Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 30
Научно-образовательная политика
На самом деле участие не только победителей "Лидеров" в жизни университетов, но и руководителей отдельных конкурсов РСВ - будет прекрасным мотиваторов для вузов в наступающем учебном году.

Так, НОП будет участвовать в организации панельной дискуссии с "Учителем будущего" в сентябре в РУДН.

Совместно с конкурсом "Моя страна- моя Россия" мы практически еженедельно  делаем 100 - тысячные эфиры, в которых показываем кейсы университетского управления.

Но это - капля в море.
Вместе с коллегами из "Россия - страна возможностей" будем просить Алексея Комиссарова с сентября в большей степени задействовать потенциал президентской платформы в развитии университетов.

Такие лекции, как в СКФУ, нужны повсеместно. Они и саму платформу РСВ обогатят через партнерство с ведущими региональными университетами, перед которыми сейчас стоит важная задача внедрения кейсов эффективного сотрудничества.

Надеемся, Алексей Геннадиевич поддержит:)

https://t.me/stranavozmojnostey/2025
источник
2020 August 31
Научно-образовательная политика
Ректоры, вам!
Глубоко убеждены, что кооперация университетов с проектами платформы "Россия - страна возможностей" @stranavozmojnostey существенно усилит конкурентоспособность вузов. Уже 12-13 сентября мы с коллегами соберем коллег из вузов в Нижегородском Университете им.Лобачевского.
источник
Научно-образовательная политика
Менделеевский инжиниринговый центр: как связать науку и фармпроизводство (1/2)

На базе РХТУ им. Д.И. Менделеева уже больше года работает Менделеевский инжиниринговый центр (МИЦ) – уникальная для России площадка, которая решает задачи тонкого органического синтеза, направленного на разработку отечественных технологий лекарственных средств, создания активных фармсубстанций (главных компонентов лекарств) и агрохимии (средств защиты растений: пестицидов и гербицидов).

МИЦ был основан в рамках конкурса Минобрнауки по созданию инжиниринговых центров при вузах: по правилам конкурса в течение первых двух лет такой центр получает бюджетное финансирование, которое он должен окупить, выполняя инжиниринговые работы по своему профилю. МИЦ начал свою работу в первом квартале 2019 года и за первый год своей работы уже заработал более 100 миллионов рублей, окупив бюджетные средства, которые были вложены в этот проект.

«Успех нашего инжинирингового центра во многом связан с правильно выбранным направлением работы, которое максимально востребовано российскими компаниям», - комментирует эксклюзивно для «Научно-образовательной политики» Александр Мажуга, ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева. - «Фармацевтический бизнес в России сейчас находится на том этапе, когда начинает активно развивать собственные производства фармсубстанций, а МИЦ решает задачи этих компаний».

Текущему состоянию фармацевтической отрасли России предшествовал долгий путь от локализации упаковки лекарств, до российского производства готовых лекарственных форм. Сегодня большое количество российских фармпроизводителей ставят перед собой задачу синтеза фармсубстанций – исходных компонентов будущего лекарства. Это делает лекарство по-настоящему российским и дает ощутимые преимущества в бизнесе.

«Такому успешному развитию российской фармы способствовали регуляторные механизмы, принятые Минпромторгом», - отмечает Александр Мажуга. «Государство дает преференции как российским компаниям-производителям фармсубстанций, так и фармацевтическим компаниям: правило «Третий лишний», дает преференции при конкурсных закупках лекарств тем российским фармацевтическим компаниям, у которых есть собственное производство фармсубстанций».

Однако создание производства фармсубстанций – сложный процесс, в котором подавляющую роль играет этап трансфера технологии от лаборатории к заводу. С такими задачами справляются крупные R&D центры, но позволить себе содержание центров такого уровня могут лишь ведущие мировые фармацевтические компании. Для российских и многих зарубежных производителей содержать подобные центры невыгодно, а имеющиеся научные лаборатории обычно специализируются на готовых лекарственных формах или на ранней разработке лекарств.

Это приводит к тому, что производство фармсубстанций во всем мире отдается на аутсорс компаниям, специализирующимся на малотоннажной фармохимии. И если в целом в мире таких компаний много, то в России на данный момент их единицы. Именно эту пустующую часть рынка и закрывает собой МИЦ. Показательно, что за первый год МИЦ заключил соглашения о совместной работе почти со всеми ведущими российскими производителями лекарств (компании Фармасинтез, Р-Фарм, Нанолек, Технология Лекарств и др.).

«МИЦ является интегратором, который соединяет перспективные научные разработки в области органического синтеза и промышленное производство», - комментирует Ратмир Дашкин, директор Менделеевского инжинирингового центра. - «После научной стадии – получения и исследования образцов новых или модифицированных молекул в наших лабораториях, мы создаем экономически выгодную и масштабируемую схему синтеза, которую впоследствии внедряем нашим клиентам в виде промышленной технологии производства».
источник
Научно-образовательная политика
Менделеевский инжиниринговый центр: как связать науку и фармпроизводство (2/2)

В МИЦ создана уникальная для Россия опытно-промышленная площадка – пилотный цех производства фармсубстанций с реакторным парком, позволяющим синтезировать вещества в объеме от 5 до 300 литров. Помимо материального оснащения, уникальность МИЦ заключается в «научной обвязке» центра: над созданием технологии новых субстанций работают специалисты высокого класса, причем не только химики, но также инженеры, программисты и экономисты.

«Для современного фармроизводства важно не просто создать технологию, но и сделать ее реализацию максимально эффективной», - отмечает ректор РХТУ Александр Мажуга. - «Во многом этого удается достичь за счет цифровизации: над решением таких задач работают наши специальные подразделения – центр цифровой трансформации РХТУ и факультет цифровых технологий и химического инжиниринга (ЦиТХИн). Не менее важна и фармэкономика, с помощью специальных инструментов наши специалисты рассчитывают экономическую целесообразность производства субстанций».

Тесная кооперация МИЦ с вузом дает свои плоды как в области трудоустройства выпускников, так и в области повышения качества образования. Сейчас в МИЦ работает 40 сотрудников, из них 80% - сотрудники и выпускники РХТУ им. Д. Менделеева. МИЦ активно погружен в образовательный процесс: студенты, которые обучаются по профилю «Химическая технология органических соединений», проходят практику на базе МИЦ и выполняют дипломные работы по тематикам центра, а аспиранты делают свои диссертационные исследования, используя возможности уникальной площадки. Совместно с компанией СИБУР на базе МИЦ выполняется крупный проект по органическому синтезу в рамках ФЦП «Исследования и разработки».

«Проект по созданию на базе университетов инжиниринговых центров активно развивается и дает свои плоды. Мы планируем использовать наш успешный опыт для создания на базе РХТУ еще одного инжинирингового центра», - рассказывает Александр Мажуга. - «При развитии таких проектов важно использовать не только успешные решения, но и модернизировать некоторые регуляторные аспекты. К примеру, облегчить процесс, при котором вуз может сдавать часть своих помещений в аренду компании, организованной с участием вуза. По правилам программы создания инжиниринговых центров вуз должен организовать дочернюю компанию, которая безусловно должна находиться на территории вуза и работать в его помещениях на законных основаниях. Облегчение этого процесса в отношении дочерних компаний университетов в целом может сыграть положительную роль в развитии инновационного климата России».

Не менее важное направление работы Центра – создание отечественных технологий производства жизненно необходимых лекарств. За последний год МИЦ выполнил две крупные работы по разработке технологии Фавиправира и Лапинавира – противовирусных препаратов, доступность которых особо актуальна в текущей ситуации.

«Лапинавир – это жизненно-важный препарат, который используется для терапии ВИЧ и исследуется как перспективное лекарство против коронавируса. Отечественного производства этого лекарства нет, что во многом обусловлено его сложностью: это девять технологических стадий тонкого органического синтеза, требующих длительной оптимизации и последующего масштабирования. Преодолев все технологические сложности и применив 55 разнообразных химических веществ наши специалисты впервые в России создали технологию производства Лапинавира», - поясняет ректор РХТУ.

Дальнейшее развитие МИЦ и реализация экспортного потенциала его продуктов требует масштабирования технологических, финансовых и других возможностей, которые будут реализованы при последующей интеграции Центра в создаваемый на базе РХТУ ИНТЦ «Долина Менделеева». МИЦ станет технологическим ядром Долины, транслируя модель своей работы на остальные перспективные направления Долины. Все это поможет РХТУ им. Д.И. Менделеева, опорному вузу химической отрасли, заметно повысить своей позиции как на российском, так и на международном уровне.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Президент РФ Владимир Путин в День знаний примет участие во Всероссийском открытом уроке - пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

"Президент примет участие во Всероссийском открытом уроке в режиме видеоконференции. Будет большое мероприятие", - сказал Песков журналистам.

Он отметил, что урок пройдет во вторник в 12:00.
источник
Научно-образовательная политика
Что общего между онлайн-образованием и «крафтовым» пивом? (1/2)

Проектор НИУ ВШЭ и руководитель олимпиады «Я-профессионал» Валерия Касамара и Директор Вышки по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Иван Груздев представили на образовательном форуме «Территория смыслов» шестой смене «Цифровая экономика» анализ цифровизации университетского образования.

16 марта было принято решение Минобрнауки об отмене очных занятий в вузах. На этом этапе уже существовали корпоративные информационные системы и онлайн-курсы в самих вузах, а также коммуникативные навыки студентов и экспансия социальных сетей, применение гаджетов в образовании.

Мнение преподавателей разделилось на:
• тех, кто поддержал развитие «цифры» как со стороны руководства, так и со стороны студентов;
• тех, кто поддержал развитие «цифры» только со стороны руководства;
• тех, кто видит угрозу в цифровизации.

До пандемии существовало 3 основных стереотипа о цифровизации:
• она «убьет» часть эффектов образования, в том числе soft-skills;
• усугубит существующие проблемы, такие как академическое мошенничество;
• сделает работу преподавателя более трудоемкой и размоет границы личного и рабочего пространства.

Прогнозы относительно внедрения дистанционных технологий строились различные, но практически все они были едины в том, что процесс быстро не запустить, скорых результатов ожидать не стоит и онлайн не сможет заменить оффлайн.

Опросы преподавателей показали, как был выстроен учебный процесс:
• 83% проводили свои лекции и семинары по видеосвязи;
• 68% давали список литературы и задание для самостоятельной работы;
• 47% просили посмотреть видеолекции в социальных сетях, YouTube и других источников, выполнить задание по изученному;
• 26% заменили очные занятия на онлайн-курсы.

Дистанционное образование выявило, что многие преподаватели испытывают трудности с пользованием техники и специальных программ. Многие уже прошли курсы повышения квалификации по данному направлению. Запрос на переобучение среди преподавателей продолжает оставаться высоким.

Иван Груздев иронично сравнил дистанционное преподавание с пивом: обучение в онлайн требует индивидуального нового подхода, в этом смысле оно больше походит на «крафтовое» пиво, в то время как традиционный оффлайн – скорее промышленное производство.

Источник: https://vk.com/video-89015898_456239798
источник
Научно-образовательная политика
Что общего между онлайн-образованием и «крафтовым» пивом? (2/2)

К концу мая доля студентов, столкнувшихся с проблемами от дистанта возросла: 52% опрошенных испытывали технические сложности, 43% - проблемы социализации. 39% студентов ответили, что им сложно учиться в домашней обстановке, 36% считают, что сложно сосредоточиться на самостоятельном изучении материала, 31% отмечает потребность в выработке нового этикета, потому что в данном случае, по мнению Валерии Касамары, ставится вопрос о том, как позиционировать себя, когда ты в пижаме.

«Онлайн выпихивает нас в сторону оффлайна и заставляет придумывать те социальные нормы, с которыми придется жить», - подчеркнула она.

Фокус проблем вынужденного дистанта для преподавателей сосредоточен вокруг других вопросов. 70% отмечает дискомфорт преподавания дома, 84% говорят об увеличении трудоемкости. Многие скучают по общению со студентами и коллегами. А также считают, что контролировать честную сдачу предметов и дисциплину студентов стало значительно сложнее. Это подтверждают и данные опросов, согласно которым 63% ожидают увеличение нечестного поведения во время экзаменов в онлайн.

Эффекты дистанта по отзывам студентов:
• 65% - с переходом на онлайн обучение стало менее эффективным;
• 58% стали чаще откладывать выполнение заданий на потом;
• 43% меньше устают от учебы;
• 34% чаще посещают занятия;
• 32% нравится обучаться дистанционно больше, чем очно.

Выводы экспертной группы:
• Оказалось, что онлайн может наступить быстро;
• Инструменты цифровизации, которые внедряются в рамках «движения сверху», получают меньшее распространение; возникает феномен «крафтового онлайна»;
• Для большинства преподавателей «цифра» в образовании теперь ассоциируется с увеличением трудоемкости, технологии могут быть неудобными;
• Ряд проблем онлайна (например, нечестное поведение) требует оффлайновых решений;
• Целый ряд вопросов повседневного взаимодействия в онлайне требует этического осмысления, сформируются новые социальные нормы;
• Даже вынужденный онлайн кому-то понравился, но при этом даже digital-native поколение устает от «тотального» онлайна.
источник
Научно-образовательная политика
Россия будет пятой экономикой мира в этом году  - Максим Орешкин на  "Территории смыслов" @terra_scientia

https://t.me/youthpolicy/4778
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Волин о «цифре», «цифре» и еще раз о «цифре»

30 августа заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин встретился с участниками шестой смены «Территории смыслов» и рассказал о роли государства в развитии цифровой экономики.

Участие государства возможно в 3 форматах:
• помогать;
• мешать;
• сохранять нейтралитет.

Спикер отметил, что цифровизация появилась в России благодаря государству. Первое, что было сделано – цифровизация школ, куда были закуплены компьютеры и проведен интернет. Как результат было «воспитаны» несколько миллионов будущих активных пользователей.

Второй этап «внедрения» цифры со стороны государства - широкая компьютеризация государственных сервисов и услуг. Согласно исследованиям, пользователей портала Госуслуги больше, чем пользователей интернета в России.

В последние годы руководство страны активно занимается развитием цифровизации по ряду направлений:
• достройка инфраструктуры, которая сделает интернет доступным во всех удаленных населенных пунктах;
• подготовка кадров – востребованность растет, для этих целей увеличивается количество бюджетных мест;
• содействие экспорту российских цифровых технологий

Сегодня есть значительный спрос на российское IT-образование. «Мы являемся одними из мировых лидеров в области кибербезопасности, наши решения очень востребованы, как и курсы по этой сфере. Иностранные студенты мечтают учиться по IT-направлениям в ведущих российских вузах», - отметил Алексей Волин.

В России много сильных школ, работы которых несут непосредственный вклад в обеспечение кибербезопасности страны. В частности, можем выделить Институт системного программирования им. В.П.Иванникова РАН, который является одним из ключевых участников цифрового и IT-прорыва. Его возглавляет Арутюн Аветисян - первый академик РАН по кибербезопасности. Также мы его поздравляем с переизбранием по итогам голосования сотрудников института на пост директора ИСП. Уверены, Минобрнауки однозначно подтвердит позицию коллектива.

Но вернемся к Алексею Волину. В продолжение своих рассуждений он отметил, что есть категории, где государство сдерживает развитие цифры. Ранее оно было индифферентно к содержанию интернета, но, когда интернет стал массовым, появился запрос на его урегулирование. Это связано с распространением кибер-угроз: преступности, порнографии, оскорблений, нарушения безопасности детей. В вопросе выработки «правил игры» мнения чиновников разделились. Некоторые считают, что интернету нужна своя регуляторика, Минкомсвязи не согласно с таким подходом, поскольку в этом случае интернет лишается своей сути. Министерство предлагает исходить из подхода, что должны действовать общие правила для любой среды. По принципу – если нигде нельзя ругаться матом, то и в киберпространстве нельзя.

Сейчас мониторинг содержания среды ответственно ведут операторы соцсетей и активно идут на сотрудничество по устранению нарушений.

Еще одной зоной роста для органов власти по развитию цифровизации является повышение инклюзивности в части адаптация сайтов для людей с ограниченными возможностями. Сегодня уже адаптировано более 1/3 всех государственных сайтов. В настоящее время ведется работа с вузами в этом же направлении.

Сегодня сервисами государственных услуг онлайн пользуются более 70% жителей России. В период пандемии аудитория образовательных сайтов увеличилась на 40 млн пользователей, а совокупная аудитория сайтов СМИ выросла на 150 млн пользователей. Спикер уверен, что именно цифровое развитие образования, медицины и индустрии развлечений станет драйверами роста цифровизации.

Государство сегодня сфокусировано еще на ряде проблем:
• обеспечение бесперебойной работы сети;
• воспитание медиа грамотности.

Спикер подчеркнул, что не видит причин для ограничений оскорблений власти в интернете, поскольку слуги народа должны быть готовы к обратной связи от граждан, за налоги которых они работают.

Завершая выступление, Алексей Волин заверил, что Илона Маска мы ждать не будем, чтобы провести в удаленные малонаселенные поселения в России, а сделаем все сами.

Источник.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник