Коронавирус как драйвер трансформации (1/2)
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе экспертного онлайн-диалога с Андреем Волковым, директором Института общественных стратегий Сколково, рассказал об изменениях в науке и системе высшего образования в условиях пандемии.
Перспективы науки и высшего образования
В горизонте 5-10 лет грядут большие изменения, с одной стороны. С другой стороны, сфера само по себе консервативная, поэтому в ней мало что изменится на фундаментальном уровне. В условиях коронавируса университет переместился в цифровую среду. Умение владеть цифровыми навыками и компетенциями у преподавателей сегодня напрямую сказывается на качестве образования. Очевидно, что в долгосрочной перспективе требования к преподавателям будут другими. Критически важным станет умение организовывать коллективную работу онлайн. Роль студентов в жизни университетов стала более активной: они стали драйверами образовательного процесса, т.к. лучше готовы к цифровому миру. В целом уровень университета станет другим: образование будет смешанным. Образование до коронавируса и после – 2 большие разницы. Пандемия стала отправной точкой в системе высшего образования для грядущих изменений. Стресс-тест выдержан в бинарной системе, но система большая и разнородная, где-то было лучше, где-то хуже. Все одномоментно оказались, по существу, без права выбора.
«Марочные вузы»
Проект 5-100 и Программа опорных университетов идёт к завершению. Сейчас ведется большая работа над запуском новой программы, которая объединит лучшие качества двух предыдущих. Порядка 30 университетов будут участвовать в повышении конкурентоспособности в рамках Российской программы академического превосходства. Движение 5-100 оказалось правильно выстроено, как показала практика все эти вузы хорошо и быстро адаптировались к текущим условиям. Они не просто сами выстроили образовательную деятельность, но и стали смотреть на то, что происходит в сфере высшего образования в мире. Россия неплохо справилась с дистантом в международном разрезе. Брать на себя ответственность – важные качества, которые сформировались у вузовских команд. Необходимы навыки командной работы в условиях неопределенности, чтобы принимать грамотные взвешенные решения независимо от ситуации. Организацию обучения надо выстраивать таким образом, чтобы не поступаться качеством.
Ректор и его команда
«Один в поле не воин, в том числе в образовании», - отметил Валерий Фальков. Высшее образование – это история про умение держать команду, заниматься командообразованием и целеполаганием, по мнению Министра. Работать в длинную – это главное, на что сегодня смотрит Минобрнауки как учредитель и то, над чем планируется работать. Университет – это сложный социальный институт. Необходимо иметь хорошую длинную повестку, которая уходит за горизонт, особенно сейчас в условиях кризиса. Задача ректора уметь действовать в условиях неопределенности, идти на риск, брать на себя ответственность, чувствовать, что происходит, поскольку утрачены привычные формы взаимодействия. Надо понимать, какие настроения и что происходит, чтобы вести дальше большой «корабль». Ректоры проявили способность к самоорганизации, активизировались и актуализировались к общему формату выработки решений. Плотность общений ректоров, содержательные диалоги с Министерством относительно будущего образования сегодня помогают командам вузов увереннее себя чувствовать, также смотреть, какие практики оправдали себя, а какие нет.
Начало очного обучения в 2020/21 уч.г.
В Министерстве, научном и вузовском сообществе обсуждаются разные варианты и сценарии. Все сильно соскучились по живому общению и готовы к тому, чтобы «свернуть горы» после выхода. Основания для сдержанного оптимизма все-таки имеются, поэтому 1 сентября планируется в стандартной форме в настоящий момент. Однако альтернативные варианты обсуждаются.
Альтернативы ЕГЭ
ЕГЭ не единственный способ поступления, есть олимпиады. Из года в год внеконкурсное зачисление многим позволяет поступить без ЕГЭ. Вразумительных альтернатив ЕГЭ нет.
Видео.