Отчет о достижениях: наука и образование (1/1)
Команда «BlackMirror» (
@black8mirror) представила на суд общественности пилотный выпуск «Отчета о реализации Единого плана достижения национальных целей и достижения национальных проектов». Незыгарь публикует тематические обзоры и предлагает свое видение содержания документа.
Для нас интерес представляют
соображения авторов по поводу нацпроектов «Наука» и «Образование». При этом необходимо обязательно держать в уме новый национальные проект
«Наука и университеты», который запустится с начала 2021 года в рамках перезагрузки всех нацпроектов и объединит в себе целиком НП «Наука» и часть мероприятий «Образования», связанных с высшей школы, а также подразумевает запуск нескольких дополнительных форматов работы.
В части «Выводы и проекты решений» не содержится неожиданных предложений – в правах двух ключевых векторов подтверждены: Программа стратегического академического лидерства и созданий цифровой образовательной среды.
Авторы «Отчета» особое внимание уделяют сопряжению нацпроектной конкретики с ожиданиями населения. В части науки и высшей школы есть весьма высока корреляция – с поправкой на то, что национальные проекты в основном созданы в рамках реализма и прагматики, а не красивых лозунгов. И весьма часто отмечаемая в опросах система поддержки молодых, и поддержка генетических исследований, и поступательное движение России к передовому эшелону научных держав, и расширение возможностей для постоянного получения и повышения квалификаций – все это учтено в «Науке и университетах» (нацпроекте второго поколения – 2.0), а также присутствует в «Науке» и «Образовании» (НП 1.0).
Именно поэтому никак не можем согласиться с
критикой, которую представил Незыгарь. Она поверхностна, не «копает» глубже названий федпроектов (и то здесь многое упущено), а целью имеет поддержание очевидной атаки на вице-премьера Татьяну Голикову и экспертно-аналитические центры с либеральным уклоном (в первую очередь – НИУ ВШЭ, но также мы помним недавний «накат» на
Институт Гайдара).
Также обратим особое внимание на то, что «Наука» вообще не подвергнется
https://t.me/scienpolicy/11857 сколь-нибудь серьезному секвестру, так же, как и мероприятия «Образования», связанные с университетами.
Достижение профильной «Национальной цели № 2 – возможности для самореализации и развития талантов» действительно, согласно авторам «Отчета» и
наблюдениям Незыгаря, требует корректировки системы количественных и качественных показателей. Однако, эта претензия не является уникальной – все нацпроекты нуждаются в фокусировке достижения не только измеряемых количеством целей, но в первую очередь - в достижении национальных целей. О чем вчера абсолютно конкретно напомнил Владимир Путин.
Новый набор требований «второго поколения» национальных проектов уже во многих смыслах учтен в черновике «Науки и университетов».
Основные вопросы, связанные с методологией оценки нацпроекта «Образование» на сегодняшний день, в значительной степени связаны с выбором и корректировкой тех инструментов, благодаря которым изучается успешность школьного обучения.
В целом, «Отчет» свидетельствует скорее об успешности реализации нынешних нацпроектов «Наука» и «Образование», а также фиксирует вектор корректировок и дополнений, предусмотренных «Наукой и университетами».
Еще раз подчеркнем – ни серьезной критики, ни радикальных изменений (все они уже учтены в рамках нового поколения научно-образовательного нацпроекта) «Отчет» не содержит. И в принципе, работа по вектору науки и высшего образования может быть занесена в плюс вице-премьеру Татьяне Голиковой и персонально министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.
В то же время, хотим отметить важный момент, о котором в целом верно
написал Кремлевский безБашенник,на сутки опередив выступление Президента с тезисами о важности достижения национальных целей.