Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 28
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
У нас юбилей. Получите подарок! 🥳

10 000 верных читателей нашего канала. Они точно знают, кто и что думает о сегодняшних хедлайнах. Они в тренде, и поэтому они получают в подарок от Радио Sputnik отличные стикеры.

Если вы с нами, стикеры достанутся и вам!

😏А пока те, кем мы гордимся не меньше, чем собой:

360tv.ru, Субъект о региональной политике, Повестка для Турции, Fineconomics, Взгляд.Ру, 78 Новости Петербурга, Лакеи капитала, FlightMode, Ипотека и недвижимость, Канал специального назначения, Национальный Курс, Северное измерение, ОколоКремля, ПолитТранзит, Авиадиспетчер, Ura.ru, Милитарист, Новости политики мира, Настоящий Лентач, НеВротик, Fantastic Plastic Machine, Крылья войны, Нецифровая экономика, Красный богомол, Невские Новости, Москва 24, Politeconomics, Экономика цифровой эры, Русский венчур, Запрещённая Украина, Probonds Иволга Капитал, Фаренгейт, Диванный аналитик, Militarymaps, Архивариус, Научно-образовательная политика, СТБ: БЕЗОПАСНОСТЬ, Цибуля, Зубовский 4, SputnikLive, ИноСМИ, Украина.ру

☝🏻И те, чье слово – эталон:

Дмитрий Киселёв, Маргарита Симоньян, ВышинскийКВ, ГАСПАРЯН, КОРНИЛОВ, Пока вы спали, Радио Лекух, МАРТЫНОВ, #БЫВШИЕ, ДТ, Комментерн live, СУДАКОВ, МУХИН, Чеснаков, Адвокат Горгадзе, Олег Лурье, БАГДАСАРОВ, Abbas Djuma, Юлия Витязева, Профессор смотрит в мiръ, Сolonelcassad, Синельников-Оришак, KamranLeaks, DELYAGIN's special, МАСЛОВ, Россия в глобальной политике, РОДИОН_МИРОШНИК, Мараховское время, bitkogan, Ekvinokurova, Политджойстик, Политбюро 2.0, ДОКТОР СОСНОВСКИЙ, Илья Ремесло, Максим Кононенко, Игорь Мальцев, WarGonzo, Kotsnews,The Гращенков, Меркури, СОНАР-2050, Карнаухов, Леся Рябцева, Baronova, Винокурова, Fuck you That’s Why, Записки из красного дома, Несоциальная сеть, Дмитрий Гоблин

Будьте с нами, если еще нет
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая дружба народов (1/2)

Организация учебного процесса в условиях пандемических ограничений поставила перед вузами серьезные вызовы. Отдельной причиной “для головной боли” Минобрнауки стали иностранные студенты накануне начала учебного года из-за въездных ограничений.

Будучи лидером по числу обучающихся иностранцев, РУДН особенно сильно озадачен этой проблемой. Как настоящий патриот своей альма-матери депутат Госдумы от фракции ЛДПР Максим Зайцев в ходе недавно прошедшего заседания нижней палаты с участием Министра науки и высшего образования РФ задал вопрос по данной теме Валерию Фалькову.

Лайфхаками и лучшими практиками по работе с иностранными студентами РУДН поделился с НОП.

Вуз организует учебный процесс в 2020/2021 году в смешанном формате, предполагающий одновременное нахождение студентов и преподавателя в аудитории и дистанционно студентов, которые не смогли приступить к обучению очно.Это позволяет иностранным обучающимся полноценно участвовать в учебном процессе. Более 1 тысячи наших иностранных учащихся не смогут присутствовать 1 сентября в силу объективных обстоятельств.

Такой смешанный формат требует соответствующего материально-технического оснащения (дополнительные камеры, интерактивные доски и т.п.), а также возникает дополнительная нагрузка на преподавателя, который должен одновременно работать с очной и дистанционной аудиториями. Учебный процесс в таком формате организуется для большинства поточных лекций и семинаров.

Преподавателей, ведущих лекции в таком формате, поддерживают ассистенты, обеспечивающие техническую поддержку.

Еще один новый формат – работа преподавателей 65+, которых не удалось заменить в силу сложности читаемых курсов. Здесь также мы применяем смешанный формат «наоборот» - студенты и ассистенты находятся в аудитории, а преподаватель участвует дистанционно.

Кроме того, все дисциплины, которые имеют дистанционные модули, обеспечиваются дополнительными групповыми online консультациями.

Основные принципы организации учебного процесса в РУДН:
Университет обеспечил возможность обучения более 1 тысячи иностранных учащихся, в том числе используя собственные электронные ресурсы “Цифровой подфак” и внешние электронные ресурсы.

Отдельного внимания заслуживает как раз “Цифровой подготовительный факультет”, который предполагает построение индивидуальной образовательной траектории в дистанционном формате. В течение года до поступления на 1 курс бакалавриата или специалитета у слушателей программы появляется возможность понять свои ожидания от высшего образования и скорректировать образовательный трек.

Часто говорится о необходимости формирования связки "школа-вуз" или о том, как сложно уложить учебную программу в 4 года бакалавриата, и РУДН представляет решение в виде формата “1+4”. Основное преимущество последней модели в том, что, уже поступая по основным программам обучения, студент приходит подготовленным и имеет определенный набор знаний и компетенций.

РУДН также успешно справился с организацией учебного процесса и проведение ГИА в дистанционном формате. При этом в кампусе университета в период пандемии проживало более 5 000 студентов.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая дружба народов (2/2)

О особенностях об организации работы в новых условиях с НОП поделился ректор РУДН Олег Ястребов: «Еще в марте РУДН был в числе немногих университетов, который сначала перешел на смешанное обучение. Но студенты стали массово просить перевести учебный процесс в дистанционный формат – был поток сообщений в социальных сетях и в заявлениях. Мы открыли горячую линию, проработали методические и технические вопросы и в течение недели организовали обучение с использованием дистанционных технологий.

Переход в цифру очень быстро показал, что абсолютное большинство преподавателей умеет гибко реагировать на меняющиеся условия, проявлять креативное мышление. Например, я видел, как инженер РУДН из дома объяснял обустройство робота-манипулятора и показывал основные моменты с помощью детского конструктора. А преподаватель анатомии Диана Медянцева с первых же онлайн-занятий по анатомии человека начала показывать все наглядные биоматериалы с нескольких ракурсов – с ноутбука и смартфона.

Мы решили с 1 сентября сделать очное обучение для первокурсников, а для старших курсов – по тем дисциплинам, в которых важен лабораторный практикум – например, по химии или физике. Нам важно обеспечить безопасность студентов, поэтому старшекурсники до сих пор учатся с использованием дистанционных технологий по индивидуальным учебным планам, в том числе – те студенты, которые уехали из России и пока не смогли вернуться. Таких у нас примерно 2000 человек.

Мы используем, в основном, 3 цифровые платформы для занятий: собственную телекоммуникационную учебно-информационную систему (ТУИС); Microsoft Teams и ZOOM. Zoom хорошо зарекомендовал себя в ситуациях, когда надо проводить видеозвонки с коллегами из других организаций – например, на семинарах по программам двойных дипломов, потому что там смешанные группы, приглашенные лекторы – не у всех есть доступ в MS Teams. Такую практику проводят наши политологи. Онлайн-технологии мы планируем развивать и после пандемии. Например, часть лекций уже можно спокойно оставить в онлайн-формате, особенно лекции высокорейтинговых профессоров из ведущих зарубежных вузов.

 
Большинство иностранцев РУДН не уехали из России на лето. 4 000 остались жить в нашем кампусе. Во время ограничений в Москве наши студенты стали дружнее – покупали продукты и готовили для соседей, помогали с учебой, ходили в аптеку. Из простого порыва быть добрым родилось новое волонтерское движение, когда помогали целыми этажами и корпусами общежитий. Добровольцы помогли отвечать на вопросы горячей линии, проводить онлайн-консультации, следить за соблюдением правил поведения в студгородке.
Мы уже зачислили 1440 иностранных студентов на первый курс основных факультетов – это те ребята, которые еще до закрытия границ учились на «подготовительном факультете». Они освоили программу и сейчас продолжают обучение по основным программам.

Мы начали работать и над приемом следующего года. Для иностранных первокурсников следующего года мы в РУДН создали первый в России Цифровой подготовительный факультет – платформу, на которой собран весь учебный материал «подфака». Иностранцы могут начать учить русский язык и основные дисциплины еще до приезда в Москву, а потом сразу поступить на 1 курс. Мы набрали первые группы – там слушатели и из Эквадора, и из Китая, и из Ливана. Занятия в виртуальных классах уже начались.
»
источник
Научно-образовательная политика
Под председательством Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова и с участием заместителя Министра Елены Дружининой прошел Круглый стол «Вопросы государственной политики в сфере воспитания обучающихся в системе высшего образования России» с представителями вузов.

Министр отметил, что сегодня под воспитательной работой понимается широкий круг вопросов. Это и внеучебная деятельность, и молодежная политика, и другие виды взаимодействия с молодыми людьми: «Одна из первых задач — выработать общее понимание воспитательной работы в вузах».

Тематика воспитательной работы в вузах, а также диалог с университетскими преподавателями станет одной из ключевых линий в работе ЭАЦ "Научно-образовательная политика" в текущем учебном году.

Мы планируем комплекс системных мероприятий, в реализации которых партнерами станут президентская платформа "Россия - страна возможностей", Минобрнауки, Росмолодежь, НИУ ВШЭ, а также ряд правительств субъектов РФ и ведущие вузы России.

https://t.me/minobrnaukiofficial/615
Telegram
Минобрнауки России
Круглый стол «Вопросы государственной политики в сфере воспитания обучающихся в системе высшего образования России» с представителями вузов прошел под председательством Валерия Фалькова.

Министр отметил, что сегодня под воспитательной работой понимается широкий круг вопросов. Это и внеучебная деятельность, и молодежная политика, и другие виды взаимодействия с молодыми людьми: «Одна из первых задач — выработать общее понимание воспитательной работы в вузах».

Валерий Фальков также отметил важность вариативности форматов и новых подходов общения и взаимодействия со студентами и поддержал идею создания коллегиального и межотраслевого органа, который объединит специалистов и организаторов воспитательной работы в системе высшего образования.

Представители федеральных, отраслевых и региональных вузов поделились опытом организации воспитательной деятельности на базе университетов, а также внесли свои предложения по улучшению и модернизации подходов к работе со студентами в этой области.

#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Курс на Дальний Восток

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами сообщил о решении выделить 28 млрд рублей на обновление научно-исследовательского флота РФ.

«Сейчас у российского научного флота есть 13 судов, которым более 35 лет. В рамках национального проекта «Наука» запущено его обновление. Сегодня направим почти 28 млрд рублей на строительство двух научно-исследовательских судов», - сказал премьер., добавив, что корабли должны быть готовы к 2025 году.

«Строительство новых судов расширит возможности российских ученых в изучении Мирового океана», - констатировал он, напомнив, что о необходимости таких исследований президент Владимир Путин говорил на встрече с сенаторами на прошлой неделе. При этом премьер обратил внимание на то, что современное оборудование, которым новые суда будут оснащены, сделает научный флот более конкурентоспособным.

Строить суда будет дальневосточная «Звезда», во главе которой – Роснефть и Игорь Сечин.

Отметим, что строительство двух НИС отмечено в утвержденной сегодня Михаилом Мишустиным «Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года».

В самой стратегии четко видна смысловая связка в развитии Дальнего Востока и Арктики, а также подчеркнуто значение Дальневосточного федерального университета как ключевого центра научного, технологического, образовательного, цифрового и кадрового развития макрорегиона.

Что особо примечательно для научной политики – оба судна поступят в распоряжение не Института океанологии РАН, а Управления научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук, который становится ключевым оператором научно-исследовательского флота (по крайней мере, в части новых кораблей). Заметим, что также существует идея создания единого оператора для координации всех морских экспедиций – пока что идея находится в стадии обсуждения, точно так же как и формат – объединить флотилию лишь подведов Минобрнауки или также попытаться включить и других операторов – например, Росгидромет.

Заметим, что перераспределение средств между федеральными проектами и мероприятиями, с одной стороны, по строительству двух научно-исследовательских судов, а с другой – по обновлению приборной базы ведущих научных организаций, стало, пожалуй единственным изменением в финансировании нацпроекта «Наука».

Флот долгие века был основой могущества практически любого государства, а сейчас схожую роль он играет для обеспечения лидерских позиций на научной карте мира. У российского научно-исследовательского флота есть много проблем – но есть и надежда, что с постройки двух новых кораблей начнется, затормозившаяся в последние годы, полноценная морская экспансия России в области океанологии, экологии и многих других наук.

Подробнее: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
На прошлой неделе Вячеслав Володин утвердил состав Экспертного совета Государственной Думы по вопросам развития экономики .

Эксперты в основном представляют науку и образование: Александр Аузан (МГУ), Алексей Ведеев и Владимир Мау (оба – РАНХиГС), Андрей Папцов (ВНИИ экономики сельского хозяйства), Борис Порфирьев (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН), Сергей Синельников-Мурылев (ВАВТ-РАНХиГС-Институт Гайдара), Валерий Цветков (Институт проблем рынка РАН), Александр Шохин (президент РСПП, президент НИУ ВШЭ).

Важно отметить, что, в основном, включены представители либерального крыла – что, безусловно, дезавуирует распространенные в последнее время нападки на него. Оно сохраняет свое влияние, а конфликты между либералами и государственниками (а также цифровыми технократами) сильно преувеличены.

Также Вячеслав Володин очень грамотно сохранил баланс между двумя ключевыми центрами экспертной экономической силы – Высшей школой экономики и Президентской академией (т.е. РАНХиГС-ИЭП).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН#словоРАН: президент Академии Александр Сергеев на встрече с президентом России Владимиром Путиным – научно-политические аспекты

Мне хотелось бы обсудить с Вами очень серьёзный насущный вопрос – это вопрос о научной и научно‑технической экспертизе. Дело в том, что сейчас у нас страна занимается крупными проектами: у нас есть национальные проекты, у нас есть стратегия развития различных отраслей экономики. Они во многом всё больше и больше базируются на современных технологиях, современной науке.

Поэтому нам кажется, что мы действительно должны в вопросах научной и научно‑технической экспертизы обеспечивать и бóльшую компетентность, бóльшую объективность. А поскольку Российская академия наук – это наша основная научно‑экспертная организация, мне бы хотелось с Вами обсудить вопрос о том, чтобы Академия наук экспертировала не только большое количество мелких проектов – а в прошлом году у нас было почти 18 тысяч экспертиз, – а действительно занималась серьёзными экспертными функциями.

И нам кажется, что сейчас пришло время обсудить вопрос о подготовке проекта о научной и научно‑технической экспертизе в стране, который бы определил и функционал Российской академии наук.

И конечно, эта деятельность обязательно должна базироваться на современных технологиях. И то, что сбор научно‑технической информации, анализ этой научно‑технической информации и возможности использования результатов этого анализа существенным образом сейчас изменились в связи с тем, что появились мощные компьютеры, появились системы управления базами данным, – это обязательно тоже нужно включить.

Мы сейчас работаем с несколькими организациями страны, с институтами, для того чтобы создать крупную базу для научно‑технической экспертизы. Но здесь вопрос упирается в том числе и в инфраструктуру, поэтому я тоже расскажу Вам и попрошу некоторой помощи по инфраструктурным вопросам.

Я прекрасно понимаю, что Вы замечательно ориентируетесь во всех этих вопросах [относительно COVID‑19], ежедневно мы видим, как Вы проводите совещания и действительно демонстрируете самую высокую компетентность. Но что касается фундаментальных вопросов, мы видим, что есть проблемы, над которыми надо работать. Это проблемы и научного, и научно‑организационного характера. И, в частности, коротко рассказав о достижениях, я хотел попросить Вашей помощи в этих научных и научно‑организационных вопросах.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/64103
источник
2020 September 29
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков дал старт второму потоку подготовки управленцев для науки

Более 160 участников со всей страны собрались сегодня на открытии второго потока образовательной программы «Лидеры научно-технологического прорыва» Московской школы управления «Сколково». Эта программа реализуется по инициативе Минобрнауки России.

📍Его участники - руководители научно-исследовательских организаций и вузов, представители бизнеса и конкурсанты, уже прошедшие испытания на треке «Наука» Всероссийского конкурса «Лидеры России».

📍По результатам обучения будет сформирован резерв кадров, готовых к назначениям на управленческие позиции в научных организациях и системе высшего образования. Итоговые проекты групп должны стать жизнеспособными предложениями по трансформации отдельных аспектов системы управления научно-исследовательской деятельностью.

📍Министр поделился с участниками актуальной повесткой, стоящей перед Минобрнауки России, в целом перед государством, перед всеми заинтересованными акторами, включенными в формирование и реализацию государственно-научно технической политики. Министр обозначил задачи национального проекта «Наука», Программы стратегического академического лидерства, особо отметив, что видит будущее за большими консорциумами. Среди тем для коллективной работы Министр выделил: интеграцию науки и университетов, решение вопроса оценки научной деятельности, а также задачу увеличения количества молодых ученых.

#МинобнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
Отчет о достижениях: наука и образование (1/1)

Команда «BlackMirror» (@black8mirror) представила на суд общественности пилотный выпуск «Отчета о реализации Единого плана достижения национальных целей и достижения национальных проектов». Незыгарь публикует тематические обзоры и предлагает свое видение содержания документа.

Для нас интерес представляют соображения авторов по поводу нацпроектов «Наука» и «Образование». При этом необходимо обязательно держать в уме новый национальные проект «Наука и университеты», который запустится с начала 2021 года в рамках перезагрузки всех нацпроектов и объединит в себе целиком НП «Наука» и часть мероприятий «Образования», связанных с высшей школы, а также подразумевает запуск нескольких дополнительных форматов работы.

В части «Выводы и проекты решений» не содержится неожиданных предложений – в правах двух ключевых векторов подтверждены: Программа стратегического академического лидерства и созданий цифровой образовательной среды.

Авторы «Отчета» особое внимание уделяют сопряжению нацпроектной конкретики с ожиданиями населения. В части науки и высшей школы есть весьма высока корреляция – с поправкой на то, что национальные проекты в основном созданы в рамках реализма и прагматики, а не красивых лозунгов. И весьма часто отмечаемая в опросах система поддержки молодых, и поддержка генетических исследований, и поступательное движение России к передовому эшелону научных держав, и расширение возможностей для постоянного получения и повышения квалификаций – все это учтено в «Науке и университетах» (нацпроекте второго поколения – 2.0), а также присутствует в «Науке» и «Образовании» (НП 1.0).

Именно поэтому никак не можем согласиться с критикой, которую представил Незыгарь. Она поверхностна, не «копает» глубже названий федпроектов (и то здесь многое упущено), а целью имеет поддержание очевидной атаки на вице-премьера Татьяну Голикову и экспертно-аналитические центры с либеральным уклоном (в первую очередь – НИУ ВШЭ, но также мы помним недавний «накат» на Институт Гайдара).

Также обратим особое внимание на то, что «Наука» вообще не подвергнется https://t.me/scienpolicy/11857 сколь-нибудь серьезному секвестру, так же, как и мероприятия «Образования», связанные с университетами.

Достижение профильной «Национальной цели № 2 – возможности для самореализации и развития талантов» действительно, согласно авторам «Отчета» и наблюдениям Незыгаря, требует корректировки системы количественных и качественных показателей. Однако, эта претензия не является уникальной – все нацпроекты нуждаются в фокусировке достижения не только измеряемых количеством целей, но в первую очередь - в достижении национальных целей. О чем вчера абсолютно конкретно напомнил Владимир Путин.

Новый набор требований «второго поколения» национальных проектов уже во многих смыслах учтен в черновике «Науки и университетов».

Основные вопросы, связанные с методологией оценки нацпроекта «Образование» на сегодняшний день, в значительной степени связаны с выбором и корректировкой тех инструментов, благодаря которым изучается успешность школьного обучения.

В целом, «Отчет» свидетельствует скорее об успешности реализации нынешних нацпроектов «Наука» и «Образование», а также фиксирует вектор корректировок и дополнений, предусмотренных «Наукой и университетами».

Еще раз подчеркнем – ни серьезной критики, ни радикальных изменений (все они уже учтены в рамках нового поколения научно-образовательного нацпроекта) «Отчет» не содержит. И в принципе, работа по вектору науки и высшего образования может быть занесена в плюс вице-премьеру Татьяне Голиковой и персонально министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.

В то же время, хотим отметить важный момент, о котором в целом верно написал Кремлевский безБашенник,на сутки опередив выступление Президента с тезисами о важности достижения национальных целей.
источник
Научно-образовательная политика
Отчет о достижениях: наука и образование (2/2)

В процессе корректировки нацпроекта «Наука» и минобровской части «Образования» выпали или радикально сокращены в смысле отдельных мероприятия некоторые изначальные нацпроектные векторы. Которые при этом отмечены в числе наиболее ожидаемых населением России в опросе, проведённым командой АНО «Национальные приоритеты» Софии Малявиной.

В частности, речь идёт о приоритете «Развитие образования в течение всей жизни (для взрослых)», которое идет вторым пунктом среди ожиданий россиян от НП «Образование».

Очевидно, что эту часть не смогут полностью закрыть федеральные проекты, которые реализует Минпросвещения.

Соответственно, предстоит достигать этих показателей в рамках обновленного НП «Наука и университеты».

В том числе, как особо отметил вчера Владимир Путин, показывать содержательный результат уже в 2021 году, и «не уводить задачи по национальным целям далее 2024 года».

По мнению экспертов НОП, нашим коллегам в Минобрнауки в самое ближайшее время стоит посмотреть на сформированную ими дорожную карту обновленного нацпроекта не только с ведомственной позиции, предусматривающей важность своевременного достижения количественных показателей, но и более широким государственным, межведомственным, визионерским взором.

На наш взгляд, есть над чем работать, чтобы «контрольные точки» нацпроекта соответствовали обозначенным Президентом национальным целям.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас  в Минобрнауки РФ проходит заседание Коллегии.
источник
Научно-образовательная политика
источник