Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 09
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с ректором РХТУ Александром Мажугой вчера в прямом эфире смотрело более 97 000 человек.

Хорошо поговорили о планах университета в ПСАЛ, о развитии ИНТЦ "Долина Менделеева" и шагах созданного Инжинирингового центра.

Узнали, как РХТУ работает с РАН и чем может быть полезен другим вузам по опыту реализации связки "Наука - Производство".

Выяснили, чем Университет помог коллегам (и даже Минобрнауки) в разгар пандемии, а также, как проводит свободное время ректор Мажуга.

Запись эфира:

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239266%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Пшеница преткновения (1/2)

Научное сообщество взбудоражила публикация Александра Трушина «Золотые сотки» в последнем выпуске «Огонька». Если кратко, то автор утверждает, что РАН ради собственной выгоды (ни много ни мало – миллион долларов) отдала под выкос и застройку поля, где колосился уникальный вид (гибрид с пыреем) пшеницы – многолетней.

По утверждениям Александра Трушина (читаем – и «Огонька», и Издательского дома «Коммерсант») была совершена чуть ли не диверсия против продовольственной безопасности страны.

В этой детективной истории фигурируют: Академия наук, ФАНО – Минобрнауки, Ботанический сад РАН, а также хозяйство «Снегири». Пояснения к ней на экстренно созванной онлайн пресс-конференции давал вице-президент Академии Юрий Балега, прямо обвиненный автором резонансной статьи в разбазаривании национального достояния.

Позиция Академии такова. В 2012 году РАН предоставила 4 участка для строительства жилья для молодых ученых в Истринском районе (21,7 га). Права РАН на эти земли были зарегистрированы в установленном порядке.

После старта реформы Академии в 2013 году все ее обязательства были прекращены. В данной истории фигурируют 4 участка – первый представлял собой гектар асфальта, второй – по результатам проверки Росимущества в 2018-м году фигурировал как вспаханное поле в 7,5 га (там на развалинах «Снегирей» кто-то что-то продолжал делать), третий уже тогда был застроен домами, а вот на четвертом – размером почти в 5 га велись сельхозработы.

Примечательно, что на момент активизации конфликта Ботанический сад РАН (который Александр Трушкин выставляет в качестве потерпевшей стороны) не имел никаких прав на второй из четырех участков, где, тем не менее, все эти годы вел какие-то работы. Которым РАН не препятствовала.

Параллельно Академии регулярно «прилетало» со стороны Россельхознадзора и Роспотребнадзора по факту ненадлежащего владения этими (да и многими другими) участками и объектами. А РАН не могла тратить на это свои средства – потому что они теперь не укладывались в уставную деятельность. А если выделялись деньги – то «прилетало» от Счетной палаты.

В августе 2019-го года к Академии обратился ДОМ.РФ с просьбой передать 3 из 4 участков под жилищное строительство. РАН четко заявила, что никаких планов на эти земли не имеет и готова их отдать. А вот четвертый – те самые 5 га, где велись какие-то сельхоз активности – Академия не возражала уже в октябре 2019 года передать в Ботанический сад. При этом за минувший год никакого особого движения не наблюдалось – все земли так и оставались на балансе РАН.

Кульминация этого затянувшегося сериала наступила внезапно: ДОМ.РФ отправил рабочих, и те что-то скосили. Причем покос был именно на том участке в 7,5 га, где ранее было вспаханное поле, что РАН (как правообладатель) согласилась уступить ДОМу.РФ, а передаваемый Ботсаду участок остался нетронут, при этом Ботанический сад по сей день в принципе не имеет на саму землю никаких прав.

В статье Александра Трушина утверждается, что скосили ту самую уникальную пшеницу. Отчаявшиеся агрономы, как сообщила Надежда Волчкова из «Поиска» со ссылкой на аккаунт одной из сотрудниц (Ботсада или Снегирей – уже и неважно), бросались под тракторы. Но сберечь посевы не смогли.

Вице-президент Юрий Балега утверждает, что косили борщевик по обочине дорог. А любой, бывавший в Подмосковье знает, что будь борщевик хоть чем-то полезен – Россия бы уже называлась «борщевиковой плантацией», а у нас, согласно доброй традиции, основали госкорпорацию «Росборщевик». И название очень удачное, кстати.

Запись пресс-конференции: https://youtu.be/P6HaP_28RZU
Статья «Золотые сотки» в «Огоньке»: https://www.kommersant.ru/doc/4475356
источник
Научно-образовательная политика
Пшеница преткновения (2/2)

В целом, ситуация вокруг этих участков симптоматична. Участки осваивались еще в советское время, а теперь уже и не сыскать основополагающих документов – без них конечно же РАН не может ни сдать дома, ни передать земли. И восстановить нужные бумаги часто тоже не представляется возможным.

При этом, попытки действовать через ответственные структуры, по словам Юрия Балеги, наталкиваются на то, что «любой чиновник очень боится говорить “да”», то есть любой управленец среднего уровня опасается выходить хоть немного за рамки четких правил. Именно поэтому все серьезные вопросы приходится решать через уровень вице-премьера, а то и Председателя Правительства.

Денег же у РАН на содержание объектов нет, приходится делать это фактически на пожертвования. Например, Академия оплачивает подачу электричества и охрану нескольких детских лагерей. Некоторые эксперты «Научно-образовательной политики» по счастливому стечению обстоятельств лично видели, в каком состоянии находится один из подобных лагерей. Если там и есть охрана – то максимум собаки на цепи. Быть может, где-то в вагончике не просыхает некий сторож. Электричество явно потребляет только он (если конечно, вообще существует). А скорее – кто-то просто подключился к заброшенным сетям. Так что тут тоже не все так просто. Впрочем, РАН и не должна продолжать нести подобные «гири» – но избавиться от них не так-то просто (см. выше).

А вообще, самое интересное в том, что гибрид пырея и пшеницы был создан еще 92 года назад. И все это время так и не решена проблема низкой урожайности – в том и причина низкой (если вообще существующей) востребованности данного растения.

В конце разговор (как и любая другая дискуссия в научном мире) скатился уже в очевидную политику. Юрий Балега высказался против ограничения прав РАН на экспертизу, посетовал на то, что в Минфине как-то заявили – пусть Академия распродает оставшееся имущество и празднует свое 300-летие, но, впрочем, отметил – прогресс и изменения неизбежны, а РАН находит для себя серьезные новые задачи, и поделился уверенностью в том, что в России нет ни одного здравомыслящего человека, который бы хотел уничтожить Академию и не дать той дожить до юбилея.

Вообще, отметим, что пресс-конференция не вызвала особого ажиотажа – вопросы задавали Яков Богомолов (от профсоюза), Надежда Волчкова («Поиск»), Екатерина Мищенко (Индикатор) и представитель самой Научной России. Сложно сказать, сколько смотрело онлайн в Zoom, но на YouTube в пике было буквально полтора десятка интересующихся (в их числе – пара представителей НОП и все задававшие вопросы).

А итог, как говорится, немного предсказуем. Инициативные группы пишут обращения, РАН пытается сбыть бремя части имущества, но при этом, например, в случае жилых домов, все-таки сдать их для заселения, Минобрнауки, скованное процедурами и законами, не может просто взять себе проблемную собственность, Росреестр требует утраченные навсегда документы, различные надзорные органы регулярно критикую Академию. Ну а проблемы приходится решать на уровне руководства Правительства. Получается замкнутый круг, который нужно разорвать. Ведь с такими проблемами много сил и времени тратится совсем не на научно-технологический прорыв.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровые караваны

Есть древняя примета – скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда.

С 18 сентября в дистанционном режиме возобновляются заседания Президиума Высшей аттестационной комиссии. Напомним, только он выносит решения о подтверждении кандидатских степеней, а также присуждает докторские и научные звания доцента и профессора. И занимается рядом других важных для аттестации научных кадров вещей.

Радует, что ВАК запускает работу. Неясно только, как будет организован весь процесс с бюрократической точки зрения.

Вообще с Высшей аттестационной комиссией происходят чудные (увы, не чудесные) дела. ВАК сам по себе является представителем аналоговой эпохи, процессы в котором переводятся в интернет с трудом и весьма странным образом.

Очевидно, что массированное привлечение молодежи в науку, обозначенное как одна из ключевых целей нац- и федпроектов по векторам науки и высшего образования, однозначно приведет к увеличению количества защит. Сначала – кандидатских, а затем – докторских.

Масштабное распространение консорциумов и сетевых форм взаимодействия научных и образовательных учреждений стимулирует перевод части процессов в онлайн. А коронавирус в принципе дал серьезный толчок к развитию дистанционных форм.

Да и переход к цифровой экономике требует аналогичного трансфера к цифровому университету, НИИ, министерству. И здесь, естественно, встает вопрос о построении digital-ВАК. Не случайно в рамках нового нацпроекта «Наука и университеты» отдельным пунктом предусмотрена цифровая перезагрузка Высшей аттестационной комиссии.

У этого решения вполне очевидная логика – без аттестации научных кадров развитие сектора исследований и разработок будет крайне затруднено, поскольку даже талантливые и амбициозные люди не смогут продвигаться по карьерной лестнице. А формальные требования таковы, что даже социальные лифты тут далеко не всегда в помощь.

Следовательно, научно-технологически-цифровой прорыв натыкается на аналоговый ВАК. И скорость цифровой трансформации научно-образовательного сектора зависит как раз от «самого медленного верблюда» – ВАКа. Здесь старт дистанционных заседаний Президиума, конечно, является большим шагом вперед.

Но вопрос в другом – потянет ли вся остальная Высшая аттестационная комиссия этот дистант. И не появится ли у нас матрешка из караванов, в которой ВАК тормозит общий процесс, а бюрократический аппарат – более активную деятельность Президиума.

Вопрос этот совсем не праздный. Он касается всех областей научной деятельности и высшего образования.

В последнее время по ряду направлений потенциал ВАК уменьшается. В вопросах определения «качества» публикаций всё большее значение приобретает «ядро РИНЦ» из Russian Science Citation Index, Web of Science Core Collection и Scopus. Недалек тот день, когда оно практически полностью заменит «перечень ВАК». А в формировании ядра основную роль играет совсем не Комиссия, а РИНЦ (elibrary.ru). Тем более, что РИНЦ уже начинает предъявлять к включаемым именно в индекс журналам требования практически аналогичные таковым у ВАКа в отношении Перечня.

С другой стороны, основной функцией Комиссии всегда была экспертиза – то есть ВАК функционировал в качестве коллегиального органа в оценке того, насколько конкретная работа или отдельные ученый соответствуют квалификационным требованиям. Схожий функционал все больше концентрируется в руках Российской академии наук. И уже не раз звучали предложения передать ВАК в РАН.

Однако, недавнее предложение ограничить спектр экспертизы со стороны Академии выявило явное недовольство значительной части научно-образовательного истеблишмента тем, что РАН претендует стать единственным и полноправным судией на научном поле.

По большому счету, между ВАК и Академией сейчас идет цифровая гонка (конечно, не в высшем дивизионе), и именно от ее итогов во многом будет зависеть конфигурация центров экспертизы – как минимум в вопросах аттестации научных кадров и определении качества журналов.

См. также: https://nauka.tass.ru/nauka/9403283
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Как Мордовский госуниверситет работает с молодёжью, и почему это важнейшее направление в стратегии развития вуза?

Как университет формирует не только hard, но и soft skills в Республике Мордовия?

Что это такое человекоориентированность взгляда ректора и в чем роль университета в отборе талантов.

Есть ли угрозы перехода молодых людей в виртуальную среду и потерю с их стороны интереса к университету как к площадке, месту притяжения и совместной работы?

Как видит себя Мордовский государственный университет в ПСАЛ?

Об этом и многом другом уже завтра в Открытом разговоре Сергея Вдовина, ректора Мордовского государственного университета им.С.П.Огарёва и Евгения Сжёнова, научного руководителя ЭАЦ "Научно-образовательная политика", ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ.

Организаторы: НОП и конкурс "Моя страна - моя Россия" президентской платформы "Россия - страна возможностей".

Трансляция на платформе ММСО.

Партнер трансляции Социальная сеть ВКонтакте.

10 сентября, 19:00

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239269%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Сельхознаука: планы и сопряжения

Минюст зарегистрировал Приказ Минобрнауки «Об установлении порядка формирования комплексных планов научных исследований по направлениям реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы».

Окончательное очертание получили механизмы реализации исследовательской части ФНТП РСХ.

Напомним, Программа реализуется по различным направлениям, что выражается в подпрограммах по тому или иному виду сельхозпродукции. Основной формат – комплексные научно-технические проекты, которые предполагают все три стадии полного инновационного цикла: исследования и разработки – трансфер технологий – производство.

Неотъемлемой частью каждой подпрограммы также является Комплексный план научных исследований, который выступает в качестве научной основы реализации КНТП. Среди их участников должны быть представлены научные институты или вузы, а также в обязательном порядке – сельхозпроизводители.

Для координации подготовки и реализации КПНИ Минобрнауки создает Межведомственный совет (минимум из 10 человек) и Научно-технический комитет (минимум 7 чел.). В состав должны входить представители Министерства науки и высшего образования, РАН, Минсельхоза, профильных научных институтов и вузов, иных заинтересованных органов власти федерального и регионального уровня, а также бизнеса. НТК обеспечивает организационно-техническую поддержку деятельности Совета.

В итоге по каждой подпрограмме в наличии будет КПНИ, НТК и Межведомственный совет.

Стоит заметить, что ФНПТ РСХ изначально задумывалась как полигон для обкатки формата комплексных научно-технических программ и проектов с целью реализации Стратегии научно-технологического развития. В итоге в рамках нескольких подпрограмм КНТП (проекты) были сформированы и началась их реализации. Этот опыт частично использовался для создания комплексных научно-технических программ по приоритетным направлениям СНТР, в рамках каждого из которых сформирован свой Совет, возглавляемый представителями РАН. А общим руководством занимается Координационный совет Президентского совета по науке и образования во главе с президентом Академии.

Однако, не так давно все стороны были вынуждены констатировать – КНТП (программы) пока не запускаются, поскольку слишком много различных препятствий и ограничений. С другой стороны, и работа над ними, и общий переход на проектную деятельность оказали влияние на формат функционирования подпрограмм ФНТП развития сельского хозяйства.

Также стоит иметь в виду, что именно на ФНТП РСХ была «обкатана» «советская» система руководства крупными стратегическими инициативами. А сама Программа стала базой для формирования общих принципов с двумя другими ФНТП – развития генетических технологий, а также – развития синхротронных и нейтронных исследований.

Именно поэтому опыт Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства очень интересен для изучения – по трансформациям оргуправленческой структуры можно понять, какие решения признаны удачными и достойными тиражирования, а в чем есть явная пробуксовка. А изменения эти основаны не только на общих доктринальных установках, но и на опыте практической реализации.

Еще крайне важно, что по своему наполнению ФНТП РСХ сильно сопрягается как с программой развития генетических технологий (головной научной организации в которой является Курчатовский институт), а также (через «сельхозприоритет» СНТР) с научно-образовательными центрами мирового уровня (особенно – с НОЦ «Инновационные технологии в АПК» Белгородской области).

Текст Приказа Минобрнауки: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001202009070045?type=pdf
источник
2020 September 10
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, совместно с губернатором ХМАО Натальей Комаровой провел в Когалыме совещание по вопросу создания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Центра высоких биомедицинских технологий

📍 Валерий Фальков отметил, что ускоренное развитие генетических технологий в стране является одной из задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным перед Правительством и научным сообществом.  

Научно-технологический центр - инфраструктурный проект, расположенный в Сургуте, направленный на создание инновационной экосистемы высшего образования, науки и технологического предпринимательства.

«Создание Центра позволит Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре встроиться в большую национальную программу развития биотехнологий, в том числе геномных. Одна из основных целей этой программы - создание технологической основы для новой медицины, нацеленной на повышение качества жизни населения страны. Важно отметить, что Центр заручился поддержкой со стороны как партнёров, среди которых Курчатовский институт, так и со стороны Министерства. Задача Центра - провести большую организационную, кадровую и финансовую работу», - сказал Министр.

📍 Лабораторная база Центра позволит проводить не только исследование вирусов, но и разработку лекарственных средств с использованием отечественного биоматериала, а также усилить биобезопасность многочисленных работников нефтегазодобывающих компаний, работающих в регионе.

Основополагающим звеном в инфраструктуре Центра станет биобанк. Валерий Фальков отметил, что он будет ключевым провайдером фундаментальных исследований и развития биомедицинских наук в регионе. Кроме того, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации будет создана информационно-аналитическая система хранения и обработки генетических данных «Национальная база генетической информации».

📍 На территории центра также планируется размещение технопарка, научно-производственных подразделений компаний региона, университета с медицинским институтом, жилых, культурно-досуговых, социальных и иных инфраструктурных объектов.

#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
Протечки, утечки и циркуляция

Утечка мозгов из России – процесс, с одной стороны, бывший очевидным на протяжении многих лет, с другой, достаточно сложный для исчисления и анализа. Алармисты утверждают, что «протечка» лишь расширяется, а более сдержанные оптимисты настаивают на постепенной смене трендов – к циркуляции умов.

Тем не менее, достаточно мало исследований, в которых бы на основе объективных данных были сделаны четкие и обоснованные выводы. Для ликвидации этой лакуны было решено привлечь данные из международных библиографических баз, а именно указанные в опубликованных статьях места работы или учебы авторов – их аффилиации.

Новую впечатляющую попытку сделали исследователи из лаборатории цифровой и вычислительной демографии Института демографических исследований Макса Планка в Германии. В последние два года в лаборатории развивается проект по изучению исследовательской мобильности по библиометрическим данным. Работу по применению этих подходов к российским миграционным процессам группа выполнила в сотрудничестве с аспирантом Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М. В. Ломоносова Александром Субботиным. О подробностях повествует Екатерина Ерохина в Индикаторе.

Подробнее: https://telegra.ph/Protechki-utechki-i-cirkulyaciya-09-10
источник
Научно-образовательная политика
Новый герой #ещенепознер — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
https://youtu.be/z1hOtgDUDXo

Вступление Николая Солодинкова:
— Александр Александрович Аузан — величина мирового масштаба. Один из самых признанных и уважаемых экономистов в мире. Многолетний декан экономического факультета МГУ. Благодаря его работе и работе его учеников, российская экономика (а с ней и политическая, общественная, культурная жизнь) всё ещё пытается жить, развиваться, несмотря на дикое противостояние самых разных обстоятельств (у которых часто есть конкретные имена и названия). Что было, есть и что будет завтра с нами и с нашей страной? Приятного просмотра.

Контекст выпуска — https://eshenepozner.ru/episodes/auzan
источник
Научно-образовательная политика
Приемные метаморфозы

Продолжается процесс совершенствования проведения приемной кампании в университеты. Сохраняются заданные Президентом векторы: усиление коллегиальности, фокусировка подготовки кадров на самых востребованных направлениях, расширение доступности высшего образования.

При Правительстве РФ сформирован координационный совет по вопросам планирования контрольных цифр приема в вузы и установления квоты на целевое обучение под руководством главы Минобрнауки Валерия Фалькова. Соответствующее постановление вступает в силу сегодня, 10 сентября.

Как отмечается в документе, Координационный совет будет выполнять задачи по организации взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а также крупнейших работодателей для осуществления единой госполитики по вопросам установления контрольных цифр приема в вузы и квоты на целевое обучение. Также совет будет вырабатывать предложения по планированию квоты обучающихся по целевому направлению.

Создание совета позволит более системно подходить к реализации нового формата определения КЦП, который уже был апробирован в этом году. Важно, что участие в нем принимают как представители ФОИВов, так и реальные работодатели. Функционирование коллегиального органа стабилизирует и структурирует колебания объемов бюджетных мест по различным направлениям подготовки.

Также Координационный совет займется выработкой подходов к планированию квоты целевого набора. По этому вектору уже были приняты важные решения, которые четко определяют права и обязанности всех участников процесса – работодателя, студента, университета.

В рамках работы по целевому вектору создан законопроект о доступном конкурсном поступлении на целевое обучение для всех выпускников школ, он будет направлен председателю правительства Михаилу Мишустину и в рабочую группу Госсовета по направлению «Образование и наука». Об этом в среду журналистам сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая по итогам заседания рабочей группы по разработке инициативы.

Она пояснила, что законопроект позволяет сделать «целевое обучение доступным для всех абитуриентов на открытой конкурсной основе», а работодатели смогут принять «активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов», отобрать лучших и сформировать требования к успеваемости студента. Кроме того, выпускники и работодатели смогут рассчитывать на «гарантированное рабочее место и наполнение экономики квалифицированными кадрами». Для вузов законопроект обеспечит «соединение теоретической подготовки с практикой, публичную оценку качества обучения, так как запрос и результат выводятся на открытую платформу».

Для реализации этой концепции на базе уже существующей информационной системы итоговой аттестации предлагается создать единую образовательную платформу, на которой публично будут размещены заявки работодателей. Также законопроектом предлагается наряду с бюджетным целевым набором ввести открытый целевой набор в вузы за счет частных инвестиций.

Проект поддержали все ключевые игроки научно-образовательной политики и научно-технологического прорыва: Ростех, Росатом, ОСК, Курчатовский институт, РАН и РАО, вузы, в том числе МГУ, МПГУ и Сеченовский университет, а также Минпросвещения и профильные комитеты Совета Федерации и Государственной думы. Особенно важна поддержка Минтруда – как основного оператора методик прогнозирования и корректировок баланса рынка труда в регионах.

Приемка трансформируется достаточно серьезно и оперативно. Однако, нужно помнить, что система определения КЦП и квот целевого набора обладает достаточно большой инерционностью – так что реальную позитивную отдачу от новых инициатив можно будет ощутить самое раннее в сентябре 2021-го, а скорее – уже в 2022-м году.
источник
Научно-образовательная политика
Зная заместителя Министра энергетики Антона Инюцына и систему распределения функционала между заместителями министра в те годы - не стоит искать участие Инюцына в "кейсе РЭА".

В те годы Инюцын как курирующий замминистра в большей степени занимался повышением квалификации энергетиков. Кстати говоря, именно тогда РЭА очень старалось забрать себе и контракты на обучение тысяч руководителей по направлению "Энергосбережение и энергоэффективность".

И заслуга именно Инюцына в том, что в итоге за обучение свыше 3000 учебных групп энергетиков отвечало не Российское энергетическое агенство, а ведущие российские университеты.

https://t.me/russica2/32273
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Дело замминистра энергетики Тихонова соприкасается с делом Абызова.
Под ударом не только министр Новак, но и люди из окружения Медведева и Чубайса.

Средства на ГИС Энергоэффективность выводились через ООО Сибэнерго.

Одним из условий получения федеральной субсидии на реализацию региональной программы энергосбережение было разработка региональной ГИС Энергосбережение, оценку критериев региона на выделение субсидии проводил РЭА.

В агентстве определяли где и у кого должна заказыватся эта разработка:
«приезжали суровые сибиряки и готовили  конкурсную документацию под себя. По сути программа была модельной,  менялось лишь название региона, но конкурс готовился как разработка якобы с нуля.
Были даже случаи, когда регион получал копию проги другого региона с названием бюджетных учреждений  другого региона.

Затем регионы ежегодно выделяли средства на продление лицензии ГИС и ее доработку, при этом доработка выглядела так - в федеральной ГИС добавляется строчка и все регионы должны заказать у разработчика измениния…
источник
Научно-образовательная политика
В последнее время меня не покидает ощущение, что огромное число руководителей в системе высшей школы (в первую очередь, ректоров и проректоров) вынужденно занимается имитацией.

Давайте вспомним, кто был ориентиром для ректоров еще 5 лет назад: учредитель (например, Минобрнауки), команда губернатора, да Рособрнадзор. Вся борьба за показатели развития вуза шла в этой парадигме.
Кто сегодня влияет на стратегию развития вуза?

Во-первых, новая ролевая концепция, где вскоре появятся два больших лагеря - те, кто больше про науку (НИУ) и те, кто станет "опорником" в диалоге с бизнесом (НОУ). У каждой группы вузов появится армия партнеров из вузов поменьше - не вошедших в ПСАЛ.

Во-вторых, университеты всё больше входят в орбиту интересов институтов развития и мега-конкурсов.
Достаточно взглянуть на включенность вузов в "острова" или разного рода цифровые проекты Платформы НТИ и Университета 20.35. С другой стороны, нарастающим итогом идёт интерес к университетам со стороны проектов АНО "Россия- страна возможностей" Алексея Комиссарова.
И такие проекты расширяют линейку KPI ректоров, задавая новую планку в программе развития вуза и региона.

Без всякого сомнения, государству (через ФОИВ) и лидерам мнения предстоит в большей степени чем сейчас канализировать фокусы диалога с ректорами: речь о приоритетах, о задачах и целях, а также о форматах приоритетов в работе вузов.
Многие коллеги сегодня находятся на перепутье, с полноценным кризисом развития: и компетентностным, и идеологическим.

Хватает ли государственного мышления у всех стейкхолдеров? Конечно, нет.

Именно поэтому крайне важно вести диалог о достижении национальных целей с максимально - широким охватом площадок.
Одной из ключевых станет ноябрьский форум АСИ "Сильные идеи для нового времени", в котором ожидается участие Президента России Владимира Путина.
Мне выпала честь быть модератором нескольких важных мероприятий в рамках Форума.

И уже 14 сентября мы поговорим о проблемах и возможных решениях с Дмитрием Песковым, специальным представителем Президента России по вопросам цифрового и технологического развития.

https://t.me/stranavozmojnostey/2250
Telegram
Россия – страна возможностей
Все больше ведущих университетов сотрудничают с платформой  «Россия — страна возможностей». Вместе создаем новые возможности для студентов ✨

Сегодня соглашение о сотрудничестве по интеграции образовательных программ вуза и поддержке молодежи подписали   генеральный директор АНО Алексей Комиссаров и ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи.

Платформа и ДГТУ будут вместе заниматься продвижением проектов и инициатив, которые способствуют личностному и профессиональному росту студентов и сотрудников вуза.

Алексей Комиссаров: «Наша общая цель – дать равные возможности развития для каждого молодого человека в России. Чтобы они могли не просто получить их, участвуя в проектах и конкурсах платформы, но и выстроить траекторию собственного развития – и в карьере, и в образовании, и в жизни. Нам важно в дальнейшем не потерять этих ребят и после конкурсных испытаний сопровождать в карьерном развитии, реализации социальных проектов, бизнес-идей или даже в начале нового пути».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Человек как парадигма

Отгремел очередной сезон «Лидеров России» - время взглянуть на пройденный путь и обозначить приоритеты на будущее. Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» в программном интервью рассказал о философии президентской платформы «Россия – страна возможностей» и ее важной роли в социальном прорыве.

https://telegra.ph/CHelovek-kak-paradigma-09-10
источник
Научно-образовательная политика
Как Мордовский госуниверситет работает с молодёжью, и почему это важнейшее направление в стратегии развития вуза?

Как университет формирует не только hard, но и soft skills в Республике Мордовия?

Что это такое человекоориентированность взгляда ректора и в чем роль университета в отборе талантов.

Как видит себя Мордовский государственный университет в ПСАЛ?

Об этом и многом другом  сегодня в Открытом разговоре Сергея Вдовина, ректора Мордовского государственного университета им.С.П.Огарёва и Евгения Сжёнова, научного руководителя ЭАЦ "Научно-образовательная политика", ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ.

Организаторы: НОП и конкурс "Моя страна - моя Россия" президентской платформы "Россия - страна возможностей".

Трансляция на платформе ММСО.

Партнер трансляции Социальная сеть ВКонтакте.

Сегодня в 19:00

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239269%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник