Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 07
Научно-образовательная политика
Посмотрите на этих двух славных парней-проректоров, за которых Сергею Кириенко прямо сейчас ну точно не стыдно.

А теперь представьте, что будет, если воспитавшего (из Владивостока!) двух лидеров России ректора ДВФУ Никиту Анисимова отправят в очередную "командировку", обратно в Москву?

Может быть, пришло время?✊
источник
2020 September 08
Научно-образовательная политика
Прекрасно-научный пол

Жюри российского этапа конкурса L'Oreal-UNESCO «Для женщин в науке» выбрало десять ученых-победительниц 2020 года, которые получат стипендии в размере 500 тысяч рублей.

При всей самобытности конкурса его результаты представляют достаточно интересную почву для анализа. В итоговой десятке всего 3 представительницы вузовского сектора, и по две – от Москвы и Санкт-Петербурга. К столичному блоку можно добавить и Пущино – тогда ровно половина победительниц представляет две столицы.

Среди регионов набор также не удивительный – Томск (третья студенческая столица), Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Владивосток.

В итоге даже такая специфическая выборка подтверждает существующую реальность: половина, а то и больше науки сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, есть несколько крупных научно-образовательных центров – как правило в городах миллионниках.

Единственный нюанс – вузовская наука. Она по своим объемам и результатам сопоставима с академическим сектором, впрочем, расхождение в данном случае может быть следствием очень маленькой выборки.

Каждый раз, когда упоминается конкурс «Для женщин в науке», сразу же возникают традиционные проблемы – наличие «стеклянного потолка» и обоснованный перерыв в карьере, связанный с рождением детей. Всерьез звучат предложения о продлении «научной молодости» либо для всех женщин, либо для матерей. Что, впрочем, наталкивается на сопротивление известной части научного сообщества обоего пола. Интуитивно понятно, что равенство возможностей – не в формальной уравниловке, а в использовании условных «коэффициентов», которые бы помогли сгладить объективные отличия – в данном случае, половые.

Но самое очевидное решение – квотирование – является самым неудачным. И постоянно бурлящая в рамках #metoo-lives-matter американская научно-образовательная система тому примером. Да и сами россиянки в основном против каких-либо квот, поскольку формальная доступность может превратиться во вполне реальную резервацию.

Очень часто в качестве отдельной проблемы выделяют патриархальность научной (особенно – академической) среды. Этим грешат не только точные и естественные, но и гуманитарные науки. Квинтэссенцией данной ситуацией является фраза, оброненная одним из корифеев РАН: «Женщина-ученый – это как морская свинка: и не морская, и не свинка».

В подобных случаев очевидны и сексизм, и необходимость борьбы с ним.

С университетами ситуация несколько проще – они и в большей степени подвержены влиянию молодежной среды, и во многом опираются на опыт школы, где также велика роль женщин.

Если есть проблемы – то явно существуют достижения и viсe cersa. Собственно, это еще раз демонстрирует конкурс «Для женщин в науке».

От всей души поздравляем победительниц – как ученых, исследователей и первооткрывателей.

Стоит отметить, что буквально вчера Валентина Матвиенко на суперфинале «Лидеров России» обратила внимание на ряд «лайфхаков» (с её слов). Среди прочего, была раскритикована «брутальность» мужского менеджмента и недостаток дам в научно- образовательной политике.

Глава «Росатома» Алексей Лихачёв после этих слов тут же пообещал в течение месяца взять женщину «одним из замов».

Подробнее: https://indicator.ru/biology/itogi-nacionalnogo-konkursa-dlya-zhenshin-v-nauke-07-09-2020.htm
источник
Научно-образовательная политика
Незыгарь обращает внимание на важность проекта "Сириус" для президента России, в том числе - на развитие проекта через Университет "Сириус".

На самом деле, из факта записки Андрея Фурсенко на имя Владимира Путина можно сделать следующие выводы:

1. Очевидна командная работа помощника Президента Фурсенко с главой фонда "Талант и успех" Еленой Шмелёвой.

2. Заметна проработка вопроса с блоком вице-премьера Андрея Белоусова перед тем, как написать Путину. Отсюда и однозначная поддержка вопроса президентом.
3. По существу письма - Фурсенко попросил разрешить "Сириусу" более эффективно расходовать ранее заложенный бюджет, а также уточнил запрашиваемые параметры финансирования Университета "Сириус" на 2021 год во исполнение решения Наблюдательного совета фонда "Талант и успех", которое вёл Владимир Путин.

https://t.me/russica2/32186?single
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые коллеги из @maydecree не уточнили, но мы напишем.

Важно не только и не столько, чтобы заместитель министра  принимал участие в этих нацпроектных совещаниях в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Гораздо важнее, чтобы он обеспечил содержательное участие и выражение позиции своего ФОИВ, в интересах достижения национальных целей, системы "подведов" и в целом - граждан России.

Буквально на днях на похожем совещании у Белоусова благодаря активной позиции выступавшего вузовского эксперта, вице-премьер не допустил "слива" из дорожной карты достижения национальных целей очень важного социального индикатора (из сферы образования). Присутствовавший на совещании курирующий заместитель министра предпочёл не вмешиваться в дискуссию.

https://t.me/maydecree/4283
источник
Научно-образовательная политика
Наставник Мишустина вышел на связь с "Лидерами России" без галстука. И поприветствовал неформально: "Здорово!"
источник
Научно-образовательная политика
«Конкурс стал эффективным системным механизмом, который помогает на прозрачных, понятных принципах выявлять и поддерживать лучших управленцев»: Путин пообщался с победителями конкурса «Лидеры России»
источник
Научно-образовательная политика
К разговору об уровне открытости университетов и степени погружения ректоров в прямую коммуникацию со студентами.

Дело даже не в том, что ректор РУДН Олег Ястребов умеет разговаривать на одном языке с абитуриентами/студентами в социальных сетях.

Суть в другом - такие кейсы поднимают у молодежи уровень культуры диалога в сети. Подобные случаи студенты запомнят на всю жизнь, и это заставит многих задуматься - сегодня они пишут условный пост с призывом к свержению власти или оскорблениями, а через 2 года его прочтет потенциальный работодатель и откажет в приёме на работу.

А Олегу Ястребову респект!

По коммуникации в соцсетях - он уверенный лидер среди коллег-ректоров.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровое золото

2-6 сентября в дистанционном формате прошла European Junior Olympiad in Informatics. В соревновании участвовали 136 школьников до 15 лет из 27 стран. Подготовкой сборной России занимались тренеры из МГУ и Университета Иннополис.

Фактическое местонахождение организационного комитета и жюри олимпиады было в Тбилиси (Грузия), в России соревнование проходило по системе онлайн-прокторинга в Университете Иннополис, Москве и Челябинске. EJOI прошла в четвертый раз.

Каждую страну (а представлены были более 25 государств) в официальном зачёте представляли по 4 школьника. От России были участники из Москвы, Челябинска и Казани — призёры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2019 или International Autumn Tournament in Informatics 2019. Школьники, которые прошли по баллам на олимпиаду, но не попали в официальную сборную, участвовали в неофициальном зачёте. От нашей страны в этом зачёте были три участника из Казани и Москвы.

Казанцы — Валерий Родионов и Ренат Каримов — писали олимпиаду в Университете Иннополис. Сотрудники Центра довузовской подготовки обеспечивали проведение соревнования по системе онлайн-прокторинга.

Участникам предстояло пройти 2 тура олимпиады по 4 часа. В каждом туре нужно было решить по 3 задачи, которые оценивались по 100 баллов максимум.

По результатам двух туров олимпиады у сборной России — 1 золотая и 3 серебряные медали. Сборная России заняла первое место в общекомандном зачете по медалям и по сумме набранных баллов официальными участниками.

Результаты сборной России на EJOI-2020:
Золото — 2 место — Валерий Родионов (430 баллов), лицей им. Н.И. Лобачевского КФУ (Казань)
Серебро — 9 место — Данил Клищ (335 баллов), физико-математический лицей № 31 (Челябинск)
Серебро — 9 место — Дмитрий Галатенко (335 баллов), ГБПОУ «Воробьевы горы» (Москва)
Серебро — 13 место — Александр Климчук (330 баллов), лицей «Вторая школа» (Москва)
Официальный рейтинг EJOI-2020: https://ejoi2020.ge/static/assets/official/Rankings/Ranking.html

Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов в эксклюзивном комментарии для «Научно-образовательной политики» отметил:

«Российские школьники всегда показывают отличные результаты в различных соревнованиях по IT и робототехнике, в том числе и Европейской олимпиаде юниоров по информатике EJOI. Только за последние три года участники из России два раза выигрывали в общекомандном зачете этой олимпиады и в общей сложности завоевали семь золотых и девять серебряных медалей. Отрадно, что одними из победителей олимпиады 2020 года снова стали татарстанцы, что лишний раз подтверждает высокий уровень IT-школы в республике.

Традиционно в подготовке российской сборной для участия в этих и многих других IT-соревнованиях активное участие принимает Университет Иннополис, который готовит кадры для цифровой экономики, начиная со школьной скамьи. Здесь выстроена многолетняя системная работа в направлении довузовской подготовки – это летние и зимние школы олимпиадной подготовки, учебно-тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям, регулярные занятия в центрах дополнительного образования, а также собственные олимпиады из перечня РСОШ (Российский совет олимпиад школьников).

Ежегодно мероприятия довузовской подготовки IT-вуза охватывают 35 тыс. детей. А за 8 лет с момента открытия Университета Иннополис через все его активности прошли более 130 тыс. школьников из 92 стран».

Цифровой прорыв начинается со школьной скамьи – и успехи в области информатики и программирования отражают общий уровень и digital-развития страны и качества образования. Иннополис по праву является одним из цифровых флагманов страны – тем радостнее вести об успехах школьников. Это подтверждает верность IT-образовательной политики и Иннополиса, и Татарстана, и всей России.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Владимир Путин:
Лучшие практики дистанционного образования будут востребованы в России и после пандемии коронавирусной инфекции


В беседе с финалистами конкурса управленцев «Лидеры России» президент России Владимир Путин прокомментировал выступление одной из финалисток конкурса Дарьи Гриц, работающей над проектом в области цифровых образовательных платформ для школ и университетов.

‼️Глава государства поблагодарил ее и и ее коллег за то, что они проделали «колоссальную, очень важную для страны и для образовательной сферы работу».
Говоря об активном развитии онлайн-образования в России, Путин отметил, что в последние годы в России развивалась работа в области искусственного интеллекта и создания программ для онлайн-обучения, однако пандемия подтолкнула к тому, чтобы двигаться по этому пути активнее.
источник
Научно-образовательная политика
Читайте "Научно-образовательную политику" @scienpolicy

Только мы покажем вам видео разговора победителя суперфинала "Лидеров России" с Президентом России, которое эксклюзивно снято другим победителем суперфинала "Лидеров России" и руководителем одного из конкурсов АНО "Россия - страна возможностей".

оператор: Дмитрий Земцов
источник
Научно-образовательная политика
Каковы итоги приёмной кампании и как начался учебный год в крупнейшем российском учебном и научно-исследовательском центре в области химической технологии?

Как РХТУ им.Д.И.Менделеева готовится к участию в программе стратегического академического лидерства?

Каковы промежуточные итоги работы Менделеевского инжинирингового центра и его роль в борьбе с пандемией Covid 19?

Чем займутся новый инжиниринговый центр и ИНТЦ "Долина Менделеева"?

Об этом и многом другом пойдет речь в Открытом разговоре Александра Мажуги, ректора РХТУ и Евгения Сжёнова, научного руководителя ЭАЦ "Научно - образовательная политика", ведущего эксперта Инобра НИУ ВШЭ

Организаторы: НОП и конкурс "Моя страна- моя Россия" президентской платформы "Россия - страна возможностей".

Трансляция пройдёт на платформе ММСО, партнер трансляции социальная сеть ВКонтакте.

Через 40 минут, в 19:00

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239266%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин пообщался с конкурсантами “Лидеров России” (1/2)

Суперфиналисту конкурса “Лидеры России” Александру Самардаку во время прямой линии с Президентом РФ удалось пообщаться с Владимиром Путиным. Стенограмма разговора:

Александр Самардак: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Я Александр Самардак из Владивостока, Дальневосточный федеральный университет. Я физик, доктор физико-математических наук, родился в маленьком селе, провел там детство, потом уже прошел все этапы от ассистента до профессора. И в настоящее время…

Владимир Путин: Извините, пожалуйста, сколько Вам лет?

АС: 41 год.

ВВ: Когда Вы успели все оформить? Как это у Вас так получилось?

АС: Старался. Но это еще не все. У меня еще и четверо детей.

ВВ: Я Вам поаплодирую. Все успел. Молодец. Здорово.

АС: Причем двое из них родились 3 месяца назад в период пандемии, то есть как раз при подготовке к конкурсу.

ВВ: Искренне Вас поздравляю.

АС: Спасибо большое.
Собственно, о чем я хотел сказать. У нас в Дальневосточном федеральном университете сейчас создана очень мощная современная лаборатория по новым магнитным материалам, то есть мы занимаемся разработками средств записи: датчики сверхвысокой чувствительности, биомедицинские системы. И, знаете, хочу сказать, что сложилась команда сильная, хорошее оборудование, что мы сейчас ноздря в ноздрю работаем с зарубежными конкурентами. И хотелось бы продолжать этот тренд.

Источник: http://kremlin.ru/events/president/news/64011
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин пообщался с конкурсантами “Лидеров России” (2/2)

АС: И конкурс «Лидеры России», «Наука», он меня ориентировал в направлении еще и управленческом, то есть я победил, вошел в десятку, но самое главное – даже не тот социальный лифт, который привел меня к проректорству (теперь я проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета), а, самое главное, я обрел очень мудрого наставника, он тоже физик и очень крупный физик, и, собственно, сейчас мы с ним реализуем очень крупный проект.

Вы его прекрасно, наверное, знаете, потому что это одна из Ваших инициатив, – это синхротрон на острове Русский, который мы планируем создавать.
И на самом деле потребность в таком крупном проекте назрела давно в регионе.

Мы его воспринимаем сейчас как центр притяжения, точка роста, где будут собраны самые талантливые кадры, студенты, ученые, в том числе из-за рубежа, которых мы будем закреплять, оставлять в регионе, потому что отток кадров – это большая проблема сейчас для Дальневосточного региона, и это одно из решений.

И мы с наставником такое решение интересное продумали. Сейчас на этапе проектирования и потом строительства мы уже активно собираемся готовить специалистов, то есть это будет пул специалистов (одна из точек – это Курчатовский институт, где мы будем их готовить), для того чтобы этот десант вернулся через три года и конкретно занимался этой установкой. То есть сейчас таких специалистов у нас в регионе нет просто, и нам придется их сейчас растить. Это непростая задача, но с наставником, я думаю, мы справимся с этой проблемой.

И, знаете еще, получив вот эту должность проректора, у меня даже корыстный мотив какой-то свой появился. Я сказал, у меня четверо детей, и знаете, у меня мотив в чем заключается. Я бы хотел, чтобы мои дети (ну, любой родитель хочет) учились в лучшем университете. Я хочу, чтобы это был ДВФУ, во-первых, а во-вторых, чтобы они остались в Приморье, жили, работали, ну и, может быть, мое дело продолжали.
Спасибо.

ВВ: Вы знаете, я когда приезжаю к вам, то не могу не испытывать чувство восторга, когда смотрю, особенно вечером, на университет, когда подъезжаешь, через мост едешь, смотришь на университет.

И думаю, мы приняли очень правильное решение, что в ходе подготовки к саммиту АТЭС изначально приняли решение о том, чтобы строить необходимые здания и сооружения таким образом, чтобы они были пригодны для будущего высшего учебного заведения.

И правильно выбрали место его расположения, в конце концов. Нам есть, куда развиваться, новая абсолютно площадка.

Очень приятно, что университет так быстро, такими темпами набирает обороты. Насколько я помню, во всяком случае, это было несколько лет назад, на работу в университете проводился конкурс, в том числе и специалистов из-за рубежа, и было по несколько человек на место желающих.

Конечно, проект, о котором Вы упомянули, синхротрон на острове Русский – чрезвычайно важный проект, мы должны создать такую сеть и в Сибири и на Дальнем Востоке, в европейской части это есть, тоже требует определенного развития. Это даст возможность и научные исследования проводить и коммерциализировать многие направления деятельности.

Я искренне желаю вам успехов и в научной деятельности и на новом месте в качестве одного из руководителей, прямо скажу, одного из ведущих высших учебных заведений страны.
Всего вам доброго!

АС: Спасибо большое!
источник
Научно-образовательная политика
Сквозь видимую миру сатиру

В газете «Троицкий вариант – Наука» есть свой «Шарли Эбдо», он же – научный Козьма Прутков, он же «Не могу молчать», он же… короче, Иван Экономов. Каждый выпуск он выдает колонку сатиры на окружающую научно-политическую действительность.

Классик жанра Николай Гоголь заявил: «Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы». Оную функцию и выполняет Иван Экономов, но все чаще в последнее время в его заметках появляется еще один слой «часто сквозь видимую миру сатиру, льется невидимая миру правда».

Таковой стала и колонка в новом выпуске «Троицкого варианта – Науки». В ней автор рассуждает о трехстах спартанцах в приложении к негативной реакции Российской академии наук на ограничения масштаба и формы экспертизы научных планов и отчетов.

«Что я могу сказать по этому поводу, коллеги? Я уже писал, что некоторые выдающиеся организации, их руководители, имеют особую связь с президентом Российской Федерации. И если президент доверяет Михаилу Валентиновичу или Виктору Антоновичу, то как можно ставить под вопрос работу возглавляемых ими организаций?! Если какая-то проведенная экспертиза вдруг даст заключение о сомнительной актуальности и значимости ведущихся там работ, то это, как я указывал, может — вольно или невольно — бросить тень на самого Владимира Владимировича.

Плохо, если это будет сделано невольно, но гораздо хуже, если представители весьма многочисленной в научном сообществе пятой колонны будут пользоваться экспертизой, чтобы бросить тень на Владимира Владимировича намеренно. Не говорю уже о том, что они могут сознательно, по заданию вражеских спецслужб, губить перспективные оборонные и прикладные исследования и разработки в том же Курчатовском институте.

Думаю, что членам Президиума и о себе стоило бы подумать. Триста спартанцев, сомнения нет, герои, но они погибли. Хотят ли академики, вступая в неравный бой, повторить их судьбу?».

Если оставить в стороне сарказм (впрочем, весьма умеренный), то перед нами краткая и емкая характеристика политического содержания этой «битвы при экспертизе». У любого руководителя всегда есть люди, ко мнению которых он особенно тщательно прислушивается. Да и в научной истории России всегда существовал ряд «особо приближенных» учебных или научных заведений.

Но гораздо важнее два других правдивых замечания Ивана Экономова. Первое – про стратегическую значимость некоторых тематик. Что не умаляет наличие особым образом организованной экспертизы.

Тем более, что РАН претендует на монопольный статус – а это потенциально опасно и вредоносно. И всем памятны «распределения» в Академии минувшей эпохи – по чину да по рангу, а не по научным составляющим. Да и нет уж той концентрации практически всех ведущих экспертов именно под крышей РАН – в университетах и ведомственных НИИ часто работают более опытные исследователи, которым и следовало бы доверить экспертизу. В этом смысле институциональность, на которую напирают противники ограничений, не является предиктором качества. Мы далеки от мысли, что кто-то из академиков будет сознательно вредить интересам России, но в области безопасности и работы стратегически значимых университетов и институтов (что в оборонке, что на гражданке) лучше не распылять ответственность.

А самое важное – вопрос, который ставит автор в конце своей колонки. Да, копья поломали, но стоит ли стоять насмерть? Наука вечна, а конкретные научно-политические расклады достаточно ситуативны. Позиция «ни шагу назад» уже в свое время загнала академиков в осажденную крепость из слоновой кости. И этот узел пришлось рубить с помощью реформы РАН. В итоге Академия стала на несколько порядков более активной.

Триста спартанцев стали мифом, но зачем же некоторая часть Академии так рвется в вечность?

Колонка Ивана Экономова на последней странице нового выпуска «Троицкого варианта – Науки»: https://trv-science.ru/uploads/312N.pdf
источник
Научно-образовательная политика
COVID-19: смена управленческой парадигмы в вузах (1/2)

В ТАСС прошел круглый стол, посвященный изменениям в управленческих моделях вузов в России и мире в условиях пандемии.

Генеральный секретарь Международной ассоциации университетов Илигье ван’т Ланд представила доклад на тему “Современные университеты и их адаптивность во время кризиса”. Несмотря на разный уровень вузов, она отметила, что адаптироваться к новым условиям придется всем без исключения. В числе задач высшего образования она отметила интернационализацию, совершенствование в соответствии с целями ООН и технологическое развитие. Несмотря на то, что стратегия развития Ассоциации была принята в 2015-2016 гг., под влияниям COVID-19 ее приходится менять. Сегодня на первый план выходят цели устойчивого развития в сфере образования. Фонд Потанина, в частности, вкладывает большие средства, предусмотренные повесткой.

В текущих условиях важно обеспечить наличие организаций и лидеров, которые поведут в “новый мир”. При этом надо, чтобы вузы продолжили свое общение, но переход в новую реальность прошел наименее болезненно. Вузы попали в чрезвычайную ситуацию: многие перевели образование в онлайн в режиме ЧП. Среди студентов есть опасения относительно качества образования и возможности окончить обучение в принципе.

В настоящее время меняется геополитический баланс, что нельзя не учитывать в образовании. Не теряют своей значимости тематика прикладных исследований и связь с социумом. Одна из актуальных задач - сохранить роль университетов в обществе. Текущий момент - это возможность, считает Илигье ван’т Ланд. Вирус коснулся всех, поэтому мы все столкнемся с тяжелыми последствиями кризиса. Правительства разных стран оказывают поддержку, но везде она разнится. Есть страны, где у преподавателей и студентов ограничен доступ к интернету, отсутствуют методики преподавания и технические возможности.

Кроме того, на всех вузах кризис сказался в плане общей мобильности из-за закрытия границ. Этот факт ведет к снижению роли университетов в социуме. В перспективе ограничение мобильности скажется на процессе интернационализации в инновациях и кросс-культурном диалоге. Особенно это коснется тех университетов, чья бизнес-модель строится на притоке средств от иностранных студентов.

Эксперты прогнозируют, что будут затруднены международные исследования. Это ударит и по государственной поддержке этих исследований, и по учебным и научным лабораториям.

На фоне имеющихся проблем Международная ассоциация университетов призывает действовать сообща, чтобы разобраться, что такое нормальная среда в новых условиях. Данные по России были получены от 28 университетов. Во многих странах, включая Россию, правительства обращались к университетам с вопросами, что нужно делать. Это обстоятельство подтверждает, что государство считается с вузами и воспринимает высшее образование как одно из важнейших направлений развития.

Психологический аспект адаптации к онлайн-обучению зависел от мер поддержки студентов и преподавателей. Для большинства это был стресс, выход из которого во многом был связан от решениями руководства университетов. В будущем качество онлайн-образования станет другим. До кризиса многие стояли в оппозиции по отношению к дистанционному обучению, но дистант совершил революцию в высшем образовании, которая останется.

Источник: https://tass.ru/press/10983
источник
Научно-образовательная политика
COVID-19: смена управленческой парадигмы в вузах (2/2)

О конкретном примере адаптации в новых условиях рассказал врио ректора Томского политеха (ТПУ) Андрей Яковлев. Он отметил, что университет справился легко, помогло наличие деятельностной картины миры, присущей инженерному университету. Вуз ориентирован на результат, в этом суть командной инженерной работы, по словам врио ректора. 2 катастрофоустойчивых сервера могли обеспечить коммуникацию между корпусами без внешнего интернета. Кроме того, не прекращалось взаимодействие с другими университетами во время самоизоляции. Была внедрена новая управленческая модель университета: ввели команду-дублера. Управленческая команда была распределена между корпусами, чтобы сократить риск выбытия. Возрастные профессоры вели работу удаленно, а молодые научные сотрудники - в лабораториях, чтобы связь была непрерывной.

Андрей Яковлев подчеркнул, что эффективное управление возможно при многообразии инструментов. В ТПУ внедрили штабную практику управления: оперативное решение управленческих задач в горизонтальном формате, часть из которых была переведена в “цифру”. Горизонтальная система управления позволила сотрудникам стать партнерами друг другу. Еще одно направление работы: перевод части процессов в социальные сети, чтобы никто не оставался в информационном вакууме.

ТПУ тесно координирует свою работу с международным советом, который подсказывает направления движения по исследовательской повестке и образовательной составляющей. “Инновации не привязаны к месту, инновации привязаны к миру”, - комментирует Андрей Яковлев.

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева представила также результаты деятельности Фонда во время пандемии. Был проведен опрос участников и преподавателей о зонах помощи и поддержки. Грантополучатели и стипендиаты отметили, кроме финансовых инструментов, меры нефинансовой поддержки. Фонд предложил меры поддержки в виде горизонтальных связей такие, как обмен ресурсами и цифровые стажировки от НИУ ВШЭ. Кроме того, были составлены рейтинги 75 вузов-участников потанинской программы. По шкале баланса образовательной и социальной составляющей МГУ занял 1 место, Европейский университет - 2, СПбГУ - 3. Руководство фонда проанализировало данные по итогам всех лет реализации программы. По данному критерию с нарастающим итогом верхушку рейтинга занимают: СПбГУ - 1, ТГУ - 2, ТПУ - 3. По числу успешных магистрантов лидируют соответственно: НИУ ВШЭ, ИТМО, СПбГУ.

Ситуация с пандемией выявила острую потребность в консолидации усилий на уровне международного академического сообщества. Образование как бренд в обществе сегодня претерпевает трансформацию. Снижение качества образования приведет к исчезновению ряда университетов. Очевидно, что в конкурентной борьбе смогут “выжить” только сильнейшие вузы и каждому еще долгое время придется “бороться за место под солнцем”. Таким образом, несмотря на все неудобства, связанные с уходом на диктант, требования к вузам возрастают, что неизменно повышает качество реализуемых программ.
источник
2020 September 09
Научно-образовательная политика
Рубежи и окна возможностей

Формирование научно-образовательного фронтира, тесно связанного через Стратегию научно-технологического развития и профильные нацпроекты со Стратегией пространственного развития, не могло в итоге не привести к институционализации форм сотрудничества.

Геостратегические регионы, расположенные на пограничных территория России, имеют много общего – в частности, хороший поток иностранный абитуриентов, возможность налаживания трансграничных связей, встраивание в приграничные отношения.

Неудивительно, что вузы фронтира решили объединить усилия в решении общих для них всех проблем и использовании аналогичного потенциала, который зачастую слабо или вообще недоступен университетом условного «хартленда».

Ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов подписал соглашение об участии вуза в консорциуме «Рубежи России», который должен стать сетевым центром исследований и экспертизы в сфере современной геополитики и приграничного регионоведения. Помимо ДВФУ в состав консорциума вошли еще пять российских вузов из стратегически важных регионов РФ, в том числе инициатор объединения — Балтийский федеральный университет имени И. Канта.

В состав учредителей консорциума вошли университеты из стратегически важных регионов Российской Федерации: Балтийский (Калининград), Дальневосточный (Владивосток), Северный (Арктический) (Архангельск), Южный (Ростов-на-Дону) и Крымский (Симферополь) федеральные университеты, а также Севастопольский государственный университет.

Приоритетными направлениями деятельности консорциума «Рубежи России» станут анализ и прогнозирование геополитических процессов, протекающих в окружении РФ; вопросы пограничного сотрудничества; развитие научных исследований по проблемам актуальных геополитических процессов; прогнозирование ситуации в соседних государствах; обеспечение национальных интересов в сфере сохранения исторической памяти российского общества; противодействие фальсификации истории Отечества и защита исторической правды о Второй мировой войне.

Научно-исследовательская, образовательная и экспертная деятельность университетов-участников консорциума будет направлена на поддержку российских национальных интересов в условиях современных геополитических процессов, протекающих в близлежащих странах.

«[ДВФУ] — это крупнейший в азиатской части России и один из ведущих в стране образовательных и экспертных центров востоковедения и регионоведения, на базе которого исследуют в том числе проблемы межкультурной коммуникации и продвигают русский язык в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил ректор ДВФУ Никита Анисимов.

ДВФУ формирует кадровый резерв специалистов, которые представляют Россию в международных организациях всех уровней, работают над улучшением отношений нашей страны с восточными и западными коллегами в дипломатической, экономической и гуманитарной сферах. Преподаватели, студенты и выпускники ДВФУ активно включаются в международное пространство, эксперты университета решают в регионе задачи, под которые в том числе создается университетский консорциум «Рубежи России».

Одним из результатов деятельности консорциума станет формирование постоянной площадки для научно-экспертного обсуждения современной геополитики и проблем сохранения исторической правды о главной геополитической катастрофе XX века — Второй мировой войне. В числе приоритетных также вопросы приграничного сотрудничества, его проблемы и эффективность в условиях актуальных геополитических процессов. Первую конференцию в рамках этой инициативы планируется провести в 2021 году, приурочив к 75-летию образования Калининградской области.

Стратегия пространственного развития приобретает практическое выражение в научно-образовательной сфере.В итоге получится та самая синергия, которая необходима и для реализации нацпроектов, и в целом - для поступательного развития России в ее международном окружении. Университеты — как и наука с образованием — становятся важнейшими центрами роста не только внутри страны, но и в межгосударственных отношениях.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Две «Енисейских Сибири»

По региональным каналам прошла информация о том, что «Енисейская Сибирь» (в качестве межрегиональной корпорации и инвестиционного проекта) окажет поддержку Республике Тыва и ее столице Кызылу в стимулировании инвестиций.

Сама идея «Енисейской Сибири» заключается в том, чтобы стимулировать комплексное развитие макрорегиона, включающего в себя Красноярский край, Туву и Хакассию. Красноярск здесь выступает в качестве очевидного локомотива, который должен помочь как минимум компетенциями в привлечении финансирования.

Однако, когда речь заходит о данном комплексном инвестиционном проекте, не стоит забывать еще об одном важном измерении – а именно об одноименном научно-образовательном центре. Он выстроен на базе Сибирского федерального университета и функционирует в той же логике, что и КИП.

Именно это сопряжение двух «Енисейских Сибирей» делает НОЦ трех регионов уникальным на всем научно-образовательном ландшафте страны. Не секрет, что есть примеры интеграции векторов развития НОЦ и технологических долин (ИНТЦ) – в качестве лучших практик стоит упомянуть работы Дальневосточного федерального университета (экосистема острова Русский) и Российского химико-технологического университета (ИНТЦ «Долина Менделеева» и серьезные работы по созданию «химического» НОЦ).

Также в самом формате центров мирового уровня заложена логика взаимодействия – между научными и научно-образовательными. Скрепами для всех указанных трех форматов должны быть комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла.

По научному вектору они могут дополняться лабораториями по мегагрантам или соответствующей грантовой линейке РНФ, по технологическому – инжиниринговыми центрами.

При этом, опыт Красноярска, Хакассии и Тувы уникален в том, что НОЦ выступает в связке с комплексным инвестиционным проектом – таким образом охвачены как первые стадии инновационного цикла (исследования, разработки и их технологический трансфер), так и завершающие – привлечение инвестиций.

Важно также и то, что научно-образовательные центры (и региональные, и мирового уровня) должны выступать в качестве точек комплексного роста (макро)регионов – по научному, образовательному, технологическому и социально-экономическому вектору.

В рамках этой логики выстроена Программа стратегического академического лидерства, в рамках которой национальные исследовательские университеты сосредоточатся на научной работе, а национальные опорные – на региональном развитии. Упомянем и то, что кандидаты на вступление в Программу могут и должны опираться на поддержку властей субъектов федерации.

Сибирский федеральный университет, который динамично развивается усилиями ректора Максима Румянцева и его управленческой команды, работает по широкому спектру направлений, где сочетаются исследования мирового уровня с конкретной работой по взаимодействию с реальным сектором экономики.

Мы видим, что помимо классических связок: НОЦ-ИНТЦ и НОЦ-НЦ МУ – очень перспективным выглядит синтез форматов научно-образовательных центров и прикладных инвестиционных проектов.

На примере «Енисейской Сибири» (в обоих ипостасях) рельефно проявляется эффективность и продуктивность подобного взаимодействия. Именно поэтому в любых разговорах о данном КИП обязательно держать в уме и НОЦ. Следовательно, Красноярский край может помочь Тыве и компетенциями, и кадрами, и инвестициями, и новаторскими разработками, готовыми к внедрению в производство.

https://t.me/shoiguland/3881
Telegram
Шойгу Лэнд
​«Енисейская Сибирь» поможет Кызылу в реализации инвестиционных программ

Межрегиональная корпорация и Администрация тувинской столицы подписала соответствующие документы. По планам, в совместной деятельности проработают вопросы стратегического планирования и программ для развития Кызыла.

Кроме этого, «Енисейская Сибирь» берет на себя сопровождение инвестпроектов на уровне федеральных и региональных властей. Также, корпорация будет содействовать в привлечении государственной поддержки, инвесторов и продвижении тувинских проектов на международный уровень.

Напомним, что глава Республики Шолбан Кара-Оол не раз отмечал эффективность деловых контактов региона с корпорацией, да и сами местные власти ведут обширную работу по привлечению инвестиций. Например, до конца года регион из федерального бюджета получит больше миллиарда рублей на реализацию нового плана социально-экономического развития.
источник
Научно-образовательная политика
Наставники правительственного уровня

Сразу четыре Заместителя председателя Правительства РФ – Алексей Оверчук, Дмитрий Чернышенко, Марат Хуснуллин и Виктория Абрамченко – вошли в состав наставников конкурса «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей».

7 сентября во время выступления на открытии второго дня суперфинала конкурса «Лидеры России 2020» Председатель Правительства РФ, наставник конкурса Михаил Мишустин отметил, что он предложит вице-премьерам Правительства РФ присоединиться к программе наставничества конкурса.

«Как говорил Президент, социальные лифты должны работать не по звонку, а по объективным критериям. Те, кто пришёл сегодня работать в кабинет министров, получили свои посты в первую очередь благодаря своим знаниям и компетенциям. В итоге Правительство – это и есть тот самый социальный лифт, который помогает повысить эффективность государственного аппарата, государственного управления. Поэтому, несмотря на загруженность, я постараюсь, если вы разрешите, принимать участие в работе конкурса как наставник и попрошу об этом вице-премьеров, министров»,– подчеркнул Михаил Мишустин.

Вице-премьеры Алексей Оверчук, Дмитрий Чернышенко, Марат Хуснуллин и Виктория Абрамченко отберут себе подопечных из числа победителей третьего сезона конкурса «Лидеры России», который завершился 7 сентября на площадке Мастерской управления «Сенеж» в подмосковном Солнечногорске.

Стоит отметить, что наставниками конкурса «Лидеры России» также являются другие члены Правительства РФ: Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов, Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова и Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, Министр юстиции РФ Константин Чуйченко, Министр транспорта РФ Евгений Дитрих, Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Министр энергетики РФ Александр Новак, Министр экономического развития РФ Максим Решетников, Министр финансов РФ Антон Силуанов, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков (наставник специализации «Наука») и заместитель министра финансов РФ Михаил Котюков.

Такой состав наставников поистине уникален в мировом масштабе – а целый «десант» вице-премьеров позволит «Лидерам России» развивать системной и трансотраслевое видение процессов, нарабатывать компетенции создания комплексных управленческих решений.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️ Сразу четыре Заместителя председателя Правительства РФ – Алексей Оверчук, Дмитрий Чернышенко, Марат Хуснуллин и Виктория Абрамченко – вошли в состав наставников конкурса «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей».
источник