Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 03
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков возглавил Координационный совет (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009020008) при Правительстве РФ по вопросам планирования контрольных цифр приема в вузы и установления квоты на целевое обучение

Координационный совет будет выполнять задачи по организации взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а также крупнейших работодателей для осуществления единой госполитики по вопросам установления количества бюджетных мест в вузах и квоты на целевое обучение. Также совет будет вырабатывать предложения по планированию квоты обучающихся по целевому направлению.

#МинобрнаукиРоссии #ВалерийФальков
источник
Научно-образовательная политика
День IT-судьбы

Много говорится о том, что стране нужны тысячи и тысячи специалистов в области IT – без них ни цифровизация, ни digital-прорыв будут невозможны. Государство выделяет все больше средств на подготовку широкого спектра «компьютерщиков»: от программистов до специалистов в области кибербезопасности. Чтобы привлечь сильнейших, крупные вузы регулярно проводят специальные мероприятия, а «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey
стал одним из ведущих мировых конкурсов-состязаний лучших IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики.

Однако, не только университеты «заходят» в школу – этим не менее активно занимаются крупнейшие российские IT-компании. Ярким примером является День ИТ-знаний» от Mail.ru Group.
@mailrush. И такие мероприятия реально работают.

Несколько лет назад Павел Балахонов из Mail.ru Group приехал в родную школу, где рассказывал о том, как интересна и многогранна профессия программиста. На уроке присутствовал юный Артем Трефанюк, который и до того задумывался о получении профессии в IT. Эта встреча укрепила его в сделанном выборе.

Заметим, что именитый спикер не просто «заразил» слушателей «IT-вирусом», но своим примером продемонстрировал – школьник из Алушты может покорить Москву, главное – быть настойчивым и верить в свои силы. А еще Павел Балахонов выступил в качестве наставника, с которым несколько раз переписывался Артем Трефанюк. Он в итоге поступил в Государственный университет «Дубна» и сейчас учится на третьем курсе.

«Я слушал Павла Балахонова из Mail.ru Group и думал: «Он жил здесь, учился в моей школе, а теперь большую часть времени проводит в Москве и работает в ИТ-гиганте. Он смог — значит, и я смогу!» Когда своими ушами слышишь такие истории успеха, появляются уверенность и силы двигаться вперед.

В итоге я поступил на факультет информационных систем и технологий Государственного университета «Дубна» и через пару лет стану специалистом по информационной безопасности. Cейчас я на третьем курсе»,
Mail.ru Group и думал: «Он жил здесь, учился в моей школе, а теперь большую часть времени проводит в Москве и работает в ИТ-гиганте. Он смог — значит, и я смогу!» Когда своими ушами слышишь такие истории успеха, появляются уверенность и силы двигаться вперед.

В итоге я поступил на факультет информационных систем и технологий Государственного университета «Дубна» и через пару лет стану специалистом по информационной безопасности. Cейчас я на третьем курсе», – рассказал Артем.

Он выбрал одно из самых сложных и востребованных направлений – кибербезопасность. А социальная среда наукограда лишний раз демонстрирует – наука является вдохновением не только для самих ученых, но и для любого человека. «Когда ты постоянно находишься в окружении ученых, есть мотивация развиваться. Это своего рода азарт — дотянуться до их уровня», - поделился Артем Трефанюк.

Артем сформулировал два главных правила, которым необходимо следовать любому студенту IT-шнику: практика и самообучение. Это очень взрослые мысли, над которыми стоит задуматься сверстникам героя нашего рассказа.

Перспективность IT-образования бесспорна – IT не умрет никогда. А национальные лидеры – такие как Mail.ru Group все больше приобретают значение основных локомотивов развития. Работать в которых стремятся многие школьники и студенты – часть из которых вдохновляют и сама компания, и истории успеха ее сотрудников.

Хотя, кто знает, быть может, судьба приведет юного «кибербезопасника» в стены Института системного программирования РАН – одного из лидеров в стране по этой тематике, да и по многим другим программистско-цифровым компетенциям также.

Пример Артема Трефанюка – лишь один из тысячи подобных. Вот так компания, работая напрямую со школьниками привлекает все больше молодежи в IT, а следовательно – в вузы, и те дополнительные бюджетные места, которые выделяет государство, заполняются самыми сильными и талантливыми. В этом огромное значение «Дня ИТ-знаний» от Mail.ru Group и других подобных проектов. Хотя, в данном случае, это скорее «День IT-судьбы».

Подробнее: https://rb.ru/young/choose-it/
источник
Научно-образовательная политика
Интервью Министра Валерия Фалькова Наиле Аскер Заде прямо сейчас на России 1

https://live.russia.tv/channel/1
источник
Научно-образовательная политика
Серёга, молодец!

Твои компетенции по взаимодействию университетов и бизнеса  очень пригодятся системе высшей школы в этом году.
Даже не вздумай отлынивать:)

Сергей Безделов - топ-менеджер Интер РАО и многолетний исполнительный директор Набсовета Университета им. Плеханова (глава Набсовета- Сергей Чемезов).
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 September 04
Научно-образовательная политика
Пшеничная безопасность

Подписание лицензионных соглашений российских селекционных компаний с Bayer о передаче им гермоплазмы пшеницы в перспективе может обернуться постепенным захватом нашего рынка, рассказал «Известиям» директор департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки Вугар Багиров. По его словам, РФ смогла выйти на лидирующие позиции в мире по экспорту зерна благодаря тому, что 98% возделываемой здесь пшеницы обеспечено отечественным селекционным материалом.

«В этих условиях ввоз в нашу страну иностранного генетического материала и его распространение на территории России является противоречащим тем поставленным государственным задачам, которые направлены на обеспечение продовольственной независимости и безопасности России, – заявил Вугар Багиров. – За последние пять лет в госреестр селекционных достижений включено более 40 сортов озимой и яровой пшеницы. Более того, она имеет продуктивность на уровне мирового рекорда – до 140 ц/га и повышенное качество зерна. Причем речь идет именно о сортах, а не о гибридах». Он добавил, что и без заграничных технологий отечественные специалисты выводят новые сорта пшеницы.

Напомним, что выведение одного сорта и его географо-климатические испытания занимают более 10 лет.

История ситуации такова – передача технологий от Bayer была частью соглашения, которое дала России на приобретение концерном компании Monsanto. За взаимодействие между отечественными сельхозпроизводителями и Bayer отвечает открытый в Высшей школе экономики Центр трансфера технологий (ЦТТ).

«Центр создан для того, чтобы контролировать выполнение предписания ФАС России компании Bayer и, в частности, администрировать передачу гермоплазмы, молекулярных средств селекции и цифровых баз данных российским компаниям, а также для реализации образовательных и исследовательских проектов», – рассказала «Известиям» менеджер ЦТТ НИУ ВШЭ Надежда Долматова.

Гермоплазму, которую во всем мире у Bayer можно купить только за большие деньги, в Россию отправят бесплатно. В ответ нужно заключить лицензионное соглашение, которое предполагает уплату роялти.

«Согласно этому договору, российские селекционеры должны будут не только платить роялти с продажи семян, но и открыть все свои процессы создания гибридов для Bayer», – говорит бывший советник министра образования и науки Екатерина Журавлева.

«Допустим, селекционеры возьмут гермоплазму у Bayer и получат гибрид или сорт. Но нужно еще лет пять, чтобы понять, как он себя поведет в конкретных эколого-географических условиях. И можно себе представить, что сорт покажет плохие результаты. А роялти уже нужно будет платить, причем еще на протяжении 10 лет», – опасается вице-президент РАН Ирина Донник.

Изначально, для того чтобы понять, какие именно культуры нужны российским семеноводам, ФАС в 2018 году сформировала наблюдательный совет по контролю за деятельностью ЦТТ. В него вошли представители антимонопольной службы, Минсельхоза и Минфина. После обращения экс-министра науки Михаила Котюкова в ФАС, в набсовет были добавлены специалисты Минобрнауки, в частности Вугар Багиров.

Заметим, что «наука АПК» была визитной карточкой Михаила Котюкова и его команды – сначала в ФАНО, затем – в Минобрнауки. Во многом, его усилиями была сформирована Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства.

Научный руководитель ЦТТ, директор Института права и развития ВШЭ Алексей Иванов считает: если не внедрять новые технологии и не шагать в ногу со всем миром, лидерство по пшенице очень легко утратить, особенно учитывая обострение конкуренции по этой культуре на экспортных рынках. В подтверждение своей мысли научный руководитель ЦТТ приводит ситуацию с семенами сахарной свеклы, 98% которых мы закупаем за рубежом. Кстати, именно на селекцию и семеноводство сахарной свеклы была направлена одна из первых подпрограмм ФНТП РСХ.

Расторгнуть сделку с Bayer невозможно, подчеркнули в Минобрнауки, однако министерство будет настаивать на тщательной проверке ввозимого материала российскими ведомствами.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
КБПР: коэффициенты и консенсус

Совместная рабочая группа Минобрнауки и РАН выработала итоговый вариант Методики расчета Комплексного балла публикационной результативности, который является основным механизмом определения объемов госзадания для научных институтов и маркером его выполнения.

Напомним, что основные баталии велись вокруг общественных и гуманитарных наук, а также сельскохозяйственных и медицинских. В новом варианте Методики учтены особенности первой пары из них. При этом Рабочая группа продолжит работу по рассмотрению особенностей порядка формирования государственного задания для медицинских, сельскохозяйственных направлений науки, а также для образовательных организаций высшего образования.

Ключевыми в КБПР являются не формулы, а коэффициенты, которые зависят от типа публикации и уровня изданиях, в котором она размещена (для статей в журналах).

Итоговые множители таковы.

Для всех направлений, кроме общественных и гуманитарных:
Q1 – 20 (по Web of Science Core Collection для типа публикаций: Article, Proceedings Paper, Review и Book Chapter);
Q2 – 10;
Q3 – 5;
Q4 – 2,5;
1 – для изданий: без квартиля, но входящих в WoS CC; индексированных в Scopus, но не включены в Web of Science Core Collection; индексированных только в Russian Science Citation Index; для книг (в перспективе монографии будут иметь различные оценки в зависимости от объема и научной составляющей (новизна, актуальность и т.д.).
0,12 – для журналов только из перечня ВАК;

Для гуманитарных и общественных наук предусмотрена своя шкала:
3 балла – для всех изданий, которые входят хотя в один их индекстов: WoS CC, Scopus, RSCI.
1 – для перечня ВАК;

Книги имеют более сложную схему – 1 балл за 1 авторский лист монографии,   0,75 – сборника статей, 0,5 – комментариев к изданиям классики, словарных, архивных и других публикаций. Определять баллы в итоге будет РАН по представлению соответствующего отделения.

Любые книжные издания будут учитываться только если они рекомендованы к публикации Ученым советом организации и зарегистрированы в Книжной палате.

Представленная редакция Методики – это результат серьезной совместной работы Минобрнауки и Российской академии наук, а также найденного консенсуса. В работе над КБПР ярко проявилось наличие фундаментального консенсуса между Министерством и РАН. Оба учатсника показали, что могут работать совместно, готовы слушать и слышать друг друга.

КБПР в текущей версии – это минимально необходимая база для старта функционирования системы. В перспективе Методика может и будет корректироваться, станет более глубокой по масштабу детализации и комплексной по продуцируемой оценке.

Тем не менее, надо помнить – наукометрия является серьезным и эффективным инструментом количественной оценки исследовательской работы, КБПР не имеет прямого влияния на финансирование, эффективность и результативность работы научных институтов (а далее будут включены университеты) оценивается по широкому набору параметров, предыдущая «палочная» система была намного хуже, лучше такая система (с КБПР), чем вообще никакой.

Новая редакция Методики: https://www.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2020/09/main/Metodika_novaya.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Поддержка третьей - лишней не бывает

Минобрнауки поддержит проекты, поданные на крауд-платформу АСИ в рамках сбора идей для форума «Сильные идеи для нового времени». Такое решение принято по итогам рабочей министра и гендиректора АСИ Светланы Чупшевой, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ.

Речь идет о поддержке проектов «Руководство по реализации «третьей миссии» вузов» и «Базовая модель деятельности Центров карьеры вузов».

В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с реализацией «третьей миссии» университетов, которая включает в себя взаимодействие вуза с обществом, его социальную ответственность и вовлеченность в дела региона и страны.

«АСИ видит работу по развитию «третьей миссии» российских вузов одним из своих приоритетов. Совместно со 110 нашими вузами-партнерами мы уже реализуем программы, которые входят в указанный контур. Фронт работ широк, и сейчас в рамках форума мы уже собрали более 448 идей, причем динамика прироста сохраняется. Мы благодарны Министерству науки и высшего образования за открытость к инициативам, которые приходят к нам со всех концов страны», – подчеркнула Светлана Чупшева.

Валерий Фальков подчеркнул важность развития «третьей миссии», отметив, что данная проблематика учитывалась в том числе при подготовке Программы стратегического академического лидерства: «Министерство уделяет внимание реализации «третьей миссии» университетами. Именно поэтому ряд ее индикаторов учитываются при отборе вузов-участников Программы стратегического академического лидерства. Мы планируем и дальше стимулировать российские вузы к реализации «третьей миссии».

По словам проректора НИУ ВШЭ Валерии Касамары, в настоящее время проекты дорабатываются с привлечением представителей вузовского сообщества, НКО, предпринимателей и региональных органов власти.

Прием идей в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для нового времени» продлится до 10 сентября. Каждый желающий может представить свою идею на крауд-платформе idea.asi.ru по одному из семи тематических направлений.

Все идеи оцениваются экспертами и проходят народное голосование. Кураторы тематических направлений, партнеры форума, российские и международные эксперты в режиме онлайн совместно c авторами корректируют и дополняют идеи, чтобы оформить их в полноценные проекты, которые можно внедрять в реальную практику в российских регионах.

В каждом тематическом треке будут выбраны по 10-13 наиболее значимых инициатив. Авторы топ-100 идей и проектов представят федеральным и международным экспертам на Форуме «Сильные идеи для нового времени» в Сочи. Победители получат поддержку АСИ, их проекты будут размещены в библиотеке «умных решений» «Смартека» для тиражирования в регионах.

Оргкомитет форума возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов.

По неофициальной информации, новая дата форума АСИ - 11-12 ноября 2020 года, а 1-2 октября в Точках кипения пройдут предзащиты идей с участием глав регионов.

Напомним, сегодня, 4.09, с 14:00 до 15:30 на платформе ММСО пройдёт Круглый стол: «Барьеры и ограничения реализации «третьей» миссии российскими университетами».

Организаторы: НИУ ВШЭ, АСИ, ММСО, НОП.

Модератор — Олег Лешуков, заместитель руководителя лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

Участники круглого стола:
Владимир Княгини, вице-губернатор г. Санкт-Петербурга
Ольга Пилипенко, депутат ГД РФ, член комитета по образованию и науке
Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета
Светлана Пономарева, проректор Донского государственного технического университета
Наталья Трунова, вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок»
Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Трансляция состоится на платформе ММСО, YouTube и в группах ММСО и Института образования НИУ ВШЭ в Facebook.
Источник новости.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Единство и смыслы

Отгремел образовательный форум «Территория смыслов», где системную «прокачку» проходили самые активные и инициативные представители широкого набора драйверов развития – от политиков и «цифровиков» до правоохранителей.

Тем не менее, генерация ключевых смыслов происходит не только в области практики управления – не менее важное значение имеют культура и искусство как универсальный «реактор» для (пере)осмысления ключевых идей, заложенных и закладываемый в культурный код народа.

Эти процессы получают площадку для реализации и поддержку в рамках фестиваля «Таврида – АРТ», открывшегося на этой неделе в Крыму и на множестве площадок по всей России.

В этом смысле Таврида дополняет Сенеж – на ней предоставляется пространство для творчества, а также происходит формирование многоголосицы или хора различных действий в области культуры и искусства. В то время, как Сенеж – это пространство очного или цифрового присутствия участников в рамках одной организационной парадигмы – здесь центр притяжения четко определен и локализован географически (пускай и с использованием дистанционных режимов). Таврида – это скорее образ мысли и формат творчества, который имеет географическую привязку лишь с точки зрения воплощения идей в конкретные произведения.

Также Таврида – АРТ – это новый механизм обеспечения связанности страны в области культуры и искусства. В четверг первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко сообщил журналистам, что арт-резиденции кластера «Таврида», где смогут получить поддержку молодые деятели культуры и искусства, строятся в 15 регионах России. А всего планируется создание 20 резиденций.

Вообще, для Сергея Кириенко Таврида имеет особое значение. Такой блеск в глазах и желание как творить самому (в основном – смыслы), так и помогать творить другим редко когда можно увидеть у него. Разве что на «Лидерах России» – проекте столь же родном для Сергея Владиленовича.

Стоит отметить удивительный параллелизм в реализации двух проектов – Тавриды и исторических парков «Россия – моя история». Оба развиваются через активное включение регионов и при этом формируют единое пространство смыслов.

Это все говорит о том, что прорыв – это процесс не только научно-технологический или социально-экономический, но также – культурный и творческий, а в ряде вопросов – даже духовный.

Ключевой национальной идеей в последние годы становится – единство. Эта мысль проходит красной нитью через все общественные и политические инициативы ей – от масштабного развития волонтерства до конкретных площадок типа «Территории смыслов» или «Тавриды».

«На самом деле «Таврида» – это удивительный пример того, что когда мы вместе, для нас нет никаких нерешаемых задач, для нас нет ничего невозможного», сказал Сергей Кириенко.

Президентская платформа «Россия – страна возможностей» (также детище Сергея Кириенко), возглавляемая Алексеем Комиссаровым при всем масштабе конкурсной составляющей реализуемых мероприятий, несет в себе именно объединяющий, командных, общественный, общенародный посыл – наши успехи и творческие свершения были бы невозможны в иных обстоятельствах, а достижения – являются вкладом в общее дело.

Творчество и искусство – явления дихотомические. Они обладают самоценностью как произведения (могут восприниматься с точки «вещи в себе»), но при этом тонко, однако крепко связаны с масштабными процессами (само)рефлекии как творца, так и всего общества. В этом их особая значимость для осмысления истории, современности и будущего. А без этих трех оснований невозможны ни развитие, ни прорыв.

Реализация программ арт-кластера «Таврида» входит в национальный проект «Образование» и точно сохранится в рамках нацпроектной «перезагрузки».
источник
Научно-образовательная политика
Новый особый учебный год (1/2)

Вчера в программе “Вести” на канале “Россия 1” Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в интервью Наиле Аскер-заде рассказал об особенностях начала обучения в вузах в 2020 году.

Наиля Аскер-заде: Что в этом году будет нового для студентов высших учебных заведений?

Валерий Фальков: Первое и самое главное - это новые санитарно-гигиенические требования. Это касается измерения температуры, масочного режима и проветривания помещений, дезинфекции воздуха. Вторая принципиальная особенность - в этом году с 1 сентября у нас смешанный формат, гораздо больше элементов дистанционного обучения. Некоторые вузы значительную часть лекций перевели на диктант, особенно если больше 50-70 человек собирается. Кто-то даже заключительные курсы, итоговые аттестации перевел в онлайн.

НАЗ: Есть какое-то ограничение по числу студентов на лекции, когда они проводятся очно?

ВФ: Таких ограничений в методических рекомендациях нет. Есть жесткое требование о том, чтобы носить маски. Маску разрешено снимать только преподавателю при проведении занятия либо в творческих вузах. В остальных случаях в лекционных аудиториях может быть любое количество. Наши вузы многие ввели все-таки ограничения: если на занятии больше определенного количества студентов, то оно проводится онлайн. Ряд вузов определили пороло 50 студентов, если больше, то автоматически занятие проводится онлайн.

НАЗ: Вы говорили о том, что 25 вузов начнут новый учебный год со сдвижкой. Когда они приступят?

ВФ: У нас 724 вуза и по закону у вузов есть право по решению ученого совета начинать год позже и делать сдвижку не более чем на 2 месяца. 25 вузов приняли такое решение, из них 20 начнут в сентябре: кто-то хочет посмотреть и дождаться абитуриентов из других регионов, в том числе приезжающих из-за рубежа. Кто-то каскадно начинает: первый курс, допустим, 1 сентября, а второй и последующие чуть позже. Еще 5 вузов - это негосударственные вузы, из них 3 начинают в октябре, 2 начинают с 1 ноября.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=EVP2UbiS4u4
YouTube
Вести в 20:00 от 03.09.20
Вести в 20.00. Последний выпуск от 03.09.2020. Смотрите сегодня все новости дня
Подпишитесь на канал Россия24: https://www.youtube.com/c/russia24tv?sub_confirmation=1

00:00 - Реконструкция больницы, безработица и экология: Путин поговорил с главой Чувашской Республики
5:58 - Россия возобновляет авиасообщение с Египтом, ОАЭ и Мальдивами
7:23 - Нефть, газ, вакцина и Союзное государство. Премьер Мишустин приехал в Минск
12:15 - Споры о флагах и кадровые перестановки: последние новости из Белоруссии
17:09 - Последние данные оперштаба о коронавирусе
17:54 - Как пройдет этот учебный год: рассказывает министр высшего образования Валерий Фальков
22:16 - Путин поздравил Си Цзиньпина с 75-летием окончания Второй мировой войны
25:57 - По всей России прошел "Диктант Победы"
27:36 - Смотрите на канале "Россия 1": документальный фильм о событиях в Беслане
28:21 - Сергей Шойгу встретился в главой ООН по Сирии
28:49 - Опоры трассы "Таврида" стали художественным полотном для участников фестиваля искусства и творчества
32:10…
источник
Научно-образовательная политика
Новый особый учебный год (2/2)

НАЗ: В каком случае возможен возврат к полностью дистанционному обучению?

ВФ: Не хотелось бы об этом говорить, но приходится. Мы должны разные сценарии просчитывать, принимать во внимание. Все зависит от эпидемиологической ситуации в конкретном регионе, городе и университете. Для нас сейчас важно не допустить появление очагов в общежитиях и университетах. Если будет эпидемиологическая ситуация ухудшаться, то в регионах будут приниматься соответствующие решения.

НАЗ: Сколько всего студентов приступили к учебе 1 сентября?

ВФ: У нас больше 4 миллионов учится в российских вузах. Почти все в том или ином формате приступили к обучению.

НАЗ: Сколько из них иностранцев?

ВФ: Порядка 300 тысяч, в этом году по понятным причинам к нам меньше поступает иностранцев. Окончательно подведем итоги в середине сентября. Не меньше 15 тысяч точно поступили по квотам, которые выделены Правительством. Из этих практически трехсот тысяч 130 тыс. оставались в России, несмотря на пандемию, и они приступили к обучению. Часть студентов из открытых стран приехали и также обучаются очно в наших университетах. Но там, где граница закрыта, действует общее правило - там для студентов организовано обучение дистанционно. Мы ориентируем вузы работать с каждым таким студентом-иностранцем.

НАЗ: Стоимость обучения в этом году осталась на уровне прошлого года?

ВФ: Это решение было принято еще весной. Оно носило рекомендательный характер, но по факту большинство вузов последовало этой просьбе. Те вузы, которые в силу разных причин повысили стоимость обучения, там, как правило, решения касались отдельных направлений или специальностей. Допустим, востребованность у абитуриентов или давно не повышали стоимость обучения. Провели переговоры и скорректировали стоимость обучения до уровня 2019 года.

НАЗ: Вузам это как-то будет компенсироваться?

ВФ: Да, есть соответствующее решение главы государства. В ближайшее время представим свои соображения по поводу помощи вузам, чтобы их поддержать в это сложное время.
источник
Научно-образовательная политика
Рейтинг THE-2021

Опубликован обновленный рейтинг вузов The World University Rankings, который оценивает учебные заведения по уровню образования, научной составляющей, экспорту образования и международному влиянию. Публиковать его начали с 2019 года в британском журнале Times Higher Education.

Соответствующие показатели 2021 года: всего от России в рейтинге представлено 48 вузов, 16 российских университетов вошли в ТОП-1000. Итак, по возрастанию российские вузы распределились следующим образом:
1. МГУ - 174 место;
2. МФТИ - диапазон 201-250;
3. НИУ ВШЭ - 251-300;
4. СПбПУ - 301-350;
5. МГТУ им. Баумана - 401-500;
6. МИФИ - диапазон 401-500;
7. Санкт-Петербургский горный университет - 401-500;
8. ИТМО - 501-600;
9. ТГУ - 501-600;
10. КФУ - 601-800;
11. МИСиС - 601-800;
12. НГУ - 601-800;
13. СПбГУ - 601-800;
14. РУДН - 801-1000;
15. ТПУ - 801-1000;
16. Волгоградский государственный технический университет - 801-1000.

Явное преобладание в рейтинге у вузов из Москвы и Санкт-Петербурга. Большое количество университетов технического профиля, что говорит о высоком уровне прикладной российской науки. В этой связи не стоит забывать о планах создания сети научно-образовательных центров мирового уровня, а также научных - в том числе по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития, задача которых внести вклад в опережающее развитие сектора исследований и разработок.
 
В рейтинг вошло подавляющее большинство участников проекта «5-100». Частично представлены опорные вузы. Меры государства по повышению конкурентоспособности вузов включали в себя проекты по развитию университетов. Наличие в рейтинге большого числа участников данных программ подтверждает их эффективность. Все это даёт возможность утверждать, что новая Программа стратегического академического лидерства принесет еще более серьезные результаты.

Одна из задач нацпроекта «Наука» - войти в число ведущих стран мира в сфере науки. Места в верхушке мировых рейтингов - косвенный признак эффективного ответа на «большие вызовы» в передовых инновационных отраслях, поэтому несмотря на смену приоритетов в программах развития и усиления науки в рамках ПСАЛ, ориентированной «внутрь», международные рейтинги не теряют своей значимости.

Наука и образование – локомотивы научно-технологического прорыва, в данном случае звучание России в университетском мире стратегически важно для устойчивого развития государства.

Источник.
источник
Научно-образовательная политика
Мегагрантовый юбилей

Исполнилось десять лет программе, которая во многом определила лицо современной российской науки и практики ее администрирования.

Речь о мегагрантах – они доказали, что большие суммы сопряжены не с распилом средств, а с действительно мировым уровнем результатов.

Стало понятно: Россия – привлекательное место для проведения исследований, а завлечь можно любую научную звезду.

Подтверждено, что форсированными темпами возможно не только нагнать отставание, но и выйти в лидеры по тому или иному исследовательскому направлению.

И это далеко не все. Но, конечно, многие доверяют цифрам – посему компания «Инконсалт К» (дирекция программы, с самого начала осуществляющая ее администрирование) и портал Индикатор.ру подготовили слайды, которые не только иллюстрируют успехи мегагрантов, но и сами по себе являются очень интересным источником для анализа.

Однако, важны и те качественные сдвиги, которые породила программа в российской науке. Экспертиза с привлечением ведущих мировых ученых – до сих пор мегагранты удерживают высокую планку качества, достичь которой пока никому не удалось.

Совет по грантам – прообраз многих коллегиальных форм программного управления. Россия – теперь «советская» научная страна, есть советы федеральных научно-технических программ, по приоритетам научно-технологического развития (во главе с координационным советом), по новаторской Программе стратегического академического лидерства.

Именно мегагрантники стали «послами России» в научном мире, именно по их инициативе запущена Президентская программа Российского научного фонда.

Мегагранты уже давно не самые крупные среди форм поддержки сектора исследований и разработок, но «мега»-влияние их отрицать нельзя. При этом программа, отлично зарекомендовав себя, как по качеству получаемых результатов, так и по количественным параметром была продлена в рамках нацпроекта «Наука». Особенно выигрышным стало то, что именно лаборатории, создаваемые по Постановлению № 220, являются одним из главных магнитов для молодежи – а «школа мегагрантов» стала одним из карьерных лифтов для студентов, аспирантов и молодых ученых.

«Став частью нацпроекта «Наука», программа мегагрантов вышла на новый уровень требований как к приглашаемым мировым ученым, так и к результатам научных исследований, на которые выдаются Мегагранты. Так, обязательным для рассмотрения заявок, стало требование по соответствию ведущего учёного определенным наукометрическим показателям, более чёткими и структурированными стали положения программы в части отчётности по достижению научных результатов», отметила в комментарии для НОП Ирина Короткова, генеральный директор компании «Инконсалт К» – оператора программы мегагрантов.

Программа живая - она постоянно развивается и совершенствуется, а ее вхождение в нацпроект «Наука» было обусловлено тем, что сам национальный проект и его мероприятия во многих смыслах базировались именно на идеях, заложенных еще в мегагрантах. Неудивительно, что в новом нацпроекте «Наука и университеты» мегагранты сохранены - в силу их успешности и эффективности.

Также настоятельно рекомендуем изучить публикацию на Индикаторе, где есть масса очень интересных данных: https://indicator.ru/engineering-science/megagranty-v-kartinkakh-i-cifrakh.htm
источник
Научно-образовательная политика
Новости Мишустина

Михаил Мишустин выделил 5 млрд рублей на выплаты работникам, которые участвуют в борьбе с коронавирусом. Речь идет, в том числе, о сотрудниках организаций, находящихся в ведении Минобрнауки.

Размер выплат составит от 20% до 100% от среднемесячного дохода и будет зависеть от должности специалиста.

* * *

По итогам встречи Михаила Мишустина с председателем «ВЭБ.РФ» Игорем Шуваловым, было принято решение провести реформу Набсовета организации.

Согласно распоряжению правительства РФ, Набсовет «ВЭБ.РФ» возглавит вице-премьер, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
источник
Научно-образовательная политика
Пшеничные «Известия»: отделить зерна от плевел

Читатели канала, ознакомившись с нашей публикацией «Пшеничная безопасность» о статье в «Известиях», сообщили несколько новых фактов.

Статья устарела уже за день до выхода: Bayer отменила роялти для российских селекционеров.Тем самым снимаются все озвученные опасения о «захвате рынка пшеницы». Более того, даже в исходной договоренности роялти нужно было платить только с выручки от продаж, т.е. если сорт выведен на рынок и покупается.

Коллеги также задаются вопросом о том, насколько позиция, озвученная в «Известиях» как официальная, соответствует требованиям времени и распоряжениям Президента страны.

На совещании о развитии генетических технологий Президент призывал к реализации международных научных проектов в генетике: «Мы открыты для научного, технологического сотрудничества».

Возникают вопросы, почему ФАС пытается поддержать развитие российской селекции и заставляет глобальные компании делиться ресурсами с российскими селекционерами, однако, трансфер технологий вызывает возражения в Минобрнауки.

При этом, Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, как отмечают эксперты, откровенно буксует. Хороший анализ представлен в ведущем отраслевом издании страны «Агроинвестор»: «Главная проблема отрасли — оторванность науки от бизнеса».

«За последние пять лет в госреестр селекционных достижений включено более 40 сортов озимой и яровой пшеницы», - сообщает представитель Минобрнауки. Однако из 100 сортов, которые регистрирует Госсорткомиссия, до поля доходят не больше 2-5.

За последние десять произошел резкий рост зависимости российского АПК от зарубежных поставок. По информации Института права и развития ВШЭ-Сколково и ЦТТ, доля семян зарубежной селекции на российских полях выросла на десятки процентов, с 37% до 58% по кукурузе, с 53% до 73% по подсолнечнику. Число патентов и уровень цитируемость российских научных организаций в области растениеводства - менее 1% от объемов Китая и США. При этом первый учебно-научный центр биотехнологии растений, соответствующим лучшим мировым стандартам, создается на частные пожертвования по требованию ФАС.

Не менее странно, что именно «Известия» опубликовали столь сырой и невыверенный материал. Впору задуматься об информационной диверсии – хотя их отечественной науке АПК и так хватает с три короба.

По-видимому, необходим открытый и профессиональный разговор. Все его участники хотят лучшего для нашего аграрного сектора.
источник
Научно-образовательная политика
Президент крайне заинтересовано ознакомился с запиской Кудрина об открытости государственных органов.  

И, обратил особое внимание на информацию, что только треть ведомств дают своевременно ответы на запросы журналистов, а менее половины фОИВ дают ответы на обращения граждан.  

Также Президент обратил внимание на вывод о недостаточной открытости общественных советов ФОИВ и низкого использования социальных сетей.

В результате Мишустину поручено исправить ситуацию.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мишустин начал реализовывать поручение Президента.  Белый дом потребовал до 7 сентября всем органам власти дать предложения, а Решетникову подготовить доклад по работе  с открытыми данными и обеспечению открытости и публичности общественных советов.  А также пройтись и по другим темным зонам закрытости.
источник
Научно-образовательная политика
Что тормозит развитие университетов?

@szhenov для @scienpolicy

Недавно по приглашению Евгения Минченко я принял участие в конференции РАСО, где обсуждался доклад Счетной палаты РФ по открытости власти. Выступавшие авторы доклада критиковали оба образовательных министерства и мне в докладе пришлось искать аргументы в поддержку коллег.

Сообщения делали заместители министров, руководители пресс-служб различных ведомств, и у каждого в центре доклада было: горящая необходимость "перезагрузки" работы пресс-служб и активная работа в социальных сетях, включая прямую регулярную коммуникацию первых лиц ведомства: по продвижению положительных результатов работы, в также противодействию негативному информационному фону.

Прошедшее мероприятие - лишь характерный штрих, подчеркнувший тотальную неготовностью не только большинства ФОИВ, но и их "подведов" к действительно эффективной коммуникации с различными группами партнеров и потребителей услуг.

Так что не так с системой образования/науки/цифры? А также с сетью подведомственных организаций профильных ведомств в этих сферах.

С моими коллегами почти каждый день коммуницируем с информагентствами, реакциями ведущих СМИ, профильными департаментами правительства, пресс-службами ФОИВ, АСИ, АНО "Россия - страна возможностей", с коллегами из РАН, РСР, АНО "Национальные приоритеты", с курирующими проректорами и пресс-службами сотен вузов и т.д.

Если кратко - у подавляющего большинства университетов работа PR/GR и пресс-служб тотально не соответствует уровню стоящих перед ректором задач. При этом зачастую главным тормозом в коммуникации вуза является cамо его первое лицо.

Без всякого сомнения, такое положение дел существенно тормозит любые задачи, поставленные перед вузами со стороны Минобрнауки, губернатора и более высоких уровней - Правительства и Президента.

Безусловно, без системной и командной коммуникационной работы вуза не будет успеха ни в НОЦ, ни в ПСАЛ, ни в других больших и малых проектах.

Важно понимать - запрос со стороны государства, экспертного сообщества и в целом рынка на эффективные коммуникации в новом учебном году будет значительно выше, а спрос - строже.

С целью поддержки университетов и участников различных связанных консорциумов и проектов, в ближайшие дни мы с командой ЭАЦ "Научно-образовательная политика" проведем ряд мероприятий, в рамках которых экспертно будем обсуждать как стоящие проблемы, так и пути их решения.

Завтра, 25.08 на площадке ЦРК Западно-сибирского НОЦ я модерирую круглый стол "Актуальные вызовы и лучшие практики в подготовке лидеров для научных, научно-технических проектов и лабораторий", в рамках которого поговорим с командами действующих и перспективных НОЦ. В дискуссии примут участие заместитель Министра науки и высшего образования Андрей Омельчук, директор департамента Минобрнауки Тимур Дьячков, старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, директор Центра трансформации образования МШУ Сколково Ольга Назайкинская, ректоры ведущих вузов и пр.

27.08
ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, директор Центра трансформации образования МШУ Сколково Ольга Назайкинская, ректоры ведущих вузов и пр.

27.08 состоится Открытый разговор с Софией Малявиной, генеральным директором АНО "Национальные приоритеты" и Михаилом Алашкевичем, старшим вице-президентом ВЭБ.РФ.ВЭБ.РФ. Много будем говорить и о важности информационного сопровождения нацпроектов.

28.08 во Владивостоке участвую в ряде мероприятий Росмолодёжи и АНО "РСВ"-  вместе с Александром Бугаевым, Владом Даванковым и Андреем Богданцевым (проект РСВ "Учитель будущего"). Поговорим о важности коммуникаций в контексте молодежной политики и вовлеченности вузовской молодежи.

А 31.08 пообщаюсь с молодёжью на всероссийском слёте "Острова" на Сахалине. Программа у ребят будет крайне интересная - наряду со встречами по линии УОП АП будет масса полезных мероприятий от РСВ и Росмолодёжи. Важно, что одной из ключевых тем "Островов" будет работа со СМИ и в соцсетях.

Мы по своей линии покажем участникам  слёта лучшие коммуникационные практики от "Научно-образовательной политики", ведущих вузов и Лаборатории управления "Сенеж".
источник