Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 02
Научно-образовательная политика
Машинерия стратегического научно-образовательного лидерства (2/2)

Кандидаты
В ПСАЛ могут быть приняты вузы, которые не в полной мере соответствуют требованиям, однако они должны дать гарантии нагнать уровень участников не более чем за 2 года.

Также они могут выбрать один из двух треков поддержки. В рамках первого необходима поддержка и софинансирование со стороны региона, отраслевого ведомства (учредителя вуза) или госкорпорации (либо системообразующей компании).

Вторая траектория – интеграционная. При выборе ее кандидат должен в течение 2 лет провести объединение с объединению с другими вузами и (или) научными организациями. Это означает более фундаментальную интеграцию в рамках консорциумов, поскольку только в таком случае удастся создать достаточно мощную единицу для участия в ПСАЛ.

Отдельно выделены критерии для творческих вузов, учитывающие их специфику.

Структура управления
Отбирать и администрировать рядовых участников будет Минобрнауки (специальная комиссия), возможно, совместно с отобранной по конкурсу Дирекцией.

Руководить двумя «марочными» группами будет два профильных коллегиальных органа. Первый - Совет по государственной поддержке создания и развития национальных исследовательских университетов, во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой. Второй – аналогичный совет по национальным опорным университетом под председательством Сергея Кириенко.

Финансы
Все участники ПСАЛ получат базовый грант в размере не более 100 млн руб. на вуз ежегодно. НИУ и НОУ будут отобраны профильными советами и смогут претендовать на специальной финансирование по избранному вектору. Таким образом, статус исследовательского или опорного вуза тесно интегрирован с финансовыми вопросами. Это упорядочивает всю структуру отечественных вузов – в итоге станет намного меньше «поддержки без статуса» и «статуса без денег».

Гранты предоставляются на 10-летний период, что по сути своей беспрецедентно для российской высшей школы.

Общая потребность в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на 2021-2024 годы составляет 198,22 млрд рублей, из них гранты на поддержку университетов составляют 196,06 млрд рублей. Оставшиеся деньги пойдут на организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение Программы.

Эффективность и результативность
Критерии и отбора, и результативности представляют собой достаточно системный учет всех важнейших форматов работы университета, которые закладываются в рамках нынешней научно-образовательной политики. Рейтинги (традиционная троица – THE,QS, ARWU) также учитываются, но не имеют определяющего значения. Та же ситуация и с публикациями.
источник
Научно-образовательная политика
На поле брани экспертизы

Сегодня в 14:00 начнется внеочередное заседание Президиума РАН, которое грозит стать самой значимой научно-политической битвой последнего времени. Обсуждаться будет проект Постановления Правительства о некотором купировании полномочий Российской академии наук в вопросах научного и научно-методического руководства (в основном – в области экспертизы) некоторых ведомств с их подведами, а также ведущих научных и образовательных организаций. Общая формула такова – на научную независимость претендуют силовики, МИД, университеты правительственного подчинения, а также Курчатовский институт.

Битва обещает быть жаркой – обсуждаемый вопрос был максимально «разогнан» в информационном пространстве. Схлестнутся две позиции. Первую представляет Минобрнауки, ведущие университеты, Правительство, а также часть руководства РАН во главе с президентом Александром Сергеевым. Вторую – вице-президент Алексей Хохлов, часть Академии и Клуб «1 июля», сочувствующие им Диссернет, а также ряд СМИ и Телеграм-каналов.

«Коммерсант» перед первыми залпами «сентябрьских академических пушек» делится интересными инсайдами и подробностями сюжета.

По данным «Коммерсанта», вопрос о том, так ли необходимы РАН полномочия по научному руководству Курчатовским институтом и университетами обсуждался на нескольких совещаниях в правительстве РФ летом 2020 года. Последняя такая дискуссия состоялась в июле у профильного вице-премьера Татьяны Голиковой. Источники «Коммерсанта», близкие к правительству и участвовавшие в совещаниях, утверждают, что Белый дом и упомянутые в документе организации придерживаются единой позиции. По их мнению, взаимоотношения РАН и университетов могут строиться только на договорных отношениях, в том числе в вопросах экспертизы. Какая-либо административная зависимость их от РАН будет тормозить их развитие. Тем более что в случае с Курчатовским институтом речь идет фактически о структуре оборонного комплекса, говорят собеседники «Коммерсанта».

Правительство считает, что научный уровень университетов не ниже, чем у РАН и ее институтов при том, что публикационная активность университетов намного выше.

По данным «Коммерсанта», правительство беспокоит и конфликт интересов между системой РАН и университетами. «Получение академией фактически монопольного права утверждать или не утверждать направления научных работ может использоваться – и в ряде случаев с 2018 года уже используется – в конкуренции за бюджетные контракты», – пересказывает опасения собеседник «Коммерсанта».

Сами университеты в конфликте прямо не выступают, говорит источник «Коммерсанта». Но их представители давали понять правительству, что им кажется странной идея централизации в РАН всего процесса координации науки. Такое грубо упрощенное представление о возможной роли академии предполагает даже более контролируемый режим работы ученых, чем в СССР в 1940-х, жаловались университеты правительству. В результате в правительстве считают, что постановление лишь фиксирует на бумаге многолетний статус-кво: сотрудничество РАН и университетов исключительно добровольное, а конкуренция между ними — один из источников развития отечественной науки.

Сегодняшнее заседаний Президиума должно окончательно высветить формирование двух блоков внутри РАН. Представители первого (самого многочисленного) выступают за прагматичное сотрудничество с властями (Правительством, Минобрнауки) и университетами. Ключевая идея – не брать на себя лишнего, не жить прошлым, эффективно работать.

Их противники выступают с громкими и оторванными от реальности лозунгами, которые можно суммировать в лозунге: «Вся научная власть – РАН».

Статья «Коммерсанта»: https://www.kommersant.ru/doc/4475549
Прямую трансляцию заседания Президиума будет вести портал «Научная Россия»: https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-02-09-2020-pryamaya-translyatsiya
источник
Научно-образовательная политика
Цифра Дальнего востока

Сентябрь сулит собой не только начало учебного года и расцвет активности после летнего затишья, но и итоги приемных кампаний, проведенных образовательными учреждениями.

Дальневосточный федеральный университет, зарекомендовавший себя минувшей весной в российской научно-образовательной среде, как вуз-локомотив цифровизации обучения, в 2020-м году, к примеру, получил более 26 тысяч заявлений от абитуриентов. И учитывая сделанный вузом акцент на «цифру», стоит обратить внимание на IT-специальности ДВФУ (проект RUSSKY.DIGITAL), где средний конкурс составил 14 человек на место. На этих направлениях средний балл абитуриентов ДВФУ за год вырос на 10% — с 198 до 220 баллов. Это при том, что ранее Минобрнауки увеличило количество бюджетных мест на 107 единиц. Кроме того, с увеличением количества вакантных мест, увеличилось и качество показателей абитуриентов — поступили более конкурентоспособные молодые люди.

«Развитие цифровой сферы в ДВФУ обусловлено не только стремлением университета дать возможность студентам получить новые знания, но и готовностью обеспечить российскую IT-отрасль высококвалифицированными кадрами на Дальнем Востоке. Тщательно подготовленная и выстроенная работа команды ДВФУ привлекла мотивированных абитуриентов на образовательные IT-направления RUSSKY.DIGITAL. Приемная кампания-2020 подтвердила востребованность развития «цифры» и технологий в Дальневосточном федеральном университете», RUSSKY.DIGITAL. Приемная кампания-2020 подтвердила востребованность развития «цифры» и технологий в Дальневосточном федеральном университете», — отметил ректор ДВФУ Никита Анисимов.

Интерес молодежи к «цифровым» специальностям ДВФУ вырос не случайно. Командой ректора ДВФУ Никиты Анисимова была проведена масштабная работа по формированию в университете цифровой эко-системы и созданию среды, комфортной для развития digital-направлений — целенаправленно была создана не только Школа цифровой экономики (первая в России), но и Центр цифрового развития (был создан по поручению Президента РФ), который открывает для обучающихся в ДВФУ возможность работы в крупнейших компаниях отрасли еще со студенчества. А чтобы обеспечить центр квалифицированными кадрами, ДВФУ сформировал пул из 32 образовательных IT-программ RUSSKY.DIGITAL, которые реализуются в партнерстве с крупнейшими российскими и зарубежными технологическими компаниями, такими как «Яндекс», «Сбербанк», МТС, IBM, «Лаборатория Касперского», «1C», «Ростелеком», и другими. Акцент сделан на практикоориентированное обучение. Кроме того, 2 и 3 октября в ДВФУ пройдет главное «цифровое» офлайн-событие Дальнего Востока — «Русский MeetUp».   Эти и многие другие факторы в совокупности объясняют логичное и плановое развитие интереса молодежи к IT-направлениям именно в ДВФУ.

У студентов-айтишников из Дальневосточного много практических успехов и крайне интересных проектов – о двух из них мы писали вчера: https://t.me/scienpolicy/11475
Telegram
Научно-образовательная политика
Дальневосточный: игровой и цифровой

Студенты Дальневосточного федерального университета активно работают по самым перспективным направлениям digital-прорыва. В фокусе внимания геймификация социальных отношений в рамках вуза и искусственный интеллект.

Творческая команда студентов ДВФУ WhiteStork Animation Lab представила игру «Впервые на кампусе».

По словам авторов, это визуальная новелла про Дальневосточный федеральный университет. В центре сюжета — переживания первокурсника, связанные с резкими переменами в жизни. Игрокам предстоит столкнуться с трудностями студенческой жизни и научиться их преодолевать. Игра также содержит полезную для первокурсника информацию о процедуре заселения; правилах проживания; а также советы и «лайфхаки» о жизни в кампусе. Игра наполнена реальными локациями кампуса и Владивостока, а также имеет четыре разных сюжета для прохождения.

А магистранты Школы цифровой экономики ДВФУ научили искусственный интеллект Tonya создавать художественные картины. Его произведения планируется в…
источник
Научно-образовательная политика
В Новосибирском государственном университете работает человек по имени Петр Меньшанов.

Совмещает с работой научным работником в Институте цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.
А ещё до недавнего времени был экспертом ОНФ по нацпроекту "Наука".

По какой-то причине с января 2020 года гражданин Меньшанов объявил информационную войну руководителям системы науки и образования России.

Ежедневно в своём фрик-канале Пётр методически оскорбляет Андрея Фурсенко, Сергея Кириенко, Татьяну Голикову,Михаила Ковальчука, Валерия Фалькова, Ярослава Кузьминова, Андрея Волкова, Сергея Салихова, а также ряд других уважаемых людей.

Коллектив НОП находится в самом центре ярости буйного Петра.

Судя по всему, Пётр трус.
Потому как стыдливо удалил свой аккаунт в ВК после того, как руководству Минобрнауки РФ стало известна его принадлежность к системному оскорблению кураторов науки и образования.

Удивительно, но похоже что ректор Новосибирского государственного университета академик Михаил Федорук удовлетворен тем, что его сотрудником является человек, который сам себя считает врагом РАН и Минобрнауки РФ.

По мнению буйного Петра, любые проекты Минобрнауки - в т.ч. полностью поддержанные Правительством России ПСАЛ и НОЦ - это ЗЛО.

Редакция НОП обсуждала действия гражданина Меньшанова с большей частью из ненавидимых им руководителей и экспертов.

Коллеги сходятся во мнении, что Пётр не здоров, и ему нужна квалифицированная медицинская помощь.

Иногда, на пике ярости, Пётр заказывает коммерческие публикации против названных коллег в Незыгаре. Это нам подтвердил сам Незыгарь.

Канал Петра читают некоторые наши коллеги. Часть - со страхом. Считают, что за господином Меньшановым стоят "серьезные силы". Со всей ответственностью поделимся с вами инсайдом с самых верхов - за спиной Петра стоят Паранойя и Белка.

После этого поста Петра, конечно же, бомбанёт и он с новой силой продолжит свои фрик-нападки, так как считает себя невероятно крутым мужиком.

А вы, друзья, не бойтесь.
Добро всегда побеждает Зло. А в нашей сфере точно.

Что же касается очередного вброса Петрухи про "проваленный приём", в отличие от диванного провинциального бойца мы знакомы с обстановкой из первых рук. И знаем, что министр Фальков лично общался с огромным количеством ректоров - у коллег по вопросам приема есть благодарность, но нет недовольства.

И да - коллектив НОП поддерживает Кириенко, Голикову, Фалькова, Кузьминова и других названных коллег.

И когда мы их критикуем, то делаем это не трусливо, как Пётр, а напрямую и конструктивно. И нас за это уважают.

Грустно смотреть на умных коллег в телеге, которые в попытке конкуренции с НОП, радуются репостам Петра.
Но каждый сам выбирает дорогу.

НОП всегда рад новым друзьям. И всегда будет против огульных нападок на наших друзей и партнеров.

Будьте здоровы!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новый учебный год: уверенный старт

В преддверие 1 сентября министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью Russia Today рассказал обо всех ключевых аспектах запуска образовательного процесса в нынешних непростых условиях. В том числе, были даны ответы на многие чувствительные вопросы – например, о мерах по противодействию коронавирусу, ценах на обучение и об иностранных студентах.

https://telegra.ph/Novyj-uchebnyj-god-uverennyj-start-09-02
источник
Научно-образовательная политика
Первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко вчера и сегодня находится в рабочей поездке в республике Ингушетия.

Дмитрий Глушко посетил несколько школ в отдаленных районах республики, в том числе малокомплектные, пообщался с преподавателями и школьниками.

Одной из задач поездки был мониторинг обеспечения горячим питанием  ребят из младших классов.
Дмитрий Глушко лично проверил качество питания в школах.
источник
Научно-образовательная политика
Если коллеги из НОП советуют  - смело можно рекомендовать!

https://t.me/scienpolicy/11478
источник
2020 September 03
Научно-образовательная политика
Поддерживаем коллег из Научно-образовательной политики.

Любая критика должна быть конструктивной, без эмоций, оскорблений, перехода на личности. Принципиально важно уважать разные точки зрения.

Авторы каналов научно-образовательной тематики точно не должны превращаться в огульных критиканов и сливные бачки для сомнительной и непроверенной информации.

Однако мы довольно часто встречаем примеры, когда администраторы не обращаются к фактам, а придумывают их.

Делается это для одной цели – конструирование негативной информационной повестки.

Все наши читатели знают, какое особое внимание мы уделяем научно-образовательному комплексу, поэтому от имени редакции можем подтвердить, что деятельности Минобрнауки РФ в регионах оценивают крайне положительно.

Главное хотеть и уметь эффективно работать, возможностей для развития сейчас действительно много, все условия созданы.

Передаём благодарность коллегам из @scienpolicy, которые на своём канале освещают и обсуждают с экспертным сообществом все важные решения и события.

По сути, вы являетесь путеводным маяком в этой очень сложной и непростой, но важной и нужной для страны сфере.

https://t.me/scienpolicy/11501
Telegram
Научно-образовательная политика
В Новосибирском государственном университете работает человек по имени Петр Меньшанов.

Совмещает с работой научным работником в Институте цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.
А ещё до недавнего времени был экспертом ОНФ по нацпроекту "Наука".

По какой-то причине с января 2020 года гражданин Меньшанов объявил информационную войну руководителям системы науки и образования России.

Ежедневно в своём фрик-канале Пётр методически оскорбляет Андрея Фурсенко, Сергея Кириенко, Татьяну Голикову,Михаила Ковальчука, Валерия Фалькова, Ярослава Кузьминова, Андрея Волкова, Сергея Салихова, а также ряд других уважаемых людей.

Коллектив НОП находится в самом центре ярости буйного Петра.

Судя по всему, Пётр трус.
Потому как стыдливо удалил свой аккаунт в ВК после того, как руководству Минобрнауки РФ стало известна его принадлежность к системному оскорблению кураторов науки и образования.

Удивительно, но похоже что ректор Новосибирского государственного университета академик Михаил Федорук удовлетворен тем, что…
источник
Научно-образовательная политика
Командная работа против скандалистов (1/2)

Вчера Президиум РАН предложил ценителям поистине изысканное научно-политическое кушанье. Ломались копья вокруг предполагаемом выведении научных работ силовых ведомств, МИДа, а также университетов-подведов Правительства и Курчатовского института.

Оценим позицию участников и ключевые аргументы.

Для РАН 253-ФЗ из «проклятого» окончательно превратился в «спасительный». Редкие дискуссии обходятся без апелляции к нему. Андрей Андрианов с точки зрения текстов законов и постановлений попытался продемонстрировать, что предлагаемые изменения противоречат существующим правовым основам научной политики.

Андрей Адрианов озвучил, что предлагаемые изменения противоречат двум поручениям президента, сформированным по итогам заседания Совета по науке и образованию, прошедшего 27-го ноября 2018 г. – п. 1 б) – о единых критериях экспертизы – и п. 2 д) – о единых требованиях к госзаданию. При этом стоит особо подчеркнуть – РАН в обоих поручениях в качестве ответственной стороны не фигурирует. В обоих случаях упомянут премьер-министр (тогда – Дмитрий Медведев), а в первом – еще и Андрей Фурсенко. В этом смысле и ответственность, и полномочия лежат на Правительстве и Администрации Президента. А в частности – на Минобрнауки, которому согласно ответственности, обозначенной в поручениях президента было как раз и отданы соответствующие команды со стороны Правительства.

Так что Петр Кучеренко с явным удовольствием громко и отчетливо заявил: «Все поручения президента Министерство выполняет неукоснительно и в срок». И спорить с этим невозможно.

Позицию Министерства науки и высшего образования озвучил замминистра Петр Кучеренко. Он обосновал ключевых основания, которыми руководствовалось Минобрнауки при формулировании проекта Постановления Правительства.

Первое – императивное поручение министру Валерию Фалькову со стороны вице-премьера Татьяны Голиковой. Отметим, что она же отвечала за научную проблематику и в тот момент, когда выдавались упомянутые поручения Президента.

Второе – «правительственные» образовательные и научные организации являются независимыми центрами исследовательских компетенций мирового уровня, а экспертиза может снижать темпы развития.

Третье – Академия является точно таким же подведом Правительства, как и все остальные. Следовательно, как отметил Петр Кучеренко, полномочия по экспертизе работ таких же подведов Кабинета министров уравнивает в правах его и Академию, что противоречит логике и праву, а также поручениям президента по радикальному сокращению объемов контрольно-надзорной деятельности.

Четвертое – как раз упомянутое внедрение «регуляторной гильотины» в научной сфере – снижение количества контрольно-надзорных действий, к которым относится и экспертиза.

Важно, что по «оборонно-силовой» тематике РАН в итоге прислала свое согласие – тем более странно было слышать от вице-президента Академии Валерия Козлова претензию о противоречии поручению главы государства о подключении РАН к этим работам. На это лапидарно и обоснованно указал Петр Кучеренко. А президент Академии Александр Сергеев подчеркнул, что это не тема для публичной дискуссии и вопросы там скорее к механике процесса.

Александр Сергеев очень тонко дал понять, что инициаторами изменений стали НИУ ВШЭ, РАНХиГС и Курчатовский институт. Честно говоря, мы мало припомним ситуаций, когда Вышка и Президентская академия выступали столь едино и мощно. Тем более, что есть поддержка Михаила Ковальчука с гигантским политическим весом. Атаковать эту «Антанту» является практически самоубийственным занятием. Симптоматично что выступать от этого блока никто не захотел. Также как не прозвучали на Президиуме МГУ и СПбГУ.

Видео-запись, достойная внимательного просмотра и имеющая изысканную научно-политическую эстетическую ценность: https://www.youtube.com/watch?v=Z7LCgdBH-TI
источник
Научно-образовательная политика
Командная работа против скандалистов (2/2)

Вице-президент Валерий Козлов призвал собравшихся к «экспертизному сепаратизму» - дабы вернуться к модели отношений РАН-ФАНО, когда Академия отвечала лишь за научные институты. Непонятно, при этом, почему другие критики обвиняли в схожей фронде подведов Правительства. При этом, разве не в той же позиции была Академия до реформы 2013 года?

Представители РАН не раз взывали к высшим силам. Александр Сергеев грозил обратиться к президенту. Председатель Сибирского отделения Валентин Пармон козырял неосведомленностью Андрея Травникова как руководителя профильной группы Госсовета о предлагаемых изменениях, а это игнорирует Государственный совет, что, по мнению главы «Сибирской РАН» в свете принятых изменений в Конституцию делать негоже.

Геннадий Онищенко выступил в дискуссии не только как представитель РАН, но и в качестве эмиссара Госдумы и в целом подтвердил, что нынешняя правовая ситуация дает возможность подведам Правительства претендовать на особые отношения с РАН. Он призвал к «более широкому обсуждению в более узком кругу» и обозначил, что все равно есть ряд тематик и исследовательских программ, экспертизу которых Академия не сможет провести никогда – и в силу секретности, в том числе. По этому вопросу он предложил внести в проект Постановления секретные пункты либо вообще принять отдельный столь же секретный правовой акт. Геннадий Онищенко призвал с пониманием отнестись к позиции Правительства, не горячиться и не формировать имидж РАН как скандалиста.

В этой горячей дискуссии, тем не менее, было видно, что у президента РАН Александра Сергеева и значительно части Академии есть четкая командная работа с Минобрнауки, Правительством и Администрацией Президента. Это стало ясно, когда Петр Кучеренко высказал, а Александр Сергеев поддержал идею о выработке федерального закона «О научной и научно-технической экспертизе». Данное «Соломоново решение» позволяет сохранить лицо всем сторонам в дискуссии – и РАН, и Министерству, и Правительству.

Тем больше консенсус Академии и Министерства проявился в той части Президиума, где Александр Сергеев рассказывал о также вызвавшем бурные дискуссии вопросе об экспертизе в рамках конкурса «стомиллионников». Президент РАН признал (тот факт, что не отрицается и Минобрнауки) проблемы с КД и механикой проведения экспертной оценки. Она шла по научным областям и квотам. Масштаб проектов и широкий состав консорциумов приводил к частым конфликтам интересов и поиску новых экспертов.

«У нас очень деловые отношения с Министерством», - сказал в самом начале Президиума Александр Сергеев. И этой же мыслью он завершил заседание. Президент РАН подчеркнул, что очень ценит мужественное решение министра Валерия Фалькова – бороться с секвестром и в итоге сохранить конкурс «стомиллионников». Причем условием этого было подключение к нему еще и университетов. Скорость проведения процедур была обусловлена и тем, чтобы действительно «не упустить» эти финансы. Да и в целом, как особо отметил Александр Сергеев – никаких претензий быть не может, научные институты получили 3,7 млрд руб., хотя в последние пару лет программы Президиума РАН, на смену которым пришли «стомиллионники», оперировали суммами примерно на 2 млрд меньше.

В итоге Президиум обнажил существование двух групп внутри РАН. Основная масса академиков во главе с президентом РАН Александром Сергеевым работает в команде с Минобрнауки, Правительством и Администрацией Президента, что позволяет отстаивать интересы Академии в самых высоких кабинетах. А заодно – прикрывать представителей второго блока, которые как раз ориентированы на раздувание конфликтов, максимализм, что должен, по идее, быть более присущ как раз юному поколению, а также непримиримость, достойную лучшего применения. В итоге и Министерство, и РАН останутся в обоюдном выигрыше – разве что слишком много сил Александр Сергеев тратит на борьбу внутри самой Академии. Но ему это успешно удается – сегодняшний Президиум еще раз это продемонстрировал.
источник
Научно-образовательная политика
Всероссийские кружки

Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы может получить статус всероссийской уже в этом году.

1 сентября Президент России Владимир Путин подписал поручение Правительству совместно с Общественной палатой РФ, Агентством стратегических инициатив и Ассоциацией участников технологических кружков, согласно которому во Всероссийскую олимпиаду школьников должны войти междисциплинарные соревнования на основе опыта Олимпиады Кружкового движения НТИ.

Поздравляем наших друзей из Кружкового движения НТИ, которые за пять лет при поддержке АСИ, Платформы НТИ, РВК и президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошли путь от бутикового хакатона для юных тенхо-энтузиастов – до настоящей национальной технологической олимпиады, основного социального лифта для молодежи, увлеченной современными технологиями.

Желаем коллегам вместе с Минпросвещения и Рособрнадзором найти способ уже в этом году включить междисциплинарные командные инженерные соревнования во Всерос, положение о котором как раз сейчас планируется обновить.

Специально для НОП эту новость прокомментировал лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов:
«Олимпиада Кружкового движения НТИ за пять лет заслужила авторитет среди ведущих университетов как поставщик подготовленных и мотивированных абитуриентов; и любовь школьников, которые называют ее «айфон среди олимпиад».

В прошлом году в ОНТИ приняло участие более 80 000 юных инженеров и программистов. Благодаря поддержке Президента мы можем на базе Олимпиады НТИ создать настоящую Национальную технологическую олимпиаду, социальный лифт для каждого увлеченного технологиями школьника в России. Организационно мы готовы развернуть новое направление во всеросе уже в этом учебном году при положительном решении Министерства».
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательный нацпроект (1/2)

Стала известна предварительная конфигурация перезагрузки нацпроекта «Наука» и ряда мероприятий «Образования».

Формируется новый нацпроект – «Наука и университеты». В нем будут сосредоточены все мероприятия по вектору исследований и развития высшего образования. Это является основным стратегическим изменением. Теперь новый национальный проект в значительно большей степени сопряжен с госпрограммой «Научно-технологическое развитие», а также полностью замкнут на Министерство науки и высшего образования.

В рамках «НиУ» предусмотрено 4 федеральных проекта:
1.  «Интеграция» – Программа стратегического академического лидерства; научно-образовательные центры мирового уровня; кооперация образование-наука-производство; инжиниринговые центры.
2.  «Исследовательский потенциал» – научные центры мирового уровня; федеральные научно-технические программы – развития генетических технологий, а также синхротронных и нейтронных исследований, масштабные исследовательские проекты; селекционно-семеноводческий и селекционно-племенные центры; Центры компетенций НТИ; центры трансфера технологий.
3.  «Инфраструктура» – мегасайенс; оборудование; центры коллективного пользования; научно-исследовательский флот; поддержка ведущих университетов и научных организаций; цифра и суперкомьютеры; цифровая перезагрузка ВАК.
4.  «Кадры» – КЦП; программы дополнительной подготовки и переподготовки; стартапы; научная аспирантура; внедрение «постдокторантуры»; мегагранты; академическая и студенческая мобильность; кадровый резерв и «прокачка» управленческих команд.

Куратором «Науки и университетов» является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем – министр науки и высшего образования Валерий Фальков, администратором – замминистра Андрей Омельчук.

Важной новеллой нового нацпроекта является четко очерченный круг структур, участвующих в его реализации – этим будет заниматься Минобрнауки совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Курчатовским институтом. В этом еще один стратегический успех Михаила Ковальчука – очевидно, что Курчатник будет участвовать в реализации нацпроектов не только как координатор двух ФНТП – генетической и синхротронно-нейтронной, но и в качестве мощнейшего гравитационного центра прорыва и системного think-tank.

Показатели нацпроекта «Наука и университеты» представляют собой не сумму от таковых по «Науке» и профильным федпроектам «Образования», но одновременный синтез, корректировку и комплексную перезагрузку.

Пока рано делать выводы, но у редакции НОП и ряда наших экспертов вызывает опасение «онаучивание» ряда целей и задач, которые имеют отношение исключительно к тематике образования. Будем очень внимательно наблюдать за ходом их реализации.

Ключевые ориентиры, как и содержание мероприятий, остаются неизменными. В ряде случаев есть расширение фронта работ – например, по центрам трансфера технологий, постдокам, цифровому развитию вузов, перезагрузке ВАК и ряду других. В тоже время, очевидно сужение – в частности, по линии ДПО.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательный нацпроект (2/2)

В целом, тон задаёт логика координации обновлённого нацпроекта с задачами проекта ПСАЛ.

На наш взгляд, преимущество состоит в унификации многих организационно-управленческих и контрольных линий обновленного нацпроекта.

Слабая сторона – пока не очень ясна роль и возможность участия в проекте небольших вузов, которым не «светят» вхождение в Программу стратегического академического лидерства, а также статусы НИУ или НОУ.

Стоит отметить, что таких вузов в России подавляющее большинство и им предстоит участвовать в достижении национальных целей, отмеченных Владимиром Путиным ничуть не меньше, чем статусным коллегам, которые попадут в ПСАЛ.

Сроки реализации нацпроекта расширены в соответствии с поручением президента – они обозначены как 01.01.2021 – 30.12.2030. Показатели на данный момент прописаны только на период 2021-2024 гг., перспективы на пятилетку с 2025 по 2030 гг. будут определены позднее.

Новый нацпроект «Наука и университеты» это действительно версия 2.0 – в нем логичным образом «упакованы» и исследования, и высшее образование.

Новая структура проще и на первый взгляд эффективнее – по мнению коллег из Минобрнауки, она позволит системно работать в нацпроектной парадигме над интеграцией в рамках различных треугольников (наука-образование-бизнес) и четырехугольников (с участием регионов).

Вместе с тем, предложенная версия в большей степени является плодом работы чиновников, а не экспертного сообщества: изначально нацпроекты писали и обсуждали «всем миром» – от специалистов из вузов и академических институтов до чиновников профильных департаментов Минобрнауки.

Ответственность кураторов от министерства за достижение национальных целей через обновленный «инструментарий» нам представляется более высокой, чем ранее.

Важно, что «НиУ» будет в полной мере сопряжен с госпрограммой «Научно-технологическое развитие», а также в очередной раз усилена фокусировка на реализацию Стратегии научно-технологического развития – в частности, в рамках выработки и воплощения плана реализации второго этапа. Все это также позволит более системно подойти к реализации Программы фундаментальных научных исследований.

Ключевое пожелание от сети «подведов» к министерским администраторам (в первую очередь – к заместителям министра Андрею Омельчуку и Дмитрию Афанасьеву) – каждый этап реализации обновленных федпроектов должен идти в условиях активнейшего диалога с расширенным составом экспертного сообщества по принципам «центров компетенций».

Под этим мы подразумеваем, что есть вопросы (в основном, «тактического» характера), где «стратеги» из МШУ «Сколково» выглядят менее убедительно, чем «тактики» и сторонники равного доступа вузов, а также укрепления социальной миссии системы высшего образования из той же Вышки. И наоборот.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник