Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 April 20
Научно-образовательная политика
Высшее образование в России после пандемии станет
Анонимный опрос
42%
Лучше
58%
Хуже
Проголосовало: 845
источник
Научно-образовательная политика
10 000 подписчиков! Наш первый пятизначный юбилей!

Спасибо читателям, авторам и инсайдерам!

Каналы, которые мы читаем и рекомендуем нашим подписчикам:

ЛОМы:
Кремлёвский безБашенник (https://t.me/kremlebezBashennik)

НЕЗЫГАРЬ (https://t.me/russica2)

НЕЗЫГАРЬ Brief (https://t.me/russicatop)

Маргарита Симоньян (https://t.me/margaritasimonyan)

Агрегаторы:
Раньше всех. Ну почти. (https://t.me/bbbreaking)

ИнформБюро - ЮФО (https://t.me/informburo_sfd)

Политический Агрегатор (https://t.me/agregatpolit)

Темы. Главное (https://t.me/glavmedia)

НАЦПРОЕКТЫ (https://t.me/nazproekti)

Т34 (https://t.me/T34newsfeed)

Аналитика:
Мастер пера (https://t.me/master_pera)

Образ будущего (https://t.me/obrazbuduschego2)

ПОСТПРАВДА (https://t.me/postposttruth)

Дилетант (https://t.me/the_diletant)

Научно-образовательная политика (https://t.me/scienpolicy)

Давыдов.Индекс (https://t.me/DavydovIn)

Ракова позвонит (https://t.me/rakova_pozvonit)

Екатерина Колесникова (https://t.me/Kolesnikova_22)

Региональные:

Сибиряк (https://t.me/sidpolit)

Шалтай-Бабай (https://t.me/ShaltayBabay)

Северное измерение (https://t.me/northm)

НЕШАПОШНИКОВ (https://t.me/neshaposhnikov)

Андрей Никонов (https://t.me/NikonovLive)

Алёхин. Telega власти (https://t.me/alekhin_kursk)

ГРУБНЕРО ||| ОРЕНБУРГ (https://t.me/grubnero)
источник
2020 April 21
Научно-образовательная политика
Сегодня, 21 апреля с 16:30 до 17:10 (мск) состоится экспертный онлайн-разговор Министра Валерия Фалькова и Андрея Волкова, директора Института общественных стратегий Сколково.

Ключевые вопросы:

— как текущий кризис отражается на высшем образовании;

— поможет ли вузам вынужденный переход в онлайн;

— можно ли ожидать роста интереса к науке из-за пандемии.

Участники встречи рассмотрят ключевые задачи для российской науки и системы высшего образования и ответят на вопросы аудитории.

Темы крайне актуальны для осмысления будущего высшего образования, и если вы взглянете на результаты вчерашнего опроса НОП – то увидите, что еще и противоречивы.

Закрытый и открытый опросы показали скептическое отношение научно-образовательной элиты к росту интереса к науке и укреплению вузов в результате вынужденного перехода в онлайн.

А это значит, что впереди и у Минобрнауки, и у экспертного сообщества еще очень много работы.

Институт общественных стратегий Сколково неплохо зарекомендовал себя как «взрыватель» высшего образования изнутри. Но сейчас взрывов не нужно.

А что нужно?

Вариации стратегий узнаем уже сегодня: https://youtu.be/VQauzw4zHbE
источник
Научно-образовательная политика
Телепроект «МОЯ ШКОЛА в online» поможет старшеклассникам подготовиться к экзаменам

22 апреля Министерство просвещения в партнёрстве с мультиплатформенным оператором цифровой среды «Триколор» на телеканале «Клякса» запускает образовательное вещание «МОЯ ШКОЛА в online», которое поможет старшеклассникам быстро и качественно подготовиться к экзаменам этого года.
Преподавателями телепроекта выступят ведущие педагоги России, которые по авторским методикам с использованием инновационных технологий наглядно и доходчиво будут объяснять материал старшеклассникам, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Это позволит усвоить ключевые темы программы в сжатые сроки в текущем периоде дистанционного обучения.
Содержание видеоуроков полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Занятия в формате телеуроков запланированы ежедневно. Основной материал будет посвящён двум обязательным предметам – русскому языку и математике, а также самым популярным среди учеников предметам по выбору. Продолжительность каждого урока – 30 минут.
Важно, что знания, полученные на видеоуроках, можно закрепить, решая тренировочные задания и изучая дополнительный материал на портале «Российская электронная школа». Для перехода туда достаточно в конце занятия скачать QR-код с помощью мобильного телефона прямо с телеэкрана. Такой интерактивный элемент с заданиями подобран к каждому уроку.
Использование телевидения для проведения занятий со старшеклассниками позволит сделать уроки доступными на всей территории России, обеспечит равные возможности со сверстниками тем, кто живёт в отделённых районах с неустойчивой связью или отсутствием интернета.
«Мы считаем, что очень важно помочь ученикам выпускных классов освоить материал общеобразовательной программы, который необходим им для сдачи выпускных экзаменов. Для этого мы привлекли ресурсы телевидения и запустили образовательное вещание с огромным охватом. Министерство совместно с представителями группы компаний «Просвещение» активно занимается работой по подбору контента для телевидения», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.
«Сочетание Российской электронной школы, платформы «МОЯ ШКОЛА в online», телевидения и привычных всем педагогам и школьникам учебников и рабочих тетрадей максимально разнообразит и приблизит образовательный процесс к формату blended learning – «смешанное обучение». В перспективе создаваемая система может быть использована и в штатном режиме», – прокомментировал президент ГК «Просвещение» Михаил Кожевников.
В эфире телепроекта также покажут обучающие ролики, которые подготовили участники национальной сборной и эксперты WorldSkills Russia, чтобы школьники смогли познакомиться с особенностями разных профессий и, возможно, определиться с выбором своего профессионального пути. В числе первых будут продемонстрированы видеоуроки по компетенциям «Флористика», «Архитектурная обработка камня», «Кирпичная кладка» и «Веб-дизайн и разработка».
«Мы в партнёрстве с Министерством просвещения включились в создание образовательного телепроекта, так это, безусловно, расширение возможностей как для нас, так и для зрителей. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» активно разрабатывает и внедряет методики, с помощью которых каждый желающий может овладеть передовыми профессиональными навыками из любой точки страны. Мы считаем, что особенно важно сейчас поддержать учеников старших классов. Они готовятся к экзаменам и одновременно делают серьёзный выбор, определяются со своей будущей профессией. Участники национальной сборной и эксперты Ворлдскиллс Россия могут оказать им в этом серьезную поддержку, продемонстрировать, что представляет собой та или иная компетенция, в чем заключается её практическая составляющая, какие навыки необходимо приобретать, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела. Ребята, которые будут давать уроки, – сами вчерашние школьники, а сегодня – признанные чемпионы профессионального мастерства», – отметил генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.
источник
Научно-образовательная политика
Уже через час состоится Совместное собрание Президиума Российского союза ректоров, Совета Ассоциации ведущих университетов, Ассоциации «Глобальные университеты».

В центре внимания: нашумевшее решение Минпросвещения, согласно которому все одиннадцатиклассники, вышедшие в финал Всероссийской олимпиады школьников 2020 года, признаются обладателями дипломов ВСОШ, которые дают право на поступление без вступительных испытаний практически во все высшие учебные заведения страны.

Мы переговорили с десятком ректоров ведущих университетов – все отмечают недостаточную проработку решения и необходимость его публичного обсуждения.

Приводим вчерашний комментарий ректора МГУ Виктора Садовничего:

На некоторых факультетах все места могут оказаться заняты призерами. Для вузов это непростая ситуация.

Завтра состоится заседание трех ассоциаций: Глобальных университетов, Ведущих университетов и Российского Союза ректоров.

Возможно, если бы решение по призерам олимпиады изначально обсуждалось более широко, многих вопросов удалось бы избежать, реакция была бы мягче.

В целом, я думаю, мы должны согласиться с таким решением: абитуриенты не должны быть обижены, они боролись. Но для тех, кто поступает в ведущие университеты, вполне вероятно, будут введены дополнительные условия. Например, балл ЕГЭ.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Мой вуз – мой работодатель

Минобрнауки инициировало программу трудоустройства студентов в университетах, к которой уже подключились более 70 вузов.

В условиях пандемии COVID-19, когда студенты потеряли возможность заработка, либо попали в затруднительную жизненную ситуацию, университеты должны сохранить и усилить свою социальную миссию. Такое мнение высказал глава Минобрнауки Валерий Фальков в ходе последнего заседания Рабочей группы. Министерство вместе с вузами разработало предложения по организации трудоустройства студентов в университетах во внеучебное время. Программа позволит снять социальное напряжение и компенсировать «выпадающие» доходы студентов.

В прошлом месяце пилотные проекты были запущены в Дальневосточном федеральном университете, Томском государственном университете, Тюменском госуниверситете, Балтийском федеральном университете им. Канта и Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. К программе также подключаются крупные индустриальные партнеры в регионах: они готовы принимать студентов на работу.

«Минобрнауки будет помогать вузам, готовым трудоустроить у себя студентов. Программа занятости рассчитана на период до начала нового учебного года, но если покажет свою состоятельность и будет хорошо воспринята студентами и университетами, то станет постоянно действующей», - сказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Глава ведомства отметил, что программа рассчитана не только на студентов, потерявших работу: «Мы должны помочь всем студентам, кто хочет работать и кому университет может создать рабочее место».

Студенты Челябинского государственного университета работают на должностях учебно-вспомогательного персонала. В условиях пандемии университет также привлекает студентов к работе в вычислительном центре, управлении образовательной политики, управлении по связям с общественностью. В возрасте до 30 лет в ЧелГУ на этих должностях числится 140 работников. В конце апреля стартует проект перепрофилирования комбината студенческого питания, который закрыт из-за отсутствия в вузе студентов и работников. Но находящиеся в условиях самоизоляции челябинцы демонстрируют повышенный спрос на доставку готовых блюд, поэтому будет организовано питание на вынос и бесконтактная доставка. Готовить будут сотрудники комбината питания, а доставкой еды покупателям за вознаграждение займутся студенты во внеучебное время.

В структурные подразделения Тюменского индустриального университета уже трудоустроены 182 студента. Ребята занимаются вопросами информационного продвижения вуза, организацией и проведением различных мероприятий в онлайн-формате, консультационной поддержкой применения цифровых технологий в образовательной деятельности и развитием цифровой грамотности различных категорий населения. Заработная плата студентов, трудоустроенных в университете, в среднем составляет 11 236 рублей. В сложившихся реалиях особо значимым является предоставление социальных гарантий для трудоустройства студентов, имеющих группу инвалидности или ограничения возможностей здоровья. В ТИУ на сегодняшний день трудоустроено 24 студентов с ОВЗ и инвалидностью

В Северо-Кавказском федеральном университете создали реестр компаний-работодателей, готовых принять студентов на удаленную работу. В списке уже 30 предприятий, в том числе Яндекс, ООО «Проектно-Исследовательский Центр», Федеральный институт повышения квалификации, рекламная компания «Русмедиа» и другие.  Среди предлагаемых вакансий - оператор call-центра, агент по продажам, менеджер по работе с клиентами, инженер по охране труда и технике безопасности, преподаватель английского языка, координатор проектов, асессор-тестировщик. Заработная плата – от 10 до 30 тысяч рублей в зависимости от должности. Главное условие для соискателей – возможность работать удаленно. В удаленном режиме более 400 студентов сегодня трудоустроены в самом вузе.

Подробнее об опыте этих и других вузов: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2544
источник
Научно-образовательная политика
К инициированной Минобрнауки программе трудоустройства студентов в университетах подключились более 70 вузов. В их числе — ТюмГУ и ТИУ. Студенты проводят различные онлайн-проекты, консультируют по вопросам применения цифровых технологий различные категории населения и т. д. Программа позволит компенсировать выпадающие доходы студентов, ожидается, что к ней также подключатся крупные индустриальные партнеры. «Программа занятости рассчитана на период до начала нового учебного года, но если покажет свою состоятельность и будет хорошо воспринята студентами и университетами, то станет постоянно действующей», - сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
источник
Научно-образовательная политика
Три угла и два слоя

16 апреля 2020 года состоялось подписание соглашения между РВК, Научно-образовательным центром «Инженерия будущего» и Ассоциацией «Технет». Документ был подписан в дистанционном формате в ходе онлайн-конференции между Москвой, Санкт-Петербургом и Самарой.

В рамках сотрудничества стороны объединят усилия по поиску и поддержке перспективных технологий для рынков Национальной технологической инициативы. Участники соглашения будут проводить экспертизу и отбор проектов, помогать исследовательским командам адаптировать свои разработки под требования рынка, в том числе с помощью современных инструментов маркетинга и коммерциализации научных разработок.

НОЦ «Инженерия будущего» обеспечит работу с перспективными проектами по направлениям НТИ в Самарской области. К взаимодействию также подключится Ассоциация «Технет», которая создаст на базе Самарского НОЦ «зеркальный инжиниринговый центр» — инфраструктурную сеть и систему подготовки кадров нового поколения, которая позволит региону производить высокотехнологичную продукцию для глобальных рынков.

Ольга Михеева, советник Губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития», управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего»:
«Для Научно-образовательного центра подписание соглашения о сотрудничестве с РВК — это рывок к реализации смелых и масштабных проектов наших ученых. Безусловно, взаимодействие с таким ключевым и системообразующим федеральным институтом развития, как Российская венчурная компания — это реальные шаги по формированию Институтом регионального развития экосистемы поддержки инновационных технологических проектов и проектов в логике НТИ от участников НОЦ «Инженерия будущего».

Михаил Антонов, заместитель генерального директора — директор по развитию инновационной инфраструктуры РВК: «В Самарской области сосредоточены компетенции мирового уровня в области двигателестроения, авиационной, автомобильной промышленности. Подписанное соглашение открывает новые возможности для технологических проектов региона. По сути, сегодня мы приступили к формированию полноценной системы поддержки региональных инновационных компаний и инженерных команд в логике НТИ, которая позволит им развиваться как внутри страны, так и на мировых рынках».

Илья Метревели, генеральный директор Ассоциации «Технет»: «Мы очень рады присоединиться к такому формату. И с РВК, и с Самарской областью мы работаем давно и системно. Однако в таком «тройственном» формате мы можем достичь синергетического эффекта, в том числе в реализации различных государственных программ, таких как Национальная технологическая инициатива и национальный проект «Наука», которые так или иначе направлены на достижение технологического лидерства России на мировой арене».

На примере НОЦ Самарской области можно увидеть прямое и деятельное пересечение проблемных полей нацпроекта «Наука» и НТИ. Заметим, что столь интенсивное взаимодействие с «Нетами» свойственно очень небольшому набору кандидатов на нацпроектный статус научно-образовательного центра мирового уровня.

Напомним, НТИ включена в госпрограмму «Научно-технологическое развитие», куда также включены все мероприятия нацпроекта «Наука», и профильные (по университетскому измерению) из «Образования» и нацпрограммы «Цифровая экономика». При этом создание центров компетенций НТИ является одним из ключевых институциональных измерений НП «Наука» - наравне с НОЦ, научными центрами мирового уровня и рядом организационных форм в области агропромышленного комплекса.

Очень важно, что НОЦ Самарской области и его управляющая компания «Институт регионального развития» смогли в рамках своего научно-образовательного центра объединить три угла (НОЦ, НТИ, РВК) и два слоя (НТИ и нацпроект «Наука»). Безусловно эти усилия будут учтены при отборе второй пятерки научно-образовательных центров мирового уровня, где «Инженерия будущего» является одним из самых ярких и очевидных фаворитов.

Подробнее: https://www.facebook.com/irr63/posts/219785376108836
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Уже через полчаса, в 15:00
гостем проекта «Полный Вперед!» станет заместитель Председателя, член совета директоров Банка России - Руслан Вестеровский.

✅ Как поставить карьеру в приоритет;
✅Что нам готовит экономика будущего и какие кадры будут ей нужны;
✅ Какие профессиональные навыки будут востребованы в пост-коронавирусном мире;
✅Что такое личный бренд, и как правильно его развивать;
✅Как создать личную карьерную стратегию;
✅Почему в личном портфеле карьерных стратегий необходимо иметь несколько треков, и какими они могут быть.

Мы переговорили с нашим другом Сергеем Колядой, руководителем пресс-службы президентской платформы АНО «Россия-страна возможностей» и спросили, сколько уже регистраций? Со слов Сергея, более 2000 человек ждут начала семинара.

В период турбуленции на финансовом рынке подобные встречи особенно нужны, присоединяемся.

Регистрация на вебинар открыта по ссылке: https://polnyvpered.rsv.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня Российская экономическая школа – один из ведущих университетов России, а Группа «Интерфакс» – один из лидеров в сфере информации и аналитики, уделяющая особое внимание экономике во всех ее проявлениях: от специализированных новостных лент до создания уникальных баз данных и ИАС. И вот они решили поработать вместе.

Ранее их сотрудничество начиналось с образовательной сферы – директор Исследовательского центра «Интерфакс-ЛАБ» Илья Мунерман уже некоторое время читает слушателям программ Российской школы экономики практический курс машинного обучения.

На этом совместном поле «цифры», экономики, образования и науки произошел выход взаимодействия двух партнеров на новый – научно-исследовательский уровень.

Согласно заключенному соглашению IT-системы Интерфакса будут интегрированы в образовательный и научно-исследовательский процесс Российской школы экономики.

Интерфакс активно развивает экспансию в пространство высшего образования и его цифровизации с помощью своей университетской программы «Цифровые технологии для образования и науки», одной из первых участников которой как раз стала РЭШ.

Слушатели ее образовательных программ получат доступ к данным и аналитическим инструментам: архивам данных, системам СПАРК и СКАН-Интерфакс. Следовательно, в лице Интерфакса РЭШ получает партнера-поставщика не только данных, но также методов исследований, что позволит в рамках сотрудничества сформировать цифровые решения как для образовательной или научно-исследовательской, так и экспертно-аналитической и практической работы в экономической сфере.

Заметим, что Российская экономическая школа является негосударственным, совсем небольшим ВУЗом, но в действительности – одним из лидеров отечественного экономического образования. А Интерфакс, в свою очередь, воспринимает науку и образование не только как бизнес или инструмент получения квалифицированных кадров (хотя это все тоже важно), но и как форму социальной ответственности компании.

Сочетание этих особенностей партнеров позволяет рассчитывать на очень интересные и быстрые результаты, которые затем могут быть тиражированы по вектору цифровой экономики, высшего образования и его переходу в digital, экономической политики и практики.
источник
Научно-образовательная политика
У Валерия Николаевича Фалькова не только хорошее стратегическое мышление, но и лёгкая рука. При поддержке Министра сегодня состоялся хороший экспертный разговор, в котором приняли участие заместитель Министра Андрей Омельчук, советник Министра Екатерина Бабелюк, Директор департамента Минобрнауки Елена Колесникова и её коллеги Инна Головина и Наталья Гвоздева, научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин и его заместитель Илья Коршунов.
Спасибо коллегам за позитивный настрой, лёгкость общения и конструктивную позицию.

Мы говорили о федпроекте "Новые возможности для каждого". Иначе говоря - о поддержке со стороны Минобрнауки в развитии вузовского ДПО. Могу порадовать наших коллег в университетах - продолжению федпроекта БЫТЬ.
И совсем скоро, 28 апреля в 10:00 мы поговорим о его будущем на специальной панельной дискуссии в рамках ММСО.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Квант Дальнего Востока

Тихоокеанский квантовый центр будет создан в Дальневосточном федеральном университете. В его составе ученые из России, Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона методами физики частиц будут исследовать фундаментальные основы перспективных квантовых материалов, первичное состояние вещества и решать задачи медицины. Грант в размере 36 млн руб. в год до 2023 года с возможностью продления выигран ДВФУ в рамках конкурсной части государственного задания в сфере научной деятельности.

Центр создадут на базе успешно функционирующего уже 5 лет Центра киральной биофотоники ДВФУ.

Задачи будут решать с помощью высокопроизводительных вычислений, машинного обучения и цифровых двойников. С этой целью производительность суперкомпьютера ДВФУ в 26 терафлопс планируют увеличить в три раза.

«Исследования Центра окажут огромное влияние на технологии и прикладную науку в ближайшие десятилетия, включая потенциальные приложения в областях, начиная от терагерцевой электроники, высокоскоростных транзисторов и отказоустойчивых квантовых вычислений до новых технологий источников и накопителей энергии, а также принципиально новых материалов и наноструктур с управляемыми свойствами», — отметил руководитель Центра киральной биофотоники и Тихоокеанского квантового центра ДВФУ Александр Молочков.

По словам ученого, универсальные методы теоретической физики также будут применять в области медицины и фармакологии, в том числе, чтобы создать новые противовирусные препараты. С помощью суперкомпьютерных расчетов и методов машинного обучения в центре продолжат изучать плотную кварк-глюонную плазму. Эти исследования реализуются в тесном сотрудничестве с командой проекта по созданию коллайдера NICA в Дубне.

Тихоокеанский квантовый центр становится одним из важных и сквозных элементов реализации проекта развития мегасайенс в России – через призму Стратегии НТР, нацпроекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований. Координатором «меганаучного прорыва» является Курчатовский институт.

Стоит отметить, что тесное взаимодействие между ДВФУ и Курчатовским институтом, равно как и участие в различных форматах реализации программы мегасайенс особенно важно, так как именно на острове Русский будет размещен один из синхротронов (РИФ). Он будет самой практико-ориентированной установкой, выступая в качестве точки технологической сборки самых разных комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла.

В научный совет центра пригласят члена Нобелевского комитета по физике, директора Центра Alba-Nova (Стокгольм) Матса Ларсона и профессора Университета Stony Brook Дмитрия Харзеева. В число партнеров центра уже вошли Институт теоретической и экспериментальной физики имени А.И.Алиханова (ИТЭФ, НИЦ «Курчатовский институт»), Университет Тура (CNRS, Франция), исследовательский институт NORDITA (Швеция), Стокгольмcкий университет и центр AlbaNova (Швеция), RIKEN и Осакский университет (Япония). В исследованиях также участвует ведущий эксперт в области квантовой хромодинамики, профессор Исследовательского центра ядерной физики (RCNP) Осакского университета (Япония) Атсуши Накамура.

Создание Тихоокеанского квантового центра в ДВФУ является важным шагом в реализации стратегической цели по развитию университета как лидера в научно-образовательный и технологической деятельности на российском Дальнем Востоке, точки трансфера технологий и инновационной в Азиатско-Тихоокеанском регионе.  Направление Material Science, включающее исследования в области новых квантовых технологий и материалов, определено в ДВФУ как одно из приоритетных и ориентировано на решения принципиально новых научно-технологических задач, которые находятся на переднем крае современной науки. Оно полностью отвечает нескольким приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития, а также значимо в разрезе сразу нескольких «нетов» НТИ.

Подробнее: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/pacific_quantum_center_will_be_created_in_fefu/
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус как драйвер трансформации (1/2)

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе экспертного онлайн-диалога с Андреем Волковым, директором Института общественных стратегий Сколково, рассказал об изменениях в науке и системе высшего образования в условиях пандемии.

Перспективы науки и высшего образования
В горизонте 5-10 лет грядут большие изменения, с одной стороны. С другой стороны, сфера само по себе консервативная, поэтому в ней мало что изменится на фундаментальном уровне. В условиях коронавируса университет переместился в цифровую среду. Умение владеть цифровыми навыками и компетенциями у преподавателей сегодня напрямую сказывается на качестве образования. Очевидно, что в долгосрочной перспективе требования к преподавателям будут другими. Критически важным станет умение организовывать коллективную работу онлайн. Роль студентов в жизни университетов стала более активной: они стали драйверами образовательного процесса, т.к. лучше готовы к цифровому миру. В целом уровень университета станет другим: образование будет смешанным. Образование до коронавируса и после – 2 большие разницы. Пандемия стала отправной точкой в системе высшего образования для грядущих изменений. Стресс-тест выдержан в бинарной системе, но система большая и разнородная, где-то было лучше, где-то хуже. Все одномоментно оказались, по существу, без права выбора.

«Марочные вузы»
Проект 5-100 и Программа опорных университетов идёт к завершению. Сейчас ведется большая работа над запуском новой программы, которая объединит лучшие качества двух предыдущих. Порядка 30 университетов будут участвовать в повышении конкурентоспособности в рамках Российской программы академического превосходства. Движение 5-100 оказалось правильно выстроено, как показала практика все эти вузы хорошо и быстро адаптировались к текущим условиям. Они не просто сами выстроили образовательную деятельность, но и стали смотреть на то, что происходит в сфере высшего образования в мире. Россия неплохо справилась с дистантом в международном разрезе. Брать на себя ответственность – важные качества, которые сформировались у вузовских команд. Необходимы навыки командной работы в условиях неопределенности, чтобы принимать грамотные взвешенные решения независимо от ситуации. Организацию обучения надо выстраивать таким образом, чтобы не поступаться качеством.

Ректор и его команда
«Один в поле не воин, в том числе в образовании», - отметил Валерий Фальков. Высшее образование – это история про умение держать команду, заниматься командообразованием и целеполаганием, по мнению Министра. Работать в длинную – это главное, на что сегодня смотрит Минобрнауки как учредитель и то, над чем планируется работать. Университет – это сложный социальный институт. Необходимо иметь хорошую длинную повестку, которая уходит за горизонт, особенно сейчас в условиях кризиса. Задача ректора уметь действовать в условиях неопределенности, идти на риск, брать на себя ответственность, чувствовать, что происходит, поскольку утрачены привычные формы взаимодействия. Надо понимать, какие настроения и что происходит, чтобы вести дальше большой «корабль». Ректоры проявили способность к самоорганизации, активизировались и актуализировались к общему формату выработки решений. Плотность общений ректоров, содержательные диалоги с Министерством относительно будущего образования сегодня помогают командам вузов увереннее себя чувствовать, также смотреть, какие практики оправдали себя, а какие нет.

Начало очного обучения в 2020/21 уч.г.
В Министерстве, научном и вузовском сообществе обсуждаются разные варианты и сценарии. Все сильно соскучились по живому общению и готовы к тому, чтобы «свернуть горы» после выхода. Основания для сдержанного оптимизма все-таки имеются, поэтому 1 сентября планируется в стандартной форме в настоящий момент. Однако альтернативные варианты обсуждаются.

Альтернативы ЕГЭ
ЕГЭ не единственный способ поступления, есть олимпиады. Из года в год внеконкурсное зачисление многим позволяет поступить без ЕГЭ. Вразумительных альтернатив ЕГЭ нет.

Видео.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус как драйвер трансформации (2/2)

Финансовая устойчивость вузов
Жесткие ситуации неизбежно будут, что ставит перед Минобрнауки необходимость поиска решений. В большинстве своем финансово-экономическая модель университетов не обсуждается. Текущая ситуация вынудила обсуждать эти вопросы, потому что экономика важнейшая неотъемлемая часть стабильного устойчивого развития университета. В противном случае придется уповать только на поддержку учредителя. Грамотно выстраивать финансово-экономическую модель означает делать ее сбалансированной, особенно в текущей нестабильной ситуации. Впереди у ряда вузов грядут сложные времена. В течение нескольких недель вырабатываются меры поддержки для укрепления финансового состояния университетов, чтобы в сложный момент прийти им на помощь. В конце мая-начале июня – она потребуется. Но во многих университетах организован грамотный финансовый менеджмент. Финансовое благополучие и менеджмент будут после коронавируса совершенно иначе оцениваться, и требования по этим направлениям возрастут. Оценка должна проводиться по совокупности обстоятельств и фактов.

Консолидация научно-образовательной сферы
Вопрос более глубокой интеграции науки и образования один из приоритетов, но как это будет осуществляться – вопрос открытый. Научные открытия и выход на новые рынки требует консолидации усилий. Обсуждаются разные варианты интеграции между учебными заведениями и другими институтами в ведении Министерства. В каждом конкретном случае формат интеграции будет рассматриваться индивидуально. Надо искать наиболее эффективные из них. Мягкие форматы интеграции должны позволять получать синергетический эффект. Примеров такого рода немного, но будущее за этим. Один из вызовов, на который надо ответить – сделать система науки и высшего образования более гибкой и оперативной. Текущая ситуация показала, что важно умение перестраиваться, именно сейчас этого не хватает.

Экспорт образования
Валерий Фальков воздержался от прогнозов. В условиях коронавируса надо корректировать план. Что касается иностранных студентов, надо смотреть на происходящее. Многие выехали из России, но многие и остались. Сложно давать однозначную оценку, необходимо учитывать совокупность фактов. Приём иностранных студентов, очевидно, будет затруднён в этом году. Вторая половина мая позволит сделать более точные прогнозы. Пока планы приема не корректировались. Сам проект «Экспорт образования» пытаются переосмыслить, потому что отношения развиваются динамично и много новых вызовов. Российское образование должно быть привлекательным для иностранцев – это, несомненно, соответствует высоким стратегическим целям страны.

Стоимость обучения
Для бюджетных студентов норматив стоимости определен и за них платит государство. Для платников – универсального решения нет в силу специфики отношений между университетом и студентом. В соответствии с договором необходимо выполнять обязательства. Если вуз обеспечивает качество образования, нет необходимости менять стоимость оплаты. Любое решение должно быть индивидуальным и учитывать особенность региона, вуза, специальности и направления.

Работа правительства в условиях коронавируса
Все, что необходимо для принятия решений в сфере науки и высшего образования, у Министерства науки и высшего образования имеется, заверил Валерий Фальков. Все те предложения, которые были озвучены, всегда находили поддержку. Готовится пакет мер, который позволит ответить в практической плоскости на возникшие вопросы. Никаких ограничений и сложностей нет, подчеркнул Министр. Об эффективности правительства в целом Валерий Фальков не отозвался, т.к. только пришел на должность министра.

Помощь бизнеса университетам
Валерий Фальков сторонник того, чтобы бизнес участвовал в управлении университетом. Есть модель наблюдательных советов, которая хорошо себя показала, когда совет грамотно сформирован. Это усиливает и ректоров, и университеты. Бизнес идет в университеты либо за разработками, либо за кадрами.
источник