
— Есть ли какое-то понимание срока, на который вводится дистанционное обучение?
— Мы не знаем, как будет развиваться ситуация, поэтому готовимся к тому, что это может продолжаться достаточно долгий период. Важно в этих условиях — мы эту работу сейчас проводим — посмотреть, в каком состоянии находится информационная инфраструктура в вузах и максимально быстро оказаться содействие; второе — в каком состоянии находятся электронные библиотечные системы; третье — где вузам необходима поддержка. Мы прекрасно понимаем, что возможности, заделы в этой ситуации у вузов разные. Для кого-то это оказалось достаточно легко, ректоры подписали приказы, и уже на второй день студенты были переведены. Сейчас, конечно же, идет апробация, потому что такого ни разу не было. 65% вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования, на данный момент приняли решение о переходе на дистанционный формат обучения. Ясно, что не везде это проходит безболезненно, ясно, что есть определенные сложности. Но еще раз повторяю: создана специальная рабочая группа, и в ежедневном режиме мы вырабатываем методические рекомендации для преподавателей, для студентов, для руководства университетов и вузов, чтобы как можно быстрее наладить нормальную полноценную работу. В частности, уже вчера была опубликована информация о первых онлайн-курсах. Их пока 633, но мы посчитали и в ближайшее время ставим себе задачу удвоить количество этих онлайн-курсов, потому что все ведущие университеты России приняли решение открыть бесплатно для всех студентов российских вузов свои наработки, открыть те курсы, которые у них были предназначены для внутреннего использования.
— Как будут организованы практические занятия, стоящие в планах обучения?
— Мы понимаем, что одного ответа универсального на этот вопрос нет. Каждый университет решает по-своему. Во-первых, университеты отличаются по профилю, по специфике. Есть классические университеты, где преобладает гуманитарное образование, и доля технических дисциплин не такая большая. Есть технические вузы или вузы естественно-научного и технического профиля. И понятно, что дистанционно организовать работу в лаборатории практические невозможно. В этом случаем есть практики, есть государственная итоговая аттестация, есть промежуточная аттестация. Мы проанализировали опыт вузов и видим, что в зависимости от ситуации каждый вуз принимает взвешенное решение: кто-то переносит на другой семестр итоговую аттестацию, кто-то переводит аттестацию в онлайн. Что касается тех занятий, которые не могут быть проведены онлайн, просто принимается решение о переносе их на другой семестр.
— Скажется ли как-нибудь переход на дистанционное обучение на зарплате и стипендиях?
— На стипендиях точно нет, как и на зарплатах. Мы ставим такую задачу, чтобы все социальные права сотрудников университетов, в первую очередь преподавателей, были защищены в полном объеме. Это не является причиной для изменения оплаты труда преподавателей.