Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 20
Научно-образовательная политика
Комментарии от ректоров вузов-участников консорциума НОЦ Самарской области «Инженерия будущего» для НОП (@scienpolicy) и Университет онлайн (@go_university)

@scienpolicy) и Университет онлайн (@go_university)

Сергей Бакланов, первый проректор-проректор по учебной работе Ульяновского государственного университета

По какому пути вуз пошел в переходе на дистанционное обучение?

С 16.03. и до особого распоряжения введен временный переход на реализацию основных и дополнительных программ всех уровней в полном объеме на дистанционную форму обучения с применением ЭИОС. (Электронная информационно-образовательная среда Ульяновского государственного университета).

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Основные проблемы, которые возникли при переходе на дистанционную форму обучения:
- обрушение сервера ЭИОС (малая мощность, оперативно ведутся работы по переброске на сервер большей мощности) из-за массового потока посетителей;
- не все преподаватели готовы работать по дистанционной системе обучения;
- отсутствие адаптированного контента по многим дисциплинам;
- отсутствие понимания как реализовывать образовательные программы в области медицины технических наук;
- отсутствие понимания как проводить ГИА которая должна состояться в ближайшие 1-4 недели;
- отсутствие понимания как организовывать практику в профильных организациях, которые отказываются принимать студентов;

Необходима методическая поддержка по алгоритму действий в ситуациях, которые вызывают затруднения при принятии решения.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Как к неизбежной необходимости. В университете активно функционирует обратная связь между преподавателями, студентами, техническими службами, администрацией. Ни один возникший вопрос не остаётся без оперативного ответа. В целом, мероприятия по переходу на временную дистанционную систему обучения проходят успешно, хотя и требуют сложных технологических решений. Университет справляется с поставленными задачами, ситуация находится под контролем.
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Бакланов, первый проректор-проректор по учебной работе Ульяновского государственного университета
источник
Научно-образовательная политика
Комментарии от ректоров вузов-участников консорциума НОЦ Самарской области «Инженерия будущего» для НОП (@scienpolicy) и Университет онлайн (@go_university)

@scienpolicy) и Университет онлайн (@go_university)

Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета

По какому пути вуз пошел в переходе на дистанционное обучение?

16 марта был опубликован приказ о переходе нашего университета на дистанционное обучение. Для этого используются сервисы и подсистемы электронной информационно-образовательной среды университета. Это личные кабинеты преподавателя и обучающегося, где студенты имеют доступ к учебно-методическим материалам, отслеживают свою успеваемость, расписание занятий, загружают зачетные, курсовые работы, там предусмотрено онлайн-общение с преподавателями. В вузе работает электронно-библиотечная система, которая предоставляет онлайн-доступ к литературе и подписных изданиям. Для организации дистанционного обучения используется система VitaLMS ТГТУ. Это система интерактивного обучения на основе мультимедиа технологий с возможностью обратной связи студента и преподавателя.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

В ТГТУ уже давно для обучения используются цифровые технологии. В нашем университете есть все необходимое, чтобы дистанционно в полной мере обеспечить студентам доступ к образовательному процессу, поэтому мы сразу приступили к переходу на такой формат. Все возникающие вопросы решаем в рабочем порядке.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Все отнеслись с пониманием. Студенты осваивают материал в соответствии с учебными планами и расписанием, меняется лишь форма взаимодействия с преподавателями. Все понимают, что это необходимо на данный момент.
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета
источник
Научно-образовательная политика
Комментарии от ректоров вузов-участников консорциума НОЦ Самарской области «Инженерия будущего» для НОП (@scienpolicy) и Университет онлайн (@go_university)

@scienpolicy) и Университет онлайн (@go_university)

Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН

По какому пути вуз пошел в переходе на дистанционное обучение?

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого перевел своих студентов на дистанционное обучение c 16 марта 2020 года. Кроме организации дистанционного обучения для своих студентов, наш университет открыл вузам бесплатный доступ к собственным более 100 онлайн-курсам, размещенным на Национальном портале «Открытое образование» (НПОО), международной платформе Coursera и внутренних образовательных порталах Политеха. Доступ обеспечен с 16 марта по 30 июня 2020 года, после чего он может быть продлен, если ситуация не улучшится.

Мы имеем действительно значительный опыт в онлайн-образовании: входит в ТОП-3 по количеству курсов и количеству обучающихся на Национальной платформе «Открытое образование».

На НПОО университет создает закрытые сессии каждого онлайн-курса СПбПУ без ограничений доступа к контенту и дедлайнов по срокам освоения теоретического материала. Это сделано для того, чтобы обеспечить возможность прохождения курса вне зависимости от даты записи на курс. Закрытые сессии курсов будут доступны студентам тех вузов, от которых придет запрос на подключение к курсам в связи с эпидемиологической ситуацией.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Перевести большие массы студентов на дистанционное обучение при необходимости в случае ЧП возможно. Но онлайн-курсы – это не полноценный образовательный материал, не «замена преподавателя говорящей головой», – это технология. Дистанционное обучение, а более правильно, электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий – это возможность организации и изменения образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий. Образовательный процесс в Политехе представляет собой комбинацию из скайп-встреч, вебинаров, ресурсов различных международных и национальных образовательных онлайн-платформ.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Студенты Политеха довольно быстро адаптировались к сложившейся ситуации, отмечая, что большинство предметов и образовательных треков полностью можно покрыть онлайн-сервисами и видеоконференциями.

На сегодня практически любые гаджеты могут обеспечивать доступ к интернету и образовательным сервисам, а в современных реалиях в принципе невозможно существовать и обучаться, не имея таковых.
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН
источник
Научно-образовательная политика
Дайджест #МинобрнаукиЧАВО
 
🔸Как юридически корректно оформить использование онлайн-курсов других университетов? Нужно ли заключать сетевой или другой договор с вузом-провайдером? https://t.me/minobrnaukiofficial/24
 
🔸Что будет с учебной нагрузкой педагогических работников, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций? https://t.me/minobrnaukiofficial/23
 
🔸Что будет с заработной платой преподавателя, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций? https://t.me/minobrnaukiofficial/22
 
🔸Будут ли выплачиваться заработные платы и стипендии? https://t.me/minobrnaukiofficial/21
 
🔸Будут ли закрыты все общежития? https://t.me/minobrnaukiofficial/20
 
🔸Может ли быть организована государственная итоговая аттестация с применением дистанционных образовательных технологий? https://t.me/minobrnaukiofficial/30
 
🔸Что обязан делать студент в условиях дистанционного обучения? https://t.me/minobrnaukiofficial/31
 
🔸Что делать, если образовательная организация перевела образовательный процесс в дистанционный формат, а преподаватель отказывается работать со студентами дистанционно? https://t.me/minobrnaukiofficial/32
Telegram
Минобрнауки России
#МинобрнаукиЧАВО Как юридически корректно оформить использование онлайн-курсов других университетов? Нужно ли заключать сетевой или другой договор с вузом-провайдером?

Существует несколько моделей оформления использования онлайн-курса другого университета. Одна из возможных моделей в текущих условиях следующая.

Описание модели

Существует перечень онлайн-курсов, открытых (бесплатных) для изучения.
Заинтересованная образовательная организация выбирает из перечня открытых (бесплатных) онлайн-курсов те, которые рекомендует прослушать своим студентам без прохождения аттестации и получения сертификата.
Заинтересованная образовательная организация направляет организации, на сайте которой размещен курс (далее – оператор платформы), информационное письмо о том, каким студентам и какие онлайн-курсы рекомендованы для прослушивания.
Оператор платформы обеспечивает доступ к онлайн-курсу студентам согласно списку.

Студент получает доступ к онлайн-курсу как физическое лицо, договорных отношений между заинтересованной…
источник
Научно-образовательная политика
Напоминаем, что в 11:30 (МСК) на YouTube Минобрнауки начнется трансляция заседания рабочей группы по коронавирусу.

Ссылка активна, присоединяйтесь: https://www.youtube.com/watch?v=lpykkyvZbnM&feature=youtu.be
источник
Научно-образовательная политика
Ректор ГУАП Юлия Антохина специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university

По какому пути вуз пошел в переходе на дистант?

ГУАП полностью самостоятельно, используя различные платформы, обеспечивает дистанционное обучение. Кроме лабораторных технических работ и занятий в военно учебном центре. Эти задания и занятия отнесены на конец семестра. Студенты переведены на индивидуальный учебный план.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Сложность с переходом на дистант у возрастных преподавателей. Проблема с сессией у заочников, которая попала на этот период - кто не начал процесс обучения, тех перенесли. Надо ли принимать экзамены у заочников сейчас или делаем одну сессию в этом учебном году и переносим её на конец учебного года? Поддержка пока не нужна, на сегодня справляемся сами.
Если в качестве поддержки дадут денег на компьютеры и интернет инфраструктуру - образовалась пиковая нагрузка сейчас, было бы неплохо. Интернет перегружен, работа растягивается во времени.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Нормально, адекватно, согласно ситуации. Паники нет, все понимают, что это НЕ КАНИКУЛЫ И НЕ КАРАНТИН. Учёба продолжается, но с поправками в учебном плане и в дистанционной форме. Нагрузка вся выполняется. Сокращения заработной платы у ППС не предусмотрена. Стипендию студенты получают.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сейчас на базе Финансового университета при Правительстве РФ начинается четвертое заседание Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

В ожидании начала Владимир Мау (РАНХиГС), Ярослав Кузьминов (НИУ ВШЭ) и Алевтина Черникова (НИТУ МИСиС) говорят о насущном.

Ссылка на онлайн-трансляцию: https://youtu.be/lpykkyvZbnM
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и онлайн (четвертое заседание) (1/4)

Сегодня на базе Финансового университета при Правительстве РФ прошло четвертое заседание Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Министр науки и образования Валерий Фальков:

Важно, что мы знакомимся с практикой университетов, как они справляются на местах.

Хочу дать обратную связь. Одна из основных проблем – это неготвность вузов, их серверных мощностей и пропускной способности к возросшим нагрузкам.

Создан чат проректоров по IT и руководителей профильных структур.

По нашей информации, сейчас 60% вузов работают в штатном дистанционном режиме, 25% испытывают периодические сбои, 10% не могут полностью обеспечить всю инфраструктуру для перехода, 4% неспособны это сделать вообще.

Самые большие сложности в средних и малых городах и вузов. Пропускная способность и серверные мощности – самое слабое звено.

С утра я переговорил с руководителем Ростелекома – это крупнейший провайдер и оператор. Многие вузы завязаны на него. Мы отрабатываем модели расширения каналов – в рамках законодательства, но максимально оперативно.

Коллеги, если у вас проблемы с обработками данных – можно использовать облачные мощности Ростелекома или иных компаний.

В течение дня попрошу, чтобы Минцифраз активно включился в этот процесс. Посмотрим, какие решения возможны на федеральном уровне.

Прошу Александра Нарукавникова особенно пристально мониторить ситуацию по этим 10 и 4 %. В случае необходимости будем принимать индивидуальные решения.

Ректоры, инициативы приветствуются. Конечно, есть конкурсы и объективные возможности вузов и провайдеров. Можете ли вы оперативно перейти на какие-то иные решения, например с тем же Ростелекомом? Просьба всесторонне изучить вопрос и дать обратную связь в случае проблем в чате или напрямую Александру Нарукавникову. В понедельник попрошу отчет по этой информации.

Я убежден в том, что императивное решение по общежитиям единое для всех контрпродуктивно. Здесь на усмотрение вузов не потому, что МОН сваливает ответственность или боится принять решение – у нас хватит гражданской и управленческой смелости принять любое. Есть два варианта – предоставить несколько моделей управленческих решений или давать вариативность индивидуально в связке Министерство – вуз. Мы приняли второе решение.

Приказ по общежитиям подписан с утра – касается известных вещей, которые должны быть сделаны и уже обязательно выполняться. Ничего революционного, но это еще одна рамка. Просьба изучить приказ и отреагировать, в том числе на нормативном уровне.

В вопросах взаимоотношений в треугольнике: университет – студент – работник, сейчас есть нестандартные кейсы и даже примеры девиантного поведения. На них будем обращать пристальное внимние.

Прошу ректоров уделить большее внимание иностранным студентам. Если нужно – оказать и финансовую поддержку. Они часто не могут выехать. Если мы закроем общежития – многим придется нести дополнительные финансовые расходы.

Главный вопрос в отношениях с контрагентами – можно ли использовать форс-мажор? Что надо сделать, чтобы воспользоваться им – на каком уровне должны быть решения. Решения ВОЗ? Или от Правительства? В понедельник будет четкий ответ на вопрос.

Очень приятно, что на разных каналах, в том числе в Телеграме [в НОП (@scienpolicy) и Университете онлайн (go_university) - прим. НОП] развернулся хороший обмен опытом и своими практиками. Это возможность посмотреть, как решаются проблемы.

Видео-запись: https://youtu.be/lpykkyvZbnM
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и онлайн (четвертое заседание) (2/4)

Евгения Кулик (директор по онлайн-обучению ВШЭ) о поведении преподавателя в новых условия:

Есть ряд организационных задач для вуза, даже если готова инфраструктура. Нужно преподавателям пояснить, что они делать, чтобы перевести курс в онлайн.

Две задачи наших материалов:
1.  Протоколы действия преподавателей – что и как делать, на что надо ориентироваться, какие ресурсы можно задействовать.
2.  Обеспечивают единое понимание логикой процесса для управленцев различного уровня.
Конечная цель – стандартное качество.

Ключевые этапы:
1.  Принятие решений и оценка ресурсов.
2.  Планирование дистанционного обучения. Определяем содержание и ключевые моменты – площадка, структура курса, система оценивания. Есть рекомендации – они обобщены, чтобы были универсальными.
3.  Как будет организована процедура создания лекций – трансляции или записи. Дали не только рекомендации, но и ссылку на инструкцию по работе с различными сервисами. Сделан акцент на том, как должны быть размещены лекции, чтобы не перегружать инфраструктуру вузов.
4.  Создание дополнительных материалов – система оценивания, набор методматериалов, критериев оценивания и т.п.
5.  Приглашение студентов в дисциплину.
6.  Что делать, если в вузе нет LMS. Самое быстрое решение – использование мощностей социальных сетей. Mail.Group разработало функционал по дистанционному образованию Вконтакте. Это быстрое решение.

Ярослов Кузьминов (НИУ ВШЭ): Принимать решение должен руководители образовательных программ, деканы факультетов, ректоры. Часть курсов руководство явно может предпочесть перенести на следующий семестр. На месте этих курсов – логично размещать готовые массовые онлайн-курсы или дисциплины в смешанном формате. Готовый онлайн-курс – это минимальные затраты самого вузов. Значительный массив бесплатный, есть поддержка преподавателей и студентов. Это решение сильно экономит ресурсы университета. Можно искать перечень на сайте Министерства и ставить на место оффлайн курса.

Разница полного онлайн-курса и смешанного формата – в последнем вы можете использовать курсы Coursera EdX. Ими логично замещать лекции, а своими силами вести семинары и дополнительные темы. Или продолжаем работу силами своих преподавателей с переходом в цифровые среды, или что-то замещаем и включаем онлайн-курс, или включаем его в смешанном формате, поддерживая собственными семинарами и контрольными испытаниями. В ближайшее время мы попробуем сделать методичку для коллег, которые управляют образ процессов – деканов и их заместителей, руководителей образовательных программ.

Сергей Марданов (Mail.ru): Сегодня запускаем с 14:00 вебинары для учителей, преподавателей и управленцев – чтобы с сегодняшнего дня стартовал переход в социальную сеть для проведения трансляций. Мы в коммуникации с 20 университетами, которые переводят свои занятия. Мы поддержим любого, кто хочет использовать наши решения. Открыли горячие линии.
источник
Научно-образовательная политика
Презентация Евгении Кулик (часть 1).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник