Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 20
Научно-образовательная политика
Новый вираж КБПР (1/2)

Жаркие дискуссии вокруг Комплексного балла публикационной результативности и Методики его определения продолжаются и нарастают.

На новую редакцию КБПР отреагировал «Диссернет», а ответы ему сформулировали Аскольд Иванчик и Ольга Богомолова.

Проанализируем ключевые аргументы обоих сторон.

В основе споров – новая редакция коэффициентов журналов, которые определяю количество баллов за публикацию в том или ином издании. Напомним, на последнем заседании профильной Рабочей группы было приняты три ключевых решения: скорректировать коэффициенты для различных квартилей WoS, ввести плоскую шкалу для гуманитарных и общественных наук, а также включить монографии для них (здесь еще предстоит много работы).

Анна Абалкина, Андрей Заякин, Андрей Ростовцев и вольное сетевое сообщество «Диссернет» настаивают на том, что единый коэффициент для публикаций во всех «марочных» (входящих хоть в один индекс WoS или Scopus) стимулирует рост количества статей в мусорных и хищных журналах, поскольку пропадает стимул пробиваться в журналы высокого уровня.

Такая проблема действительно существует, только возникает вопрос – кто должен нести ответственность за очищение международных баз данных от журналов с сомнительной репутацией? Наиболее очевидный ответ – операторы этих БД, чем они занимаются с определенными успехами. За RSCI ответственность несут РАН и РИНЦ – следовательно, здесь возможно более активное влияние на качество отбираемых журналов.

Альтернатива, на которую постоянно намекает Диссернет, теоретически есть – провести всестороннюю экспертизу всех вызывающих сомнения изданий и сформировать списки. Первый этап – нереализуем в силу объемов и трудоемкости. С перечнями ситуация иная – можно сделать «черные» (в данных изданиях статьи не учитываются) и «белые» (только в этих журналах учитываются).

Подобными списками оперируют некоторые ведущие университеты – например, НИУ ВШЭ для определения надбавок и поощрений сотрудникам. Однако проблема состоит именно в доказательной базе – необходимо четко и объективно подтвердить, что то или иное издание действительно пользуется сомнительными приемами. Причем это решение должно приниматься на федеральном уровне, что делает практически невозможным – все погрязнет в спорах еще на самом старте. Да и методология самого «Диссернета» не лишена спорных моментов. Не зря планируется формирование «государственного Диссернета» с едиными методиками оценки.

Самый слабый пункт аргументации – это сравнение суммы баллов за несколько платных публикаций в хищном журнале с одной отличной статьей естествеников в Science.

На это противоречие указывает Ольга Богомолова – которая еще раз подчеркивает, что КБПР действует для сравнения организаций только в рамках одной области наук, то есть физики и лирики живут в своих нишах с соответствующим разбросом значений.

Аскольд Иванчик, со своей стороны, акцентирует внимание на необходимости различать гуманитарные и общественные науки. В основе его аргументации субъективный вывод о том, что вторые ближе к естественным и точным, нежели к первым.

В основе его рассуждений лежит особенность структуры индексов WoS – социальные науки выделены в отдельный перечень (SSCI), где журналам присваиваются квартили, а гуманитарные – в AHCI, где эти различия не проводятся.

Однако, сложно согласиться с Аскольдом Иванчиком в том, что можно четко обозначить грань между двумя областями наук. В эпоху междисциплинарности как научных исследований, так и журналов – в ряде случаев проблематично как классифицировать исследовательскую работу, так и рубрицировать журнал. Добавим к этому то обстоятельство, что достаточно большой перечень журналов WoS включен в оба индекса (как «общественный», так и «гуманитарный»).

Дискуссия на страницах «Троицкого варианта – Науки»: https://trv-science.ru/2020/05/19/a-wos-i-nyne-tam/
источник
Научно-образовательная политика
Новый вираж КБПР (2/2)

При этом логика аргументации Аскольда Иванчика приводит нас к другому выводу – в зависимости от перечня журналов, в которых преимущественно публикуются сотрудники, некоторым научным институтам (а со следующего года – и университетам) может быть выгодно «переключиться» (возможно, не один раз) между гуманитарным и общественным сектором.

Заслуживает исключительно поддержки ключевая мысль Аскольда Иванчика – «Лекарство не должно быть хуже болезни»: «никакие меры по борьбе с жуликами не должны делать невыносимой жизнь честных ученых — в противном случае лекарство становится хуже болезни».

Это выводит нас на рассмотрение вопросов позиционирования и широты либо узости взгляда на КБПР.

Диссернет акцентирует внимание исключительно на «плохом» и деструктивном – как возможно обойти или обмануть систему, что может сделать недобросовестный исследователь, чтобы оказаться в лучшем положении, чем честный.

Более того, вся работа Диссернета строится, по сути, на «презумпции виновности», от ученых и научных организаций (как и от вузов, судей, чиновников и пр.) активисты требуют кристальной чистоты – чтобы не было ни единой сомнительной публикации или защиты.

Причем свои аргументы Диссернет всегда подтверждает цифрами – что должно, по идее, придавать весомости его словам. Однако, если мы внимательно изучим источник этих данных – увидим, что идет откровенное жонглирование цифрами: например, берется общее число публикаций вуза или НИИ в «мусорных» журналах за все время функционирования Диссернета, из чего делается вывод, что науки где-то нет совсем. При этом игнорируется разброс количества сомнительных публикаций по годам – кто-то мог оступиться в начале («заработав» 80% негативных баллов), а затем исправить ситуацию. В итоге, в разряд злостных нарушителей попадают персоны, университеты и научные институты, которые давным-давно провели работу над ошибками.

Подтасовка цифр, умышленно ошибочные экстраполяции, невыдержанность в терминах – все это всерьез нивелирует положительный эффект от работы Диссернета, превращаю продуктивное самоочищение научного сообщества в откровенную «охоту на ведьм».

Не менее интересны комментарии лидеров Диссернета. Например, Андрей Ростовцев в присущей ему издевательской манере прокомментировал слова Аскольда Иванчика (хотя по научной репутации диссернетовцу до того, как до Луны на тракторе). Заодно, лишний раз продемонстрирован процесс постепенного отторжения Диссернета, его лидеров и активистов, а также их «аналитических материалов» профессиональным научным сообществом – вот уже и Российская академия наук для них плоха, и заслуженные ученые – не авторитеты, и чиновники не могут вообще ничего позитивного сделать. В итоге Диссернет все более радикализируется по мере того, как у него уменьшается база поддержки.

РАН уже практически встает в оппозицию «вольному сетевому обществу», по крайней мере в лице вице-президента Алексея Хохлова, который (при всех его удачах и промахах как управленца) реально работал над Методикой КБПР, в отличие от вечных критиканов из Диссернета. Алексей Хохлов мягко намекает на ключевой изъян в аргументации «вольного сетевого общества» – нереализуемость на практике их предложений.

Наукометрия неизбежна – в первую очередь, по причине высокой продуктивности современной науки, которая переходит от выпуска штучных «товаров» к «промышленному» производству знания. Государству необходимо иметь возможность оценить работу бюджетных структур, а подвергнуть экспертизе все статьи российских исследователей – банально невозможно.

«Диссернет» усиленно позиционирует себя как прогрессивная сила, однако природа его сугубо реакционна. По сути, мы видим пример современного «луддизма». Да, любую систему можно сфальсифицировать, в любой методике всегда будет какой-то изъян. Но, продолжая метаформу Аскольда Иванчика, Диссернет настаивает на том, чтобы вообще не использовать лекарства из-за возможных побочных эффектов. А как лечить болезнь – вольное сообщество не предлагает вовсе.
источник
Научно-образовательная политика
У «Синергии» репутация так себе.

Тут тебе и гастроли Тони Роббинса, профессора по делам нихуя, и большое количество отзывов от студентов  в стиле «берут деньги и не учат», и история с дистанционной защитой магистерского диплома за ПЯТЬ МИНУТ И 54 СЕКУНДЫ ( погуглите) .

Но «Синергии» всего этого мало,  они любят хуевый PR, практикуют его, и грустят, когда про них долго не пишут плохого. Возможно, начальники «Синергии» трясут своих пиарщиков, требуя больше и больше идиотских придумок. А пиарщики, как та золотая антилопа из мультфильма, бросаются стучать копытами. Только из под копыт сыпется не золото, а говно.

Идея подать в суд на Сашу Горбунова ака СталинГулаг, и попытаться стрясти с него пять миллионов за якобы использование торгового знака и якобы опороченную деловую репутацию - это новый кейс Стрейзанд: раньше о том, что в Синергии хуевые пиарщики, знали только их близкие друзья, теперь знают все.

Один из основных навыков, необходимых  предпринимателю - это умение делать правильный PR.  Университет «Синергия»,  готовит предпринимателей,  и на собственном примере показывает, что такое ХУЁВЫЙ PR.  

Интересно, если вы, парни, каким-то образом выиграете суд, как вы попытаетесь получить с Гулага деньги? Пришлёте коллекторов выносить его инвалидное кресло?
источник
Научно-образовательная политика
Корона генетики

Разворачивается борьба за пост «главного генетика России» между Михаилом Ковальчуком и Константином Севериновым.

Первый входит в ядро «группы прорыва» и вместе с Сергеем Кириенко все больше концентрирует административные и финансовые процессы, связанные с высшим образованием и наукой – с целью реализации научно-технологического прорыва. В области генетики это выражено тем, что Курчатовский институт является головной научной организацией Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий.

Также Курчатник последовательно вбирает в себя (все же скорее во благо, чем во зло) генетические институты – последним на данный момент интегрирован Институт молекулярной генетики РАН.

Второй претендент – enfant terrible российской науки Константин Северинов. За его спиной мощь Роснефти и Игоря Сечина, которые являются партнерами государства в реализации ФНТП РГТ, и в целом – запуска генетического локомотива научно-технологического прорыва.

Именно Северинов стал руководителем проекта «Биотехнологический кампус», создаваемого Роснефтью, основной задачей которого станет формирование Национальной базы геномных данных. В наблюдательный совете АНО, которая станет координатором усилий государства и Роснефти входит Мария Воронцова, что лишний раз подчеркивает важность генетики в глазах президента Владимира Путина.

Обе фигуры – и «возвращенец» Константин Северинов, и бессменный «курчатовец» Михаил Ковальчук – имеют неоднозначную репутацию в глазах научного сообщества. Но отличает их позиция – первый – это откровенный нигилист и вечно недовольный критик, второй – политик, «играющий» от конструктива и позитивного образа российской науки (особенно – имеющей прямое отношение к Курчатовскому институту и Росатому).

Что же не устраивает претендента на генетический трон Константина Северинова?

«Скажем, созданы три генетических центра, которые должны, как заявлено, работать на мировом уровне. Смогут ли? Почему есть сомнения? Дело в том, что они строятся на фундаменте существовавших с советских времен системах академических и отраслевых институтов и вузов. Если раньше они не могли обеспечить мировой уровень разработок, то почему сейчас ситуация вдруг изменится?» - заявляет он и очень удобно для себя забывает о тех реальных достижениях, что имеют все три консорциума – от доместикации лис до уникальных кормовых добавок, от вакцины против Эболы до генетической инженерии мирового уровня. Заодно – явный выпад в сторону Курчатовского института. А далее последует критика ФНТП РГТ за ориентацию на «тяжеловесов», таких как МГУ.

А ведь именно на базе МГУ Роснефть формирует магистерскую программу «Геномика и здоровье человека», на которой будут готовиться кадры для «Биотехнологического кампуса».

«Мы много лет слышим от многих академиков, что единственная проблема нашей науки – недостаток финансирования. Говоря попросту, дайте денег, и мы все решим. Но это не так. Деньги сами по себе ничего не решают. Организация нашей науки, ее управление остались во многом советскими. Это жесткая иерархия снизу доверху, несовершенная экспертиза, укоренившийся конфликт интересов, жесткое и часто совершенно излишнее администрирование работы ученых», – продолжает Константин Северинов. Да, деньги не главное, особенно, когда высасываешь финансирование сразу из несколько источников, фактически «опустынивая» целые научные направления и коллективы.

«Большая часть вузов сегодня готовит людей, которые не могут работать на мировом уровне», – подчеркивает он, излишне обобщая проблему.

И нельзя сказать, что Константин Северинов так уж неправ по ряду вопросов – но все же обозначенные им недостатки относятся хоть и к недалекому, но прошлому. Процесс развития генетического образования и науки активно идет, а сам г-н Северинов является одним из ключевых его бенефициаров.

А борьба за генетический трон? На него явно восходит Михаил Ковальчук, а для Игоря Сечина и неуемно амбициозного Константина Северинова будет свое «государство в государстве генетики».

Интервью Константина Северинова в «Российской газете».
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ и ИНТЦ – вместе прорывнее

Научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс» (точка сборки и флагман – Кемеровский государственный университет) продолжает работу над проектом «Кузбасская долина». Очередное заседание рабочей группы состоялось после осмотра площадки под будущее строительство инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ).

Его планируется построить в моногороде Юрга для реализации передовых проектов по промышленной экологии и переработке отходов на базе научно-образовательного центра «Кузбасс», который действует в рамках национального проекта «Наука».

К настоящему времени разработана «дорожная карта» строительства, готовится план межевания земельного участка. Продолжается работа над оформлением заявки на создание ИНТЦ в Минэкономразвития РФ.

Инициаторами создания инновационного научно-технологического центра «Кузбасская долина» выступили Федеральный центр угля и углехимии СО РАН, НОЦ «Кузбасс» и его индустриальные партнеры. Строительство проходит при поддержке Правительства Кузбасса.

Площадкой для размещения научно-технологической долины выбран город Юрга, поскольку на его территории уже работает промышленный кластер горного машиностроения Кузбасса и есть технологические возможности для запуска новых инновационных производств. Планируется, что в ИНТЦ войдут не менее 20 организаций, для которых буду предусмотрены льготы. Их научно-производственные разработки смогут внедряться на промышленных предприятиях Кузбасса и других регионов.

Основные направления будущей технологической долины включают плазмохимию, получение особо чистых металлов и металлов с заданными свойствами, технологии и оборудование для очистки промышленных выбросов и сбросов и переработки твердых бытовых отходов. Старт первого инновационного производства запланирован уже на 2020 год. Планируется привлечь крупное внебюджетное финансирование индустриальных партнеров.

Инновационные компании «Кузбасской долины» получат льготы по уплате налога на имущество организаций, земельного налога, НДС и налога на прибыль. Продукция технологической долины будет в значительной степени ориентирована на мировой рынок, уже в данный момент имеются заказы от горнодобывающих и металлургических компаний Кузбасса.

ИНТЦ и НОЦ – это два формата, которые могут заменять друг друга, но наиболее эффективны в случае совместного развития – поскольку пересечением компетенций формируют особенно продуктивные полные инновационные циклы.

«Кузбасс» в данном случае пошел по пути создания технологической долины после развертывания и стремительного развития научно-образовательного центра мирового уровня. Очевидно, что в итоге образуется синергия форматов работы.

Впрочем, есть и иной подход – например, Дальневосточный федеральный университет, активно развивая форматы НОЦ (например – центр «Мировой океан»), в начале на базе уникальной инженерно-технологической (в том числе – цифровой) экосистемы о. Русский) сформировал ИНТЦ, который добавляет существенных очков для победы во второй волне отбора НОЦ мирового уровня по нацпроекту «Наука».

О «Кузбасской долине» см.: http://образование42.рф/news/5352/
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня уважаемый Незыгарь (@russica2) вспомнил о ректоре РАНХиГС Владимире Мау.

Мы хорошо помним 2015 год, и тогда задержка в целом ряде назначений (включая и Мау) была вызвана другим – экс-глава Департамента кадров и госслужбы Правительства РФ Андрей Сороко (кстати, многолетний завкафедрой РАНХиГС) имел установку чтобы ряд документов «полежали на столе».

Так, к слову, и Виктора Садовничего держали в неведении. При наличии всех согласований.

Сегодняшнее ранее переназначение – норма. Мы бы назвали даже – «новая нормальность», вызванная необходимостью укрепления стабильной работы на стратегически важных участках.

Осенью будет море задач из-за экономических последствий коронавируса, отвлекаться будет некогда.

Наши источники в Правительстве России сообщают, что решение о переназначении было принято давно, но юридически оформили раньше срока – чтобы дать возможность спокойной работы перед сложной осенью.

Мы довольно часто критикуем отдельные решения Владимира Мау, но он персонально играет одну из ключевых ролей в экспертной работе на топ-уровне, его опыт и понимание процессов очень важны для успешной работы экономического блока Правительства РФ и подготовки/переподготовки кадров для различных ведомств.

Иногда и закон меняют для того, чтобы ректора переназначить.

При этом, решение о назначении – пакетное. Так, в этот же день продлили полномочия ректора Финансового университета Михаила Эскиндарова.

https://t.me/russica2/28658
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
С ректором Мау произошла интересная история.

Его переназначили за 7 месяцев до истечения срока его контракта. В 2015 году Мау ждал контракта три месяца- решали выгнать или оставить.

Такое стремительное переназначение Мау ректором связывают с Кудриным и Кириенко.

Мау теперь один из кураторов подготовки кадрового резерва. Но уже несколько месяцев по Мау активно работают- ему предъявляют множество претензии.
Тут и включение в резерв, и организация обучения, и качество аналитических материалов с высокой долей субъективности, и утечки документов.

Видимо, по Мау решили действовать на опережение - не продлевать контракт проще, чем снять ректора. Между тем, само переназначение Мау снова вызвало вопросы- а не ожидает ли нас смена правительства осенью или изменения во внутриполитическом блоке.

Хотя говорят, что речь может идти о серьезной кадровой ротации в губернаторском корпусе. И поэтому Мау должен подготовить курс обучения для резерва.
источник
Научно-образовательная политика
Источники в Правительстве России сообщают, что решение о переназначении Мау было принято давно, но юридически оформили раньше срока – чтобы дать возможность спокойной работы перед сложной осенью.
https://t.me/scienpolicy/9685
источник
Научно-образовательная политика
19 мая Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства о назначении Дмитрия Глушко первым заместителем Министра просвещения РФ. Еще одним распоряжением Правительства Татьяна Васильева назначена заместителем Министра просвещения РФ.

Можно поздравить Министра Сергея Кравцова тем, что его команда укрепляется лидерами успешных масштабных проектов. С людьми, которые смогли добиться успеха (причём международного) на очень сложных полях, будет легче решать задачу достижения глобальной конкурентоспособности нашего образования.
источник
Научно-образовательная политика
Что там с финансовым ликбезом?

Сегодня в МИА Россия сегодня (@pressmia) были представлены результаты второй волны исследований повышения финансовой грамотности населения.

Оценка позволила выявить проблемные зоны, отразить динамику ситуации в регионах и на основании этих данных корректировать политику государства в данном направлении.

Данные доклада представила генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. Финансовая грамотность – набор знаний и навыков, который помогает человеку в повседневной жизни принимать грамотные и взвешенные решения. Сам по себе проект беспрецедентный, проводится во всех регионах. Но каждый из них показал свою уникальность. Исследования представляют собой инструмент для принятия решений в области финансового образования.

Есть набор вопросов, который характеризует уровень знаний, на их основании формируется индекс финансовой грамотности, он варьируется от 1 до 21 балла. По итогам последнего года показатель составил – 12,37. Прирост за год 2% – это значимо в масштабах страны. Большинство субъектов РФ показали положительную динамику.

Говоря о населении, большинство имеет либо средний, либо низкий уровень грамотности. Высокий балл только у 12,4% россиян. В большей степени рост демонстрируют люди пожилого возраста. Высокие показатели у работоспособного населения. В условиях пандемии все граждане оказались в зоне риска. Ключевая проблема – формирование сбережений.

Сегодня возрастная группа 25-45 лет – наиболее уязвимая, потому что почти у каждого есть кредит.

Исследования показали, что женщины демонстрируют более высокий уровень грамотности, особенно в возрасте от 40 лет, это связано с ведением семейных финансов. Те, кто берет кредиты в микрозаймах или закладывает вещи в ломбардах, показывают более низкий уровень финансовой грамотности. 43% россиян заинтересованы в повышении образованности, особенно женщины и те, у кого уже все неплохо.

Что касается финансовых рисков: 1/3 населения не понимает связь между доходностью и риском. 1/3 населения сталкивалась с мошенничеством по картам, при этом 60% пренебрегает безопасностью данных в «цифре».

Самоизоляция стала катализатором цифровизации. 2/3 населения уже пользуется цифровыми финансами. До самоизоляции 20% граждан не ходили в отделения для получения услуг, а колоссального возврата после снятия карантина не предвидится. При этом опросы показали, что в вопросах финансового просвещения надо балансировать между онлайн и оффлайн, потому что население не готово полностью перейти в дистант.

Председатель Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Российской Федерации Анатолий Аксаков отметил, что финансово грамотное общество формирует сильное экономическое общество. Ранее был принят закон, наделяющий ЦБ полномочиями заниматься повышением грамотности населения. Это позволяет выделять ресурсы на проекты, которые реализуются в тех или иных регионах.

Недавно был принят закон об использовании биометрических данных для получения услуг удаленно.

В настоящий момент принимается закон о блокировке сайтов–двойников. Речь идет о создании информационной системы, которая позволит блокировать номера злоумышленников.

Наибольших успехов в финансовом просвещении граждан достигли Калининградская, Кировская и Томская области. Опыт регионов показал, что наиболее востребован игровой формат обучения, наименее – лекционный.

Заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев поддержал выступления спикеров и одобрил предпринимаемые действия в данном направлении.

На примере развития проекта «Финансовой грамотности» среди населения мы видим, что экономическое развитие тесно увязано с профильным образованием не только отдельно взятых граждан в рамках получения среднего и высшего профессионального образования, но и среди всего населения по необходимым в жизни компетенциям в целом. Таким образом, это еще раз подтверждает, что наука и образование являются двигателями прогресса государства.

Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20200520/952756995.html
источник
2020 May 21
Научно-образовательная политика
Мы вместе – поддержка и признание

19 мая были подведены итоги двух месяцев работы круглосуточной горячей линии «МыВместе». Основное направление работы – поддержка и координация помощи пожилым людям и маломобильным группам населения в самоизоляции. Зарегистрировано свыше 2,6 млн звонков и 710 тысяч обращений.

За два месяца деятельности горячая линия развила обширную сеть. Сейчас работают линии медиков, психологов. При содействии Русской Православной церкви, Главного раввината России и Международной Ассоциации Исламского Бизнеса была запущена линия духовной помощи.

Кроме профильных векторов инфраструктура имеет региональные колл-центры, которые работают по скриптам, разработанным совместно с Общероссийским народным фронтом.

После месяца работы стал очевиден спрос на горячую линию. Возникла потребность подбора волонтеров. Одним из первых акцию «МыВместе» поддержал фонд «Росконгресс». Удалось создать платформу, где можно оставить заявку и получить адресную помощь.

Специалисты колл-центра ведут отчетную документацию. На основании ее анализируются проблемы граждан и тематика запросов. Особое внимание уделяется обратной связи.

Проект горячей линии реализован при поддержке Общероссийского народного фронта, Ассоциации волонтерских центров, Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», «Волонтеров Конституции» и ПАО «Ростелеком».

Также организаторы акции «МыВместе» совместно приняли решение о награждении волонтеров, предпринимателей и медиков, которые помогают в период пандемии. Церемония награждения планируется на 5 декабря, в национальный день волонтера, на Международном Форуме Добровольцев в рамках объявления победителей всероссийского конкурса «Доброволец России» на базе президентской платформы «Россия – страна возможностей». Уже 4 года подряд премию победителю вручает лично Президент РФ Владимир Путин.

Сегодня в акции уже зарегистрировано свыше 111 тысяч волонтеров и более 9 тысяч партнеров.

Все, кто трудится «на передовой борьбы с коронавирусом» стали настоящими народными героями. Это подтверждают и опросы ВЦИОМ.

В рамках конкурса «Доброволец России» существует номинация «Доброе дело». В этом году номинация будет расширена и посвящена историям волонтеров, НКО, коммерческих организаций, которые оказывали помощь в рамках акции, а также граждан, помогающих врачам. Отправить историю можно до 31 мая 2020 г. по ссылке: https://contests.dobro.ru/dr.

Важно и здорово, что каждый вносит свой вклад в поддержку тех, кто в ней нуждается. Всех объединила общая проблема. Но всероссийский ответ коронавирусу не только стал решением проблемы, он выявил уникальную тенденцию становления и развития гражданского общества в России. Рост самосознания граждан в стрессовой ситуации проявился наиболее ярко. И велика вероятность того, что к докоронавирусному уровню он уже не вернется. При всех минусах пандемии мы видим, как сплотились различные возрастные и профессиональные группы. Несмотря на то, что мы все сейчас физически далеки друг от друга, мы стали намного ближе друг к другу.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Завтра, 22 мая в 10:00, на канале "Россия-24" в новом выпуске программы "Диалог" вас ожидает очень интересный разговор между Валерием Фальковым, Министром науки и высшего образования РФ и Алексеем Комиссаровым, Генеральным директором АНО "Россия - страна возможностей".

Экспертно-аналитический центр "Научно-образовательная политика" принимал участие в подготовке диалога двух ярких лидеров нашей сферы.

Это будет не обычное интервью, а экспертный разговор двух руководителей из одной команды.

И у Минобрнауки Фалькова, и у президентской платформы  Комиссарова масса общих целей, задач и мероприятий.

Каких - узнаете уже завтра на России-24.
источник
Научно-образовательная политика
Глава Минобрнауки Валерий Фальков и гендиректор АНО «Россия – страна возможностей»
Алексей Комиссаров в новом выпуске программы «Диалог» на «России-24» обсудят новые научно-образовательные центры, дистанционное образование, меры поддержки студентов, онлайн-выпускные и многое другое.  

Смотрите 22 мая в 10:00
источник
Научно-образовательная политика
Дополненно-виртуальная школа

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) все более тесно интегрируются в различные уровни и форматы обучения. Одним из наиболее востребованных направлений является школа – поскольку учащиеся в основной своей массе являются digital natives – аборигенами в информационно-коммуникативных пространствах со своими особенностями восприятия и усвоения новых сведений.

В качестве объекта технологического творчества VR/AR включена в соответствующий трек Кванториумов. А как инструмент обучения – на сегодняшний день не только внедряется в школах ряда регионов, но и подвергается изучению.

Центр НТИ на базе Дальневосточного федерального университета по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» в 2019 году провел большое исследование имеющихся на российском рынке образовательных решений с VR/AR-технологией, рассказала порталу «Будущее России. Национальные проекты» директор по коммуникациям центра Екатерина Филатова. Был создан методологический совет для формирования единого подхода к обучению. В 2020 году продолжается внедрение в отечественных школах VR/AR-решений, а по итогам их использования запланированы большие исследования.

Вероятно, нынешний бум онлайн-обучения, вызванный режимом самоизоляции из-за эпидемии коронавируса, даст существенный толчок развитию образовательных VR/AR-решений. По словам Екатерины Филатовой, в этом году они пока не так широкого используются в удаленных школьных уроках, однако спрос на интерактивные образовательные инструменты сейчас существенно возрос.

Эксперты из ДВФУ, которые разработали дорожную карту развития VR в России, отмечают, что внедрение этих инструментов не только разнообразит опыт школьников, но и позволит существенно повысить доступность качественного образования.

В 2019 году Центр НТИ на базе ДВФУ совместно с VR/AR-компаниями STEM-игры и Modum Lab провел один из первых в России экспериментов, доказывающих эффективность применения VR в образовании.

«Мы готовили к ОГЭ по физике школьников из Москвы и Владивостока при помощи VR и сравнили результаты их и тех сверстников из параллели, кто готовился к экзамену традиционными методами», – рассказывает президент Modum Lab Дмитрий Кириллов. Оказалось, что результаты тех, кто занимался с помощью VR, в среднем на 13% выше.

В рамках нацпроекта «Образование» 2 тыс. сельских школ в 50 регионах России в 2019/20 уч.г. получат в том числе VR-оборудование для создания специальных классов. Планируется, что к 2024 г. в российских школах будет порядка 16 тыс. VR-классов. Внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс предусмотрено и нацпроектном «Цифровая экономика».

На Дальнем Востоке цифровизацией образования, изучением VR/AR-технологий и их внедрением активно занимается ДВФУ. Кроме того, в рамках госпрограмм VR внедряется и в дополнительное образование: в сети детских технопарков «Кванториум», технологических кружках, на IT-полигонах в школах.

По оценке Центра НТИ ДВФУ, в России сейчас более 15 компаний, разрабатывающих образовательные AR/VR-решения для школ и колледжей.

Например, компания Rubius совместно с командой ученых и студентов Томского государственного университета создала прототип платформы для сборки образовательных модулей с использованием VR/AR. Пилотный проект предназначен для преподавателей ОБЖ.

А ученые Государственного университета управления совместно с Британской высшей школой дизайна разрабатывают метод, позволяющий более точно подбирать для школьников сферу профориентации с учетом оценки их реакции на ситуации, созданные при помощи VR. Предполагается, что система будет оценивать не только скорость реакции, но и эмоции ребенка, а также показатели работы мозга. По итогам такого анализа она подскажет, в каких сферах навыки подростка окажутся востребованы больше всего.

Эксперты сходятся во мнении, что Россия может стать лидером в области AR/VR-образования. При этом Дальний восток во главе с ДВФУ является одним из флагманов в данном процессе.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Рейтинги активности в соцсетях и личное участие (не через пресслужбы) министров и губернаторов в диалоге с  населением и подведомственными организациями уже сегодня являются  важным критерием оценки их деятельности.
https://t.me/kremlebezBashennik/14011
источник
Научно-образовательная политика
Совещание по образованию: Владимир Путин – прямая речь

Ключевые тезисы

Хотел бы поблагодарить школьников и студентов, педагогов, родителей за ваше терпение, за взаимную поддержку. Сказать самые добрые слова старшеклассникам, студентам, которые не только учились, но и принимали самое активное участие в добровольческих, волонтёрских акциях, помогали соседям, людям пожилого возраста.

Конечно, при организации дистанционного обучения в масштабе всей страны были и сложности. Это естественно, ведь такой практики не было ни у нас, да и вообще в мире. Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период знаний.

В то же время повторю: мы все приобрели уникальный опыт. И он должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых, дистанционных образовательных технологий. <…> В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение школ к скоростному Интернету.

Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию.

Говорил об этом в Послании текущего года, в том числе, приняли тогда решение о специальных федеральных доплатах в 5 тысяч рублей в месяц для классных руководителей, на которых лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми. Такая мера начнет действовать с начала нового учебного года.

Хотел бы также сказать, что направил в Государственную Думу поправки в закон «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы.

Эти и многие другие системные вопросы предлагаю предметно обсудить на предстоящем осенью заседании Государственного Совета, который, как мы договаривались, будет посвящён вопросам образования.

За более чем десятилетие ЕГЭ, несмотря на все проблемы, а их было много, мы об этом знаем хорошо, все-таки стал эффективным механизмом объективной оценки знаний.

Учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса считаю необходимым Единый государственный экзамен провести по всей стране: он начнётся 29 июня. При этом школы помогут выпускникам готовиться к экзаменам в дистанционном режиме.

Подчеркну, ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Что же касается аттестатов, то они будут выданы всем выпускникам без экзаменов. Такое решение является исключением, носит временный характер.

Что сейчас особо важно для людей – зачисление пройдет в августе. Кроме того, для выпускников школ, которые по весомым причинам не смогут сдавать ЕГЭ в июне, в августе можно будет сдать экзамен в формате ЕГЭ на оставшиеся места в высших учебных заведениях. То есть начать учиться уже осенью, не теряя целого года.

Рассчитываю, что учёба для всех первокурсников страны с учетом эпидемиологической ситуации начнётся без больших потерь времени.

Мы также уже договорились с Министерством обороны отложить призыв на военную службу выпускников школ этого года.

Считаю также необходимым предусмотреть дополнительные периоды для сдачи ЕГЭ или экзаменов в формате ЕГЭ не только в летний период в июне и в августе, но и в течение следующего учебного года.

В Послании предложил ежегодно, начиная с 2021 года, увеличивать количество бюджетных мест в вузах по приоритетным направлениям развития экономики, социальной сферы. И отдавать эти места преимущественно в вузы регионов. Считаю, что мы должны пойти на такой шаг уже в текущем году и выделить дополнительные бюджетные места, чтобы не менее 60 процентов выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях.

Отдельно предлагаю обсудить и дополнительные меры поддержки вузов, других федеральных учреждений, а также вопросы трудоустройства студентов. Большой, очень большой комплекс тех задач, которые мы должны будем вместе с вами решать.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/63376
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин:

«Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию».

Интересно, будет ли далее  поддержан по линии Минэкономразвития РФ (которое многие эксперты называют "проектным офисом Правительства РФ") университет "Синергия", в котором дистанционный формат обучения доведен до абсурда?

Коммерческий вуз, в котором даже защита диплома дистанционна и занимает 5 минут, ежегодно получает огромные бюджетные гранты и побеждает в конкурсах Минэкономразвития РФ.
источник
Научно-образовательная политика
Президент объявил старт ЕГЭ 29 июня. Зачисление в вузы в августе

Это оптимальные решения! Всецело поддерживаю.

Спокойно проведём приёмную кампанию в СибГМУ, как и другие университеты. Всё успеем без спешки и нервов.

Длительность приёмной кампании особенно критична для медицинских вузов. На самых востребованных факультетах (лечебном и педиатрическом) доля целевых мест к общему числу  бюджетных составляет 70% и 75% соответственно.

У поступающих будет время заключить договоры целевого набора и осмотреться.

Новый учебный год, как положено, начнётся 1 сентября. Это тоже очень важный психологический момент. Все устали. Хотят определённости и нормальной работы.

Ну и у 11-классиков появились понятные сроки.

Я думаю, у репетиторов скоро иссякнут силы и красноречие, у родителей закончатся деньги, а у ответственных детей начнут сдавать нервы. Чего бы очень не хотелось.

Держитесь, ребята! Чуть-чуть осталось. Увидимся 1 сентября!

https://t.me/scienpolicy/9695
Telegram
Научно-образовательная политика
Совещание по образованию: Владимир Путин – прямая речь

Ключевые тезисы

Хотел бы поблагодарить школьников и студентов, педагогов, родителей за ваше терпение, за взаимную поддержку. Сказать самые добрые слова старшеклассникам, студентам, которые не только учились, но и принимали самое активное участие в добровольческих, волонтёрских акциях, помогали соседям, людям пожилого возраста.

Конечно, при организации дистанционного обучения в масштабе всей страны были и сложности. Это естественно, ведь такой практики не было ни у нас, да и вообще в мире. Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период знаний.

В то же время повторю: мы все приобрели уникальный опыт. И он должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых, дистанционных образовательных технологий. <…> В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение…
источник
Научно-образовательная политика
Совещание по образованию: Владимир Путин – прямая речь. Итоги.

Первое. Безусловный приоритет, как мы много раз уже сказали, хочу еще раз это подчеркнуть, абсолютная ценность – это жизнь и здоровье детей, наших молодых людей, молодёжи, вообще всех наших граждан, безопасность всех образовательных учреждений. Необходимо в этой связи усилить санитарные требования и организовать жёсткий контроль за их соблюдением в пунктах проведения в будущем ЕГЭ и организациях детского отдыха. Прошу Правительство разработать более строгие санитарные нормы к организации очных занятий во всех учреждениях образования.

Второе. Регионы, с учётом анализа ситуации, опираясь на мнение санитарных служб, должны определить возможные сроки открытия детских оздоровительных учреждений. Также <…> важно предусмотреть возможности для детского отдыха, досуга, творчества, в том числе в городах и населённых пунктах. Для этого надо задействовать всю образовательную инфраструктуру, открыть дежурные группы в детских садах. Летние городские лагеря дневного пребывания причем не только в школах, но и в учреждениях дополнительного образования, <…> таких как «Кванториумы» и Центры молодёжного инновационного творчества и т.п. Решения здесь нужно принимать быстро, но продумывая всё до мелочей. Здесь и мелочей-то нет, все очень важно. Нужно организовать самый строгий медицинский контроль за состоянием здоровья детей и персонала. Выстроить удобные для родителей механизмы как для подачи заявлений, так и для оформления необходимых документов.

Третье. Уже принято решение <…> направить почти 42 млрд руб. на поддержку федеральных учреждений образования, науки, культуры. Эти средства преимущественно пойдут на выплату зарплат, в том числе преподавателей вузов. Такая мера поддержки позволит компенсировать падение внебюджетных доходов таких организаций.

Обращаю внимание университетов, всех высших учебных заведений: сегодняшние сложности – не повод пересматривать или тем более задирать цены за обучение. Такого не должно быть. Напротив, прошу внимательно, взвешенно рассматривать ситуацию каждого студента, у которого возникли проблемы с оплатой образования, предлагать эффективные механизмы поддержки людей, включая содействие в заключении договоров целевого обучения с предприятиями реального сектора экономики.

Четвёртое. Мы будем наращивать доступность бесплатного высшего образования. Прежде всего, в регионах, где не хватает специалистов высокой квалификации.

Но у молодых людей должны быть и другие возможности получить образование, в том числе, оплатить обучение за счёт образовательного кредита, и сделать это на максимально льготных условиях. В этой связи прошу Правительство совместно с Банком России проработать вопрос о снижении ставки по образовательным кредитам с текущих более чем восьми процентов до трёх процентов и продлить срок погашения таких кредитов, а на этапе их выплат увеличить размер налогового вычета. Причём вычеты должны предоставляться как на сам кредит, так и на проценты по нему.

Пятое. Следует существенно расширить возможности для студентов вузов и колледжей работать, получать опыт, и, что не менее важно – дополнительный доход. Мы договорились с участниками движения Российских студенческих отрядов о том, что учащиеся очной формы обучения смогут бесплатно приобрести рабочую специальность.

[В] летний период предлагаю нашим коллегам из агрохолдингов вместе с Российскими студенческими отрядами дополнительно организовать летнюю работу студентов в сфере сельского хозяйства.

Далее. Уже в июне должен быть принят закон, разрешающий студентам старших курсов педагогических и других вузов работать в учреждениях образования, причём как на временной, так и на постоянной основе. И в качестве первого шага они могли бы принять участие этим летом в организации отдыха детей.

Ещё одна сфера, где студенты могут принести пользу стране, нашим гражданам – это решение задач цифровой экономики. Надо предложить удобные, достойно оплачиваемые формы занятости для учащихся IT- и инженерных специальностей.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/63376
источник
Научно-образовательная политика
Пресс-служба Рособрнадзора назвала даты проведения ЕГЭ по всем предметам:

Русский язык — 2 и 3 июля
Математика — 6 июля
История и физика — 9 июля
Обществознание и химия — 13 июля
Биология — 16 июля
Иностранные языки — 16, 18 и 20 июля

@stormdaily
источник
Научно-образовательная политика
Дистант высшей пробы: командная работа университетов и Минобрнауки

Во время Совещания по текущей ситуации в образовании под председательством президента Владимира Путина четко прозвучала позиция подавляющего большинства университетов:

1.  Переход на дистанционное обучение был проведен к экстренном порядке, но успешно – и сейчас вузы переходят к развитию тех возможностей, которые перед ними открываются.

2. Отдельно ректоры университетов отмечают, что Минобрнауки выступило организатором и координатором беспрецедентной по масштабу системы непрерывной поддержки вузов в непростой период.

Причем поддержкой команды Министра Валерия Фалькова воспользовались университеты с самыми разными учредителями, не только Минобрнауки.

3.  Резко повысилась эффективность кооперации между вузами самых разных типов – самых рядовых, опорных и участников проекта «5-100», столичных и региональных, классических и отраслевых.

4.  Особую роль в формировании данной экосреды взаимодействия сыграло Министерство науки и высшего образования, которое сразу сформировало несколько площадок коммуникации, стимулировала диалог, внимательно относилось ко всем сообщениям в рамках «обратной связи».
источник