Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 01
Научно-образовательная политика
Новый Телеграм-канал о ходе реализации национальных проектов от команды АНО " Национальные приоритеты" Софии Малявиной.

Поддерживаем.

https://t.me/nationalprojectsru
источник
Научно-образовательная политика
Едва уволившись по собственному желанию из Вышки и поблагодарив университет, профессор Гусейнов примкнул к коллективу любителей грантов западных НКО преподавателей, которым стало тесно в стенах классических университетов.

Коллеги запускают школу подготовки боевых хомяков курсы неформального обучения, намекая на поддержку проекта от "партнёрских учебных заведений других стран".

Заинтересованы в вербовке студентов лучших вузов, которых стало сложнее обрабатывать в стенах alma mater "мотивированных студентах бакалавриатов и магистратур, как людях, наиболее ориентированных на академические ценности, которые мы защищаем".

По старой традиции, начали со сбора донатов.

Студентов, зачисленных на курсы, мы попросим сделать символическое пожертвование – для того, чтобы все участники семинаров более ответственно относились к своей дальнейшей работе.

Наша задача – выстроить университет заново, избавив преподавателей от всякого административного диктата.

Дальнейшее развитие «Свободного университета» может предполагать создание систематической учебной программы.

Мы думаем над возможностями официальной сертификации наших студентов в будущем.

Мы начинаем с онлайн-формата в надежде, что хотя бы к концу первого семестра или года мы сможем познакомиться с нашими студентами лично –на зимних или летних школах, в партнерских учебных заведениях России и других стран.

Мы хотим поддерживать качественное, свободное и доступное высшее образование на русском языке.

https://freemoscow.university/courses
источник
Научно-образовательная политика
Фундамент и прорыв (1/2)

Сегодня президент Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие во Всероссийском открытом уроке «Помнить – значит знать».

В словах президента отчетливо читались два основных смысла, вокруг которых строится идеология России будущего: фундаментальные ценности и системный прорыв.

Нынешние школьники живут в абсолютно новом и крайне динамичном мире, где «новой нефтью» становятся знания и технологии.

«Вы растёте, взрослеете, всё это происходит в стремительно меняющемся мире, где бурно развиваются технологии, которые оказывают влияние на самые разные сферы нашей жизни, где новые научные достижения сегодня позволяют делать то, что ещё вчера казалось абсолютной фантастикой», - обратился к ученикам президент.

Никакой прорыв невозможен без точки опоры – только имея ее, можно перевернуть мир. «Каким бы быстрым ни был темп изменений, есть вещи, которые останутся фундаментальными, незыблемыми. И уверен, будут для вас прочной моральной основой, надёжным ориентиром, который всегда поможет найти правильный путь в жизни», - отметил Владимир Путин.

Моральная триада – это история, культура, традиции. Важнейшим элементом российской идеологии была, есть и будет Великая Отечественная война, что было четко отражено и в теме открытого урока. Данному сюжету президент уделил очень много внимания – что неудивительно, ведь чем дальше те роковые годы, чем меньше остается в живых ветеранов, тем сложнее донести до подрастающих поколений то ощущение «одной на всех» Победы. И здесь четко прозвучала мысль президента – предлагать нужную форму и содержание для трансляции фундаментальных ценностей должны сами молодые.

Название открытого урока «Помнить – значит знать» не о введении «Победного домостроя», а про то, что знание прошлого дает моральные и душевные силы, определяют высокий нравственный ориентир, являются примером титанических свершений.

Тема наставничества как естественная связь не только между учителем и учеником, но и сквозь поколения проходить красной нитью через все важнейшие идеологические выступления Владимира Путина – точно так же, как и ключевой социальный «клей» России 2.0 – волонтерство.

Фундаментальные ценности и прорыв неразрывно связаны – а в их синергии рождается «консервативное прогрессорство», которое стало одним из modus operandi российской политической системы.

Образование становится непрерывным в течение жизни и неотрывным от труда – как с точки зрения совмещения учебы и работы, так и в рамках четкой практикоориентированности и основных стратагем научно-технологического развития, так и всех процессов в высшей школе. Отдельное внимание президент уделил довузовскому образованию, что подчеркивает значимость и связки университет-школа, и лишний раз обозначает ценность различных гибридных форматов – в рамках СПО и ДПО.

Коронавирус разделил школьное обучение на эпоху офлайна и нынешнее время смешанных и дистанционных форматов. Это время больших перемен, по словам Владимира Путина, показало – что с точки зрения и технологий, и кадров Россия оказалась готова к дистанту. Процесс дальнейшего развития и совершенствования дистанционных форм будет продолжен.

Знания, кадры и технологии – это действительно главный ресурс XXI века. «Мы всё-таки не только «страна-бензоколонка», как некоторые пытаются нас представить, а страна с ярко выраженными новыми технологическими возможностями, которые мы в состоянии быстро развивать, адаптировать к вызовам сегодняшнего дня», - подчеркнул президент.

При всем этом образование останется очным – только так можно наработать soft skills, значимость которых прозвучала в словах Владимира Путина. Никакого сворачивания традиционной школы нет и не планируется.

Аналогичным образом – киберспорт не может заменить физические нагрузки традиционных видов спорта, но при этом будет развиваться.

Роль государства в развитии личности велика, но ключевая сфера ответственности – создание условий и режимов наибольшего благоприятствования.

Стенограмма открытого урока: http://kremlin.ru/events/president/news/63983
источник
Научно-образовательная политика
Фундамент и прорыв (2/2)

Научно-технологический прорыв – фундаментальная составляющая прорыва социально-экономического. И крайне важным являются слова президента, адресованные школьникам:

«У нас есть концепция нашего технологического развития. Там семь важнейших направлений выделено, вызовов, с которыми сталкивается наша страна. Это и демографические вызовы, это и технологические, это и природные, изменение климата и так далее. Много задач перед нами стоит. Все из них важны. Не решая одну из них, мы рискуем оказаться где-то на обочине развития мировой цивилизации, а решать их эффективно, конкурентными способами, добиваясь нужного нам эффекта, результата, можно исключительно на основе современных знаний. Причём это везде, в любой сфере: и в области биологии, и в области энергетики, и в области искусственного интеллекта, который, по сути, будет в ближайшей перспективе, даже среднесрочной, лежать в основе любого возможного успеха любой страны.

И более того, я уже говорил, но, может быть, это не та аудитория, у нас всё-таки открытый урок в основном для школьников, я тем не менее скажу, я уже говорил это и более взрослой аудитории: от того, насколько эффективно мы сможем решать эти задачи, насколько конкурентоспособными мы окажемся, зависит будущее, без всякого преувеличения, будущее нашей страны и вообще российской цивилизации в широком смысле этого слова».

Сейчас много говорится о необходимости улучшать имидж науки, привлекать молодежь в сектор исследования и разработок, начинать работу со школьной скамьи. Президент же четко сформулировал – нужно не говорить, а делать. Всё и «по полной программе». Только так есть возможность для развития и достойной жизни – человека, общества, России.

Ключевым капиталом России, что было недвусмысленно и несколько раз проговорено Владимиром Путиным, является не нефть, а люди.

«Даже те, кто впервые пришёл сегодня за парту, пришёл в школу, переступил школьный порог и только начал учиться в первом классе, он уже решает важнейшую для страны задачу, получая необходимые для себя знания и создавая условия для движения страны вперёд. Если каждый из нас будет двигаться вперёд, это будет означать безусловное движение вперёд всей страны», - сказал президент в заключение открытого урока.

А значит, творцами будущего выступают все без исключения россияне – и стар, и млад. Именно к такому со-творчеству в построении собственной жизни, а также будущего страны и пригласил школьников президент Владимир Путин.
источник
Научно-образовательная политика
Завершилась 6-я (и последняя) смена образовательного форума "Территория смыслов".

Это было прекрасное время в "Сенеже". Это было хорошо, друзья.

https://t.me/stranavozmojnostey/2053?single
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 September 02
Научно-образовательная политика
Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова специально для НОП:

Поздравляю всех с Днем знаний и началом учебного года! Желаю здоровья, успехов, неиссякаемой творческой энергии и выдающихся достижений!

Для первокурсников в НИТУ «МИСиС» в течение 2 недель пройдет проект «Погружение», в рамках которого они узнают о традициях университета, получат ответы на актуальные вопросы об образовательном процессе, научно-исследовательской и внеучебной деятельности от своих наставников – студентов старших курсов.

Отдельная адаптационная программа предусмотрена для магистрантов.

1 сентября на площадке университета состоялся всероссийский открытый урок для школьников «Помнить – значит знать!», приуроченный к Году памяти и славы. На вопросы учащихся ответил Президент России Владимир Путин. 

День знаний НИТУ «МИСиС» впервые прошел в смешанном онлайн-оффлайн формате. Для студентов 1-го курса был организован яркий праздник с участием известных выпускников и друзей университета, выступлением творческих коллективов, научным стендапом и мотивационной лекцией промышленного дизайнера, директора центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимира Пирожкова.


Ссылка на трансляцию Дня знаний НИТУ «МИСиС» в ВКонтакте: https://vk.com/video-62258607_456240355
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Как настроить студентов против вуза: краткий курс от функционера из МГЛУ.

https://t.me/sashakots/15945
источник
Научно-образовательная политика
Врио ректора Томского политехнического университета Андрей Яковлев специально для НОП:

Коллеги, первокурсники, все студенты, друзья! Поздравляю вас с началом учебного года!

День знаний — торжественный и радостный день, который открывает новый период в жизни каждого из нас. Первокурсники уже одержали свою первую большую победу — стали студентами. Любите свою alma-mater, используйте все возможности, которые вам открылись. Студентам старших курсов желаю успехов в учебе и науке, трудолюбия и целеустремленности. Цените каждый день, проведенный в стенах университета, не упускайте ни одного шанса получить знания, опыт и мудрость от ваших учителей и наставников. Преподавателям и сотрудникам вузов — новых свершений, творческих побед и талантливых студентов!

Этот год мы начинаем в необычной ситуации, но я не сомневаюсь: ограничения не помешают нам учиться и учить, готовить высококлассных специалистов для России и мира.

В Томском политехническом университете 1 сентября к занятиям приступили студенты всех курсов. Ребята, которые пока не приехали в Томск, в том числе наши иностранные студенты, занимаются дистанционно. Мы подготовили аудитории и медиаоборудование, у нас есть профессиональные люди, компетенции, технические и материальные ресурсы, чтобы организовать полноценный учебный процесс и комфортные условия для студентов и преподавателей. Университет обеспечил все необходимые меры безопасности в корпусах и общежитиях и готов гибко реагировать на любое изменение ситуации.

Наши первокурсники первые две недели будут знакомиться с университетом и проходить входные тестирования. В День знаний для них стартовал онлайн-квест по кампусу, а студенты старших курсов делились с новобранцами советами, как лучше организовать учебу и жизнь в ТПУ. Думаю, что ребята уже почувствовали: за них — большая и сильная команда Томского политеха!

Мы очень рады, что в университете закипела жизнь. Приемная кампания ТПУ в этом году проходила под девизом «Учим на инженера!». За 124 года мы подготовили больше 170 тысяч первоклассных инженеров и подготовим еще. Потому что у наших выпускников особая миссия — решать, как именно изменится мир.

Уверен, что этот учебный год станет успешным и продуктивным! Желаю всем нам открытий, азарта в учебе и исследованиях, дерзких планов, верных единомышленников и настоящих друзей!


https://www.youtube.com/watch?v=nOOuHSymQTo&t=30s
источник
Научно-образовательная политика
Учение свет - неучение тьма, фермер!

В ТАСС прошла онлайн пресс-конференция, посвященная старту федерального образовательного проекта “Школа фермера”. В мероприятии приняли участие председатель правления Россельхозбанка Борис Листов, заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут, председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы Владимир Кашин, главы регионов и др.

Проект инициирован Россельхозбанком совместно с Минсельхозом, руководством регионов, вузами и крупным бизнесом. Его цель - научить создавать и вести рентабельный бизнес в АПК. В качестве пилотных регионов было выбрано 4 с наибольшим количеством фермерских хозяйств: Ставропольский край, Новосибирская и Московская области, республика Башкортостан.

Борис Листов рассказал, что “Школа фермера” поможет людям реализовать себя и развить бизнес на селе. Планируется, что обучаться смогут как начинающие, так и состоявшиеся фермеры. В первый год будут изучаться основы профессии, в последующие – студентов научат вести рентабельный бизнес на примере успешных компаний. Ученики смогут познакомиться с новейшими агротехнологиями. Программа даже на старте пользуется большим спросом – конкурс доходит до 5 человек на место.

Банк заинтересован в развитии человеческого капитала в сельском хозяйстве, поэтому вкладывается в профильное образование. До настоящего момент реализовано много образовательных проектов, один в сотрудничестве с МГИМО, где есть кафедра торговых атташе.

Роль хозяйств постоянно растет, отметил Борис Листов. Если вклад фермеров в производство сельхоз продукции в 1992 году составлял 1%, то по итогам 2019 г. - 13.6%. По прогнозам экспертов рост будет продолжаться и может увеличиться до 18% за 5 лет. При этом фермерские хозяйства справляются не хуже агрохолдингов.

Оксана Лут подчеркнула, что “Школа фермеров” является одним из инструментов реализации федпроекта “Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации”. Это важно, потому что пока кооперация идет не так активно, проект поможет объединяться малым хозяйствам и больше зарабатывать. Фермерское движение из-за пандемии пострадало сильно, но меры поддержки увеличиваются. Отрасль должна развиваться с точки зрения кадров и повышения престижности. Чем будет выше уровень знания фермеров, тем будет выше шанс получить субсидию или грант на хозяйство. Министерство видит возможности за счет усиления фермерского движения изменить отношение общества к слову “колхозник”.

Особую роль проекта в реализации госпрограммы “Обеспечение продовольственной безопасности” отметил Владимир Кашин. Кроме того, без фермеров нельзя войти в программу “Второй целины”. Количество кадров не покрывает сегодня количество пахотных земель. Уровень знаний сегодня у работающих на селе сегодня снижен, поэтому важно подтянуть все на уровень современных цифровых технологий. Федеральная программа “Устойчивое развитие сельских территорий” также напрямую связана с реализацией проекта: начнется возрождение села.

Мы видим явное сотрудничество бизнеса, власти и профильных вузов. Тема кооперации плотно прослеживалась на протяжении всего диалога. А вектор развития направлен на создание и применение передовых научных технологий в сфере сельского хозяйства. Данная линия целиком вписывается в логику создания НОЦ и реализацию Программы стратегического академического лидерства. Одним из 5 НОЦ первое волны стал Белгородский НОЦ, направленный на развитие аграрных технологий. При этом в конференции не приняли участие ни представители Минобрнауки, ни РАН, ни Белгородского НОЦ, хотя их вклад в развитие проекта может быть весьма весомым.

Минсельхоз явно активизирует свою работу по образовательному вектору, в том числе – в рамках дополнительной (пере)подготовки студентов и практиков. Данный подход можно было бы только приветствовать, не выражайся он в строгой ведомственной замкнутости и оторванности от масштабных инициатив Минобрнауки и РАН. В любом случае Минсельхозу придется взаимодействовать с ними – и не привлечь их к пресс-конференции федпроекта было, на наш взгляд, несколько опрометчиво.

Источник: https://tass.ru/press/10981
источник
Научно-образовательная политика
Машинерия стратегического научно-образовательного лидерства (1/2)

Опубликован проект «Программы стратегического академического лидерства» - единой парадигмы развития университетского сектора и всей научно-образовательной сферы.

Идеология
Программа четко увязана с достижением национальных целей развития и соответствующих нацпроектов.

Важнейшими компонентами являются: интеграция (через формирование консорциумов и в ряде случаев – фактическое объединение); четкое сопряжение со Стратегией научно-технологического развития; ориентация на практический результат (в социально-экономическом и рейтинговом измерениях); активное привлечение молодежи.

Критерии отбора, а также показатели результативности четко увязаны с превращением университетов в центры научно-технологического и социально-экономического прорыва в различных формах – на мировом и общероссийском уровнях, на отраслевом и региональном.

Состав
Предусмотрено две больших группы – участники (не более 100) и кандидаты в программу. Первая группа разделена на два эшелона – базовый (все участники ПСАЛ) и двуглавая высшая страта – из национальных исследовательских (НИУ) и национальных опорных (НОУ) университетов. Каждый год кто-то из базовых участников может быть исключен из ПСАЛ.

Отбор проходит в два этапа – сначала все базовые участники, затем из них – НИУ и НОУ.

Стратегические направления
Деятельность национальных исследовательских университетов будет направлена на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий

Национальные опорные университеты станут фокусироваться на социально-экономическом развитии территорий присутствия и (или) научно-технологическом развитии отраслей экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации. Следовательно, НОУ могут быть точками сборками прорывной инфраструктуры и компетенций в географическом (один или несколько регионов) или в отраслевом ключе.

Таким образом, НИУ будут больше отвечать за научную часть полного инновационного цикла, а НОУ – за трансфер и внедрение. При этом остальные участники будут в соответствии со своими возможностями работать по направлениям, где сосредоточены наибольшие компетенции – будь то исследования или сотрудничество с реальным сектором экономики. Образование является базисом для любого формата участия в ПСАЛ и его значение в рамках Программы носит фундаментальный характер.

Подробнее: https://regulation.gov.ru/p/106593
источник