
Кандидаты
В ПСАЛ могут быть приняты вузы, которые не в полной мере соответствуют требованиям, однако они должны дать гарантии нагнать уровень участников не более чем за 2 года.
Также они могут выбрать один из двух треков поддержки. В рамках первого необходима поддержка и софинансирование со стороны региона, отраслевого ведомства (учредителя вуза) или госкорпорации (либо системообразующей компании).
Вторая траектория – интеграционная. При выборе ее кандидат должен в течение 2 лет провести объединение с объединению с другими вузами и (или) научными организациями. Это означает более фундаментальную интеграцию в рамках консорциумов, поскольку только в таком случае удастся создать достаточно мощную единицу для участия в ПСАЛ.
Отдельно выделены критерии для творческих вузов, учитывающие их специфику.
Структура управления
Отбирать и администрировать рядовых участников будет Минобрнауки (специальная комиссия), возможно, совместно с отобранной по конкурсу Дирекцией.
Руководить двумя «марочными» группами будет два профильных коллегиальных органа. Первый - Совет по государственной поддержке создания и развития национальных исследовательских университетов, во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой. Второй – аналогичный совет по национальным опорным университетом под председательством Сергея Кириенко.
Финансы
Все участники ПСАЛ получат базовый грант в размере не более 100 млн руб. на вуз ежегодно. НИУ и НОУ будут отобраны профильными советами и смогут претендовать на специальной финансирование по избранному вектору. Таким образом, статус исследовательского или опорного вуза тесно интегрирован с финансовыми вопросами. Это упорядочивает всю структуру отечественных вузов – в итоге станет намного меньше «поддержки без статуса» и «статуса без денег».
Гранты предоставляются на 10-летний период, что по сути своей беспрецедентно для российской высшей школы.
Общая потребность в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на 2021-2024 годы составляет 198,22 млрд рублей, из них гранты на поддержку университетов составляют 196,06 млрд рублей. Оставшиеся деньги пойдут на организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение Программы.
Эффективность и результативность
Критерии и отбора, и результативности представляют собой достаточно системный учет всех важнейших форматов работы университета, которые закладываются в рамках нынешней научно-образовательной политики. Рейтинги (традиционная троица – THE,QS, ARWU) также учитываются, но не имеют определяющего значения. Та же ситуация и с публикациями.