдоков – которые готовы работать в России и расти в профессиональном плане. Здесь нужно опять же иметь фундамент для привлечения талантов – оборудование, зарплата, жилье.

Очень важно, что должны быть соблюдены условия для активной поддержки не только своих студентов и преподавателей, дабы они оставались в науке, но также с целью активизации академической мобильности внутри России.

Привлечение ведущих ученых и талантливой молодежи из-за рубежа поставлено в качестве одной из важных задач как в Стратегии научно-технологического развития, так и в нацпроекте «Наука», а далее – эволюционирует в мероприятия «Науки и университетов».

Самое интересное, что многие иностранцы с большим энтузиазмом едут в Россию – и речь не только о соотечественниках, но именно о тех, кто родился, вырос и получил образование в своей стране, но заинтересовался предложениями, которые делают российские вузы. В качестве иллюстрации приведем историю Антонио де Мартино, который работает в Томском политехническом университете.

В ТGE ведет исследование химик Антонио Ди Мартино. Он приехал в Томск из Италии. Здесь он разрабатывает системы для адресной доставки лекарств.

Сейчас Антонио – доцент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского политеха. Впервые он приехал в Томск в 2015 году, а в марте 2020 переехал на постоянное место жительства.

Антонио разрабатывает системы для доставки лекарств на основе полимеров. Они способны контролировать скорость и место высвобождения лекарственных средств в организме.

«Впервые я посетил Россию, когда был аспирантом в Чехии. В Томский политех приехал по стипендии. Тогда началась моя работа под руководством профессора Марины Трусовой и доцента Павла Постникова, мы опубликовали первую совместную статью. Потом было еще несколько поездок в Томск, и я решил оставить работу в Чехии и переехать сюда. Основная причина, по которой я выбрал Томский политех, — это хорошие перспективы и условия для профессионального роста. Я могу рассчитывать на высокую квалификацию моих коллег (профессоров, исследователей, студентов) из Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ, при этом высокий уровень исследований подтверждается количеством и качеством наших публикаций в международных научных журналах с высоким импакт-фактором. Это хорошая среда для развития моих навыков и знаний», — говорит Антонио Ди Мартино.

По словам молодого ученого, адаптироваться в Томске ему было легко: «Я чувствую себя, как дома, – у русских и итальянцев много общего. К тому же, все мои коллеги в лаборатории владеют английским, поэтому нет особых сложностей в личной или профессиональной коммуникации. Я останусь в Томске до окончания контракта с ТПУ и посвящу себя исследованиям, а после решу, что делать дальше».

Еще две истории об иностранных ученых в России: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3200
источник
Научно-образовательная политика
В-четвёртых, сказав А, надо двигаться к Б.

Раз государство признало, что "третья миссия" университетов - это важная часть госполитики (в том числе, в рамках макрозадач нацпроектов и национальных целей развития), то самое время формализовать не только рамку, но и конкретную дорожную карту для стейкхолдеров (вузы/регионы) в рамках реализации социальной миссии университетов.

В частности, её задачи не только можно и нужно увязать с логикой и парадигмой больших  консорциумов (Программа стратегического академического лидерства, НОЦ и т.д.), но через "третью миссию" включить в активную и осмысленную командную работу массу вузов, которые не попадут в ПСАЛ и сегодня чувствуют определенную растерянность.

В-пятых, учитывая многовекторность решаемой задачи, полярность позиций лиц и центров принятия решений, отсутствие к настоящему моменту единого видения даже среди инициаторов публичной дискуссии (Минобрнауки, АСИ, НИУ ВШЭ) и мотивационной карты не только в университетской среде, но и среди акторов-модераторов - представляется целесообразным обсуждение повестки "третьей миссии" с участием самого широкого круга заинтересованных лиц. В первую очередь, ректоров университетов и представителей власти субъектов РФ.

https://t.me/vakasamara/1564
источник
Научно-образовательная политика
⚡️МИНПРОМТОРГ РФ:
ОФИЦИАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ПЕРЕПОДЧИНЕНИЯ ВУЗОВ

Министерство науки и высшего образования РФ выстраивает единую образовательную систему России и успешно справляется с координацией работы вузов. Минпромторг России активно взаимодействует с Минобрнауки России в части профильных вузов и заинтересован в продолжении реализации совместных проектов. Взаимодействие между ведомствами ведется на всех уровнях и проходит в конструктивном рабочем формате. Вопрос о переподчинении вузов в Минпромторге России не обсуждается.Министерство науки и высшего образования РФ выстраивает единую образовательную систему России и успешно справляется с координацией работы вузов. Минпромторг России активно взаимодействует с Минобрнауки России в части профильных вузов и заинтересован в продолжении реализации совместных проектов. Взаимодействие между ведомствами ведется на всех уровнях и проходит в конструктивном рабочем формате. Вопрос о переподчинении вузов в Минпромторге России не обсуждается.

Тем самым, Минпромторг официально подтвердил, что появившиеся в ряде телеграм-каналов сообщения о переподчинении вузов и снижения аппаратного веса министра Фалькова - не более чем информационная атака, fake news.

В свою очередь, достоверную информацию по данному вопросу вчера опубликовали коллеги из @kremlebezBashennik и мы.

https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!informacionnoe_soobshhenie_po_voprosu_perepodchineniya_vuzov
источник
2020 October 14
Научно-образовательная политика
Международные новости научно - образовательной политики:

Алексей Венедиктов выявил причины, позволяющие учащимся младших классов в Москве вернуться за парты в период пандемии.
источник
Научно-образовательная политика
Нечасто соглашаюсь с НОП, но нынешний очевидный наезд на Валерия Фалькова и правда выгядит неуклюже. По существу, критика строится на одном примере: неудачное начало учебного года в МГСУ (Московский государственный строительный университет). Зачем-то приплетается нацпроект "Образование", который к вузам вообще отношения не имеет.

Да, надо признать, что в российских вузах полно системных болезней, и вынужденный дистант подчеркнул многие из них: удивительно, что авторы критики не потрудились подыскать побольше примеров головотяпства. Но, так или иначе, глупо винить министра, находящегося в должности 8 месяцев, в отсутствии расписания занятий или в высоком среднем возрасте преподавателей МГСУ. Это следствия гораздо более глубоких проблем, на решение которых нужны годы и даже десятилетия.

Если уж и выбирать повод для негатива, логичнее было бы обратиться к излишне бравым отчётам по скоростному введнию дистанта (ещё в апреле). Но и тут больше отличились ректоры и профессиональные эксперты-на-подпевке, чем сам Фальков.

Пожалуй, как простой участник научно-образовательного действа, могу только повторить главное пожелание, красноречиво выраженное в результатах недавнего опроса: хотелось бы зафиксировать ясные правила игры хотя бы на срок в 7-10 лет. Боюсь, что охота на ведьм и постоянная делёжка власти лишь отдаляют нас от этих радужных перспектив.
Telegram
Научно-образовательная политика
Уважаемый Незыгарь второй день подряд популяризирует научно-образовательную политику.

Финальный слоган поста призван бетонной логикой придавить врагов народа:

Однако эти и другие скандальные действия на грани уголовных дел, как полагают источники в Минстрое, могут быть при поддержке министра Якушева сознательно организованы ректором Акимовым.

Причина - в его стремлении передать вуз в ведение Минстроя. В этом случае ректор и министр получат доступ к немалой части почти 800 миллиардных сумм, выделенных на реформу высшей школы на ближайшие четыре года в рамках национального проекта «Образование».

Национальный проект «Образование» реализует Минпросвещения во главе с Сергеем Кравцовым, и выделенные в рамках него бюджетные деньги пойдут на развитие школ, техникумов и педуниверситетов.

Ни Фалькова, ни тем более Якушева тут нет.

Для уважаемых читателей поясним:

1. Недавняя успешная поездка Татьяны Голиковой и Валерия Фалькова в Тюмень так сильно наполнила болью сердца оппонентов, что они не смогли удержаться…
источник
Научно-образовательная политика
Одной из линий, отмеченных @DavydovIn является параллельное существование трёх сущностей.

Одна из них обозначена президентом Путиным и называется "национальными целями". Через них формулируются метазадачи национальных проектов.

Вторая сущность - это ожидания россиян (читайте - электората) от реализации национальных проектов - общественно-значимые результаты. То есть не красиво-прописанные индикаторы и "контрольные точки", а насущные ожидания конкретных результатов.

Третья сущность - это особое видение и специфика работы той самой "системы", о которой пишет Давыдов.

Чудеса цинизма и полное (зачастую) пренебрежение к идеи консолидации с первыми двумя сущностями "система" проявляет на этапе черновой работы - отделов и департаментов ФОИВов.

Именно тут, в святая-святых бюрократии усталые и не всегда государственно-мыслящие чиновники средней руки готовят проекты документов, направленные на то, чтобы чиновникам было проще отчитаться по итогам работы, а иногда - с целью учесть пожелания также не очень государственно-мыслящих лоббистов, вхожих к чиновникам средней руки.

Когда-то позже, после совещаний у президента/премьер-министра/вице-премьера эти детские шалости "системы" будет отмечены на самом верху и войдут в историю в виде увольнения отдельных руководителей средней руки, "подставивших министра".

Но это будет потом, когда-то.

Ну а пока, "гуляй рванина".
Ведь никто не видит.
Ну, почти никто.

https://t.me/DavydovIn/3731
источник
Научно-образовательная политика
Журнальная власть (1/2)

Сила и влияние в научной политике, как и в любой иной, состоят из множества элементов, которые сами по себе могут казаться не столь значимыми, но в случае монополизации права на те или иные функции либо в своей комбинации – вполне могут приводить к серьезному усилению того или иного актора. Во многих смыслах научная политика выстраивается таким образом, чтобы не допустить избыточного доминирования того или иного участника взаимодействий.

Российская академия наук официально является высшим экспертным органом в России, концентрируя значительную часть функционала по оценке научно-исследовательских работ в широком смысле слова. При этом в логике системы сдержек и противовесов влияние РАН не абсолютно – часть организаций правительственной подведомственности планируется вывести из-под экспертного контроля, в вопросах аттестации кадров значима роль ВАК, а экспертиза подведов отраслевых ведомств все равно обсуждается в специальных коллегиальных органах, которые в итоге и выносят решение. Впрочем, РАН планируется делегировать право экспертизы всех закупок на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы ведомств и иных главных распорядителей бюджетных средств.

В настоящее время сложился достаточно устойчивый баланс сил между Академией и Минобрнауки – РАН осуществляет научное и научно-методическое руководство научными институтами, а также фундаментальными и поисковыми исследованиями. Минобрнауки, с другой стороны, осуществляет выработку и реализацию государственной политики, администрирование и финансовое обеспечения работы как университетов, так и НИИ. Мудрость руководства и РАН, и Министерства как раз и состоит в том, что есть четкая установка на прагматику сотрудничества, а также абсолютно обоснованная уверенность в грамотности научно-политического курса самых высших управленческих стран – уровня Администрации Президента и Правительства.

Однако, в научно-политической силе есть и менее заметные, но от того не менее значимые компоненты. Например, контроль над научно-публикационной активностью. И в этих вопросах нужно опускаться на уровень глубже – и смотреть не на формальное распределение полномочий между институтами научно-политической власти, а на деятельность уже отдельных блоков внутри них и между ними.

Ниши плагиата и журнальной политики плотно занял вице-президент РАН Алексей Хохлов, солидаризировавшись в этих вопросах с «Диссернетом», а также радикальным Клубом «1 июля». Он же выступил от Академии при подписании Меморандума о намерениях с компанией Elsevier, оператором Scopus.

В рамках Меморандума предполагается разработать регламент регулярного взаимодействия между РАН и Elsevier с целью создания системы сотрудничества:
- по вопросам предложения новых российских журналов, отбору и оценки их качества для рассмотрения к возможной индексации в Scopus,
- по выявленным фактам нарушений этики научных публикаций с целью переоценки журналов, нарушающих этику, Экспертным советом по отбору контента в базу данных Scopus и возможного прекращения их индексации базе данных Scopus.

Было решено продумать и согласовать процедуру участия экспертов Elsevier в обсуждении вопросов этики и ее нарушений научными журналами, вопросов оценки научных журналов, в рамках Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований, Рабочей группы и Группы мониторинга качества RSCI, а также в рамках других мероприятий РАН по вопросам этики научных публикаций.

С одной стороны, Академия действительно должна заниматься подобными вопросами, но с другой, есть ощущение, что конечными бенефициарами сотрудничества со Scopus станет только ограниченная часть руководства РАН. Та самая, которую представляет вице-президент Алексей Хохлов.
источник
Научно-образовательная политика
Журнальная власть (2/2)

По сути, в рамках взаимодействия с Elsevier, КПФНИ (доклады которой ощутимо подставили и РАН, и лично ее президента Александра Сергеева), получает власть не только контролировать соблюдение научной этики по всем журналам, что включены в Scopus или стремятся туда попасть, но и лоббировать соответствующие решения – и по журналам, и по отдельным статьям (в случае ретрагирования). В худшем случае ректоры университетов и директора институтов должны будут «ходить на поклон» в КПФНИ или лично к академику Хохлову, чтобы их журналы вошли в Scopus или сохранились там.

Заметим, что КПФНИ тесно связана с «Диссернетом», а в докладах обоих «структур» присутствует противоречащая научной логике и здравому смыслу экстраполяция нескольких проблемных случаев на весь журнал, а заодно – и его редколлегию с редсоветом.

Стоит также учитывать, что именно Scopus является основным «производителем» мусорных журналов и публикаций – к Web of Science в основном претензии есть к ESCI (индексу молодых растущих журналов). Кстати, он постепенно исключается как референтный в вопросах защиты диссертаций и присвоения ученых званий – такова солидарная позиция Минобрнауки, ВАК, а также самой РАН.

Что же получается в итоге? Не Академия наук, а лишь «группа Хохлова» получает возможность взаимодействовать с Elsevier в каждодневном и рабочем порядке. Напомним, что не так давно деятельность КПФНИ была всерьез зарегламентирована, а состав обновлен – дабы не повторялись выходки, подобные той, что поставила под удар последние выборы в РАН, прикрываясь борьбой с плагиатом. Да и сама Комиссия не является структурным подразделением Академии, а создана «при Президиуме РАН».

Всерьез возрастает влияние «Диссернета», который в своей «охоте на ведьм-плагиатчиц» переходит к измельчанию и «натягиванию» своих кейсов, а также к очень избирательному (радикально-либерально-оппозиционному) отбору своих жертв.

Безусловно, сотрудничество с Elsevier, а также с Clarivate Analytics (оператор Web of Science) необходимо всецело развивать. Однако представляется, что в текущем формате высока вероятность того, что серьезная власть в рамках журнальной политики будет сосредоточена в руках отдельной академической группы, в которую входят некоторые представители руководства Академии, а также некоторая группа лиц, участвующая в работе «Диссернета» и КПФНИ – которые, не представляя из себя значительных величин в науке и прикрываясь борьбой «за чистоту» исследовательских практик, де-факто занимаются дискредитацией российской государственной позиции.
Не уверены, например, что у президента РАН Сергеева и у других членов президиума Академии, полностью солидарная с обозначенной позиция.

Нужно напоминать, что журналы – это, если угодно, неравная система науки. И за контроль над этими вопросами идет весьма серьезная борьба. В любом случае администраторам научной политики стоит наблюдать за тем, чтобы новые полномочия отдельных групп не превратились в неуправляемый диктат, причем не в интересах РАН и большой российской науки.

Пресс-релиз Elsevier о Меморандуме: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e43ec3d2-35ee-4906-96e6-9fefc36d3524
источник
Научно-образовательная политика
Молодежь: исследователи и наставники

Министерство науки и высшего образование запустило программу «Содействие занятости выпускников 2020 года на научно-исследовательские позиции в образовательные организации высшего образования и научные организации», которая позволит выпускникам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры трудоустроиться на научные позиции в подведомственные Минобрнауки России организации – то есть университеты и научные институты.

Программа запущена в пилотном режиме, а ее цель – обеспечить приток молодых кадров в секторы высшего образования, исследований и разработок. Сроки реализации: с 1 сентября 2020 года по 31 августа 2021.

Предложенные меры должны способствовать тому, чтобы выпускники получали возможность более тесно интегрироваться в научно-образовательные проекты университета или НИИ – это обеспечит не только привлечение молодых кадров, но также всерьез улучшит показатели трудоустройства – как по специальности, так и самого по себе.

Заметим, что трудоустройство предлагается для выпускников любого уровня, а структура требований к научным позициям такова, что она активно стимулирует продолжать обучение на все более высоком уровне – вплоть до кандидатского уровня. Это означает, что студенты смогут совмещать обучение и реальную работу в области исследований и разработок – что намного более проще и продуктивнее на площадке собственного вуза.

Также стартовала другая, тесно логически связанная с первой программа «Содействие занятости студентов образовательных организаций высшего образования на позиции наставников для одаренных и талантливых школьников в целях реализации их исследовательских проектов» направлена на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Участники получат опыт педагогической практики и проектной деятельности, а также смогут продемонстрировать свои профессиональные качества перед потенциальными работодателями. Одной из задач является проведение ранней профориентации талантливых школьников-участников программы «Сириус.Лето: начни свой проект» Образовательного центра «Сириус».

Программа реализуется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Образовательным фондом «Талант и успех» с 1 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года.

Здесь стоит подчеркнуть, что «Сириус» и Елена Шмелева все глубже интегрируются в стержневые проекты по научно-образовательным векторам. В Сочи уже сформирована полноценная многоуровневая образовательная система – от лицея и сессий для школьников – через студенческие программы и научно-технологический университет – к лабораториям мирового уровня и собственному ИНТЦ («технологической долине»).

С научно-политической точки зрения очень важна фиксация сотрудничества Минобрнауки и «Сириуса».

Не менее важно, что с помощью данной программы формируется уникальная сквозная связка: школа – университет – работодатель. Одновременно с этим активно развиваются механизмы наставничества, что особо усиливает связку «школа-вуз». Добавим, что развитие научного наставничества в настоящий момент делегировано Российскому фонду фундаментальных исследований, однако «Сириус» в данных вопросах выступает как общероссийский центр компетенций и генератор лучших практик.

Обе программы полностью выдержаны в методологии научно-технологического прорыва и идеологии нацпроектов «Наука» и «Образование» - также они в максимальной степени будут сопрягаться с единой системой поддержки молодых ученых, которая в настоящее время обретает все более ясные очертания.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3198
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемый Марат Баширов!
Ошибки в цифрах допускают все. Бывает, и НОП ошибается. И Политджойстик тоже, поверьте. Можем привести примеры, но это не суть дискуссии.

Если посмотреть с позиции научно-образовательной политики России, то доктор наук, профессор, президент Сибирского федерального университета Александр Усс принёс (и продолжает) приносить большую пользу.

Насколько знаем, его позиция в целом соответствует государственной позиции России, обозначенной и Правительством РФ (об отдельной позиции начальника одного из управлений АП мы в курсе).

А чья позиция у Вашего, без всякого сомнения, популярного телеграм-канала?

https://t.me/politjoystic/16826
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня, 14 октября 2020 года в 17:10 в Финансовом университете при Правительстве РФ пройдет онлайн-встреча с Сергеем Колядой, руководителем пресс-службы АНО «Россия – страна возможностей».

Он выпускник ФУ и расскажет о том, какие в России есть социальные лифты, ценит ли государство талантливую молодежь, какие уникальные возможности открывает для студентов эта новая платформа, как правильно организовать практику и многое другое. ​

Сергей своим примером поддерживает линию РСВ по поддержке университетов и интеграции вузовской работы и проектов Президентской платформы.

Очень скоро, 27 октября и наша команда будет участвовать в очередном знаковом мероприятии по укреплению работы университетов, для участия в котором на днях будут приглашены ректоры и проректоры (ждите писем, коллеги).

В мероприятии примут участие Валерий Фальков, Александр Сергеев, Алексей Комиссаров, Александр Бугаев, Роберт Уразов и многие другие.

А пока, советую всем посмотреть трансляцию, сегодня в 17:10.

https://m.vk.com/wall-6319_28905
источник
Научно-образовательная политика
Пациент «Камчатка» (1/2)

Расследованию причин экологической катастрофы на Камчатке интенсивно подключились представители научного сообщества.

Позиция Российской академии наук о причинах случившегося подробно была представлена 12 октября 2020 года на площадке пресс-центра «МИА Россия сегодня» (@pressmia) и 13 октября 2020 года на Заседании Президиума РАН. По экспертной оценке академиков, причины случившегося кроются в природном явлении, связанном с массовым цветением водорослей. Вице-президент РАН Андрей Адрианов о случившемся: «Я уверен, что мы столкнулись с таким масштабным, но не редким для Камчатки явлением, как вредоносное цветение воды (ВЦВ), или так называемые красные приливы».

Экосистема уже восстанавливается, природная катастрофа зафиксирована на ее завершающей стадии. В пробах вредоносного цветения воды уже найдены токсины, которые привели к массовой гибели группы беспозвоночных морских животных.

Президент РАН Александр Сергеев отметил: «Мы все привыкли к тому, что такие катастрофы бывают, как правило, рукотворными. Во многих ситуациях это действительно так, но не во всех. То, что случилось в Норильске и на Камчатке, заставляют нас более внимательно отнестись к ситуации и подумать, а не может ли природа тоже оказаться тем фактором, который способен спровоцировать подобные явления?»

Таким образом, назрела необходимость создания центра контроля за водными бассейнами в России. Природное явление затронуло и другие государства: США и Канаду. Однако в этих странах в настоящее время данному вопросу уделяется большее внимание, там созданы специальные службы, отслеживающие подобные процессы.

Эксперты отмечают, что цветение микроводорослей является природным явлением и может быть связано с климатическими изменениями.

Позицию Минобрнауки по данному вопросу на заседании Президиума РАН представил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Люлин. Министерство проводит работы по данному направлению, хоть и не является главным исполнителем. «На территории Калужской области был открыт карбоновый полигон. Сеть таких полигонов очень важна для того, чтобы понимать и контролировать выбросы парниковых газов», - подчеркнул Сергей Люлин. Сейчас Минобрнауки планирует открытие подобных полигонов при подведомственных вузах.

Для мониторинга климатической ситуации, в том числе в воде, будет производиться строительство научно-исследовательских судов. Особое внимание будет уделено дистанционному зондированию земли.

Проблематика гелиогеофизических наблюдений требует единой государственной программы, что ранее обсудили представители Министерства с вице-президентом РАН Юрием Балегой.

В тандеме с РАН к обсуждению проблемы подключилось Минприроды РФ. Заместитель главы Министерства природы РФ Константин Румянцев комментирует: «Нашей стране важно оказаться не на обочине климатической мировой повестки. Без помощи ученых мы не выполним те задачи, которые стоят перед нами. Как справедливо заметил Александр Михайлович, Арктика - это «кухня погоды». Мы реально не представляем себе дальнейшую работу в Арктике и Антарктике без помощи Российской академии наук. Мы гордимся возможностью работать с РАН». Напомним, Минприроды (и Росгидромет) – одни из крупнейших операторов научно-исследовательских судов наравне со связкой Минобрнауки-РАН.

Источники:
1.  http://pressmia.ru/pressclub/20201012/952936520.html
2.  https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-13-10-20-pryamaya-translyatsiya
Telegram
Научно-образовательная политика
Полигон для углеродного следа

В национальном парке «Угра» в Калужской области заработал первый в стране карбоновый (углеродный) полигон площадью 600 гектаров. На церемонии открытия и в приуроченной к нему конференции приняли участие помощник Президента Андрей Фурсенко и министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

На полигоне будут проводиться измерения эмиссий парниковых газов. Ученые планируют разработать цифровые модели с учетом биомассы для участков с разными почвами, гидрологическими и другими условиями. Для этого они создадут гиперспектральную библиотеку растительного покрова, рассчитают вегетационные и другие индексы (NDVI, EVI, BGNG, CWC, CN, LUE и другие), определят видовой состав растительности. «Применение этих методов позволит создать научно обоснованные методики для объективного расчета углеродного баланса и может стать основой для разработки национальных экологических стандартов в России», — отмечает Алексей Белинский, генеральный директор компании Ctrl2GO, инициировавшей проект.

Место…
источник
Научно-образовательная политика
Пациент «Камчатка» (2/2)

Своим экспертным мнением по «Камчатскому вопросу» с НОП поделился опорный химический вуз России - РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Анна Макарова, профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д.И. Менделеева, считает, что для нормализации сложившейся экологической ситуации на Камчатке, а также профилактики повторения подобных катастроф, местным властям необходимо предпринять 4 основных шага:
1. Провести инвентаризацию находящихся в обращении на территории химических веществ (можно использовать рекомендации Минпромторга России);
2. Создать систему управления химической безопасностью, включая управление промышленной безопасностью и рисками, используя при этом лучшие отечественные и зарубежные практики;
3. Провести полное обследование полигонов ядохимикатов и составить программу по их удалению с территории (возможно поэтапную);
4. С использованием мониторинговых данных и моделирования составить научно обоснованный план и приоритетность рекультивации наземных и водных экосистем.

«Камчатка обладает уникальной экосистемой которая в настоящее время подвержена воздействию самых разнообразных  природных факторов, - сообщила Анна Макарова. - Повышенная сейсмическая активность сопровождающаяся выбросами газов, также как деятельность человека по освоению природных богатств Камчатки могут носить разрушающий характер. В целом состояние водных объектов на Камчатке определяется как «слабозагрязненные», однако отдельные объекты могут переходить и в статус «грязные».»

Россия длительное время была мировым «экологическим донором». Пока у нас доминировала сырьевая экономика, экономики ведущих государств перестраивались в направлении развития науки и инноваций. Понимая важность изменений биосферы для биоразнообразия и здоровья человека, многие страны уделяют особое внимание экологии. Россия значительно отстает по данным показателям, поэтому сегодня на фоне случившегося критически важно создание возможностей физико-математического моделирования глобального и регионального климата, а также суперкомпьютерных ресурсов с учетом экономических оценок.

Пример Камчатки показал, что «экология» - это не только про природу, животных, растения и климат, но и про науку, экономику, обучение экологической грамотности населения и популяризацию темы. Важную роль в развитии экологической экосистемы играют РАН и Минобрнауки, поскольку, когда мы говорим о научно-технологическом прорыве, неизбежно встает вопрос риска побочных явлений, связанных с новыми технологиями. Новое поколение технологических лидеров должно иметь системное представление о развитии, последствиях и ответственном отношении к действиям.

Кроме того, когда мы говорим о формировании здорового образа жизни, то не стоит забывать и о среде обитания. А ведь что как не спорт является одним из проявлений здорового образа жизни, которому недавно было уделено пристальное внимание на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, в котором приняли участие оба министра образования. Важно формировать и у школьников, и у студентов понимание того, что человек здоров и силен не только когда он физически развит и вынослив, но и когда он формируется в «здоровой» окружающей его природе.

Традиционно мы привыкли рассматривать такие укоренившиеся привычки, как выкинуть в неположенном месте мусор или использовать неразлагаемые целлофановые пакеты, как обычное явление. Все это связано с тем, что в сознании большинства отсутствует связка «человек-природа» или же имеет отсылки где-то к появлению Земного шара. Однако экологические катастрофы все более явно дают людям понять, что природа болеет и человек должен ей помогать, а не уничтожать ее.

Также «Камчатский кейс» продемонстрировал, что в вопросах экологии необходимо дождаться заключения квалифицированных специалистов и ученых прежде чем начинать «охоту на ведьм» и искать виновных среди министерств или бизнеса.
Telegram
Научно-образовательная политика
Спорт: наука и политика

Сегодня на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта под председательством президента России Владимира Путина прозвучало немало сюжетов, связанных с научно-образовательной политикой.

На заседании много говорилось о гармонизации законодательства и систематизации усилий государства в точках сопряжения физкультуры, спорта и образования. Именно спорт должен являться одним из становых хребтов молодежной политики.

Особенно важна в этом процессе роль университетов – это отметил и президент, и многие участники. Здесь значим акцент не только на студенческом спорте, но также на спорте как составляющей «третьей миссии» вуза. Университеты отвечают и за кадровое обеспечение массового и профессионального спорта, и за инфраструктуру, выступая в качестве центров формирования спортивных кластеров.

Однако, самое интересное с политической точки зрения было связано с экспертно-научным обеспечении развития спорта.

Состоялся бенефис «Иннопрактики» и возглавляющей ее Екатерины Тихоновой.…
источник
Научно-образовательная политика
Дальневосточный прорыв: атом и цифра

Госкорпорация «Росатом» и Дальневосточный федеральный университет открыли 14 октября 2020 года на острове Русский Международный научно-исследовательский центр перспективных ядерных технологий (МНИЦПЯТ), который обеспечит удаленный доступ российских и зарубежных студентов, молодых ученых и специалистов к работе на исследовательских ядерных реакторах Росатома, а также станет центром разработки цифровых решений для проектов развития Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Пользователям МНИЦПЯТ будет предоставлен доступ к опыту Росатома в области сквозных цифровых технологий. С помощью представленных в Центре разработок в сфере искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей и производственных технологий, в числе которых цифровые двойники, пользователи МНИЦПЯТ смогут решать задачи моделирования объектов и окружающей их среды, экологической и климатологической ситуации на Дальнем Востоке, а также экономической базы, которая опирается на богатые ресурсы региона.

В церемонии открытия МНИЦПЯТ приняли участие директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева, ректор ДВФУ Никита Анисимов, представители различных компаний ГК «Росатом», заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Василий Нагибин, представители Минкомсвязи России, и Правительства Приморского края, другие.

Екатерина Солнцева в обращении к участникам мероприятия подчеркнула тесную связь создаваемого Центра с конкретными задачами территориального развития: «Центр может стать хорошим примером практического применения цифровых технологий в дальневосточном регионе. Участие в конкретных проектах, в том числе реализуемых в регионе Росатомом, обеспечит более высокий уровень подготовки инженерных кадров».

Непосредственно созданием Центра на острове Русский занимались специалисты АО «Наука и инновации» - научного дивизиона Госкорпорации «Росатом».

Ректор ДВФУ Никита Анисимов указал на то, что открытие МНИЦПЯТ – это «важный шаг в реализацию национальной программы развития Дальнего Востока»: «Размещение в ДВФУ подразделения ГК «Росатом» открывает новые возможности для запуска прорывных проектов на стыке ядерных технологий и цифровой экономики и совместной подготовки специалистов высокого уровня. Это важный шаг в деле опережающего развития Дальнего Востока и укрепления позиций России на международной арене», - добавил ректор.

Во МНИЦПЯТ уже открыт доступ к двум уникальным VR-экспериментам, разработанным в Лаборатории виртуальной реальности НИЯУ «МИФИ» в 2018-2019 годах. В рамках деятельности МНИЦПЯТ также будет организовано обучение студентов ДВФУ по образовательным программам, связанным с ядерными технологиями. Также исследователи уже смогут использовать в своей научной работе пакет программ суперкомпьютерного моделирования и инженерного анализа «Логос», предоставляемый Росатомом.

Напомним, что МНИЦПЯТ создан по инициативе Госкорпорации «Росатом» в рамках выполнения решения Президента России Владимира Путина о формировании на о. Русский Центра цифрового развития. Соглашение о сотрудничестве в создании Центра в 2019 году подписали на Восточном экономическом форуме Росатом, Минвостокразвития России, Минкомсвязь России и ДВФУ.

Данный пример не только является подтверждением флагманского статуса ДВФУ не только в рамках России, но и шире – Азиатско-Тихоокеанского региона, но также лишний раз свидетельствует о том, что научно-технологический прорыв является системным и должен выражаться в сопряжении его векторов – в данном случае цифрового и атомного, лидером которых является Росатом.

Углубление партнерства ДВФУ с Росатомом, а также активное развитие экосистемы острова Русский – цифровой, инженерной, образовательной, научной, технологической – подчеркивает полную готовность к созданию дальневосточного научно-образовательного центра мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».
источник
Научно-образовательная политика
Нобелевская премия-2020

Объявлены лауреаты Нобелевской премии по всем направлениям.
1. Нобелевская премия «Физиология и медицина» - Харви Дж. Альтер (США), Чарльз М. Райс (США), Майкл Хоутон (Великобритания) - присуждена трем ученым, которым удалось открыть вирус гепатита С (особое внимание в этом году именно этой теме было уделено из-за пандемии COVID, а носителями гепатита С являются 71 млн чел., потому важно не допустить пандемии гепатита С).  2. Нобелевская премия по физике: Роджер Пенроуз (Великобритания) - «за открытие, что образование черной дыры является надежным предсказанием общей теории относительности»;
Рейнхард Генцель (Институт астрофизики Макса Планка, Гархинг, Германия, и Калифорнийский университет, Беркли, США), Андреа Гез (США) - «за открытие сверхмассивного компактного объекта в центре нашей галактики».  3. Нобелевская премия по химии - Эммануэль Шарпантье (Франция) и Дженнифер Дудне (США) - за разработку методов редактирования генома.  4. Нобелевская премия по литературе - Луиза Глюк (США) – «за ее безошибочный поэтический голос, который с суровой красотой делает индивидуальное существование универсальным».  5. Нобелевская премия мира - Всемирная продовольственная программа (ООН).  6. «Нобелевская» премия по экономике - Пол Милгром (США) и Роберт Уильсон (США) - за усовершенствование теории аукционов и изобретение новых форматов аукционов.

К сожалению, россиян в списке лауреатов нет. И в каждую Нобелевскую неделю возникают два сакаментальных вопроса: Кто виноват? и Что делать? А на более продуктивном языке – в чем проблемы и как их решать.

В своем недавнем интервью «Парламентской газете» Александр Сергеев выделил ключевые слабые места российской науки:

Оборудование: «Зарплаты в последние годы повысились благодаря выполнению указа президента от 2012 года и принятию нацпроекта «Наука». С обеспечением же современным научным оборудованием и научной инфраструктурой, мягко говоря, не очень хорошо. Значительная часть его старая, обновление идет медленно.

Мы часто говорим об утечке умов. Она связана даже не столько с уровнем зарплат. Зарплата ниже, но не настолько по сравнению с научно ориентированными странами, а вот уровень оснащения наших научных лабораторий во многих случаях по-прежнему сильно отстает от мирового».

Особый акцент президент РАН сделал на том, что у нас все равно много отличных идей и прорывных идей, но вот возможностей экспериментально подтвердить их – не столь много: «Вот так все устроено: не вкладываешь деньги в то, чтобы продемонстрировать в эксперименте свои идеи, — упускаешь передовые позиции».

Бюрократизация: «Невозможно зарегламентировать процесс открытия. Действующий формат госзаданий для научных учреждений просто противоречит смыслу и сути научного поиска — ученые заранее должны спланировать, сколько результатов они получат в следующем бюджетном году, сколько статей опубликуют и сколько раз на эти результаты сошлются их коллеги через три года. А если не выполнишь, можешь госзадание больше и не получить, даже если сделал открытие, но не успел его опубликовать в срок. Это надо корректировать. Ученые должны иметь степени свободы, возможность менять тематику, оперативно концентрировать ресурсы на новом, особенно если возникают требующие быстрой реакции обстоятельства».

Квартирный вопрос: «Вопрос с жильем далек от решения. Оно при наличии огромного количества жилищных программ в стране, поддерживаемых государством, должно и может стать компонентом закрепления молодежи в науке. Условия для этого есть. Почему не предоставлять молодым ученым ведомственное жилье (а у нас в стране много пустующего жилья), которое государство могло бы выкупать у компаний? И если человек 10-15 лет отработал на страну, стал серьезным ученым, возглавил коллектив, тогда эта квартира просто переходит ему в собственность».

На самом деле проблем еще больше. Но вместе с тем – по всем ключевым векторам идет серьезная работа – как в рамках нацпроектов, так и вне их.

Подробнее: https://t.me/scienpolicy/12266
Telegram
Научно-образовательная политика
#словоРАН – Утечки и развитие науки

Нобелевская неделя – всегда повод поговорить о хронических особенностях и перспективах развития отечественной науки. В интервью «Парламентской газете» президент Российской академии наук Александр Сергеев рассказал о хронических проблемах и необходимых направлениях развития российской науки.

Финансирование
По Стратегии [научно-технологического развития] мы должны в перспективе иметь финансирование науки до двух процентов от ВВП, пополам из бюджета и внебюджетных источников. Сейчас у нас всего на науку тратится около одного процента ВВП, а соотношение бюджета к внебюджету примерно 70 к 30. Во всех технологически развитых странах — наоборот: бизнес дает больше, чем бюджет.

Научные центры
Когда идет речь о развитии научных центров мирового уровня, надо иметь в виду, что международная коллаборация подстегивает одновременно и острую научную конкуренцию. Именно за счет нее получаются результаты мирового уровня. Содержание таких центров дорого. Они должны иметь соответствующую…
источник
Научно-образовательная политика
❗️Студенты старших курсов готовы заменить школьных учителей на время пандемии коронавируса, если потребуется. Принуждать к этому никого не планируется, заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на телеканале "Россия-1".

"Если потребуется, то, конечно, студенты российских вузов, прежде всего педагогических специальностей и направлений, они, конечно, готовы выйти в российские школы. Но при соблюдении определенных условий", - сообщил министр, уточнив, что мера носит добровольных характер.
источник