Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 18
Научно-образовательная политика
Как добиться перспективных исследований (1/2)

В сети, через особенно любимые западными фондами и несистемной оппозицией "СМИ" разразилась откровенная травля одного из самых передовых подразделений среди всех вузов страны – Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета.  Это явный заказ и на ТюмГУ с целью дестабилизировать положение одного из ведущих вузов страны. Причем этот гнусный удар был нанесен подло и бессовестно – в момент перехода вуза и всей системы высшего образования на дистанционный формат обучения из-за коронавируса. Для огульных критикантов явно нет ничего святого – жизнь и здоровье студентов, преподавателей и сотрудников (административных и научных) для них явно менее значимы, чем хайп, кликбейт и собственные карманы.

Публикуем официальный ответ директора SAS Андрея Щербенока по всем критическим замечания.

Коллеги, в свете последних дискуссий в соцсетях я хотел написать официальный ответ от лица Школа перспективных исследований SAS, Тюменский государственный университет, но решил, что у Школы есть более неотложные дела – в связи с карантином нам нужно быстро организовать перевод в online-формат 34 курсов. Поэтому я пишу от своего имени здесь. SAS - молодая институция. Четыре года назад группа людей объединилась вокруг амбициозной задачи - создать в Западной Сибири мощную образовательно-исследовательскую школу, привезти сюда ученых и преподавателей из ведущих академических центров мира, дать возможность самым работоспособным и мотивированным студентам начать свои академические (и не только академические) карьеры, не уезжая в Москву и Петербург. Вокруг этой идеи собралась команда заинтересованных людей. На нашу первую отборочную Проектно-аналитическую сессию по дизайну междисциплинарных исследовательских проектов (ПАС) приехали 28 исследователей с научными степенями из университетов Великобритании, Германии, Канады, России, США и Франции, 12 из них были приняты на работу. После ПАСа 2018 года мы приняли на работу еще 7 профессоров, двое из которых оставили для этого свои постоянные позиции с tenure в США и Новой Зеландии. Последний ПАС завершился вчера – по его итогам мы рассчитываем усилить преподавательский и исследовательский состав Школы еще 8 учеными из 6 стран мира.

Конечно, мы сделали массу ошибок в предыдущие годы. Мы были слишком наивны в своем визионерстве. Нам казалось, что, если задать верные правила игры, на этом фундаменте можно будет относительно быстро построить устойчивую институцию. Как выяснилось, это не так. Игра — это не только правила, но и игроки. Без их академической честности, преданности своему делу, стремления к передаче знаний и готовности работать в командах с представителями других дисциплинарных «клубов», одних только правил недостаточно.

О правилах и игроках все же нужно сказать отдельно. Преподаватели SAS получают зарплаты, чей размер зависит от их послужного списка, дисциплины, публикаций и т.д., но во всех случаях он значительно выше, чем зарплаты аналогичных преподавателей в других российских университетах, включая многие ведущие университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Преподаватели, начавшие работу в 2017 и 2018 годах, согласно их контрактам, должны присутствовать в Тюмени 6 месяцев в году. Иными словами, у каждого из них есть ежегодный полугодовой оплачиваемый саббатикал. За первые два года работы в SAS коллеги должны опубликовать всего одну статью в Scopus– такое требование было зафиксировано в регламентах, поскольку мы считаем важным дать нашим исследователям достаточно времени, чтобы начать новый междисциплинарный проект. Учебную нагрузку тоже сложно назвать непомерной - 250 академических часов в год.

Источник: https://www.facebook.com/shcherbenok/posts/10219058250259829
источник
Научно-образовательная политика
Как добиться перспективных исследований (2/2)

И все же сбои происходят. Бывает так, что человек на собеседовании говорит, что уже практически защитился и получает соответствующую позицию и зарплату, а потом - в силу разных причин - на полтора года откладывает свою защиту. Или коллеги объединяются в группы, чтобы делать совместные междисциплинарные исследовательские проекты, а вместо этого производят несколько авторских листов непубликабельного текста с критикой современного неолиберализма или 8-страничный текст по интегральной теории. Но даже в таких случаях решение принимает не руководство школы, а внешние эксперты из соответствующих областей. И если эксперты приходят к выводу, что за прошедший год сотрудники не опубликовали ничего по теме проекта, а подготовленные ими тексты не имеют шансов на публикацию в следующем году даже в случае доработки, руководство школы вынуждено принимать решение о снятии стимулирующей выплаты, что чаще всего означает увольнение. Это жесткое правило. Но если мы предъявляем высокие требования к студентам, мы должны предъявлять не менее высокие требования и к самим себе. К счастью, таких сбоев пока было мало – хотя они, видимо, неизбежны.

Мы тоже иногда обсуждаем - не стоит ли понизить планку, снизить требования к студентам и исследователям, ориентироваться не на лучших, а на средний уровень. Это существенно упростило бы всем жизнь, было бы меньше персональных обид и публичных скандалов... Но сделать это — значит отказаться от всего, ради чего создавалась SAS. И каждый раз, когда я вижу, как успешный ученый продает свой дом в Новой Зеландии и переезжает в Тюмень, чтобы иметь возможность работать в интеллектуально насыщенной среде, или когда тюменские студенты обсуждают свои исследовательские проекты с профессором, получившим образование в Гарварде, или когда статью, написанную двумя нашими исследователями из разных дисциплин, принимает рейтинговый журнал, или когда наш профессор публикует монографию в Oxford University Press, или даже когда наши студенты пишут хорошо аргументированные посты в FB на английском языке... я понимаю, что четыре года назад мы выбрали правильную стратегию.
источник
Научно-образовательная политика
Число подписчиков канала перевалило за 500, что очень радует! Дорогие коллеги и друзья, спасибо каждому из вас что читаете

Хочу вас познакомить друг с другом: среди вас много учителей и директоров школ, почти все руководители институтов развития, разнообразные чиновники, ведущие эксперты сферы образования и науки, ректоры, проректоры и деканы, исследователи, учёные и просто приличные люди :)

В телеграме есть традиция, не такая уж и плохая.
Поделюсь и я мнением о каналах, которые читаю каждый день.
Их около 50, и некоторые терпеть не могу, но читаю чтобы быть в курсе событий

Не буду писать банальных вещей: да, я как и все читаю Незыгарь и  Кремлевского безБашенника - умею отличать заказуху от стоящих инсайдов, а эти каналы их печатают в приличных объёмах

Научно-образовательная политика @scienpolicy
Я сотрудничаю с этим каналом и возглавляю одноимённый экспертно-аналитический центр. У ребят реально мощный коллектив.
Они уже легенда, их все знают и все уважают. Среди тех кто пишет о науке и образовании - они твёрдо и с большим отрывом на первом месте. И важно - это энтузиасты, которые любят сферу, о которой пишут.

Минобрнауки России
@minobrnaukiofficial

Новый канал, советую авансом. Но я знаю с каким настроем он создан - подпишитесь, не пожалеете в будущем

Университет онлайн
@go_university

У Дмитрия Пескова пёстрая, яркая команда, которой удалось сделать так, что раньше говоря "Остров" люди думали кто о Валааме, кто о Тенерифе. А сейчас думают о Пескове, Силинге и Третьякове.
Идея островов - гениальна, и наше общее дело - сохранять и укреплять  этот клуб умных и ярких людей от образования и цифры.

Лаборатория образовательной политики @edpolicylab

Ребята, к сожалению, пишут редко, но хорошо

Русский research @trueresearch

Я спокойно отношусь к критике, а этот канал меня не особо жалует.
Не всегда согласен с мнением, но читать интересно  

Большая перемена РФ @bpshkola

В команде Минпросвещения большие перемены, которые пришли и в телегу.

Молодежь и система @youthpolicy

Читатели знают, что я с большим уважением отношусь к команде Алексея Комиссарова. Со многими дружу, как могу помогаю. Коллеги в канале делают большое дело, поддерживая конструктивный диалог о молодёжных проектах.

НОП Тюмень Ханты Ямал @tyumen_science

Самобытный канал из западной  Сибири, пишущий о нашей сфере. В редакции есть настоящие звезды - тем интереснее следить за публикациями

Клубы мышления @mindclubs
Андрей Силинг, ты молодец!

Skolkovo Leaks @skolkovoleaks
Ребята пишут иногда чуть наивно, но позволяют не забывать о Сколково

Daily Storm @stormdaily
Я часто не согласен с позицией авторов, пишущих через известное политическое преломление. Но пишут с душой, энтузиазмом и обаянием. Кашеварову&Сивкову всегда интересно прочесть.

Владимир Легойда @vladimirlegoyda

До личного знакомства был сложного мнения о Владимире Романовиче. Сейчас советую канал всем - Легойда умный и глубокий, РПЦ повезло с ним

Россия в глобальной политике
@ru_global
Один из ключевых каналов, которые нужно читать,чтобы понимать внешнеполитическую обстановку

Пул #3 @dimsmirnov175
Дмитрий Смирнов показывает нам президентское ежедневье через призму своего юмора и хорошей иронии

Тина Канделаки @tikandelaki
Я помню как на прошлом питерском форуме она сокрушалась что не сможет промодерировать Котюкова из за накладок в расписании. Тину Канделаки можно и нужно уважать как минимум за трудолюбие и интерес с самым разным сферам жизни - включая сферу образования.

Кристина Потупчик @krispotupchik
Те кто считают её поверхностной, склоняют фамилию и с умным видом льют негатив - тупые недалёкие чмошники. Хотя плевать на вас Кристина хотела

Сергей Минаев @minaevlife
Талантливый человек талантлив во всём. А ведь известный всем Минаев как- то еще и отлично провёл Проекторию с Путиным, Кириенко и Голиковой

Гей на передержке @gayasylum
Считаю Антона Красовского одним из лучших российских журналистов и отличным парнем.
источник
2020 March 19
Научно-образовательная политика
Цифра молодежи

Иннополис вновь подтверждает свою репутацию одного из ключевых центров цифровых компетенций и их передачи молодежи.

Несмотря на все вирусные преграды открыта регистрация на международный турнир по информационной безопасности InnoCTF International 2020.

Отборочный этап соревнований пройдёт онлайн 5—6 мая. Участвовать могут команды из 5 человек — студентов бакалавриата и старшеклассников со всего мира. В прошлом году в онлайн-турнире InnoCTF участвовали 1 111 человек из 51 страны.

Во время онлайн-тура участники будут соревноваться в формате Jeopardy: команда получит набор заданий, к которым требуется найти ответ — набор символов или произвольную фразу. Команды, набравшие большее количество баллов, попадут на очный этап.

В финале, который пройдет очно в Университете Иннополис 5—7 июля, участники будут соревноваться по направлениям кибербезопасности. Формат заключительного этапа держится в секрете. Детали соревнования участники узнают в дни проведения.

Руководитель Центра информационной безопасности Университета Иннополис Сергей Петренко: «Мировая ИТ-индустрия нуждается в специалистах в области кибербезопасности. По нашим подсчётам, в 2019 году и начале 2020 года средний поток событий кибербезопасности (нападений на компьютерные сети и системы правительственных структур, крупных производственных компаний, банков и устройства рядовых пользователей) составил 57 млн событий в сутки. Для обнаружения критических атак необходимы высокие навыки, которым Университет Иннополис способен обучить, но для этого необходимы талантливые и способные студенты. Поэтому такие соревнования нужны как абитуриентам, чтобы испытать силы, так и ИТ-вузу».

Победители получат приглашение на очный этап грантового конкурса в бакалавриат и магистратуру Университета Иннополис без участия в заочном туре.

Заявки принимаются до 1 мая: innoctf.com.

Параллельно Университет Иннополис активно и эффективно внедряет дистанционный формат работы. Здесь как раз проявляются самые широкие и глубокие компетенции вуза, его руководства и сотрудников в цифровых вопросах.

Источник: https://university.innopolis.ru/news/InnoCTF-International-IU/
источник
Научно-образовательная политика
Выкладываем методические рекомендации Минобрнауки от 18.03.2020, которые упоминались на вчерашнем заседании рабочей группы по коронавирусу. Внутри файла три блока вопросов-ответов: 1) для администраций вузов, 2) для студентов, 3) для преподавателей.
источник
Научно-образовательная политика
Методические рекомендации Минобрнауки от 18.03.2020, которые упоминались на вчерашнем заседании рабочей группы по коронавирусу. Внутри файла три блока вопросов-ответов: 1) для администраций вузов, 2) для студентов, 3) для преподавателей.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Лидеры Россия: трек «Наука» (1/2)

В своей статье на Indicator.ru Екатерина Мищенко делится впечатлениями от финала научного вектора главного управленческого конкурса страны и приводит свои наблюдения. Предлагаем вашему вниманию ключевые выдержки.

Indicator.ru Екатерина Мищенко делится впечатлениями от финала научного вектора главного управленческого конкурса страны и приводит свои наблюдения. Предлагаем вашему вниманию ключевые выдержки.

Как рассказал председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, заместитель руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований Курчатовского института Никита Марченков, идея сделать на форуме для управленцев научный трек зародилась на ПМЭФ. По его словам, им хотелось «находить молодых творческих ребят», с которыми будет «драйвово работать» (что он и назвал, кстати, основной задачей КС).

С самого начала было ясно: наука — направление специфическое, и соревнование для молодых управленцев в этой сфере должно опираться на совсем иные требования к участникам. Инициативу молодые ученые предложили помощнику президента РФ Андрею Фурсенко. Он поддержал, но с условием: команду соберите и сами все организуйте. Так и случилось, и реализацию не смог остановить даже карантин, из-за которого сроки конкурса пришлось неожиданно сократить, а суперфинал перенести на неопределенный срок «Вам удалось за 48 часов выполнить почти двухнедельную программу, — заявила Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС».— За это время вы точно нашли единомышленников, а кому-то даже повезло найти настоящих друзей. Если будете объединяться, то точно будете усиливать друг друга».

Итогами организаторы не разочаровались: по словам Марченкова, для КС мероприятие стало большим опытом, а таким сильным соперникам кому угодно не стыдно было бы проиграть.

В завершение форума министр науки и высшего образования Валерий Фальков ответил на вопросы участников и слушателей, а потом и журналистов. Не смогли не помянуть недобрым словом новую систему оценки научной эффективности, которая недавно вызвала бурные дискуссии. Отдельно повозмущались гуманитарии: из-за их особенностей оценка через призму научных публикаций, да еще и по квартилям, по их словам, часто не отражает реальность.

Однако министр призвал их не жаловаться, а выносить свои результаты на международный уровень. По его мнению, зарубежным ученым тоже могут быть интересны достоверные данные о процессах, происходящих в России. А некоторые, как отметил Фальков, лукавят и демонстративно прибедняются, хотя на самом деле изучают важные для всего мира вопросы. «Если вы занимаетесь историей России, историей родного края, исследуете русский язык, вам, конечно, надо публиковаться в родной стране, — согласился он. — Но многие говорят о специфике, родном языке, а какая специфика, если вы занимаетесь гуманитарными проблемами, связанными с новыми технологиями, биоэтикой или искусственным интеллектом. Это общечеловеческие проблемы! Мне кажется, вы должны, наоборот, включаться в международные научные сети: знать, что публикуют ваши коллеги из других стран, и показывать им то, что публикуете вы».

Министр отдельно подчеркнул, что «надо ориентироваться на глобальность и межнациональность науки» (остается надеяться, что с таким настроем времена, когда нельзя было пообщаться с заграничными коллегами без письменного разрешения, прошли и больше не вернутся). В целом же сложившейся системой наукометрии Валерий Фальков доволен: он утверждает, что удалось, подискутировав с «карбонариями», принять решение и найти способ учесть монографии, не приравнивая их при этом к статьям. Ведь первых, по его словам, в России ежегодно издается около 12 тысяч, и далеко не все они блещут достойным качеством. При этом отказываться от количественного оценивания результатов научной работы, несмотря на неизбежное несовершенства такого подхода, министр не намерен. «Мы пришли к выводу, что наукометрия — не самый плохой способ. Некоторые ученые ждут, что им дадут денег и отстанут. Это неправильный тезис, что финансирование должно быть, а оценки быть не должно», — заявил он.

Материалы: статья Индикатора и наши публикации, в т.ч. эксклюзивные фото и видео.
источник
Научно-образовательная политика
Лидеры Россия: трек «Наука» (2/2)

Пример того, как удалось договориться с гуманитариями о монографиях, с точки зрения министра, отлично иллюстрирует идею о том, что важно уметь договариваться. Поскольку в конечном счете и у самих исследователей, и у администраторов науки цели должны быть одни, средства их достижения всегда можно обсудить. «Многие проблемы и противоречия очень надуманны. Нет неразрешимых проблем, главное находить способы коммуникации и решать разногласия», — уверен он.

Второй способ исправить то, что кому-то не нравится, по мнению Фалькова — это взять ответственность на себя. Отвечая на вопросы, как организатору «Кванториумов» принять участие в активностях, связанных с нацпроектами «Наука» и «Образование», как убедить ректоров вступать в консорциумы и быть полезным региону, к примеру, в Кировской области, где нет ни НОЦ, ни научных центров мирового уровня, министр предложил брать инициативу в собственные руки. «Если таких нет, вам надо их создать! Лидеры России не должны искать легких путей, а должны быть примером. <…> Силиконовую долину или Гарвард в Кировской области вы не воспроизведете, оно все равно будет другим, будет своя специфика. Но этого и не нужно! А переезжать, выносить этот проект за пределы своего регионы, искать, где попроще, — это все от лукавого», — уверен он.

«Мы очень надеемся на то, что управленческий потенциал науки, образования прирастет этими победителями и участниками этого конкурса. Я и мои коллеги все время говорим именно об этом. Давайте ждать конкретных успехов и проектов от этих ребят — новых, амбициозных. Уверен, что ждать придется не долго», — резюмировал руководитель конкурса, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Проявившие себя конкурсанты получат шанс пройти обучение и стажировки, а некоторые — даже приглашения на руководящие должности. Валерий Фальков рассказал, что собирается на следующий же день сделать кадровое предложение одному из победителей: «Это молодой парень, который активно участвует и двигается вперед. Очевидно, он уже созрел, у него есть амбиции и понимание. Это самый большой, даже грузовой социальный лифт для всех, кто здесь присутствует». Дело в том, что в управлении ощущается дефицит качественных кадров. «В научных институтах нужны амбициозные, молодые лидеры, готовые запустить яркие проекты. То же самое — если взять сферу популяризации науки (это тоже немаловажно, и о ней в последнее время много говорят)», — заявил министр.

Напоследок Фальков рассказал, какими он и его коллеги хотят видеть молодых лидеров исследовательского сообщества. «Наука чего ждет? Людей, которые готовы рисковать, у которых есть амбиции мирового уровня, идеи проектов. Тех, кто готов брать на себя ответственность. Тех, кто желает что-то изменить. Таких людей не хватает в науке, в образовании и в целом в жизни. Я чувствую, что присутствующие здесь способны на большие, интересные проекты. По глазам и по ответам на вопросы это видно». Таким людям, в первую очередь, министр посоветовал найти единомышленников, которые могли бы поддержать их идеи (пошутив, что начинать можно прямо с понедельника). Что ж, организаторы конкурса, судя по всему, их уже нашли — дело за участниками.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью «Научно-образовательной политики» с Александром Петуховым, руководителем научно-исследовательской лаборатории моделирования социальных и политических процессов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, суперфиналистом трека «Наука» управленческого конкурса «Лидеры России». Поговорили о распространении информации, роли соцсетей и влиянии Телеграм-каналов на жизнь общества.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью «Научно-образовательной политики» со Станиславом Юрченко, суперфиналистом трека «Наука» управленческого конкурса «Лидеры России», руководителем лаборатории терагерцовой техники научно-образовательного центра «Фотоника и ИК-техника» МГТУ им.  Н.Э.Баумана. Поговорили о новых материалах, теории жидкости и научном взгляде за горизонт.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Врио ректора Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university

@scienpolicy и Университет онлайн @go_university

По какому пути вуз пошел в переходе на дистант?

С 17 марта мы полностью перешли на дистанционную работу со студентами. В таком большом университете как СФУ свободное посещение стало бы полумерой и никак не способствовало бы купированию эпидемиологической ситуации.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Если два дня назад у нас ещё возникали вопросы, то сегодня понятно - новые условия работы осложнят, но не парализуют работу вуза. Для университета это вызов. Пришлось в предельно сжатые сроки масштабировать на весь университет механизмы, которые до этого момента работали локально.

Мы постоянно мониторим ситуацию вокруг перехода на дистанционное обучение. Не все гладко: есть технические сбои, для кого-то их преподавателей это оказалось вызовом, но университет работает.

Прогнозируемо сложным местом стало проведение лабораторных и практических работ. В крайнем случае, когда нет возможности дистанционной работы или изменения формата, мы идёт на перенос практических занятий на более поздний срок или даже на другую сессию.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу на дистантную форму?

Несмотря на опасения, как студенты и преподаватели воспримут столь кардинальные перемены, оказалось, что самая сильная мотивация для них – здравый смысл.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Наши источники в аппарате Правительства сообщают: только что премьером Михаилом Мишустиным принято решение о переводе с понедельника, 23 марта, основной части сотрудников министерств и ведомств на дистанционный режим работы. Доступ посетителей в министерства будет запрещен...
источник