Вторично-академично
Сегодня «Проект» опубликовал «Путеводитель по руинам российской науки» - обзор некоторых спорных «территорий» в российском научном ландшафте, а также последствий от борьбы за них.
Содержательно публикация не содержит концептуально новых сведений или идей относительно баланса сил в научной политике России 2000-2010-х. Лишний раз подтверждено существование «старой гвардии», ядром которой являются Андрей Фурсенко и Михаил Ковальчука.
Последний стал одним из главных героев «Путеводителя», однако ничего нового мы о президенте Курчатовского института не узнали. Как обычно для либеральной (а также «независимой») журналистики акцент сделан на негативных чертах Михаила Ковальчука и трагических последствиях его действий. Маркером подобного рода опусов все чаще становится неграмотное употребление «Миннауки» вместо корректного «Минобрнауки». Отсюда же традиционные штампы – неэффективные чиновники, сокращения, отторжение институтов от РАН и т.п.
Примечательны два момента. Первый – изучение недвижимости и ее собственников. Это роднит методологию «Проекта» и Навального. Впрочем, из текста так и не стало понятным – а как это всё способствовало разрушению российской науки? Скорее уж такое более-менее компактное проживание академиков – это исторически сложившаяся практика. И вполне два научных или политических оппонента могут оказаться соседями по дачным участкам. Махинации с земельными участками? Опять же прямого отношения к науке это не имеет. Да, конкретный клочок был отобран у агрономов, но от этого рухнула вся сельхознаука страны? По пафосу авторов мы должны сделать подобный вывод, но для него нет аргументов.
Второй момент более фундаментальный. А кто, собственно, прав? Из прочтения тезисов и выводов «Проекта» можно понять, что все плохие – старое руководство РАН, новое, ФАНО, Минобрнауки, Михаил Ковальчук…
И это звучит весьма отрезвляюще. Что «плохи» чиновники и Михаил Валентинович – это мы читаем часто и подробно. А вот о скелетах в шкафу Академии пишут не столь часто.
Впрочем, и тут авторы не смогли сформулировать ни один системный вывод. Их повествование можно обобщить примерно так: «было не очень – стало тоже не очень – а будет… не очень».
В «Путеводителе» нужен хотя бы намек на маршрут, по которому мы можем составить свое впечатление о состоянии науки. Этого сделать не получается. Есть набор разрозненных фактов, хайповых тем, выдернутых из контекста фраз, игриво скрытых пояснений (они, по мысли авторов, добавляют «перчинки»).
Флот потопили, гомеопаты заседают, ученых сажают – все это мы уже читали не раз. Проблемы, безусловно есть – и по фальсификации научных исследований, и по возможно надуманным обвинениям ученых в госизмене.
Однако, в целом материал «Проекта» выглядит весьма и весьма вторично, основные процессы показаны крайне поверхностно, а глубина исследования продемонстрирована на темах, напрямую не связанных с наукой.
Беда с «Путеводителем» не в том, что он предвзят или пессимистичен. Наука и научная политика – темы слишком сложные, чтобы говорить о них налегке, руководствуясь лишь хайпом и кликбейтом. Да, определенная часть публики (либерально-оппозиционной) очень хорошо воспринимает подобные публикации – для них они прекрасно встраиваются в общую картину мира. Но для специалистов очевидны серьезные недостатки текста. Да, быть может, все, о чем пишет «Проект», действительно так. Но что из этого следует? Как нам исправить это? Есть ли вообще хоть какой-то позитив?
На конструктивной позиции сейчас стоят и высшие эшелоны администраторов научной политики, и Минобрнауки, и РАН – во главу угла поставлен диалог (пусть несовершенный), открытость (пусть неполная), прозрачность (пусть ограниченная). Но вроде бы эпоха громкой и огульной критики прошла. Впрочем, как мы видим, не для всех.
Призываем читателей самим ознакомиться с «Путеводителем» и составить собственное мнение.
https://t.me/wwwproektmedia/215