
«Учительская газета» в очередной раз акцентирует внимание на «школьной пирамиде Маслоу». Где дистант и всевозможные возможности для технического творчества присутствуют почти повсеместно, а вот с нижними уровнями все так же сохраняется проблема.
И если горячее питание для младшеклассников должно снять некоторые из ключевых проблем – в том числе, для многих семей – облегчить нагрузку на и так скудный семейный бюджет, то вот по удовлетворению других базовым потребностей ребенка (да и учителя) еще предстоит много работы.
В очередной раз перед новым учебным годом остро встает «дилемма планшетов и туалетов». Цифровизация – в фокусе внимания властей – федеральных, региональных, муниципальных.
Но есть и вторая часть дилеммы – туалеты. Об их состоянии вспоминают достаточно редко, хотя и неизменно в стыдливой и извиняющейся манере. А суть в том, что в серьезном количестве школ туалеты находятся в отвратительном состоянии, много где – они не утеплены, часто нет горячей воды. А в ряде мест – вообще представляют собой дырки в полу, которые ведут в выгребные ямы.
Научно-технологический прорыв обязательно приведет к социально-экономическому, но и в том, и в другом случае нельзя игнорировать даже не самые громкие и хайповые темы.
Мария Голубева из «Учительской газеты» ставит вопрос о необходимости национальной программы «Комфортный туалет» и в ее статье есть много очень горькой правды.
И очень серьезных последствий. Например, во многих школах есть разделение на учительские и ученические туалеты. В первых более-менее поддерживается чистота и порядок, вторым уделяется значительно меньше внимания. И здесь речь не о том, что высокое звание учителя должно быть обеспечено хотя бы базовыми удобствами, но о том равенстве, которое заложено природой и не может быть фрагментировано – в необходимости удовлетворения базовых потребностей. Собственно говоря, чиновников, ответственных за школы, нужно банально поводить по туалетам, а не по компьютерным классам – может быть, что-то щелкнет в голове у слуг народа.
Проблема в целом видна на всех уровнях власти – о ней регулярно говорят политики.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно затрагивала проблему отсутствия в школах теплых туалетов, обращая внимание на связь санитарно-гигиенических условий санузлов со здоровьем школьниц (от себя добавим – и школьников). «Давайте закроем эту тему, коллеги, это здоровье детей. Стыдно, стыдно нам, нашей стране в который раз обсуждать этот вопрос», - цитировало Валентину Матвиенко ТАСС. По ее словам, государство найдет средства, «чтобы закрыть эту тему». «Конечно, школа школе рознь, и цена вопроса по утеплению туалета школьного разная, но тем не менее это не космодром построить», - подчеркнула Валентина Матвиенко 5 декабря 2018 года.
По официальным данным федеральных ведомств и министерств, отчасти решить проблему школьных туалетов должна была реализация национального проекта «Образование». В российский бюджет на 2019‑2021 годы закладывалось 9 млрд рублей на строительство и капитальный ремонт школ в селах и небольших поселках, заявляла вице-премьер Татьяна Голикова.
Однако, пока что многим российским школьникам приходится выбирать между муками «терпеть до дома» и страхом перед «туалетной клоакой». А ведь совсем не такие дилеммы должны быть в головах у юных россиян.
Вообще, с туалетами есть проблемы и в ряде российских вузов. А особенно – в общежитиях. Игнорированием «туалетной тематики» грешат даже ведущие отечественные университеты, штурмующие мировые рейтинги.
И программа «Комфортный туалет – качественное образование» в действительности стоит распространить на все образовательные организации страны. Иначе мы рискуем остаться с гиперзвуковыми ракетами и туалетами «типа сортир» - а это ситуация нездоровая.
И это не говоря уже о том, сколько гениальных мыслей не пришло в головы наших ученых и педагогов, научных сотрудников и студентов, учителей и школьников из-за того, что их мысли были заняты совсем другими вопросами при очной встрече с «туалетной реальностью».
Статья «Учительской газеты».