Коронавирусный стресс-тест университетов (1/3)
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью «России 24» рассказал о переменах, которые происходят в университетской среде в связи с пандемией.
С каждым днем все больше проблем, которые достаточно очевидны для российских вузов. Но есть несколько основных, с которыми с первого дня столкнулись не только университеты, но и преподаватели со студентами.
Первое – отсутствие у преподавателей опыта работы в виртуальной среде. Все-таки мы привыкли, что занятия идут по понятному для нас сценарию, когда мы приходим в аудиторию, видим глаза студентов, получаем обратную связь. В онлайне все по-другому, эмоции зачастую обрываются, мы не чувствуем так хорошо студентов, и это был большой вызов. Нет соответствующих методических рекомендаций.
Второе непосредственно связано с первым – отсутствие учебных курсов, адаптированных к дистанционному формату. И в результате получилась ситуация, что в условиях пандемии произошло расслоение вузов. Часть из них по факту смогли организовать в основном дистанционное образование, а часть перешли к заочному обучению – когда идет выдача заданий, получение от студентов выполненных работ. Хотя бы в таком формате было организовано обучение.
Конечно, адаптация и преподавателей, и вузов с каждым днем становится совершенно и принципиально иной. Преподаватели более смелые стратегии используют, уникальные решения, в том числе касающиеся вовлеченности студентов, использования цифровых технологий. Самое сложное время – это была первая неделя.
Я бы поделил все вузы на три категории – кто достаточно хорошо адаптировался, значительная часть преподавателей, условно назовем ведущие университеты. Они имели опыт работы в виртуальной среде и обращения к национальной платформе «Открытое образование» или к иным платформам. У них есть понимание, как методически организовать эту работу. И эти вузы, я думаю, 70-80 вузов, может быть примерно 100 достаточно быстро адаптировались, легко себя чувствуют в этой ситуации. Не без издержек, конечно.
Вторая группа вузов – которым в целом удается организовать дистанционное образование, но с теми или иными элементами заочного образования.
И третья группа вузов – где в меньшей степени удается использовать дистанционные технологии, а в большей – заочный формат.
Что касается промежуточной и итоговой аттестации – по промежуточной сложности в основном нет, потому что летнюю сессию большинство вузов приняли решение проводить онлайн. По итоговой аттестации в разных вузах применяются различные решения. Есть передовые решения, когда, допустим, вузы адаптируются к этой ситуации, отказываются от какой-либо активности, делают маневры управленческие в рамках тех возможностей, которые им предоставляет законодательство и ФГОС. Такие возможности у вузов есть.
Общее решение по общежитиям свидетельствует о том, что это только один из примеров. У вузов много выпадающих доходах. И мы не так давно с участием ректоров вузов, управленческих команд проводили большую встречу, заседание рабочей группы – обсуждали вопросы финансовой устойчивости университетов. На ближайшую перспективу – на два-три месяца – до конца учебного года у абсолютного большинства вузов есть понимание по источникам доходов и по выплате заработной платы, в том числе с соблюдением требований, установленных «майскими указами». Но уже к лету очевидно ситуация с выпадающими доходами потребует реакции со стороны учредителей, в том числе Министерства науки и высшего образования. Сейчас мы с вузами эту большую работу проводим – смотрим как им помочь, у кого какие выпадающие доходы, насколько их можно компенсировать другими поступлениями, как будет складываться приемная кампания. Здесь очень много факторов, которые нужно учесть. Что касается студентов, то при нашей поддержке в ряде университетов запущен эксперимент по трудоустройству студентов. Это хорошая мера социальной поддержки студентов, которые оказались, пожалуй, самыми уязвимыми в это непростое время.
Запись интервью:
https://youtu.be/ulvQyQvIm6U