Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 01
Научно-образовательная политика
Без сортира нет прорыва

«Учительская газета» в очередной раз акцентирует внимание на «школьной пирамиде Маслоу». Где дистант и всевозможные возможности для технического творчества присутствуют почти повсеместно, а вот с нижними уровнями все так же сохраняется проблема.

И если горячее питание для младшеклассников должно снять некоторые из ключевых проблем – в том числе, для многих семей – облегчить нагрузку на и так скудный семейный бюджет, то вот по удовлетворению других базовым потребностей ребенка (да и учителя) еще предстоит много работы.

В очередной раз перед новым учебным годом остро встает «дилемма планшетов и туалетов». Цифровизация – в фокусе внимания властей – федеральных, региональных, муниципальных.

Но есть и вторая часть дилеммы – туалеты. Об их состоянии вспоминают достаточно редко, хотя и неизменно в стыдливой и извиняющейся манере. А суть в том, что в серьезном количестве школ туалеты находятся в отвратительном состоянии, много где – они не утеплены, часто нет горячей воды. А в ряде мест – вообще представляют собой дырки в полу, которые ведут в выгребные ямы.

Научно-технологический прорыв обязательно приведет к социально-экономическому, но и в том, и в другом случае нельзя игнорировать даже не самые громкие и хайповые темы.

Мария Голубева из «Учительской газеты» ставит вопрос о необходимости национальной программы «Комфортный туалет» и в ее статье есть много очень горькой правды.

И очень серьезных последствий. Например, во многих школах есть разделение на учительские и ученические туалеты. В первых более-менее поддерживается чистота и порядок, вторым уделяется значительно меньше внимания. И здесь речь не о том, что высокое звание учителя должно быть обеспечено хотя бы базовыми удобствами, но о том равенстве, которое заложено природой и не может быть фрагментировано – в необходимости удовлетворения базовых потребностей. Собственно говоря, чиновников, ответственных за школы, нужно банально поводить по туалетам, а не по компьютерным классам – может быть, что-то щелкнет в голове у слуг народа.

Проблема в целом видна на всех уровнях власти – о ней регулярно говорят политики.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно затрагивала проблему отсутствия в школах теплых туалетов, обращая внимание на связь санитарно-гигиенических условий санузлов со здоровьем школьниц (от себя добавим – и школьников). «Давайте закроем эту тему, коллеги, это здоровье детей. Стыдно, стыдно нам, нашей стране в который раз обсуждать этот вопрос», - цитировало Валентину Матвиенко ТАСС. По ее словам, государство найдет средства, «чтобы закрыть эту тему». «Конечно, школа школе рознь, и цена вопроса по утеплению туалета школьного разная, но тем не менее это не космодром построить», - подчеркнула Валентина Матвиенко 5 декабря 2018 года.

По официальным данным федеральных ведомств и министерств, отчасти решить проблему школьных туалетов должна была реализация национального проекта «Образование». В российский бюджет на 2019‑2021 годы закладывалось 9 млрд рублей на строительство и капитальный ремонт школ в селах и небольших поселках, заявляла вице-премьер Татьяна Голикова.

Однако, пока что многим российским школьникам приходится выбирать между муками «терпеть до дома» и страхом перед «туалетной клоакой». А ведь совсем не такие дилеммы должны быть в головах у юных россиян.

Вообще, с туалетами есть проблемы и в ряде российских вузов. А особенно – в общежитиях. Игнорированием «туалетной тематики» грешат даже ведущие отечественные университеты, штурмующие мировые рейтинги.

И программа «Комфортный туалет – качественное образование» в действительности стоит распространить на все образовательные организации страны. Иначе мы рискуем остаться с гиперзвуковыми ракетами и туалетами «типа сортир» - а это ситуация нездоровая.

И это не говоря уже о том, сколько гениальных мыслей не пришло в головы наших ученых и педагогов, научных сотрудников и студентов, учителей и школьников из-за того, что их мысли были заняты совсем другими вопросами при очной встрече с «туалетной реальностью».

Статья «Учительской газеты».
источник
Научно-образовательная политика
Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы.
                         Максим Горький

С 1 сентября, друзья и коллеги, с началом нового учебного года.

Поговорим немного о нём. Этот год будет в большей степени годом вызовов для руководителей в системе образования, чем ранее.

Для всех - от директора школы до вице-премьера.

Организаторы учебного процесса в условиях продолжающейся пандемии больше не имеют льготного периода с правом на ошибку, как было в период весенне-летнего "дистанционного стартапа".

Это значит, что новая итерация учебного процесса (как смешанного, так и чистого дистанта) должна быть более продуманной и эффективной для всех участников коммуникации.

Вместе с тем, прошедший год реализации нацпроектов и кризис COVID-19 очистил ее от лишней "воды". Это значит, что министерства-координаторы нацпроектов увидели слабые стороны исполнителей, и лучше понимают, как измерять качество реализации федпроектов.

Вместе с тем, доминирующая идея профильных для нас с вами нацпроектов (Образование, Наука, Цифровая экономика) лежит в создании эффективной коооперации и ожидании синергитического эффекта от результатов их работы.

Проекты ПСАЛ, НОЦ, НЦМУ, ИНТЦ и так далее - это, в первую очередь, про персональные компетенции руководителя в образовании и науке.

В ближайшее время мы увидим усиление работы Минобрнауки по линии взаимодействия с бизнесом.

Многолетнюю "мантру" про поиск путей работы вузов и компаний будут канализировать в практическое русло.

Если ректор университета (любого) не сможет выстроить соразмерный статусу вуза диалог - такие кейсы будут очень заметны и станут приводить к смене управленческой команды.

Важно для вузов и их ректоров - выстроить линии сотрудничества и с профильными институтами развития и госкомандами - от АСИ и "России - страны возможностей" до ВЭБ.РФ и Сбербанка.

Как и ранее, губернаторам будет сложнее защищать слабых, но "лично преданных" ректоров. Потому что эффективность работы вуза входит в KPI губернатора.

Это же касается региональных координаторов больших проектов - таких как НОЦ мирового уровня.

Если в управляющей команде НОЦ не получается выстроить диалога в команде губернатора, среди вузов, академических институтов и с бизнес - сообществом в регионе: такие проекты будут "тянуть вниз" не только сам НОЦ и заявки на ПСАЛ местных вузов. Вниз пойдет и оценка работы губернатора.

Если говорить о школьной системе и СПО - тут вызовов и вопросов никак не меньше. Крайне важно обеспечить в этом году равный доступ к учебному процессу и сохранить его качество.

Мы знаем десятки школ в различных регионах с сильным недокомплектом учителями-предметниками.

Если на местах не будет людей, никакие контрольные точки типа "обеспечение школ широкополосным интернетом" не будут иметь значения и результата.
источник
Научно-образовательная политика
Через 15 минут, в 12:00 1 сентября в НИТУ "МИСиС" состоится всероссийский онлайн-урок "Помнить - значит знать!“, в котором в режиме видеоконференции примет участие Президент России Владимир Путин. Мероприятие, приуроченное к началу учебного года, будет посвященно 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Онлайн-трансляция будет вестить в официальном аккаунте Министерства просвещения ВКонтакте. https://m.vk.com/minprosvet
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 13:00 на образовательном форуме "Территория смыслов" состоится Диалог на равных с заместителем Председателя Правительства РФ Дмитрием Чернышенко

"Цифровая трансформация. Вызовы и возможности"

Трансляция будет здесь: https://youtu.be/ndI8PXADC98
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Мишустин приехал в Кубанский государственный университет. Вузу в этом году исполняется 100 лет. Недавно здесь завершился капитальный ремонт.

Перед началом программы премьер осмотрел обновленный фасад университета.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мишустин осмотрел выставку проектов и разработок молодых ученых. Некоторые изобретения уже зарекомендовали себя и используются.

Один из таких проектов - автоматизированный комплекс концерна «Калашников» – в местах массового скопления он выявляет людей с повышенной температурой.

Еще одна интересная разработка – прототип системы ультразвуковой диагностики инженерных конструкций. Проще говоря, она позволяет обнаруживать скрытые дефекты в деталях самолетов, мостов и трубопроводов.
источник
Научно-образовательная политика
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на "Территории смыслов" прямо сейчас:

Настроить систему, когда в вузах преподаватели вместе со студентами будут запускать стартапы — такая модель есть, и мы её прокачиваем.

https://t.me/youthpolicy/4800
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дальневосточная Арктика: якутский вектор прорыва

Глава Республики Саха Айсен Николаев в программном интервью Интерфаксу поделился своим видением стратегического развития Якутии. Поводов было два. Первый – утверждение Айсеном Николаевым «Стратегии развития Арктической зоны Якутии», вторым – вступление 28 августа в силу ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ».

У регионов северо-востока Россия происходит «наложение проблем» - когда негативные факторы в развитии Дальнего Востока сочетаются с проблемами жизни и ведения хозяйства в Арктике. В настоящее время федеральными и региональными властями предпринимаются усилия, чтобы добиться синергии стимулирующих режимов для комплексного развития серьезной части территории страны. Якутия находится в передовиках этого процесса.

«Ключевую роль в развитии Сахи играет научно-образовательный центр «Север – территория развития», созданный усилиями четырех регионов – Якутии, Камчатского края, Магаданской области и Чукотки на базе макрорегионального флагмана научно-технологического прорыва – Северо-Восточного федерального университета.

Формирование научно-образовательного центра позволит консолидировать усилия науки, образования и бизнеса в поиске наиболее оптимальных направлений и условий, обеспечивающих устойчивое развитие северных территорий и всего Дальнего Востока России.

НОЦ «Север» будет заниматься разработкой новых технологий в сфере добычи твердых полезных ископаемых, углеводородов, химии, новых материалов, экологии, энергетики, строительства, создания территорий комфортного проживания населения на Севере, медицины, разработкой цифровых решений.

Инициаторами создания центра выступили четыре региона Дальнего Востока — Якутия, Чукотский автономный округ, Магаданская область и Камчатский край. Сейчас приняты положения об управляющих органах центра, разработана программа деятельности центра, подготовлена заявка на участие в конкурсном отборе на грантовую поддержку научно-образовательных центров мирового уровня.

Заключены соглашения между Республикой Саха (Якутия) и Российской академией наук, Сибирским отделением РАН и Дальневосточным отделением РАН, правительством Санкт-Петербурга. Одним из ключевых направлений сотрудничества в вышеозначенных соглашениях станет развитие научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития». Также ведется работа по заключению соглашений с МГТУ им. Баумана, с МГУ.

Индустриальными партнерами НОЦ выступают 13 компаний-предприятий реального сектора экономики.

Среди ожидаемых результатов работы центра достаточно большой блок исследований от создания баз данных по этнокультурному наследию и текстам на языках коренных народов Севера до разработок и внедрения в практическое здравоохранение, ветеринарию и пищевую промышленность биопрепаратов из уникального северного, экологически чистого, воспроизводимого биосырья и много другого»,
- так охарактеризовал успехи (которые замечены и по достоинству оценены в самых высоких кабинетах), а также перспективы НОЦ. Он вступил в «гонку за НОЦ» в рамках двух оставшихся волн отбора центров по нацпроекту «Наука».

Также, в особом арктическом «зачете» он конкурирует с инициативой Архангельской области за создание НОЦ в Арктической зоне РФ.

Очень важно, что руководство региона столь глубоко погружено в процессы развития НОЦ, а также разделяет точку зрения, что центр и его «точка сборки» (СВФУ) должны стать локомотивом системного развития региона.

Отдельно отметим, что компетенции управленческой команды Северо-Восточного федерального университета позволяют быстро и эффективно налаживать консорциумные отношения с бизнесом и наукой, а также конвертировать их в четкие проекты по сфокусированным направлениям развития, в которых у СВФУ есть компетенции мирового уровня.

Полный текст интервью: http://www.sib-science.info/ru/news/aisen-nikolaev-utverdil-14082020
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги из мастерской управления “Сенеж” делятся впечатлениями от участия в форуме “ОстроVа”. Вспомнили и про моё выступление и публикацию. Эстафета впечатлений от форумов и мероприятий - верный признак уходящего лета. Но и осень тоже будет яркой, уже в октябре она подарит нам “Сильные идеи для нового времени”. А сегодня - День знаний, праздник для миллионов российских семей, учительского и преподавательского сообщества. С чем нас всех и поздравляю!
Telegram
Евгений Сжёнов
В 2:00 ночи по Москве выступили с Машей Афониной на форуме "Острова" от @rosmolodez, который сейчас  проходит на Сахалине. Поговорили с молодежью о том, как уметь работать с фейковыми новостями в социальных сетях.

Мария Афонина, проректор
Мастерской управления «Сенеж» @senezh_rsv:

Мы в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey
сейчас как раз проводим обучение уже второго потока слушателей  образовательной программы «Право знать».
Первые участники нашей онлайн программы – это «Лидеры России».  Знание основных правил оценки информации – проверка фейков, позволит им критически оценивать происходящее и формулировать собственные выводы, принимать правильные решения на основе фактов и достоверной информации.

До нас выступала Валерия Касамара, у неё тоже интересно.

https://t.me/vakasamara/1347
источник
Научно-образовательная политика
Мы очень уважаем коллег из PR- службы НИУ ВШЭ, но в последнее время складывается впечатление, что в борьбе по противодействию фейкам и манипуляции массовым сознанием вокруг Вышки заинтересованы лишь коллективы Научно-образовательной политики @scienpolicy, НОП - Молодежь и система @youthpolicy и Валерия Касамара @vakasamara.
🙊
источник
Научно-образовательная политика
Дальневосточный: игровой и цифровой

Студенты Дальневосточного федерального университета активно работают по самым перспективным направлениям digital-прорыва. В фокусе внимания геймификация социальных отношений в рамках вуза и искусственный интеллект.

Творческая команда студентов ДВФУ WhiteStork Animation Lab представила игру «Впервые на кампусе».

По словам авторов, это визуальная новелла про Дальневосточный федеральный университет. В центре сюжета — переживания первокурсника, связанные с резкими переменами в жизни. Игрокам предстоит столкнуться с трудностями студенческой жизни и научиться их преодолевать. Игра также содержит полезную для первокурсника информацию о процедуре заселения; правилах проживания; а также советы и «лайфхаки» о жизни в кампусе. Игра наполнена реальными локациями кампуса и Владивостока, а также имеет четыре разных сюжета для прохождения.

А магистранты Школы цифровой экономики ДВФУ научили искусственный интеллект Tonya создавать художественные картины. Его произведения планируется в дальнейшем собрать в персональную выставку, сообщил директор Школы цифровой экономики ДВФУ Илья Мирин.

«Общий принцип такой: нейросеть пытается «увидеть» на каком-то изображении уже знакомые ей образы и изобразить их. От устройства сети и того, какие образы ей знакомы и какие изображения ей показывать, зависит результат», — рассказал Илья Мирин.

Среди уже созданных «Тоней» картин можно увидеть изображение Золотого моста во Владивостоке, зданий кампуса ДВФУ и тигра. Изображения созданы в различных техниках и за счет этого несут различный эмоциональный заряд. Для создания таких картин нужно мощное оборудование, большой запас времени и понимание о работе и навыках художника.

«Практическое применение этой технологии - создание арта, это самоценность. Планируем провести персональную выставку синтетической личности, поместим туда ее арт-высказывания», - рассказал Илья Мирин.

Это не первая работа команды Школы цифровой экономики по обучению синтетической личности. Работа над созданием «синтетической личности» или искусственного интеллекта началась в мае 2019 года, за это время, как ранее рассказал Мирин ТАСС, ее научили узнавать людей в лицо, воспроизводить и генерировать музыку и сдавать ЕГЭ по русскому языку на 57 баллов. Программа «Искусственный интеллект и большие данные» - одна из пяти магистерских программ Школы цифровой экономики. Задачи, выполняемые Школой цифровой экономики ДВФУ, отвечают требованиям нацпроекта «Цифровая экономика РФ».

Очень интересным было бы совмещение этих двух проектов – игра по пейзажам, созданным искусственным интеллектом. Уверены, впереди у ДВФУ еще много таких интересных цифровых проектов.
Telegram
ДВФУ
🟦 Студенты ДВФУ создали игру об университете

🔵 Творческая команда студентов ДВФУ WhiteStork Animation Lab https://instagram.com/whitestorkal представила игру «Впервые на кампусе».

🔵 По словам авторов, это визуальная новелла про Дальневосточный федеральный университет. В центре сюжета — переживания первокурсника, связанные с резкими переменами в жизни. Игрокам предстоит столкнуться с трудностями студенческой жизни и научиться их преодолевать. Игра также содержит полезную для первокурсника информацию о процедуре заселения; правилах проживания; а также советы и «лайфхаки» о жизни в кампусе. Игра наполнена реальными локациями кампуса и Владивостока, а также имеет четыре разных сюжета для прохождения.

🔵 Установка игры доступна для устройств Android в магазине Google Play совершенно бесплатно https://play.google.com/store/apps/details?id=com.whitestork.fefucampus

🟢 Кстати, с началом нового учебного года ребята откроют набор в свою творческую команду. Успейте подать заявку и подпишитесь на новости, чтобы узнать…
источник
Научно-образовательная политика
Упоминаемость в СМИ ректоров российских вузов за август 2020 года

1.  (8 место в июле) Анатолий Торкунов, Московский государственный институт международных отношений 171 упоминание.
2.  (4) Григорий Заславский, Российская академия театрального искусства 169.
3.  (1) Виктор Садовничий, Московский государственный университет им. Ломоносова 121.
4.  (28) Виктор Гришин, Российская экономическая академия им Плеханова (до 28 августа)  92.
5.  Лобанов Иван, Российская экономическая академия им Плеханова (врио ректора с 28 августа)  78.
6.  (3) Ильшат Гафуров, ректор Казанский (Приволжский) федеральный университет 48.
7.  (20) Николай Цискаридзе, Академия русского балета им Вагановой 34.
8.  Владимир Богатырев, Самарский национальный исследовательский университет им. Королева 25.
9.  (18) Ярослав Кузьминов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 25.
10.  (17) Елена Кудряшова, Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова 25.
11.  Алексей Демидов, Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна 24.
12.  Владимир Зарудницкий, начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
13.  Владимир Васильев, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики  (ИТМО) 22.
14.  (48) Евгений Князев, Театральный института им Щукина 21.
15.  (7) Сергей Колодяжный, Воронежский государственный технический университет (в СМИ упоминается как экс-ректор, однако на сайте вуза указан в качестве ректора).
16.  Владимир Литвиненко, Санкт-Петербургский горный университет 21.
17.  (14) Михаил Федорук, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 21.
18.  (9) Дмитрий Беспалов, Северо-Кавказский федеральный университет 20.
19.  Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис 20.
20.  (36) Александр Яковенко, Дипломатическая академия МИД России 20.
21.  (22) Александр Мажуга, Российский химико-технологический университет им Менделеева.
22.  (2) Владимир Мау, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ 17.
23.  (35) Анатолий Николаев, Северо-восточный федеральный университет им. Аммосова 17.
24.  (12) Виктор Кокшаров, Уральский федеральный университет им. Ельцина 16.
25.  Маргарита Русецкая, Государственный институт русского языка им Пушкина 16.

Остальные ректоры здесь: https://davydov.in/education/upominaemost-v-smi-rektorov-rossijskix-vuzov-za-avgust-2020-goda/

Подготовлено фондом «Петербургская политика» совместно с «Давыдов.Индекс»
источник
Научно-образовательная политика
Attention, Interest, Desire, Action от Дмитрия Чернышенко

Сегодня в завершающем “Диалоге на равных” на форуме “Территория смыслов” @terra_scientia перед участниками шестой смены “Цифровая экономика” выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

@terra_scientia перед участниками шестой смены “Цифровая экономика” выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Обеспечивая смысловую "стыковку" с темой смены, он отметил, что по профильному образованию является программистом, и оно привело его к тому, чем он сейчас занимается - отвечает за цифровое развитие. Была отмечена активная “цифровая” позиция премьер-министра Михаила Мишустин, очень продвинут в данном направлении.

Начал общение с участниками Дмитрий Чернышенко с вопроса о роли искусственного интеллекта. ИИ разбивается о то, что не заработали еще квантовые процессоры. Сейчас над ними работают сотрудники Росатома.

Что касается цифровой трансформации, то ее в числе 5 национальных целей развития страны выделил Президент РФ. Спикер отметил, что оценить важность момента сейчас крайне сложно. Беспорядочное движение не приводит к цели, однако глобальная цель должна быть поставлена всегда. Правительство Михаила Мишустина в серии стратегических сессий определило, что вектор развития должен быть клиентоцентричным. Такая логика согласуется с духом стартапов: ориентация на хорошо изученного потребителя. Подход позволяет строить новые технологии в госсекторе на основе первичных данных.

Первое что было сделано после смены Правительства - в каждом ведомстве назначены заместители министров, которые отвечают за цифровую трансформацию. “Данные - это новая нефть, новое золото и новая валюта”, - подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Одна из самых важных компетенций сегодня - умение работать с данными. По поручению премьера создан центр, куда стекается информация всех информационных систем, которую сами сотрудники негласно называют “Бункер”.

#Лайфхак от Дмитрия Чернышенко:
Если ты хочешь определить свою миссию, надо ответить на 3 вопроса, вернее, поставить одну точку в трехмерной системе координат: хочу, могу, надо. Точка является компромиссом между 3 осями. Это #ХОЧУМОГУНАДО Правительство вынесло в то, что оно хочет сделать жизнь человека лучше.

#ХОЧУМОГУНАДО Правительство вынесло в то, что оно хочет сделать жизнь человека лучше.

Лучшие работодатели сегодня - в основном технологические компании, в то время как в 2012 году верхние строчки рейтинга занимал госсектор. Ландшафт меняется и в мире - например, в конце 1990-х годов в топе были нефтедобывающие компании. Чтобы быть успешными и состояться надо ориентироваться на лидеров.

Приоритетные государства задачи измеримы, и вот каковы они сегодня:
1. Чтобы у всех был интернет, включая 97% домохозяйств. Критерий оценки - рост траффика от каждого конкретного потребителя. Равная возможность недискриминационного доступа к интернету.
2. Национальные и федеральные проекты оцифровывают многие услуги, чтобы они оказывались онлайн.
3. Достижение цифровой зрелости.
4. К 2030 году увеличить в 4 раза вложения в отечественные IT-решения.

Чем может помочь государство молодым людям:
1. Через вузы прокачивать большие цифровые модули, чтобы обучать как можно больше специалистов различным IT-специальностям. Проблема сегодня в том, что должны учить те, кто реально в этом разбирается. Идеальный сценарий развития в настоящая время - настроить систему, при которой преподаватели запускают стартапы вместе со студентами, потому что преподаватель получает дополнительный доход от студентов, оставаясь в вузе.
2. Субсидирование дополнительного образования не менее чем на 50% с возможностью получения возврата средств за обучение.
3. Расширить в 3 раза количество подготовленных IT-специалистов в вузах, увеличивая направления и число мест подготовки.

Помимо этого создаются центры развития сквозных технологий, центры компетенций, которые получают деньги для развития стартапов.

Общаясь с ребятами, Дмитрий Чернышенко обратил их внимание, что применил в беседе принцип АИДА (Attention, Interest, Desire, Action), чтобы обратить их внимание, вызвать и интерес и желание, а также побудить к действию.

Источник: https://vk.com/video-89015898_456239813
источник