Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 19
Научно-образовательная политика
☝️Уважаемые коллеги! Ваши источники в аппарате Правительства явно тестируют новую информационную систему стопкоронавирус.рф на предмет способности оперативно выявлять фейк-ньюс.

Сеять панику среди чиновников, пугая их ограничением доступа к любимым бюрократическим столам, пока преждевременно. Подождите ещё день-другой.

На самом деле вице-премьер – глава аппарата кабмина Дмитрий Григоренко дал поручение федеральным органам исполнительной власти всего лишь «представить расчёты максимально возможного количества работников для перевода на дистанционный режим работы», чтобы министерства и ведомства функционировали бесперебойно.

Настоятельно рекомендуется отправить работать домой беременных женщин, сотрудниц, имеющих детей возрастом до 14 лет, а также госслужащих, достигших пенсионного возраста.

При этом за основу для принятия решений будет взята «имеющаяся IT-инфраструктура», которая позволит осуществлять полномочия в удалённом режиме. К сожалению, с такой инфраструктурой в ряде территориальных органов федеральных агентств и служб всё не очень здорово. Разумеется, «dial-up» уже нет, но вот с защищенными каналами доступа к документам — полная беда.

Так что Григоренко пока только собирает предложения. А неофициально из Белого дома рекомендуют кадровым службам в министерствах отправить по домам тех, чьё отсутствие на работе, по сути дела, никто не заметит, — обеспечивающий персонал, общеотраслевых специалистов и пр.
источник
Научно-образовательная политика
МАИ, вы на нас не обижайтесь, но вы или закройте свой телеграм-канал, или начните работать.

Пока вы хороший пример как НЕ нужно делать в Телеграме.

«Всё самое актуальное из жизни Московского авиационного института ✈️🚀🛰»

После двух месяцев молчания возгордиться сувенирной символикой университетского магазина? Этого ли хочет ректор Погосян?

https://t.me/MAIuniversity/800
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в формате вебинар-совещания Минобрнауки РФ проходит обсуждение проекта Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования.
источник
Научно-образовательная политика
Вера, надежда и взаимопомощь

Игумен Петр (Еремеев), руководитель недавно образованной Московской епархиальной комиссии по работе с вузами и ректор Российского православного университета, обратился к московскому студенчеству с просьбой о поддержке старшего поколения в условиях вынужденной самоизоляции.

Дорогие студенты столицы!
Братья и сестры!

В связи с ростом количества случаев заражения коронавирусной инфекцией в последние дни пожилых москвичей убедительно просят воздержаться от посещения многолюдных мест.
Всем этим людям сейчас необходима наша поддержка: они отрезаны от мира, напуганы, не имеют возможности пойти в магазин или аптеку за самым необходимым.

В каждом доме, где мы с вами живем, есть такие одинокие бабушки и дедушки, которым мы можем помочь. Выходя за покупками в магазин, мы можем узнать у наших пожилых соседей, в чем они нуждаются, и приобрести не только для самих себя, но и для них: хлеб, молоко, другие продукты или лекарства.

Если соседи нам незнакомы, то можно оставить объявление в подъезде со своими контактами и предложением о помощи. Даже само такое обращение будет для многих из них утешением и поддержкой.

Дорогие мои! Московское студенчество всегда героически откликалось на все вызовы времени. На память приходят описания событий 1830 года, когда в осенние месяцы в Москве случилась вспышка холеры. Тогда многие москвичи, в том числе и студенты закрытого на время карантина Московского университета, вызвались добровольцами на борьбу с болезнью, без страха работали в госпиталях, жертвенно помогали нуждающимся. Сегодня от нас требуется гораздо меньше.

Я призываю и прошу вас поддерживать всеми силами нуждающихся в вашей заботе! Будем внимательны и к нашим родным, которым сейчас тяжело! Обязательно соблюдайте санитарно-гигиенические правила при посещении магазинов, перемещении по городу и передаче продуктов, и главное - берегите своё здоровье.

Будем молиться друг о друге и обязательно преодолеем это временное испытание!

Источник: https://www.facebook.com/345309532177079/posts/3592326690808664/?d=n
источник
Научно-образовательная политика
Вот вы говорите, что мы с Незыгарем @russica2 плохие. А вот смотрите - подняли с ним тему в паблике. Спасибо, Минпросвещения, что услышали родителей, которые не могут оставить детей дома. Теперь в школах будут «дежурные группы», где можно будет оставить ребёнка под надзором и с соблюдением всех санитарных норм!
источник
Научно-образовательная политика
Врио ректора ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Елена Загайнова специально для
НОП @scienpolicy и Университет онлайн  @go_university

По какому пути вуз пошел в переходе на дистанционное обучение?

Полный переход на дистант. Используем для этого портал университета, LMS (Moodle), вебинар-платформы (Webinar.ru, Zoom, др), онлайн-трансляции, соцсети.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Сложностей пока нет. Со студентами общаемся через старост и через студенческие советы. Собираем волонтеров-ассистентов для помощи в переводе материалов возрастных преподавателей.

Активизировали студенческую жизнь «онлайн», разработали систему соревновательных конкурсов между студенческими группами/ советами/ старостами групп.

Создана возможность ответов на вопросы студентов и преподавателей в режиме «прямого эфира» 3 раза в неделю.

Разрабатывается система контроля качества дистанта.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Студенты очень оживились. Начался процесс активной вовлеченности в учебную жизнь. Сейчас стало требоваться много больше усилий для учебы, раньше у многих студентов активизация была только в период сессии.

Преподаватели - по-разному, но процент, которые понимают, что это уникальная возможность создать цифровой след своих лекций и семинаров, много больше.

Университет Лобачевского готов к прохождению стресс-теста. Более того, мы как ведущий вуз региона готовы стать площадкой помощи другим вузами.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас директор департамента Минобрнауки РФ Антоний Швиндт в режиме онлайн-трансляции проводит встречу с руководителями цифровой трансформации университетов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ректор МГУТУ им. Разумовского Валентина Иванова специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university:

По какому пути вуз пошел в переходе на дистанционное обучение?

МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) полностью перешёл на дистанционное обучение. Оно предполагает использование различных информационных ресурсов: портал университета, LMS (Moodle), частично используем онлайн-курсы внешних образовательных организаций (НПОО), систему видеосвязи и проведения вебинаров TrueConf, систему трансляции на видеохостинг OBS Studio, соцсети.  

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Особых сложностей мы пока не видим. Все преподаватели спокойно работают в условиях дистанционного обучения, студенты тоже быстро адаптировались. Со студентами мы постоянно общаемся через LMS, мессенджеры, соцсети.
Как построена система проведения онлайн занятий? На официальном сайте университета размещено расписание занятий в онлайн формате. Сотрудники учебных офисов институтов направляют студентам анонсирующие ссылки на предстоящие видеозанятия для подключения к трансляции. Во время самого занятия ведётся контроль подключения и просмотров. После каждого дистанционного занятия студент получает ссылку на итоговую видеозапись и проходит тестирование на платформе i-exam.ru. Тестирование показывает, как он справился с усвоением теоретического материала.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

И студенты, и научно-педагогические работники очень серьёзно и ответственно относятся к сложившейся ситуации. Многие преподаватели уже имели контент для дистанционного обучения. Для них сейчас как раз то самое время, когда они могут апробировать и адаптировать этот контент.
Мы также видим активную вовлеченность студентов в учебную и воспитательную работу. Постоянно напоминаем им о профилактике распространения короновирусной инфекции COVID-19, мерах по безопасности.
Большая работа идёт через официальные аккаунты университета в соцсетях. Студенты рассказывают о том, как проходят дистанционные занятия, делятся лайфками чем заняться в свободное время. Мы обеспечиваем их также полезными ссылками на онлайн-музеи, театры, другие интернет-ресурсы.

Резюме: формат дистанционного обучения по объёму и по качеству ничем не уступает традиционной очной форме.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у Арутюна Аветисяна – академика, доктора физико-математических наук, директора Института системного программирования им. В.П. Иванникова Российской академии наук.

Во главе с Арутюном Ишхановичем ИСП РАН стал одним из ключевых центров перехода в цифровую экономику. Компетенции Института и его директора признаны на самом высоком мировом уровне.

Не так давно Институт отпраздновал 25-летний юбилей, подтвердив на деле – через открытие совместных международных продуктов и проведение исследований мирового уровня – свой флагманский статус среди научно-исследовательских и технологических IT-центров России.

Арутюн Аветисян стал первым в истории академиком РАН по направлению информационной безопасности.

Коллеги, друзья и ученики знают его как человека, который открыт новым идеям, мыслит системно и всегда принимает взвешенные решения.

Поздравляем с днем рождения и желаем успехов в цифровом и научно-технологическом прорыве.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РГСУ Наталья Починок специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university

@scienpolicy и Университет онлайн @go_university

По какому пути вуз пошел в переходе на дистант?

У нас достаточно давно функционирует электронная образовательная среда, и все необходимые материалы для полноценного образовательного процесса находятся в ней. Но режим повышенной готовности, который был нами введен, требует использования новых технологических решений. Теперь каждое занятие, каждая лекция и практическое занятие транслируются в Skype, студенты подключаются к собранию в режиме реального времени. После завершения трансляции запись также вкладывается в ЭОС и доступна для тех, кто желает повторить материал.

Кроме того, мы понимаем, что студенты в этих условиях лишились большого объема внеаудиторных мероприятий (кружки, секции, научные общества, воспитательные мероприятия) и поэтому мы не только не сокращаем количество таких мероприятий, но и увеличиваем их – в том же формате удаленного доступа в формате собрания в Skype. В том числе это касается увеличения количества открытых мероприятий, ориентированных на потенциальных абитуриентов.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Основная трудность была связана с необходимостью за день-два перейти на одновременную трансляцию ВСЕХ занятий ВСЕМИ преподавателями в сети Интернет. Это довольно сложная техническая задача, но сейчас она практически решена. Кроме того, сейчас мы отрабатываем модели, которые позволяют эффективно проводить в онлайне семинарские, практические, лабораторные занятия.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Большинство отнеслись спокойно. Многие уверены, что работа в онлайне делает занятия более комфортными. Студенты могут одновременно слушать преподавателя, писать вопросы в чат, обсуждать полученную информацию.

Но естественно, у студентов и преподавателей есть много вопросов по тому, как именно будет реализован учебный процесс в этих условиях. Мы создали электронную форму для сбора этих вопросов, и ежедневно с 15:00 до 15:30 в прямом эфире на Уoutube-канале университета даем на них ответы. В целом ситуация под контролем.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в НИТУ «МИСиС» начинается лекция генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой: «Система выявления и поддержки лидеров» в рамках проекта «Технология успеха».

Лекция идет в онлайн-формате, по окончании предусмотрена сессия вопросов-ответов.  Присоединяйтесь к трансляции в официальной группе НИТУ «МИСиС» ВКонтакте https://vk.com/nust_misis. Вопросы можно будет задавать в чате во время онлайн-трансляции.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university

@scienpolicy и Университет онлайн @go_university

По какому пути вуз пошел на дистант?

Сначала мы перевели учебный процесс в дистанционный режим с 17 по 21 марта, сегодня продлили до 12 апреля. Очные занятия с 17 марта не проводятся, однако учебный процесс не остановлен: все занятия на этой неделе проводятся в LMS Университета (база насчитывает свыше 830 курсов), через форум-чат в электронной информационно-образовательной среде, также применяется корпоративная электронная почта. В дополнение к этому преподаватели ведут онлайн занятия с использованием различных доступных на сегодняшний день дистанционных инструментов –Mirapolis, Google Scholar и Google Class, Skype.  Мы разрешили студентам и преподавателям использовать социальные сети в учебных целях, если им это в настоящий момент удобно. То есть, вуз выбрал сценарий временного, но полного перехода на дистанционное обучение в этих условиях. Также мы изучили перечень онлайн курсов на национальной платформе открытого образования, других вузов и Coursera, часть из которых будет предложена к изучению студентами вместо аналогичных дисциплин из учебного плана.

Что получилось, с чем есть сложности?

Основное, что получилось – все включились в работу: администрация, преподаватели. Современным студентам не привыкать к информационным технологиям и гаджетам, они сразу включились в процесс. Организована горячая линия, но звонков немного (за 2 дня 32 вопроса, все решены). Анализ обращений на нее показал, что серьезных срывов в получении студентами учебных материалов и проблем в контакте с преподавателем нет. Со следующей недели запускается система онлайн обучения на основе Webinar.ru. Сложности теоретически могут возникать с точки зрения серверных мощностей, но они преодолимы.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Как только вышел приказ по Университету (в 10-00 16 марта), количество вопросов и волнений резко упало. Следующие обращения касались продления режима дистанционного обучения (соответствующий приказ вышел в 14-00 18 марта). Родители студентов и ребята позитивно отнесли к этому решению. Учитывая, что в университете подходит к концу учебный модуль, большая часть объема дисциплины изучена, в настоящее время студенты получили больше времени на подготовку к весенней модульной сессии за счет экономии времени на дорогу и более гибкого планирования своего дня. Весеннюю сессию в апреле также планируем провести в дистанционном режиме. В ближайшее время Методический совет примет временный регламент проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Преподавателям сложнее работать в новых условиях – для них организована серия мастер-классов по различным онлайн-технологиям, разработаны памятки и видеоинструкции, ведется обучение.
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и онлайн: источники информации и каналы связи

Наиболее свежую информацию ищите в следующих источниках:

«Научно-образовательная политика» (@scienpolicy):@scienpolicy): https://t.me/scienpolicy
Facebook НОП: https://www.facebook.com/groups/scienpolicy/

Официальный сайт Минобрнауки: https://minobrnauki.gov.ru/
Канал, освещающий официальную деятельность Министерства (@minobrnaukiofficial):@minobrnaukiofficial): https://t.me/minobrnaukiofficial
Вконтакте: https://vk.com/minobrnauki
Facebook: https://www.facebook.com/minobrnaukigov/

Напоминаем, что свои вопросы, комментарии, сообщения об удачных практиках и неудачных решения (это тоже крайне важно!) вы можете донести до экспертного сообщества и Минобрнауки следующими способами:

«Научно-образовательная политика»:
Бот: @SciEdu_bot
e-mail: sciedu@protonmail.com, sciedu@criptext.com (если не доходят письма в зоне .ru).

Ситуационный центр Министерства, «горячая линия»: +7 (495) 198-00-00
Вопросы и ответы: https://yandex.ru/q/org/minobrnauki/

Совместная горячая линия Минобрнауки и Ассоциации «Глобальные университеты» по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения:
Cайт: keep-learning.globaluni.ru,
e-mail: keep-learning@globaluni.ru

Также оставляйте комментарии и отправляйте сообщения в указанных группах социальных сетей.

Берегите себя и будьте здоровы!
источник
Научно-образовательная политика
Каким способом вам удобнее и оперативнее всего задавать вопросы, давать и получать обратную связь?
Анонимный опрос
62%
Телеграм (боты и личные сообщения)
10%
Электронная почта
6%
Телефон
3%
Сервисы вопросов и ответов (Яндекс.Q и др.)
3%
Формы на сайтах
8%
Соцсети (комментарии)
8%
Чаты
Проголосовало: 3989
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Марданов - директор по связям с вузами Mail.ru Group специально для НОПMail.ru Group специально для НОП @scienpolicy

@scienpolicy

В условиях текущей ситуации и в традицинного офлайна образовательной системы нужны самые простые и быстрые ИТ-решения, которые закрывают наибольшее количество потребностей по переходу из классов и аудиторий в онлайн.

Мы готовы помочь каждому учителю и преподавателю совершить этот переход максимально безболезненно и бесплатно, и потому открыли горячую линию в наших соцсетях. А школьников и студентов, как наиболее продвинутых пользователей соцсетей ВКонтакте и Одноклассников, и EdTech сервисов просим помочь своим преподавателям сейчас, они точно будут вам безмерно благодарны за это!

Мы собрали комплекс мер, которые помогут школам и вузам быстро перейти на дистанционное обучение. Среди них – бесплатные возможности социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники, бесплатный доступ к онлайн-курсам в сервисах GeekBrains, Skillbox и школе программирования «Алгоритмика», а также запуск горячей линии в соцсетях для ответов на вопросы учителей и преподавателей.

«Экосистема Mail.ru Group охватывает свыше 90% пользователей рунета. Каждый день нашими сервисами пользуются и школьники, и студенты, и учителя, и все те, кто занимается дополнительным образованием. Мы собрали решения, которые помогут российским образовательным учреждениям просто, быстро и бесплатно перенести занятия из классов и аудиторий в интернет. Мы готовы в режиме реального времени поддерживать школы и вузы во время перехода на дистационное обучение»,Mail.ru Group охватывает свыше 90% пользователей рунета. Каждый день нашими сервисами пользуются и школьники, и студенты, и учителя, и все те, кто занимается дополнительным образованием. Мы собрали решения, которые помогут российским образовательным учреждениям просто, быстро и бесплатно перенести занятия из классов и аудиторий в интернет. Мы готовы в режиме реального времени поддерживать школы и вузы во время перехода на дистационное обучение», – комментирует генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев.

Пресс-релиз по ссылке: https://corp.mail.ru/ru/press/releases/10569/
источник
Научно-образовательная политика
Директор + научный руководитель = ?

На прошедшем (хотя и без журналистов по причине коронавируса заседании Президиума РАН одним из самых «политических» был пункт обсуждения об усилении роли научных руководителей в функционировании академических институтов.

Президент Академии Александр Сергеев, как сообщает Indicator.ru, рассказал о внесенном в Госдуму законопроекте, по которому должны расшириться полномочия научных руководителей институтов Академии: «Это делается потому, что директора институтов сильно заняты административной работой». По его словам, 60-90% их времени уходит на администрирование. В таких условиях они не могут заниматься наукой. «Тогда этим должны заниматься научные руководители институтов, когда не могут директора. Иначе науку мы потеряем», – сделал вывод Александр Сергеев.

По его словам, министерство науки и высшего образование услышало об этой проблеме и подготовило законопроект. Он должен будет укрепить позиции научных руководителей. Законопроект хороший, отмечает Сергеев, но его необходимо доработать, чтобы у научных руководителей появилось право согласования. Такое право есть у Академии наук в целом – правительство присылает ей на согласование постановления, которые касаются науки. «Сейчас очень хороший момент. Представители комитета по науке и образованию приезжают к нам с идеей вместе доработать этот законопроект, чтобы он правильно регулировал присутствие Академии наук на местах», – сообщил Александр Сергеев.

В принципе, вектор научно-образовательной политики сейчас выстроен по направлению усиления полномочий президентов в университетах. Схожие процессы неизбежно затрагивают и научные институты.

Предложения РАН в определенном смысле рациональны. Действительно директора все больше превращаются в чисто административные персоны, задачей которых является управление. Отношение ФАНО (а теперь Минобрнауки) к РАН, как мыслят в Академии, должно быть примерно таким же как директора к научному руководителю.

Разделение полномочий в этом смысле может быть на пользу институтам и всей российской науке – более того, научные руководители, а они будут из числа заслуженных ученых, явно повысят репутацию своих организаций. А директора сосредоточатся на управленческих, финансовых и отчетных делах.

Однако, в данной схеме есть существенные изъяны. О них, кстати, не раз говорили представители академического сообщества на заседаниях Президиума, в соцсетях, материалах СМИ.

Основным ответственным перед учредителем остается директор, он же имеет право подписи на всех документах. Совещательные полномочия не сильно помогут научным руководителям, а формальные им предоставить сложно.

Далеко не во всех институтах сейчас есть научные руководители, а принудительное введение поста может нарушить отработанные механизмы функционирования. Кроме того, в некоторых коллективах (тем более – в крупных исследовательских и научных центрах) достаточно сложно найти исследователя, который разбирался на достойном уровне во всех магистральных направлениях работы. Выбрать консенсусную фигуру будет крайне сложно, а директор – в значительной степени назначается сверху, поэтому он чаще всего равноудален от групп влияния.

Кроме того, появление мощного научного руководителя может привести к ситуации двоевластия, что внесет ненужное напряжение в отношения как внутри коллектива, так и самого научного института с Министерством и РАН. Тем более, что директор в таком случае будет постепенно отрываться от реальной науки, а научный руководитель – от админстративно-финансовых проблем. В итоге они могут банально не найти общий язык.

В сущности, закон приказывает, а реальность доказывает – добровольность введения поста научного руководителя означает практическую бессмысленность всех нововведений. Более того, не удастся сформировать никакой Совет научных руководителей, что находится в планах РАН. А обязательность – потенциально грозит негативными последствиями. Будем надеяться, что «бумага» (если законопроект примут) не заведет научные институты в глубокие «овраги».

Материалы: статья Индикатора, видео-запись заседания.
источник