Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 18
Научно-образовательная политика
Трансграничность ученых

Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) выпустил аналитическое исследование «Взаимодействие российских научных организаций и образовательных учреждений высшего образования с иностранными учеными в 2018 году».

Интерес к подобной аналитике подогревается тем, что указанный год был последним не нацпроектным. И именно он во многом является референтным для отсчета изменения показателей трансграничности, которые широко представлены в нацпроекте «Наука». А также – косвенным образом влияют на реализацию нацпроекта «Образование».

Всего в 2008 г. Россию посетило 9007 ученых из 115 стран – здесь учтены только подведы Минобрнауки (288 научных организаций и 153 вуза), а также Объединенный институт ядерных исследований.

Бóльшая часть иностранных ученых, сотрудничающих с российскими научными организациями и вузами, – состоявшиеся в науке ученые 40–60 лет. При этом доля молодых ученых (до 39 лет) наиболее высока среди представителей естественных и инженерных наук, тогда как среди представителей социогуманитарных дисциплин выше доля ученых старшего поколения.

В 2018 г. 10 из участвовавших в опросе российских научных организаций и вузов посетил 2 351 иностранный ученый, т. е. более четверти всех исследователей из-за рубежа, привлеченных в российские организации в этом году. Среди организаций-лидеров по привлечению иностранных ученых – 7 университетов и 3 научных института:
1.  Объединенный институт ядерных исследований
2.  Тюменский государственный университет
3.  Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера
4.  Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
5.  МФТИ
6.  Питерский политех (СПбПУ)
7.  Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
8.  Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
9.  Томский политех (ТПУ)
10.  Институт востоковедения РАН

Как мы видим, хотя научные институты более широко представлены в выборке, но лидерами по привлечению иностранных ученых являются университеты. Флагманом интернационализации науки за исключением международного по своей природе ОИЯИ – является ТюмГУ.

Больше всего в 2018 году приехало в Россию ученых из Германии (20%) и Китая (18%). Третье место занимает Белоруссия (12%), далее – США и Франция (по 9%), затем Казахстан (8%), замыкают десятку Польша, Япония, Италия и Великобритания (по 6%).

Примечательно, что Китай откровенно доминирует в возрастной категории до 39 лет – следовательно, оттуда едут в основном молодые исследователи, которые как губка впитывают новые достижения и перспективные методики, а затем – возвращаются в КНР.

В группе от 40 до 60 лет картина в целом соотносится с общей, а для ученых старше 60 лет – однозначным лидером является Германии, а Китай находится лишь на 6 месте. Примечательно 8 место Украины, которая все же не входит в состав СНГ – несмотря на соответствующее указание в аналитике РИЭПП.

Большая часть ученых-соотечественников, работающих за рубежом и посетивших России в 2018 году, являются исследователями, эмигрировавшими на Запад в 1990-е гг. после распада СССР. В качестве места работы исследователи чаще всего выбирают университеты США и Западной Европы.

При этом – на период до 1990 г. приходится 6% «визитеров», 1991-2000 гг. – 63%, 2001-2010 – 22%, после 2010 г. – 9%.

Основными формами трансграничного сотрудничества являются: международные гранты РНФ, РФФИ и иных фондов; экспертиза заявок; проект 5-100 и программа мегагрантов.

В аналитике РИЭПП присутствуют расклады по очень большому количеству разрезов и точек зрения. Рекомендуем к изучению не только аналитикам и журналистам, но и профильным управленцам по международным отношениям университетов и научных институтов.

Текст: http://riep.ru/upload/iblock/5b7/5b7105669830cd011552d8e5fd037fef.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Мало половин?

Кремлевский безБашеннник устами Дмитрия Дризе инициировал дискуссию о партийном измерении политической системы России.

Здесь мы придерживаемся позиции – «то, что мертво, умереть не может».

Путинская Россия – это страна полутора-партийной системы. Основные усилия внутриполитического блока Кремля долгие годы были направлены не на «единицу», которая остается более-менее стабильной минувшие 20 лет, а скорее на «половинку».

Балансирование происходит между двумя способами округления – либо трансформация в двухпартийную систему (а по сути – это платформизация Единой России и интеграция Общероссийского народного фронта), либо «обнуление» – размытие партийного поля для формального расширения спектра мнений.

В этом смысле партийная система вообще никогда не была живой – доминирование одной из партий (при всей ее аморфности) всегда означает глубокое сращивание как с администраторами Кремля, так и с исполнительной властью.

Если копнуть глубоко, выяснится – поправки в Конституцию об увеличении полномочий Парламента в части формирования Правительства – это институционализация не столько новой системы сдержек и противовесов, сколько «политического спектакля», когда формируется еще один инструмент влияния на министров.

А вот они уже – являются ставленниками различных элитных групп. При этом нужно четко помнить – разделение политики и экономики является основополагающим элементом видения политики Владимиром Путиным. Бизнесменам заказан прямой путь к любой из ветвей власти. Зато он открыт для их протеже. А регулярные «разносы» федеральных министров в Госдуме или Совфеде являются средством поддержания баланса внутри Системы. В том числе, самостоятельно и независимо от воли участников зарождающегося и реализующегося.

Заметим, что с приходом к рулю внутренней политики Сергея Кириенко произошел фундаментальный сдвиг во внутриполитическом проектировании – от ручного управления и балансирования совершается переход к установлению правил игры и контроля за ними.

В этом смысле все трансформации партийной системы фактически все так же будут вращаться вокруг идеи о сохранении «половин». Трехпартийная система вряд ли жизнеспособна, двухпартийная – по сути не изменит ничего, остается только держать равновесие «серединки на половинку».

Трансформация системы политических партий страны – это попытка обновить набор «гирек», которыми будет каждый раз «устанавливаться» необходимое положение стрелки партийно-политических весов.

Сейчас во внутренней политики также идет мировоззренческий сдвиг от персоно-ориентированности к «проектам». Учитывая «зрелищность» (в марксистском и постмодернистском значении слова), этот процесс крайне схож с поп-культурой, где эпоха «величин» также сменилась «сонмом проектов».

И точно так же, как можно раскрутить абсолютно любого человека (тексты песен и музыку, конечно, пишут профессионалы, и клипы снимают они же), можно создать любой проект с произвольной повесткой. Благо, что внутриполитический блок способен генерировать широкий набор «текстов, нот и сценариев».

В этом смысле «парламентская оппозиция» уже давно перешла из разряда субъектов политического процесса в позицию «проектов». По сути – в крылья Единой России. А значит, от них можно достаточно легко отказаться и запустить новые. Грубо говоря, все держится исключительно на остаточной хватке Зюганова и Жириновского. Стоит им чуть разжать зубы – а возраст и здоровье уже подводят их – как сразу же возникнут КПРФ 2.0 и ЛДПР 2.0 или некий синтетический вариант.

Разговор о партиях – это дискуссия об элементах системы, условно говоря, их размере, весе и окрасе. Однако, партийный ландшафт – это одна из структур системы, которая имеет определенный функционал. Менять архитектуру власти никто не намерен, а перераспределение «гирек» не обладает серьезным трансформационным потенциалом.

https://t.me/kremlebezBashennik/13913
Telegram
Кремлёвский безБашенник
🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" - обозреватель ЪFM Дмитрий Дризе

Коронавирус жестко расправился с российскими политическими партиями. Очень может быть, что от такого удара им уже не оправиться. "Единая Россия" полностью провалилась по всем направлениям. Хотя предложения, вносимые Медведевым, в основном выглядели логичными и правильными. Однако все эти тезисы звучали невнятно и для электората -  совершенно не доходчиво. В результате выгодно "продать" их не удалось. Закон о штрафах чиновникам выглядит в нынешней ситуации просто смехотворным.

Про системную оппозицию даже и сказать нечего – возложение венков к Мавзолею на фоне пандемии – это также не выдерживает никакой критики.

Однако самое интересное заключается в том, что Кремль совершенно не готов переформатировать ни системную оппозицию, ни "ЕР".  В первую очередь - потому, что во главе этих партий стоят уважаемые люди, и просто так их взять и списать нельзя. А новых лидеров или просто нет, а тем, кто есть, опасно доверять партийное руководство…
источник
Научно-образовательная политика
Семена – пучками, колоски – торчками

Наука в наши дни становится не только междисциплинарной, но и объединяет в себе технологии мега- и микроуровней. Например, на синхротронах изучают вирусы, а ускорители электронов по всему миру начинают применять в сельском хозяйстве для улучшения качества семян.

Эксперименты ученых Томского политехнического университета показали, что обработка импульсными электронными пучками помогает обеззараживать семена пшеницы от патогенных грибов, некоторые виды которых могут вырабатывать опасные для человека микотоксины. Кроме того, такая обработка влияет на всхожесть семян.  

Традиционно для сохранения качества продуктов и борьбы с вредными для человека микроорганизмами используются охлаждение, заморозка, пастеризация, консервирование и сушка. Однако эти методы иногда вызывают необратимые изменения в продуктах. Например, термическая обработка при высоких температурах приводит к образованию нежелательных гетероциклических кольцевых и канцерогенных соединений. В качестве альтернативы в разных странах разрабатывают технологии обработки продуктов сельского хозяйства, в том числе зерновых культур, с помощью ионизирующего излучения. Один из перспективных вариантов – использование электронных пучков.

Для обработки электронными пучками могут быть использованы установки разного типа, но самый перспективный, считают ученые ТПУ, – мобильные импульсные ускорители. Они более безопасны по сравнению с традиционными источниками ионизирующего излучения на основе изотопов – ускоритель можно быстро выключить. Кроме того, они компактнее, чем непрерывные ускорители электронов того же класса напряжения.

Обработка приводит лишь к незначительному повышению температуры продукта. Важно, что при этом не используются радиоактивные материалы и не производится их наработка.

В ходе экспериментов исследователи выявили зависимости основных показателей посевных качеств семян пшеницы от дозы и кинетической энергии электронов.

«Нас интересовали такие характеристики, как всхожесть, энергия прорастания и степень зараженности патогенными грибами. Мы нашли режим облучения, при котором наблюдался дезинфицирующий эффект с сохранением энергии прорастания и всхожести семян. Данные показатели имеют решающее значение для их дальнейшего использования для посева», – добавляет участник научной группы, инженер-исследователь Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Асемгуль Исемберлинова.

Хотя исследование пока что находится в поисковой стадии, тем не менее у него значительный потенциал применения – причем в вопросах не только продуктивности сельского хозяйства, но и биологической безопасности.

Научно-технологическое пространство страны становится все более плотным и наполненными взаимодействиями участников. Конкурсы на научно-образовательные и научные центры мирового уровня, а также механизмы формирования соответствующих консорциумов даже на региональном уровне – демонстрируют все более возрастающую дивергенцию и синергию очень различных векторов научно-технологического развития.

В частности, возникают очевидные точки сосредоточения различных компетенций, которые затем раскрываются мириадами связей с очень различными по сфере деятельности научными институтами и университетами.

Томский политех является одним из самых мощных якорным центров для целого спектра работ и технологий – от медицины (напомним, он стал ключевым участником в создании центра ядерной медицины) до АПК, от аддитивных технологий до цифровизации образования и науки.

Подробнее: https://news.tpu.ru/news/2020/05/15/36210/
источник
Научно-образовательная политика
Театральный вуз начинается с экзаменов

Вузы творческой направленности имеют свою специфику работы. Режим самоизоляции в значительной степени осложняет возможности приема в театральные вузы. Об особенностях приема рассказали представители известных московских вузов в онлайн пресс-конференции, организованной МИА Россия сегодня (@pressmia).

Ректор Театрального института им. Б.В. Щукина Евгений Князев отмечает, что, несмотря на пандемию, 4 выпускника Щуки были приняты в театр. Серьезной проблемой остается поступление. Ректоры театральных вузов совместно написали письма в Минкульт и Минобрнауки о невозможности вступительной кампании онлайн для ряда специальностей. Экзаменаторы должны иметь возможность посмотреть и отобрать студентов, что возможна только оффлайн. Оба министерства выразили свое понимание. Было достигнуто согласие о необходимости сделать «оффлайн исключение». Составлен перечень специальностей для очного приема. Вузы трезво оценивают ситуацию и готовы оттягивать поступление максимально далеко, но только бы не ошибиться в выборе студентов. Все вступительные испытания будут проведены онлайн, но окончательное решение может быть принято только вживую. Отбор проходит в несколько туров. Речь идет об очной встрече по итогам 3 тура. Сроки внутренних экзаменов можно будет определить после оглашения сроков проведения ЕГЭ. Месяца будет достаточно для завершения приема, считает Евгений Князев. При этом количество заявок из-за пандемии не уменьшается, подчеркнул он.

Что же касается этого учебного года, то вуз планирует завершить учебный процесс раньше, примерно 10 июня, но к занятиям приступить в августе и закончить дисциплины текущего учебного года.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, целиком поддержал выступление своего коллеги и подчеркнул, что плечо друга становится в этой ситуации только крепче.

В вопросах технического оснащения организации обучения – благодаря Минкульту была закуплена техника и удалось перейти на удаленку по теоретическим дисциплинам. Переход был осуществлен за сутки с момента принятия решения.

Если ситуация затянется и придется сдавать выпускные экзамены онлайн, они будут приравнены к обычному способу сдачи, отметил Григорий Заславский. При этом в ГИТИС студенты на самоизоляции подготовили спектакль «Космополиты».

Интересным опытом организации обучения поделился заведующий кафедрой мастерства актера Театрального института им. Б.В.Щукина Павел Любимцев. Преподаватели приспосабливаются к сложным условиям обучения. В актерском мастерстве есть разделы, которые возможно перенести на индивидуальное репетирование. Например, первые курсы сейчас занимаются наблюдениями за животными. В записи смотрят за ними, потом записывают свои пробы, а педагоги смотрят видео, после чего идет совместное обсуждение итогов. Сложнее всего ситуация складывается с 3 курсом, потому что на нем должны быть показаны заявки на дипломные спектакли, что в Zoom никак не сделать. На 4 курсе спектакли будут выпускать позже, но резерв есть, планируется их перенос на сентябрь-октябрь.

Народный артист РФ, профессор, преподаватель ГИТИСа Валерий Гаркалин в этой непростой ситуации рассказал, что репетиции с выпускниками носят характер условный, потому что видна только фотография, не передаются нюансы и реакция. Работу оценивать крайне трудно. Фотогеничность не совсем то качество, которое актуально для театра. При этом в основе решений педагога по актерскому мастерству лежит живое впечатление.

Ректоры настроены оптимистично и ищут способы выхода из сложившейся ситуации. Театр является нашим культурным капителом, поэтому крайне важно не потерять его и поддержать в деятелей искусства в поиске решений в условиях пандемии. Одним из тех, кто поддержал «индивидуальную траекторию развития» приемной кампании в театральные вузы стал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, за что Григорий Заславский в ходе выступления от лица театрального сообщества выразил ему признательность.

Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20200515/952751799.html
источник
Научно-образовательная политика
THE ГУУ

Государственный университет управления приглашен к участию в экспертной оценке ведущими мировыми университетами процесса перехода на онлайн. Организатор исследования – британский журнал Times Higher Education (THE).

Он специализируется на глобальных вопросах высшего образования и в данный момент проводит экспертный опрос ведущих мировых университетов о том, как наилучшим образом организовать процесс обучения в формате онлайн и справиться с последствиями COVID-19.

«Сегодня, во время беспрецедентной неопределенности, Times Higher Education намерен объединить мудрость ведущих мировых университетов вокруг вопроса преодоления последствий пандемии COVID-19. Именно поэтому мы начали эксклюзивный опрос мировых университетских лидеров. Мы заинтересованы в изучении вашего опыта, как части нашего сообщества на высшем уровне», – отметил в своем письме Фил Бати, редакционный директор по глобальным рейтингам Times Higher Education.

Результаты исследования будут представлены на «Virtual THE Live Asia» 3 июня 2020 г., а также в последующем выпуске журнала THE.

«Под руководством Министерства науки и высшего образования РФ с середины марта российское университетское сообщество успешно перешло в онлайн. Государственный университет управления и раньше практиковал формат онлайн взаимодействия преподавателей и студентов через личные кабинеты, организацию трансляций конференций, лекций и семинаров. Мы постоянно изучаем нововведения, открываем для себя новые форматы и возможности с тем, чтобы процесс обучения сделать увлекательным и максимально результативным.  Нам есть, чем поделиться с точки зрения экспертизы и будем очень рады это сделать для британского журнала THE», – заявил в комментарии Научно-образовательной политике ректор ГУУ Иван Лобанов.

Данная высокая честь, оказанная Государственному университету управления, во-первых, является абсолютно оправданной, поскольку ГУУ является одним из лидеров изучения и развития цифровых технологий, в том числе для научно-образовательных процессов.

А во-вторых, символизирует переход российской системы высшего образования от роли объекта оценки к экспертному функционированию. Напомним, что подобные ориентиры относительно научно-технологического пространства отражены в Стратегии научно-технологического развития и нацпроекте «Наука», а университеты неразрывно связаны с данными процессами, что и зафиксировано в рамках госпрограммы НТР, которая объединяет в себе три вектора работы: университеты, науку, НТИ.
источник
Научно-образовательная политика
Инкубатор или резервация? (1/2)

В научно-образовательной нише Телеграма разгорелась серьезная дискуссия относительно молодежной науки. В центре внимания коллег оказались различные аспекты публикации студентами научных статей, а также достоинства и недостатки отдельных конференций для начинающих исследователей.

В своих рассуждениях профильные каналы затронули и вопрос о необходимости выделять молодежную науку как таковую.

Суммируем и дополним наблюдения коллег @youthpolicy, @politscience, @aspirantura_dva_nol, @trueresearch, @jmultiverse и @smp_rapn.

Доступность грантов
Молодежные линейки создаются не только для того, чтобы оградить юных ученых от «ужасов взрослого мира», но и для их профессионального роста, наработки умения формулировать заявки и нести ответственность за результаты – то есть писать и публиковать научные статьи, а также делать отчеты.

Система поддержки молодых формирует, говоря спортивным языком, молодежную лигу. Да, есть одаренные спортсмены, как и талантливые (недавние) студенты, которые могут сразу и наравне соперничать с более матерыми конкурентами за грантовое финансирование. Однако, очевидно, что в общем котле борьбы молодежь значительно реже, чем более возрастные и опытные участки, выигрывала бы гранты.

Ориентация на будущее
Двугорбая возрастная структура отечественной науки с провалом в наиболее продуктивной средней группе (примерно 40-50 лет) означает, что требуется форсированное привлечение молодых, чтобы не только «подставить плечо» взрослеющему горбу, но и компенсировать естественную убыль исследователей серебряного возраста.

Для научно-технологического прорыва важен высокий средний уровень качества исследований и подготовки ученых, а добиться этого можно лишь стимулируя молодежь задерживаться в науке.

Деньги
Сейчас сложилась ситуация, при которой формально зарплаты благодаря «майскому указу» поднялись, однако для молодых входной билет «подорожал» сравнимым образом. Дело в том, что к планке в 200% привязаны только, если брать университеты, профессора и доктора наук, к 100% – кандидаты наук и доценты. Сравнимым образом с рангами научных сотрудников в исследовательских организациях. Претендовать на эти позиции начинающий исследователь не может, а в условии уплотнения ставок – рассчитывать ему стоит максимум на 0,5 ст. ассистента, младшего научного сотрудника, преподавателя (даже не старшего). В этой ситуации нужно явное финансовое стимулирование молодых ученых – иначе они сразу после защиты (а то и до нее) забросят науку и уйдут в другие отрасли – страна недосчитается ученых, а бюджетные деньги окажутся потраченными во многом зря. Молодежные гранты позволяют некоторым образом нивелировать проблему.

Эйджизм
В ряде наук – например, общественных и гуманитарных – существует явная дискриминация по возрасту. Считается (совершенно необоснованно), что студент, аспирант или молодой кандидат наук просто по определению не способны сказать ничего нового в науке. Отсюда – унизительно-снисходительное отношение к начинающим исследователям. Если лишить их своей «песочницы» молодежных грантов, то в данных сферах приток кадров сократится в разы.

Долина возрастной смерти
Во «взрослой» лиге конкуренция за гранты возрастает в разы (если не в десятки раз). И уже сейчас фиксируется проблема «срыва с края» – то есть, как только ученый выходит из молодежного возраста, то он либо бросает науку, либо уезжает из страны.

Инициативных грантов становится все меньше, а до статуса ведущих дорастают немногие.

Для наращивания числа ученых эта ситуация крайне вредна. И нельзя винить администраторов научной политики в том, что создаются максимально благоприятные условия для молодежи – этот «обрыв» пока ликвидировать не удается, а при увеличении числа начинающих исследователей больше останется в науке.

Ролевые модели
Инициативные и групповые гранты, в том числе такие, где научным руководителем является именно молодой ученый позволяют более четко понять, к какой позиции наиболее подходит человек.

https://t.me/politscience/101
Telegram
Политический ученый
Молодёжная наука
Честно, не хотел писать на эту тему, так как проблема очень сложная и требует большой дискуссии и серьёзной аргументации. Но раз уж мои коллеги @aspirantura_dva_nol, @trueresearch и @jmultiverse высказались, решил тоже очень кратко и тезисно высказать свою позицию.

1. Особое отношение к какой-либо социальной группе, даже из лучших побуждений, почти всегда в долгосрочной перспективе приводит к дискриминации этой группы. Особенно, если она большая и неоднородная сама по себе. Квоты для женщин в парламентах и менеджменте дискриминируют женщин. Лимит на иностранцев в футболе приводит к неконкурентоспособности российских игроков. Требование включать молодого игрока в заявку на матч свидетельствует о том, что нормальные механизмы отбора по спортивному принципу не работают.

2. Существование отдельной молодёжной политики в этом контексте - свидетельство того, что в обществе есть возрастное неравенство (слышите, уважаемые коллеги из @youthpolicy?). Но выделение отдельного политического курса в отношении…
источник
Научно-образовательная политика
Инкубатор или резервация? (2/2)

Тем не менее, есть и весьма весомые аргументы против выделения молодежи как особой категории исследовательских кадров.

Возрастные рамки
Граница молодости плавающая – если для неостепененного человека она предполагается к определению на уровне 30 лет, то для доктора наук – уже 40. С одной стороны, необходимо стимулировать людей защищать кандидатские и докторские – и поэтому для них бонусом идет по 5 лет к «молодости», которые как бы компенсируют среднее время работы над толковой диссертацией. С другой, общая логика подсказывает, что форсировано защитившийся кандидат, а тем более доктор наук – явно может конкурировать уже со взрослыми коллегами, а не с менее «оперативными» в плане защит «молодыми».

Гонка
В «молодежной» лиге значимость как научной степени, так и отдельных статей в журналах из ведущих мировых баз данных – значительно выше, чем во «взрослой». Линейки отдельных грантов принуждают к «гонке» за защитой или публикацией. Из-за наличия «молодежных конкурсов» возрастает конкуренция уже внутри страты начинающих исследователей. Причем молодые кандидаты и доктора наук, как правило, получают избыточные бонусы при отборе заявок, что позволяет им (а такую цель многие вынуждены ставить себе) буквально «высасывать» все возможные гранты на последних годах «молодежного» зачета.

Снижение профессиональной готовности
Критики выделения молодежной научной политики акцентируют внимание на том, что из-за повышенного внимания к ней, ситуация внутри все больше и больше отличается от реалий «взрослого» мира. В итоге молодые ученые резко теряют почву под ногами в момент «взросления» и зачастую неспособны перестроиться к новой крайне конкурентной среде. Это затрагивает и профессиональные, и психологические аспекты.

Квоты
Практически во всех грантах как научных фондов, так и самого Минобрнауки присутствует обязательное квотирование позиций исполнителей для молодых ученых – в ряде случаев с дифференциацией на студентов, аспирантов, молодых кандидатов наук. Само по себе это способствует и повышению доходов молодых исследователей, и их интеграции в этику и традиции исследовательской среды.

Профанация
Много раз отмечался формальный статус молодежных научных конференций, как и сборников трудов молодых ученых. Критики выделения молодежной научной политики подчеркивают, что чаще всего никакой науки ни в выступлениях, ни в публикациях не содержится, а все это делается для галочки – с целью защиты диссертации либо как раз-таки получения (очередного) молодежного гранта.

Итог
Тема поддержки начинающих ученых сложна и многогранна. Однако, очевидна проблема «отцов и детей» в вопросах доступности грантов и условий их получения. При этом скорее нужно не демонтировать только выстраивающуюся систему поддержки науки молодых, а расширять грантовые возможности для «взрослых» ученых, диверсифицируя линейки грантов и увеличивая количества конкурсов инициативных проектов.
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, 19 мая, в 13:00 состоится стрим научного руководителя экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" Евгения Сжёнова.

Разговор пойдёт о будущем системы образования после окончания пандемии.

https://vk.com/minprosvet?w=wall-30558759_153777
источник
Научно-образовательная политика
Чудеса образования и технологий: Дмитрий Земцов – Кружковому движению НТИ

17 мая прошел стрим с лидером Кружкового движения НТИ и проректором Дальневосточного федерального университета Дмитрием Земцовым для участников конкурса «Большая перемена».

Кружковое движение НТИ начало работать в 2015 году как часть большой государственной стратегии Национальной технологической инициативы. Внутри нее значительная роль отводится молодому поколению, которое росло в мире принципиально новых технологий. Это digital-natives, данные технологии для них естественны.  Вероятность того, что из этой среды появятся технологические лидеры, очень велика. Дмитрий Земцов надеется, что это поколение изменит историческую судьбу России и ее роль в мире высоких технологий, а Кружковое движение примет в этом процессе самое деятельное участие.

Для участников движения сейчас был сложный период, потому что фишка НТИ в доступе школьников в супер-технологичные лаборатории для проведения работ. В этом году это невозможно из-за коронавирусной инфекции.

В ходе выступления Дмитрий Земцов привел примеры первых успешных выпускников движения. Так сейчас Никита Самойлов является второкурсником Московского политеха, он уже имеет свой стартап, который работает и приносит пользу.

Примеры юных дарований вселяют уверенность, что это люди, которые могут менять мир вокруг себя, в том числе технологически. Создать продукт и понимать, что он кому-то нужен – то, на чем строится Кружковое движение НТИ.

Для того, чтобы изменить мир нужно уметь мечтать и работать. Важная компетенция – уметь учиться. Учиться для того, чтобы делать то, о чем ты мечтаешь.

Сила сообществ сегодня – в сетевом принципе объединения единомышленников на основании идеи. Люди с помощью технологий могут сделать мир вокруг себя лучше. Наиболее ярким примером является коллективная инициатива открытого программного обеспечения. Другой пример: пандемия коронавируса привела к тому, что сообщество мейкеров по всему миру, в том числе и в России, стало сильным и социально ориентированным, взяло на себя ответственность за безопасность врачей. Мейкеры обеспечивают врачей средствами защиты от заражения. Важно создать в России пул сильных ярких технологических компаний, которые будут востребованы по всему миру. Командная работа порождает синергетический эффект. Если желаешь, чтобы мир вокруг изменился, сам стань этим изменением.

Несовершеннолетние имеют ограничения по ведению бизнеса, в том числе технологического. Есть сообщество кружкового движения, которое помогает не финансово, но технологически продолжать работу над проектом. Кроме того, сообщество занимается поиском недостающих членов команды. В частности идет создание распределенных команд.

Изменение социальных, экономических и трудовых отношений – это последствия, которые ожидают нас после пандемии. Технологии могут и должны дать ответы на вопрос, как человеческая жизнь может быть устроена, чтобы следующие кризисы не стали таким же шоком, как ситуация с коронавирусом.

Посткоронавирусная эпоха повлечет за собой изменения в образовании:
1.  Появится новая цифровая дидактика: умение одного человека научить другого и с гарантией – все что может быть оцифровано, может быть подвергнуто анализу.
2.  Произойдет возвращение в класс – большое количество людей поймет, что очная встреча представляет собой большую ценность, если она правильно организована. То есть формируется класс, где происходит «чудо образования».

И при условии, что 21 век не дает вообще никаких гарантий, его главным искусством станет игра, подытожил встречу Дмитрий Земцов.

Кратко и лаконично лидер Кружкового движения НТИ рассказал о целях и задачах сообщества. И, возможно, юные таланты еще далеки от понимания цифровизации экономики и научно-технологического развития государства, но они уже точно знают, что технологии – это часть их самих, и они могут и должны иметь возможность реализовать себя в этой области.

Источник: https://vk.com/bpcontest?w=wall-193258751_26775
источник
2020 May 19
Научно-образовательная политика
Вступительная кампания 2020 – краткие тезисы

Несколько дней назад ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов в интервью на «Радио России» очень четко сформулировал ключевые принципиальные моменты, которые характеризуют выпуск из школ и прием в вузы в этом году.

«Невозможно отменить проверку качества выпускного знания… Вопрос скорее в формате и времени проведения Единого государственного экзамена, – заявил Никита Анисимов. –  Выпускники 11 класса готовились сдавать ЕГЭ. Конечно, экзамен нужно передвинуть из соображений сохранения жизни и здоровья наших граждан. Однако отменить его и повлиять таким образом на судьбы людей, на их психологическое состояние, мне кажется, будет гораздо более опасно. Кроме того, полная отмена ЕГЭ поставит под слом весь сложившийся в системе высшего образования механизм конкурсного поступления и может повлиять на систему образования в целом».

Никита Анисимов рассказал об инициативе Ассоциации «Глобальные университеты», куда входит ДВФУ, отменить в 2020 году ЕГЭ для тех, кто не планирует поступать в вузы. Это позволит минимизировать усилия на проведение единого экзамена и уменьшить число контактов между людьми. Ассоциация также предложила в 2020 году более демократично посмотреть на вопрос обязательного ЕГЭ по русскому языку.

«Для тех, кто поступает на физтех, при всем моем уважении к ЕГЭ по русскому, гораздо важнее знание математики и физики, на которых и нужно сконцентрироваться ребятам, особенно если экзамен будет перенесен», – сказал ректор ДВФУ в комментарии для «Радио России».

Никита Анисимов отметил, что в стране стала заметна тенденция, когда абитуриенты отказываются менять регион проживания. Все меньше родителей готовы отдавать своих детей учиться в столичные вузы, где заболеваемость выше. Проще начать обучение у себя дома, а потом всегда можно перевестись.

«Тем более, существует хорошая инициатива Президента России ввести вместо бакалавриата формат обучения «два плюс два». В этом случае студенты, поучившись два года на одном направлении, могут выбрать новое направление обучения», – сказал Никита Анисимов.

Ректор отметил, что ДВФУ готов к разным сценариям проведения приемной кампании, в том числе в сжатые сроки, а также к переносу сроков начала учебного года, которое вуз может провести в электронном режиме:

«В ДВФУ учебный год начинается в середине сентября, поскольку в первых числах этого месяца университет традиционно принимает в своем кампусе Восточный экономический форум, в котором участвует Президент Российской Федерации Владимир Путин и главы других государств. Позднее начало учебного года никак не влияет на качество обучения».

В марте 2020 года Дальневосточный федеральный университет всего за четыре дня перешел на обучение в дистанционном формате в связи с пандемией COVID-19. Ежедневно в электронной среде ДВФУ проводит около 750 учебных пар.

Напомним, что ДВФУ в силу своего географического положения и большого количества студентов из Китая первым принял на себя удар коронавируса. В оперативном порядке не только учебный процесс перешел в онлайн, но и все медицинские компетенции вуза были направлены на помощь жителям Приморья.

Также стоит отметить опыт ДВФУ по старту учебного года в середине сентября – уже который год университет демонстрирует, что подобные сдвижки вполне допустимы и не оказывают негативного влияния на учебный процесс. Это однозначно будет учтено при определении начала 2020/21 уч.г.

Подробнее: https://www.facebook.com/238843822810810/posts/3455173131177847/?d=n
источник
Научно-образовательная политика
По волнам Цны и дистанта

Город Тамбов расположен на берегу реки Цна, она неспешно несет свои зеленоватые воды мимо набережной и пляжей – излюбленных мест отдыха горожан. Впрочем, славится Тамбов не только своей рекой, но и высшим образованием. В частности – Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина.

Пандемия коронавируса серьезно изменила ритм не только обучения студентов и школьников, но и всей жизни россиян. Как и все остальные вузы страны Державинский университет оперативно перевел все процессы в дистант.

Школьникам, конечно, повезло сравнительно меньше, чем студентам – для них цифровая инфраструктура оказалась не полностью готова для полноценного и массового обучения онлайн.

Достаточно недавно стартовали телевизионные уроки для учеников, которые были организованы Министерством просвещения. Однако, Тамбов с самого начала пандемии практикует и другой подход к дистанту.

Ежедневно с 6 апреля для обучающихся 9-11-х классов на «Радио России-Тамбов» преподаватели Державинского проводят уроки по разным учебным предметам.

Проект реализуется совместно с Управлением образования и науки области, ГТРК «Тамбов» и Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования. Радиоуроки позволяют детям успешно осваивать темы, которые они изучают в четвертой четверти.

Преподаватели Педагогического института ТГУ разработали уроки по русскому языку, литературе, английскому языку, истории, информатике, ОБЖ, биологии, химии, психологии.

«Уроки построены в форме диалога с ведущим, в результате чего складывается доверительная беседа, – говорит директор Педагогического института ТГУ Татьяна Гущина. – Занятия проходят в рамках учебных тем, которые обучающиеся должны освоить именно в этот промежуток времени. Таким образом, прохождение школьной программы соблюдено, что очень важно, особенно для выпускных классов».

Доцент кафедры профильной довузовской подготовки Сабина Дюкова провела урок информатики, на котором рассказала об экспертных системах и их реляционных моделях. Доцент Татьяна Киселева объяснила тему цитоплазматической наследственности и генотипическом определении пола. Урок краеведения по отмене крепостного права на Тамбовщине провела к.и.н., доцент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования Марина Акользина. О социальных последствиях вредных привычек в рамках базового уровня ОБЖ рассказал к.пед.н., доцент Сергей Новиков. Старший преподаватель кафедры довузовской подготовки Марина Ярыгина затронула тему проблем экологии. На радиоуроке русского языка к.филол.н., доцент кафедры довузовской подготовки Наталия Чеснокова рассказала о правописании союзов. О наречиях в английской речи – урок к.филол.н., доцента кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования Майи Прохоровой. О жизни и разуме во Вселенной рассуждал д.физ.-мат.н., профессор Леонид Карыев. О внутренней и внешней политике Александра III, культуре второй половины 19 века рассказали к.и.н., доцент Наталья Бузанова и преподаватель кафедры профильной довузовской подготовки Дмитрий Казанков. Нравственные проблемы в произведениях русского писателя Виктора Астафьева раскрыла д.филол.н. Елена Борода. О макроэкономической стабилизации в экономике рассуждала к.э.н., доцент Надежда Машенцева.Про ферменты и здоровье человека рассказала ассистент кафедры довузовской подготовки Наталия Рыбакова. На уроке к.пед.н., доцента кафедры профессиональной подготовки Елены Беловой обсудили интернет как основной источник информации.

Психологические рекомендации по подготовке к ЕГЭ дали к.псих.н., профессор Борис Тенюшев и д.псих.н., профессор Евгений Уваров.

Радиоуроки проходят ежедневно в 11:10 на «Радио России-Тамбов» (100,9 FM).

Итак, не только волны Цны накатывают на набережные и пляжи Тамбова, но и радиоволны просвещения разносятся по всей области. Это прекрасная демонстрация того, как «племенной барабан» (по характеристике Маршала Маклюэна) может не только развлекать и информировать, но и обучать.

Источник: http://www.tsutmb.ru/tsu-news-archive?pid=10246
источник
Научно-образовательная политика
Спрашивали? Минобрнауки РФ отвечает!

🔴 В каком формате будут проведены вступительные испытания в вузы для абитуриентов?

🔹 Приемная кампания на 2020/21 учебный год пройдет с рядом особенностей. Речь идет о способах предоставления документов, сроках приема, проведении вступительных испытаний, зачислении.

🔹 Сроки приемной кампании устанавливаются относительно сроков завершения единого государственного экзамена (ЕГЭ), а формат взаимодействия абитуриента и приемной комиссии должен быть максимально переведен в онлайн. Поступающие смогут направить заявление о приеме и необходимые документы в электронной форме через ресурсы вуза либо с использованием сервиса «Поступи в вуз онлайн».

🔹 Порядок организации дополнительных конкурсных испытаний, которые проводятся рядом вузов, утверждается самим учебным заведением с учетом рекомендаций и эпидемиологической ситуации в регионе.

🔹 В настоящее время, согласно приказу Минобрнауки России об особенностях приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, проведение дополнительных вступительных испытаний в вузах в 2020 году осуществляется с применением дистанционных технологий.

🔹 Образовательная организация самостоятельно устанавливает процедуру и порядок проведения идентификации личности. При этом особенности и требования данной процедуры должны быть разъяснены и понятны поступающему.

🔴 Будет ли увеличена стоимость обучения в вузах в следующем году?

🔹 Министерство рекомендовало вузам сохранить стоимость обучения на уровне 2019 года. При этом у вузов, конечно, остается возможность корректировать ее.

🔹 Нужно понимать, что стоимость обучения напрямую связана с его качеством, поскольку бюджет многих вузов формируется из платы за обучение, от этого зависит и зарплата преподавателей, и другие расходы, которые несет вуз.

🔴 Как Минобрнауки помогает студентам с трудоустройством во время пандемии?

🔹 Министерство науки и высшего образования РФ обратилось к вузам с инициативой оказать содействие занятости студентов в университетах. За прошедшие два месяца 149 университетов уже оказали содействие в трудоустройстве 15 896 своим студентам.

🔹 Университеты организуют рабочие места для студентов в своих структурных подразделениях и предлагают открытые вакансии вне вуза, в том числе, в режиме удаленного доступа. К инициативе подключаются индустриальные партнеры университетов в регионах: они готовы принимать студентов на работу.

#стопкоронавирус #здоровьевприоритете #coronavirus
источник
Научно-образовательная политика
Большой университет – формируя единую инфраструктуру

Продолжаются интеграционные процессы по формированию единого научного, образовательного и социального пространства консорциума университетов и научных институтов Томской области.

На недавнем заседании совета Томского консорциума научных и научно-образовательных организаций в качестве ключевых прозвучали две инфраструктурные темы.

Первая – совместное использование возможностей всех участников консорциума.

«Нам необходимо выработать общие принципы, чтобы любой томский университет мог воспользоваться инфраструктурой другого университета. Например, это общее использование спортивных сооружений или возможность записываться в секции любых университетов. С одной стороны, это обмен возможностями, и каждый из участников является гарантом оказанной услуги. С другой – это конкурентное преимущество с точки зрения набора абитуриентов», – отметил ректор ТГУ, председатель Совета Томского консорциума Эдуард Галажинский.

«Рабочая группа проекта по блоку "Общая инфраструктура" выявила исторически сложившееся в Томске инфраструктурное неравенство, а также недостаточную эффективность использования ресурсов. При этом срок службы существующей инфраструктуры исчисляется десятилетиями, тогда как требования к научно-образовательным центрам мирового уровня быстро меняются как с технологической, так и с социально-экономической точек зрения. Существуют и нормативно-правовые барьеры, так как научные организации и вузы подчинены трем разным министерствам», – сообщил проректор Томского политеха Дмитрий Сон.  

При этом, отметил проректор ТПУ, в Томске уже существуют практики совместного использования инфраструктуры.

В течение года предлагается создать систему «Сервисные услуги участников консорциума» по направлениям «социальная инфраструктура», «эксплуатация инфраструктуры» (транспорт, инженерные и вспомогательные службы), «медицинские услуги» и начать проектирование цифровой платформы для совместного использования научного оборудования. Кроме того, необходимо определять и проводить экспертизу зон перспективной застройки, где могут появиться новые объекты университетской инфраструктуры. Еще одна идея – сформировать систему оказания взаимных услуг внутри консорциума: например, специалисты ТГАСУ могут проводить экспертизу зданий и сооружений для всех участников. В числе ключевых задач — определение правовых и экономических основ взаимодействия.

«Со стороны ТПУ мы внесли предложения руководству СибГМУ и ТУСУРа об использовании наших спортивных объектов для академических занятий по физкультуре и об оздоровлении студентов. Мы предлагаем проработать вопрос оказания медицинской помощи студентам, в том числе и иностранным, в клиниках СибГМУ», – подчеркнул Дмитрий Сон.

В ходе обсуждения участники заседания также предложили провести исследование социальной инфраструктуры с привлечением студентов, рассмотреть возможность для студентов посещать занятия в спортивных секциях разных университетов и институтов, активизировать изучение развития территорий кампусов с учетом градостроительного слоя.

Второе направление – формирование единой информационно-библиотечной системы.

Библиотеки шести томских университетов создадут единое окно доступа для читателей – система будет искать литературу по запросам студентов и сотрудников сразу в библиотеках ТГУ, ТПУ, ТУСУР, ТГПУ, ТГАСУ и СибГМУ.

Единое окно доступа поможет молодым учёным в поиске научной и образовательной литературы.

Академические институты также планируют присоединиться к проекту, поскольку могут обеспечить доступ к более специализированной литературе по различным направлениям.

Будет сформирован единый читательский билет и общий электронный каталог. Планируется и создание общих образовательных программ. Итогом работы станет создание общевузовской электронной библиотеки.

ТГУ и ТПУ как два флагмана «студенческой столицы России» являются лидерами в построении «Большого университета» – они развивают конструктивное сотрудничество и командную работу.

Подробнее: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: прорывы из локдауна – опыт Тюмени и Кузбасса

На той неделе, 14 мая, прошла видеоконференция «Статус НОЦ во время локдауна», которая стала дискуссионной площадкой для проектного офиса по НОЦ Министерства науки и высшего образования РФ с представителями пяти пилотных научно-образовательных центров России.

Участники НОЦ «Инновационные решения в АПК» (Белгородская область), «Техноплатформа 2035» (Нижегородская область – точка сборки Университет Лобачевского – ННГУ), «Региональное недропользование» (Пермский край), «Кузбасс» (точка сборки – Кемеровский государственный университет) и Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (базовый – Тюменский госуниверситет) рассказали о текущей деятельности центров в условиях пандемии.

На совещании в числе прочих выступили врио ректора ТюмГУ Иван Романчук и и.о. первого проректора Андрей Толстиков. В видеоконференции также приняли участие представители курирующих НОЦ департаментов правительств Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, Агентства развития научно-образовательных проектов, организаций-участников НОЦ: Сургутского и Югорского государственных университетов и других.

Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ включил в исследовательскую повестку темы, затрагивающие фундаментальные аспекты новой коронавирусной инфекции: исследование биоаэрозолей и специфики воздушно-капельного переноса вирионов SARS-CoV-2; возможности бесконтактной манипуляции нано- и микроразмерными объектами, в том числе патогенными, с помощью новых оптофлюидных устройств; математическое моделирование распространения инфекции и её экономических последствий; изменения в социуме в постковидный период и другое.

Часть мероприятий НОЦ пройдет по намеченному плану с небольшими изменениями. Например, Центр развития компетенций руководителей научных и научно-технических проектов и лабораторий перешёл полностью на дистанционный формат работы, сохранив все заявленные показатели эффективности.

Достижения НОЦ «Кузбасс» презентовала Елена Пахомова, заместитель губернатора по вопросам образования и науки Кемеровской области.

В период пандемии НОЦ «Кузбасс» представил возможности эффективной работы в удалённом формате. Создана и положительно зарекомендовала себя на практике цифровая платформа научно-технологического взаимодействия. Она включает в себя:

– информационно-аналитическую систему (сбор и автоматическая верификация информации);
– систему поддержки и развития интеллектуальной деятельности (электронный патентный офис и программа дистанционного обучения);
– виртуальную систему грантовой поддержки;
– краудсорсинговую платформу (сбор инновационных проектов, направленных на поддержку отдельных отраслей экономики Кузбасса, наиболее пострадавших в период пандемии).

Итогом вебинара стал ряд рекомендаций от Центра стратегических разработок «Восток – Запад» экспертам НОЦ. При этом опыт Кузбасса в плане выстраивания коммуникаций между участниками научно-образовательных центров будет взят за основу работы другими НОЦ страны.

Научно-образовательные центры мирового уровня активно генерируют успешные практики по повышению эффективности дистанционной работы. Стоит напомнить, что НОЦ формируются не как отдельные «феодальные владения» одного или нескольких регионов, но как узлы единой сети. В этом смысле стоит отметить успешную работу по формированию системных механизмов коммуникации и взаимодействия НОЦ «Кузбасс» и Западно-Сибирского межрегионального НОЦ, а в особенности – базовых для них Кемеровского госуниверситета и ТюмГУ.

Подробнее: о достижениях ЗапСибНОЦа и НОЦ «Кузбасс».
источник
Научно-образовательная политика
Крысы-алкоголики и школьная наука

Одним из ключевых векторов государственной научно-образовательной политики является привлечение молодых исследователей в науку. Эту работу необходимо начинать еще со школьной скамьи.

Очень много говорится и пишется об опыте «Сириусов» (как головного, так и региональных), а также о стартовавшем с этого учебного опыта проекта Российской академии наук и Минпросвещения по отбору и поддержке «базовых школ».

Тем не менее, уже достаточно давно есть очень успешные практики популяризации науки среди школьников и их привлечения к исследовательской деятельности.

Одним из примеров является деятельность Малой академии сельскохозяйственных наук. О данном опыте «Науке в Сибири» рассказала старший научный сотрудник Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока СФНЦА РАН Марина Леонова:

МСХА работает на базе «Станции юных натуралистов» и Краснообской школы № 1, это класс, нацеленный на углубленное изучение биологии и химии. Школьники, которые в нем учатся, проходят практику в наших научно-исследовательских институтах. Это 10 и 11 классы, мы ориентируем их на поступление в Новосибирский государственный аграрный университет, в другие вузы и на дальнейшую работу либо в науке, либо на аграрных предприятиях.

Выбор направлений для практики большой. Есть растениеводы, почвоведы, химики, кормовики, животноводы, ветеринары.

Наша работа связана с задачами, которые ставят агрохолдинги: это, например, подбор препаратов под конкретную ситуацию и оценка эффективности кормовых добавок.

Одна из школьниц, Алина Иванова, по заданию небольших фермерских хозяйств работала над средством борьбы с крысами. Сложность задачи заключалась в том, что в сложившейся крысиной стае определена четкая иерархия, и в большинстве случаев от ядовитых приманок страдают только особи нижнего звена («разведка»). Зная, что крысы склонны к алкоголизму, мы решили это использовать для разрушения их социального строя. Для оценки эффективности такого метода был построен лабиринт с круглосуточным видеонаблюдением. Выяснилось, что спиртосодержащая добавка для них действительно максимально привлекательна. Тогда мы ее оптимизировали: пропитали спиртом специальный полимерный гель, не высыхающий долгое время. На фермерском хозяйстве животных приучали к приманке, а потом добавляли туда отраву, которая достаточно быстро уничтожала крысиное поголовье.

У этой работы был и другой интересный аспект. Мы наблюдали не только пристрастие крыс к алкоголю, но и иерархические особенности этих животных. В частности, выяснили, что всегда есть крыса, которая больше предрасположена к спирту, и когда она попадает в группу, еще не знакомую с приманкой, быстро приучает к ней сородичей, особенно молодых.

Мне очень нравится в истории с МСХА то, что школьники меняются. В итоге дети заражаются таким энтузиазмом, что хотят продолжить научную работу после поступления в институт и после его окончания. Им легче даются курсовые, они выходят более подготовленными на защиту дипломов, ориентированы на продолжение научной или практической работы в АПК.  

Многие работы учат школьников чему-то полезному не только для сельского хозяйства, но и для них самих. Например, как сказывается длительное употребление жирной пищи на состоянии организма, или как крысы приучаются к алкоголю. Дети невольно задумываются, что так происходит не только у животного, но и у человека, удивляются, делятся информацией с одноклассниками. Это не просто скучное наставление от взрослых, поэтому работает гораздо лучше.

Также школьники приобщаются к инженерно-технологическому творчеству, например, один из школьников собрал прибор, который считывает колонии бактерий в чашках Петри. Он самостоятельно связался с профильным американским колледжем, учитель и студенты которого написали специальную программу.

Наука, любовь к сельскому хозяйству, здоровый образ жизни, инженерное творчество и даже международное сотрудничество – все это развивает МСХА. Данный опыт явно займет достойное место в формировании единой сквозной системы поддержки молодых ученых.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
📲 Подготовили список телеграм-каналов, которые могут быть любопытны нашим читателям.

🟦 Минобрнауки России — канал Министерства наук и высшего образования Российской Федерации.
https://t.me/minobrnaukiofficial

🟦
Научно-образовательная политика —  политика, наука, образование, цифра.
Аналитика и инсайды.
https://t.me/scienpolicy

🟦 РСВ — официальный канал платформы «Россия — страна возможностей».
https://t.me/stranavozmojnostey

🟦 АСИ — канал Агентства стратегических инициатив.
https://t.me/ASI_RU

🟦 Krizhok.Info — неофициальный канал Кружкового движения НТИ.
https://t.me/kruzhok_info

🟦 ТПУ — официальный канал Томского политехнического университета tpu.ru.
https://t.me/newstpu

🟦 «Цифровая экономика» — канал
организации «Цифровая экономика», созданной лидирующими высокотехнологичными компаниями, чтобы обеспечить продуктивный диалог бизнеса и государства при реализации одноименной национальной программы.
https://t.me/DataEconomyRU

🟦 Skolkovo Leaks — всё об инновационном центре «Сколково». Неофициальный канал.
https://t.me/skolkovoleaks

🟦 «Русский венчур» — о стартапах и венчурном бизнесе, о всех IT-сделках с российскими участниками и не только об этом.
https://t.me/rusven

🟦 Young by Rusbase — авторы рассказывают, как любить бизнес и технологии, если вам меньше 24 лет.
https://t.me/rbyoung

🟦 Robotrends.ru — тренды роботизации и внедрений ИИ и ML, роботы и робототехника.
https://t.me/prorobots

🟦 SETTERS — про цифровую культуру, дизайн, технологии.
https://t.me/setters

🟦 «Мастриды» — самые актуальные тексты.
https://t.me/mustreads

🟦 Cultpop — культурно-популярный канал о литературе.
https://t.me/cultpop
источник
2020 May 20
Научно-образовательная политика
НОП примет участие в исследовании, которое проводит группа университетов (среди которых ТГУ, НИУ ВШЭ, МШУ и др.) при поддержке Минобрнауки РФ.

Со своей стороны мы проведем опрос руководителей университетов.

https://t.me/minobrnaukiofficial/260
Telegram
Минобрнауки России
Ученые оценили, как университеты реагируют на переход в «цифру» в условиях COVID-19

✅Минобрнауки России поддержало пилотный проект по изучению реакции студентов, их родителей, преподавателей на переход в онлайн в режиме коронавируса.

📊Девять университетов, входящих в Университетский консорциум исследователей больших данных во главе с ТГУ проведут мониторинг 327 университетов, 1.12 млн аккаунтов студентов, более 100 крупных педагогических сообществ (ВК, FB), более 150 крупных родительских сообществ (ВК, FB, ОК).

📌На первом этапе учёные проанализировали более 16 тысяч сообщений в 86 неформальных университетских сообществах в «Вконтакте», а также обсуждения родителей и преподавателей.

📌Большинство студентов лояльно отнеслось к переходу на дистанционное образование, в основном они указывают организационные проблемы, а также финансовые трудности, к которым привела самоизоляция.

📌Основная обеспокоенность родителей связана со снижением образовательной эффективности, отсутствием привычного формата и возросшим…
источник
Научно-образовательная политика
У заказчиков кампании против Фалькова закончились темы, но ребята не сдаются 👻

И темник приобретает очертания - вот и про то, что "наукой Тюмень не очень богата" коллеги присунули.

Забыли только уточнить, что задолго до назначения Фалькова министром лично Владимир Путин (выступая в ежегодном послании) отметил успехи науки в Тюмени и обозначил тюменский НОЦ как приоритетный для продвижения на мировом уровне.

Зависть и ненависть к красивой и умной Лене Дружининой уже стала признаком стиля пишущих под копирку авторок (в меньшей степени авторов).

То, что именно эффективная работа пресс-службы ТюмГУ вывела университет в заслуженный ТОП, в результате чего Фалькова (опять таки, задолго до назначения министром) пригласили в комиссию по науке при Президенте - разве будут об этом авторы писать?

А то, что именно Дружинину команда прошлого министра Михаила Котюкова приглашала (еще летом 2019 года) для "прокачки" пресс-служб всех вузов (так как ТюмГУ в этом плане работал на голову выше многих коллег), это тоже за особое обаяние?

Ну и напоследок - глубокие аналитики пишут про то, что замминистра Андрей Омельчук еще в Тюмени "был кошельком и бухгалтером Фалькова".

Может быть талантливые авторы расскажут, как начальник финансово-экономического управления Тюменского индустриального университета Омельчук был бухгалтером и "кошельком" ректора Тюменского государственного университета Фалькова?

https://t.me/russica2/28634
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
​​За более чем месяц со дня назначения бывшей «мисс» Томского университета Дружининой заместителем министра много чего произошло. Говорят, что и сам министр и красивая его заместитель успели переболеть ковидом и выздороветь. А в обличающих назначение каналах ничего нового не появилось.

Ну, назначили молодую и красивую - так что, обязательно страшненьких и потертых назначать? Красивая она образованная - смотрите, иностранными написано буквами про пиар и Лондон, еще есть какие-то грамоты. Опыта насчитывается пятнадцать лет. Девочка трудится чуть ли не со старшей школы.

А ведь мало кто обращает внимание на то, что Тюмень, откуда родом эта перспективная команда министра Фалькова и заместителя его Дружининой наукой-то не особо богата. Прямо скажем, нет там ни науки, ни прикладных центров разработки. Есть всякие «потемкинские деревни», истории вокруг бюджета которых чуть не привели на скамью подсудимых в качестве обвиняемых кое-кого из Совета адвокатской палаты Тюменской области — Западно-Сибирский Инновационный…
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Татьяна Голикова:
В ближайшее время, в соответствии с поручением президента страны, будет проведено совещание по образованию. Оно состоится завтра и будет посвящено реагированию сферы образования на ситуацию с ограничительными мероприятиями.
источник