Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 18
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о коронавирусе и переходе в онлайн (2/5)

— Есть ли какое-то понимание срока, на который вводится дистанционное обучение?

— Мы не знаем, как будет развиваться ситуация, поэтому готовимся к тому, что это может продолжаться достаточно долгий период. Важно в этих условиях — мы эту работу сейчас проводим — посмотреть, в каком состоянии находится информационная инфраструктура в вузах и максимально быстро оказаться содействие; второе — в каком состоянии находятся электронные библиотечные системы; третье — где вузам необходима поддержка. Мы прекрасно понимаем, что возможности, заделы в этой ситуации у вузов разные. Для кого-то это оказалось достаточно легко, ректоры подписали приказы, и уже на второй день студенты были переведены. Сейчас, конечно же, идет апробация, потому что такого ни разу не было. 65% вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования, на данный момент приняли решение о переходе на дистанционный формат обучения. Ясно, что не везде это проходит безболезненно, ясно, что есть определенные сложности. Но еще раз повторяю: создана специальная рабочая группа, и в ежедневном режиме мы вырабатываем методические рекомендации для преподавателей, для студентов, для руководства университетов и вузов, чтобы как можно быстрее наладить нормальную полноценную работу. В частности, уже вчера была опубликована информация о первых онлайн-курсах. Их пока 633, но мы посчитали и в ближайшее время ставим себе задачу удвоить количество этих онлайн-курсов, потому что все ведущие университеты России приняли решение открыть бесплатно для всех студентов российских вузов свои наработки, открыть те курсы, которые у них были предназначены для внутреннего использования.

— Как будут организованы практические занятия, стоящие в планах обучения?

— Мы понимаем, что одного ответа универсального на этот вопрос нет. Каждый университет решает по-своему. Во-первых, университеты отличаются по профилю, по специфике. Есть классические университеты, где преобладает гуманитарное образование, и доля технических дисциплин не такая большая. Есть технические вузы или вузы естественно-научного и технического профиля. И понятно, что дистанционно организовать работу в лаборатории практические невозможно. В этом случаем есть практики, есть государственная итоговая аттестация, есть промежуточная аттестация. Мы проанализировали опыт вузов и видим, что в зависимости от ситуации каждый вуз принимает взвешенное решение: кто-то переносит на другой семестр итоговую аттестацию, кто-то переводит аттестацию в онлайн. Что касается тех занятий, которые не могут быть проведены онлайн, просто принимается решение о переносе их на другой семестр.

— Скажется ли как-нибудь переход на дистанционное обучение на зарплате и стипендиях?

— На стипендиях точно нет, как и на зарплатах. Мы ставим такую задачу, чтобы все социальные права сотрудников университетов, в первую очередь преподавателей, были защищены в полном объеме. Это не является причиной для изменения оплаты труда преподавателей.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о коронавирусе и переходе в онлайн (3/5)

— Какие прорабатываются сценарии для вступительных экзаменов в вузы и весенней сессии?

— Что касается вступительных испытаний в вузы, в большинстве сегодня поступление осуществляется на основе результатов единого государственного экзамена. Результаты мы имеем обычно во второй половине июня. Мы сегодня начинаем разные сценарные варианты прорабатывать, но я бы не торопился сейчас и не стал бы пугать ни родителей, ни выпускников школ. Более того, хочу напомнить, что во многих вузах, там, где нет дополнительных вступительных испытаний, можно подать документы по почте либо онлайн. И в этом году за оставшиеся несколько месяцев мы с учетом экстренной ситуации доработаем эти сервисы, они уже несколько месяцев прорабатываются, чтобы полностью безлюдным и бесконтактным сделать процесс. Чтобы абитуриенты имели возможность подать документы, а дальше просто по интернету смотреть за рейтингами и принимать решение. Поскольку обычно абитуриенты подают документы в несколько вузов и выбирают лучший из них, пока конкурсная ситуация меняется, то можно вполне и по интернету принять соответствующее решение и поступить. Это как раз несложно. Говоря о весенней сессии, надо помнить, что она будет в тех вузах, где две сессии, а у нас уже много вузов, где четыре сессии в год. В них сессия сейчас должна начаться либо уже идет. Приняты решения либо о переводе в онлайн, либо о переносе на другой семестр. Такие полномочия у вузов есть, и уже такие решения приняты. Они вполне обоснованы, как мне кажется, потому что позволяют сохранить, с одной стороны, качество образования, с другой стороны, соответствую той ситуации, в которой мы все оказались.

— Как будет решаться вопрос с иностранными студентами и программами обмена?

— Что касается входящей и исходящей мобильности, мы еще в конце января рекомендовали вузам ее ограничить, не отправлять в командировки без надобности студентов и преподавателей, и в свою очередь, по возможности ограничить массовые мероприятия и приезд гостей из-за рубежа. На данный момент этот запрет большинством соблюдается, и это не вызывает вопросов. Что касается иностранных студентов, в контексте того, что мы обсуждаем, они ничем не отличаются от студентов-граждан Российской Федерации. Они так же включены в группы, зачастую это группы смешанные, у нас же нет такого, что иностранцы учатся отдельно и по отдельным программам. И в этом смысле они точно так же переводятся на обучение с помощью дистанционных образовательных технологий.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о коронавирусе и переходе в онлайн (4/5)

— В каком режиме будут работать общежития?

— Мы рекомендовали дополнительную санитарную обработку во всех общежитиях и сейчас будем помогать нашим вузам, чтобы эта работа была широко развернута. Мы прекрасно понимаем, что ситуация во всех вузах разная, и по-разному реагирует руководство вузов, где-то это уже обеспечено в полном объеме, а где-то еще только лишь к этому подходят. Но по необходимым мерам предосторожности — санитарная обработка, антисептики, плюс контроль за температурой, соответствующие станции, медицинские работники — работу с каждым вузом последовательно мы ведем. И еще один важный момент по поводу общежитий — в том приказе, который министерство издало 14 марта, мы отдельно обратили внимание вузов на необходимость проведения не только обучения по образовательным программам, но и воспитательной работы со студентами. Мы понимаем, что времени в данном случае появляется гораздо больше, с одной стороны, а с другой стороны, в той ситуации, в которой мы оказались, в населенных пунктах много уязвимых категорий населения. Например, люди пожилого возраста. Мы рекомендовали в этой связи всем вузам организовать работу волонтеров с тем, чтобы по желанию в этой непростой ситуации оказать содействие людям пожилого возраста. Поскольку есть рекомендации им не выходить из дома, есть сложности с доставкой продуктов. Надо сказать, что такая работа и до ситуации с коронавирусом была развернута по самым разным направлениям социального волонтерства, оно востребовано в вузах. Сегодня мы целенаправленно фокусируем внимание студентов и руководства вузов на том, чтобы осмысленно, без суеты, обеспечив соответствующими средствами дезинфекции и с мерами предосторожности, вовлечь тех студентов, кто хотел бы такую помощь оказать, задействовать в этой работе.

— Представители вузов, получив предписание о переходе на дистанционное обучение, разделились на две группы. Первая, пока более масштабная, — те, кто до конца не понимает, что делать, какую платформу для онлайн-образования использовать. Вторая — небольшая, но устойчивая группа, которые представляют, что делать, и хотели бы первой группе помочь, но не знают до конца, как до них достучаться. Будет ли эта работа по обмену лучшими практиками выстроена централизованно?

— Мы с вами в этой ситуации массового перевода на дистанционное обучение находимся буквально несколько дней, если быть точным, со второй половины пятницы. Четвертый день мы активно в этой ситуации работаем. Во-первых, еще раз обращаю внимание всех, что у нас есть ситуационный центр в министерстве, и есть прямая линия (телефон «горячей линии»: +7 (495) 198-00-00). Студенты любого вуза, преподаватели, сотрудники, если возникают вопросы, могут позвонить и получить соответствующий ответ, если это критическая ситуация, что не организован учебный процесс или нет соответствующей платформы. Хотя в соответствии с государственными образовательными стандартами в каждом вузе должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, которая в том числе должна позволять организовать обучение опосредованно, в дистанционном формате с помощью цифровых технологий. Мы оказываем методическую помощь через ситуационный центр. Во-вторых, каждый день работает целая группа экспертов из числа ведущих вузов, которая разрабатывает рекомендации. Уже вчера мы выдали рекомендации — разместили их в средствах массовой информации, на сайте, довели по всем возможным каналам до вузов — какие действия необходимо предпринять, чтобы либо полностью перейти на дистанционное образование, либо в зависимости от эпидемиологической ситуации принять решение выборочно по отношению к определенным категориям студентов, курсам, специальностям или направлениям.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о коронавирусе и переходе в онлайн (5/5)

Завтра мы вновь соберемся и дадим вузам рекомендации по использованию преподавателями и студентами доступных онлайн-курсов. На данный момент их 633 размещено в открытом доступе, количество каждый день увеличивается. Мы рассчитываем, что порядке полутора тысяч таких курсов со временем будут доступны. Это то, что наработали российские университеты, в том числе на специальной Национальной платформе открытого образования. Многие университеты ведущие, еще раз повторю, открыли те курсы, которые они разрабатывали для себя, для организации собственного образовательного процесса, сделали их доступными. Конечно, есть сложности с подключением, с доступом, такое бывает всегда. Сегодня большое количество людей задействовано, чтобы это обеспечить. Думаю, в течение нескольких дней, эти естественные для данной ситуации сложности будут устранены, и мы более-менее в спокойном режиме начнем анализировать, смотреть, что происходит в наших вузах. Количество тех, кто чувствует себя уверенней, с каждым днем увеличивается. Конечно, для многих это серьезное испытание, потому что у вузов разная готовность была, разная инфраструктура, разные условия. Для наших ведущих вузов в этом нет ничего необычного, для них это один-два дня, и они перешли. Те вузы, кто чувствует, что они не готовы, взяли паузу и пока еще такие решения обдумывают, и мы им помогаем, мы консультируем, как это сделать грамотно.

— По сути, сейчас происходит незапланированный эксперимент по переходу на онлайн-обучение. Не могут ли нормативы, связанные с онлайн-обучением, когда ситуация с коронавирусом закончится, измениться, чтобы иностранные граждане, те же китайцы, могли большую часть времени дистанционно проходить обучение, а на выходе получать диплом российского высшего образования? Этим можно цифры по нацпроекту «Образование» повысить.

— У нас задача не просто показать цифры, мы ставим себе задачу сущностно провести определенного рода изменения. Та ситуация, в которой мы оказались, конечно, стресс-тест для всей системы высшего образования и для каждого отдельно взятого вуза, для руководства вуза в том силе. Сказать, что мы не готовы в целом, нельзя, так же как нельзя сказать, что готовность стопроцентная. Я бы не преувеличивал значение онлайн-курсов, потому что речь идет о более масштабном явлении. Наша задача — организовать полноценную реализацию образовательных программ с помощью новых цифровых технологий. И онлайн-курсы, если посмотреть, это 10% от того, о чем мы с вами говорим, потому что огромное количество возможностей возникает у преподавателей. С одной стороны, это вызов, с другой — возможность организовать обучение с помощью современных технологий, которыми мы, кстати, за рамками образования ежедневно пользуемся с удовольствием и даже не замечая этого. Естественно, главная сложность на сегодня — это отсутствие представление о том, как можно перейти в новый формат, какие технологии можно использовать. Но мы видим, что последовательно, разбираясь, анализируя ситуацию, вырабатывая рекомендации, лучшие вузы делятся с теми, у кого нет такой практики. В ближайшее время мы подготовим рекомендации, как можно своими силами быстро и даже при отсутствии онлайн-курсов организовать обучение. Есть, в конце концов, и это уже норма для большинства, интернет, есть огромное количество устройств, которые позволяют делать записи, и в обычной жизни мы этим пользуемся. Что нам мешает это использовать в образовании? Понятно, что это экстренная ситуация, и в дальнейшем мы это тиражировать не будем, потому что нужны определенные стандарты обучения в виде онлайн-курсов. Но я хочу сказать, что этот опыт безусловно, каким бы он ни был, в дальнейшем будет использован. Сегодня это опыт посмотреть на работу вузов совершенно под другим углом, посмотреть на готовность преподавателей, и студентов, посмотреть еще с этой точки зрения на ситуацию.
источник
Научно-образовательная политика
Переход в онлайн: в помощь ректорам

В рамках мероприятий Рабочей группы Минобрнауки РФ, завтра состоится экспертный семинар «Дистанционные форматы обучения в университетах» для руководителей университетов.

Дата и время проведения: 18 марта в 12:00 по Московскому времени.

Участие: свободное

Для оперативной поддержки участников образовательного процесса российских университетов запущена «горячая линия» по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения keep-learning.globaluni.ru.

По рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ контактный центр создан на базе Ассоциации «Глобальные университеты», которая объединяет ведущие российские университеты-участники проекта повышения глобальной конкурентоспособности.

В семинаре примут участие представители Минобрнауки России, руководители и эксперты Ассоциации «Глобальные университеты», лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ и Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», а также ряд ректоров, которые уже апробировали переход (Финансовый университет при Правительстве РФ, Дальневосточный федеральный университет, Государственный университет управления и т.д.)

С руководителями вузов будут разобраны и обсуждены практические вопросы, в которых началось исполнение соответствующих приказов министра.

Семинар проводится в форме вебинара.

Для участия в вебинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке  https://clck.ru/MXGWK.

За час до начала вебинара на сайте горячей линии будет размещена открытая ссылка на прямую трансляцию без регистрации.
источник
Научно-образовательная политика
Сельхоз мирового уровня

Независимо от коронавируса, агропромышленный комплекс России должен обеспечивать страну продуктами питания. Посевная стартует по погоде, а не по эпидемиологической обстановке. Однако, в условиях закрытия границ и осложнения международной торговли, особое значение получает эффективность сельского хозяйства страны.

Вопросам развития АПК уделяется значительно внимание в рамках нацпроекта «Наука» – в частности, один из создаваемых научных центров мирового уровня будет посвящен работам в рамках «сельхоз приоритета» Стратегии научно-технологического развития. Также предусмотрено создание селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.

Флагманским в вопросах развития сельского хозяйства является созданный в первую волну научно-образовательный центр мирового уровня Белгородской области «Инновационные решения в АПК».

Работа строится в рамках пяти платформ:
– Биотехнологии;
– Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия: семеноводство;
– Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия: животноводство;
– Производство продовольствия и ветпрепаратов;
– Рациональное природопользование.

Проекты, реализуемые белгородским НОЦ по своему содержанию тесно связаны с Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства, а также с ФНТП развития генетических технологий.

Квалифицкация участников центра позволяет эффективно выполнять программу его развития. Среди них – Курчатовский институт, ведущие профильные научные институты и университеты.

Важно, что Курчатник выступает в качестве головной научной организации ФНТП развития генетических технологий. Это гарантирует координацию всей работы по развитию генетики в АПК на территории России. И ключевую роль здесь будет играть именно Белгородский НОЦ.

Вместе с тем, центр будет работать как катализатор и драйвер экономики своего региона.

«Задачи Белгородского НОЦ – перевести экономику АПК Белгородской области на новую парадигму инновационного развития, прекратить утечку мозгов и обеспечить постоянно растущую конкурентоспособность человеческого капитала нашего региона и России в целом»,сказал во время отчёта о работе правительства региона за 2019 год губернатор Евгений Савченко.

Подробнее см. сайт центра: http://nocapk.ru/
источник
Научно-образовательная политика
В 12:00 начнётся публичный веминар с обсуждением перехода университетов на дистанционный формат работы.
Свои кейсы представят ректоры ведущих российских университетов

Ждём всех!

https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
источник
Научно-образовательная политика
Университетский стресс-тест

Валерий Фальков принял участие в совещании, организованном Российским Союзом Ректоров, на котором обсуждались меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, а также вопросы формирования контрольных цифр приема.

Совещание прошло в формате видеоконференции. К обсуждению подключились руководители региональных подразделений Союза Ректоров, ректоры ведущих университетов.

Председатель РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о регламенте работы, на который перешел университет, и о результатах предпринятых мер, а также о помощи, которую вуз готов оказать коллегам в регионах. Речь шла о бесплатном доступе к онлайн-платформам, на которых размещены образовательные материалы. Кроме того, он призвал коллег позаботиться о здоровье и благополучии не только студентов, но и профессорско-преподавательского состава, переводя рабочий процесс в онлайн-формат.

«Конечно для нас это новые обстоятельства. Но это одновременно и способ мобилизоваться и приобрести новый опыт, повысить уровень понимания и применения онлайн-ресурсов, цифровых технологий, ликвидировать имеющиеся пробелы. И, что важно, мы встречаем понимание от всех участников этого процесса», - отметил Виктор Садовничий.

К участникам совещания обратился Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Глава Минобрнауки России отметил, что происходящие в мире события требуют действий и мер на опережение. Решения и рекомендации, которые дает Министерство, отметил Валерий Фальков, основаны на совместной с вузами проработке вопросов и сценариев.

«Мы столкнулись со стресс-тестом для всей системы. Нам надо серьезно отнестись к ситуации, посмотреть, как выстроен процесс. Оценить ресурсы, инфраструктуру. Нужно сплотиться. Это режим живой практики, который позволит оценить возможности онлайн-образования, которые должны будут сделать нашу систему образования еще сильнее. Главное – обеспечить полноценную реализацию образовательных программ в новых изменившихся условиях. В этих условиях никто из нас с вами не жил, поэтому возникают и сложности. Но уже предприняты меры, есть понимание задач. Электронная образовательная среда должна принять на себя ключевую роль. И мы рассчитываем, что ведущие вузы и площадки помогут коллегам адаптироваться к условиям», - сказал Министр.

Участники совещания поделились опытом реализации в регионах рекомендаций Минобрнауки России по переводу образовательного процесса в дистанционный режим. С учетом актуальной местной эпидемиологической обстановки и специфики территорий в ряде регионов есть свои особенности этого процесса. Но в целом он оперативно запущен. Ведущие университеты открыли свои онлайн-площадки для бесплатного к ним доступа российских студентов и преподавателей. По словам Министра, это говорит об атмосфере взаимопонимания и поддержки, которая сложилась в вузовском сообществе.

Для оперативного реагирования на возникающие вопросы в Министерстве создана рабочая группа, которая будет анализировать ситуацию и давать свои рекомендации, оказывать методическую помощь, содействовать вузам. В состав рабочей группы вошли также представители Федеральной налоговой службы, Счетной палаты РФ и т.д.

Валерий Фальков призвал коллег обратить внимание не только на образовательную составляющую, но и на воспитательную функцию образования, которую тоже необходимо вести в новых условиях.

«Главная задача – максимально обеспечить взаимодействие между преподавателями и студентами, при этом исключив непосредственный контакт. Чтобы не допустить очагов распространения инфекции в вузах. Мы, как ответственные граждане, должны приложить максимум усилий, чтобы решить и отраслевые задачи, и показывать пример. Потому что университеты – этого особого рода интеллектуальные корпорации, на которые равняются. У нас особая миссия в государстве. И это должно воплощаться в наших с вами ежедневных действиях», - сказал Министр.

Вторая часть совещания была посвящена методике распределения контрольных цифр приема. С докладом выступил директор Департамента экономической политики Андрей Омельчук.

Источник.
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые Незыгарь и помощник Председателя Государственной Думы Анастасия Кашеварова!

В условиях короновируса фактчекинг становится обязательным.

Не знаем кто там у вас голову не включил, а в Минпросвещения и Минобрнауки головы как минимум не отключали.

Наши коллеги круглосуточно и в самом тесном взаимодействии с подведомственными организациями обсуждают пошаговую реализацию соответствующих приказов министерств.

Министр Валерий Фальков ежедневно (включая субботу и воскресенье) лично проводит совещания с личным участием ВСЕХ ректоров вузов.

Вы опубликовали свой гениальный пост именно в тот момент, когда на очередном совещании Минобрнауки о переходе на дистанционную форму работы рассказывал ректор ГУУ Иван Лобанов. Он делился примером с руководителями из более чем 500 университетов, которые в этот момент в режиме онлайн смотрели трансляцию.

Ректор Лобанов рассказывал в том числе об эффективной работе своей команды в это непростое время.

Анастасия Кашеварова, давайте вспомним вместе, не работает ли случаем в ГУУ проректор с фамилией ВОЛОДИНА и что вы конкретно имели ввиду под «тупым исполнением»?

Настоятельно советуем вам напрямую связаться с ректором ЛЮБОГО университета и убедиться, что вузы и Минобрнауки сейчас работают не просто как единый механизм, а как одна семья.

А ещё лучше – найдите возможность принести извинения людям, которые работают сейчас круглосуточно и без выходных.

https://t.me/russica2/25070
источник
Научно-образовательная политика
На фото - доклад проректора ГУУ сегодня (ректор выступил до него и отлучился в короновирусной штаб ГУУ) на совещании Минобрнауки, в котором приняло участие более 2000 руководителей из более чем 500 вузов.
источник
Научно-образовательная политика
Настя, поверьте - мы тоже в массе своей родители, часто многодетные.

Но это не повод для лидера мнения (кем вы, безусловно, являетесь) бросаться заявлениями без глубокой их проверки.

Минобрнауки, которое вы упомянули, к школам отношения никакого не имеет. А имеет к вузам. Которые (уж поверьте нам, практикам с образовательной короновирусной "передовой") работают сейчас с Минобрнауки в самом тесном контакте.

Министр у нас тоже не "бронзовый" и не отсиживается дома. Штаб работает каждый день до ночи, и Валерий Фальков домой уходит последним.

Было бы круто, если б Daily Storm это отметил или хотя бы заметил. Нам звезд не нужно. Но и обижать тех, кто "пашет" честно, не дадим.

А проблема, о которой вы пишете - она даже не к Минпросвещения, а к директору вашей школы. Вот ему/ей настучите по голове от всей души: детей и учителей надо беречь.

https://t.me/akashevarova/3300
источник
Научно-образовательная политика
Мы внимательно не только читаем, но и думаем 😉

По студентам такой разнорядки из Минобрнауки точно нет (что есть - мы ранее в канале публиковали). Наоборот, подход максимально гибкий и с уважением к "сестрам-студенткам".

И даже по школам нет (а есть - излишне ретивые директора, плохо умеющие читать).

Кстати, советуем Минпросвещения этот кейс взять на контроль и более практикоориентированно провести разъяснительную работу со школами.

https://t.me/akashevarova/3301
источник
Научно-образовательная политика
Тут умные люди @akashevarova и @scienpolicy устроили полемику по образованию и коронавирусу (кто б сомневался). Хотя о чем они спорят - непонятно, ведь говорят об одном и том же. А так как упомянули ещё и нас, и обратили наш взор на Минобрнауки и их эффективную работу, то мы обязуемся написать об этом. Надеемся, что Научно-образовательная политика нам в этом поможет.

https://t.me/scienpolicy/8554
Telegram
Научно-образовательная политика
Настя, поверьте - мы тоже в массе своей родители, часто многодетные.

Но это не повод для лидера мнения (кем вы, безусловно, являетесь) бросаться заявлениями без глубокой их проверки.

Минобрнауки, которое вы упомянули, к школам отношения никакого не имеет. А имеет к вузам. Которые (уж поверьте нам, практикам с образовательной короновирусной "передовой") работают сейчас с Минобрнауки в самом тесном контакте.

Министр у нас тоже не "бронзовый" и не отсиживается дома. Штаб работает каждый день до ночи, и Валерий Фальков домой уходит последним.

Было бы круто, если б Daily Storm это отметил или хотя бы заметил. Нам звезд не нужно. Но и обижать тех, кто "пашет" честно, не дадим.

А проблема, о которой вы пишете - она даже не к Минпросвещения, а к директору вашей школы. Вот ему/ей настучите по голове от всей души: детей и учителей надо беречь.

https://t.me/akashevarova/3300
источник
Научно-образовательная политика
Переход в онлайн: вебинар (1/4)

На базе НИУ «Высшая школа экономики» прошел вебинар по практическим аспектам перевода образования в онлайн. Публикуем основные тезисы и представленные практики.

Сейчас более 60 млн студентов переведены на дистанционное обучение, 85 млн в зоне риска.

Основные направления работы:
1.  В каждом конкретном случае университеты принимают решения самостоятельно и действуют по ситуации.
2.  Согласно ФЗ «Об образовании» ст. 58 п. 1 – за всю деятельность организации отвечает ректор.
3.  Перевод курсов в онлайн,ь перенос занятий в интерактивный онлайн формат.
4.  Запрет академической мобильности сотрудников и студентов
5.  Перенос мероприятий.
6.  В России решения принимаются более централизовано, потому что есть Минобрнауки, но его заключения носят рекомендательный характер.

Работа онлайн-платформ вузов организована таким образом, что возможно войти в середину курса или реализовать его часть. Призываем задавать все возможные вопросы

Опыт Финансового инструмента доложил ректор Михаил Эскиндаров: создание штаба, информирование преподавателей и студентов. Важно работать через старост групп посредством соцсетей Вконтакте, Фейсбук и иные соцсети. Практика переведена в дистанционный и онлайн формат.

Опыт Университета Лобачевского (ННГУ) представила врио ректора Елена Загайнова: свободный выбор формата, очень удачны вебинары; использование соцсетей, Skype; прямой эфир с ректорами и проректорами с участием студентов и родителей по сложившейся ситуации; преподавателей старше 65 лет (группа риска) оставили по домам, студенты занимаются по всему набору курсов, в том числе в рамках получения дополнительного образования; большую помощь оказывают сотрудники профилактория особенно по контролю за общежитиями, проводится покомнатный обход; студентов из Нижегородской области поощряем к отъезду домой, иностранных студентов контролируем – занятость и состояние здоровья; главное – держать студента дома; вузы Нижнего Новгорода сплотились; волонтеры-медики из студенты из медицинского университета привлекаются к волонтерской работе; проводим обзвоны студентов и старост. Очень хорошее взаимодействие с органами власти – все решения проводятся через штаб Правительства области, они открыты

Псковский государственный университет – врио ректора Наталья Ильина: работаем на системе Moodle; отработали перевод систем в онлайн еще ранее приказа; под руководством ВШЭ и Питерского политеха работали над созданием электронной среды. Важно сделать аудит образовательных программ и нормативных документов. Тестирование инфраструктуры – серверы и улучшение ресурсной базы. Все содержание образовательной программы распределили через реестр дисциплин, преподаваемых через онлайн-курсы собственные и открытые, электронную библиотечную систему и иные платформы. Преподаватель вводит методические материалы для освоения дисциплин онлайн и сами курсы.

Ректор Государственного университета управления Иван Лобанов рассказал о тех практиках, которые используются в вузе: отдельное спасибо Министерству за четкое руководство и всестороннюю помощь. Мы работаем на своей платформе – там есть личные кабинеты всех преподавателей и студентов. Туда выкладываются все методические материалы, конспекты действий и иные документы. Есть ряд проблем – что делать с общежитиями на территории кампуса. Пошли по пути согласованному с Минобрнауки – кто может уехать, даем такую возможность, по остальным – усиливаем медицинский контроль. Реализуем смешанным образом – собственные онлайн-курсы, ЭБС и открытые на различных платформах. Все курсы ведущих мировых университетов по направлению подготовки спонсируются для студентов – они могут прослушать курсы от ведущих вузов. Ситуация дает возможность отработать механизмы и перейти к эффективным форматам дистанционного обучения.
источник
Научно-образовательная политика
Переход в онлайн: вебинар (2/4)

Вопрос: Как можно быстро перевести обучение Вконтакте?

Ответ Финансового университета: Инструменты Вконтакте позволяют быстро ввести в образовательную среду студентов. У 90% студентов есть аккаунты. Используем старост групп для заведения отдельной группы Вк для коммуникации между студентами, а также с преподавателями. Дополнительный функционал для вебинаров требует установки отдельного ПО. Мейл.ру сделало видео-урок для развертывания этого формата работы.

Комментарий: С компаниями Мейл.ру и Яндекс Минобрнауки ведет активные переговоры – надеемся, что до конца недели все сервисы будут доступны для университетов.

Евгения Кулик (НИУ ВШЭ, нацплатформа «Открытое образование»): Очень важна поддержка преподавателей, они сейчас не до конца представляют, как перевести процесс в онлайн. На сайте ВШЭ представлены практические рекомендации для педагогов. Сейчас важно обеспечить качество без перегибов.

Никита Анисимов (ректор ДВФУ): У университета более длительный опыт вследствие географического расположения. В конце января уже открыли первый в России карантинный пункт для приезжающих иностранных студентов. Психологическое понимание ситуации в коллективе – это важный элемент успеха всех процессов. Так как мы с 2018 перевели освоение части программы на освоение в онлайн – в итоге и у студентов, и у преподавателей есть понимание и навыки, как действовать. Второе – подготовка заранее. Мы связались с коллегами, в том числе Китайского университета в Гонконге – они подготовили хорошие методические материалы, их активно используем. С точки зрения атмосферы, необходимо спокойствие, понятность и открытость. На сайте функционирует специальная страница с ответами на абсолютно все задаваемые вопросы. У преподавателей есть дети, а школы сейчас закрыты – таким коллегам мы помогаем в переходе в онлайн. Группе 60+ оказываем всю помощь, чтобы работали только из дома. Наши решения:
1.  Все должно быть открыто. Лекция ведущего вирусолога страны на сайте вуза. Это снимает эмоциональную напряженность в обществе.
2.  В части учебного процесса – приоритет сохранения расписания. Есть выемки, потому что часть дисциплин физически нельзя перевести в электронный формат. Свобода преподавателей в выборе технологий. Объявлены 4 дня каникул, с понедельника будет полное дистанционное образование. По социально необеспеченным студентам необходимо отдельно работать – с обеспечением всех мер безопасности организовать рабочие места. Студенты должны тоже помогать в переходе – у нас активны студенческие волонтеры, они помогают преподавателям в переходе в онлайн. Сейчас такое время, что нужно сплотиться и друг другу помогать. Противодействовать вирусу – это основная задача. Также мы ставим цель остаться университетом – сохранить расписание, преподавателей и студентов.

Вопрос из чата – как организовать дистанционные лабораторные работы по химии и другим дисциплинам?

Ответ Никиты Анисимова: Либо помочь преподавателей найти формат в виде электронных лабораторий, либо перенести дисциплину на следующий семестр, либо перенести занятия. Не надо кидаться выполнять учебный план в полном объеме. Нужно обеспечить учебный процесс в целом. Руководитель решает сам и максимально гибко. Нужно не уронить качество.
источник
Научно-образовательная политика
Переход в онлайн: вебинар (3/4)

Вопрос по диссертационным советам – можно ли проводить их заседания онлайн?

Ответ Михаила Эскиндарова (Финансовый университет): Поскольку нам предоставлено право самостоятельного присуждения дисциплин, у нас разрешено дистанционное проведение заседаний, мартовские будут проходить именно в диссертационной форме.

Вопрос, как организовать проведение государственной итоговой аттестации?
Ответ Михаила Эскиндарова: если будет такая необходимость, будет проведена онлайн с использованием прокторинга, также будем опираться на филиальную сеть. Пока конкретного ответа нет – нужно двигаться шаг за шагом.

Вопрос – что делать с приемной кампании?
Коментарий: Недели через две будем детально обсуждать. Пока важно решить вопросы с организацией учебного процесса

Ректор СВФУ Анатолий Николаев также рассказал о работе вуза. Мы очень быстро отреагировали на министерские приказы. Все сотрудники и студенты с пониманием относятся к ситуации. Основная система – Moodle. Используются все инструменты, в том числе чаты в группах. Отдельно отметим – в каждом подразделении в сентябре был назначен ответственный за дистанционное обучение. В конце января – начале февраля перевели китайских студентов на дистанционную форму обучения, общение происходит через WeChat. Практические и лабораторные – сдвинули в расписании, а самые сложные – на следующий семестр. Возможно, сдвинем сроки по учебному плану. Важно отметить профилактические работы – студенты, проживающие в общежитиях, должны сообщить, где у них будет доступ к Интернету, мы можем отправить их домой. Есть университетская клиника – все активно помогают, ординаторы работают как волонтеры. Создали отдельное карантинное помещение. Переходим на полное измерение температуры, сделали заказ на промышленные очистители воздуха. По информированию студентов – в шапке сайта висит полная информация по коронавирусу. Там все нормативные материалы, ссылки на онлайн курсы и т.п. По управленческой деятельности – уже весь документооборот переведен в онлайн. Часть преподавателей при наличии возможности могут работать дистанционно. Школьников из СУНЦ отправили на досрочные каникулы.

Вопрос из чата. 1. Как организовать практики? 2. Что делать с подготовкой по направлениям, связанным с искусством.

Ответ Анатолия Николаева: Практики сдвинуты на 2 недели, может быть на месяц, часть будет перенесена на следующий семестр. Каждое подразделение действует, исходя из собственного опыта. Практические занятия по направлениям, связанным с искусством, можно проводить онлайн. В такой же формат переведена даже физкультура.

Вопрос: Как обеспечить прохождение физкультуры?
Ольга Петрова (проректор ННГУ): У нас есть несколько онлайн курсов по физической культуре и спорту, готовы выложить в общий доступ.
источник
Научно-образовательная политика
Переход в онлайн: вебинар (4/4)

Евгений Сженов (научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика») рассказал о типичных вопросах от вузов и отметил, где брать ответы на них. Заложенное в ФЗ «Об образовании» сетевое взаимодействие сейчас прекрасно работает для взаимодействия ректоров, экспертов, Министерства, сообщества. Два важных тезиса. Первое – не нужно ничего бояться. Эта ситуация, с одной стороны, показала, что практики, отрабатываемые в последние годы, например на «Островах», взаимодействия университетов и перевода курсов в онлайн, могут быть применены. Сейчас это можно и нужно реализовывать. Большинство вузов оперативно подстроилось и оперативно перешло на онлайн-режим. Сейчас есть возможность обновить форматы работы и укрепить цифровую экосистему вузов. Вирус уйдет, а сетевое взаимодействие останется.

Второе – Минобрнауки и все коллеги, профессиональное сообщество работают в тесном взаимодействии. В адрес ЭАЦ НОП поступает множество вопросов от наших партнеров – суммируем и переправляем их, формулируем ответы и передаём коллегам в ТГ-канал для публикации. Большая команда создает, все условия для помощи университетам, чтобы они без опасений и топтания на месте из-за мелких нормативных ограничений перешли на дистанционный формат работы. Рособрнадзор и Минобрнауки все понимают – никто карать не будет, главное – результат. Необходимо в рабочем режиме отстроить работу. Университеты, вы не одни, вам помогает множество коллег. Практика вебинаров будет продолжена по ключевым блокам вопросов, а также через «горячую линию», развернутую на базе Ассоциации «Глобальные Университеты» с участием ЭАЦ НОП.

Вопрос – какими локальными НПА должно регулироваться использование в учебном процессе открытых онлайн-курсов?

Ответ Евгении Кулик – сейчас отношения между организации оформляются разным образом. Те, кто входит в сетевые партнерства – на основе договора. В текущих условиях, когда представлено в открытом формате. Сейчас заключение договора невозможно. Механизм, который разработали юристы – вуз обращается на платформу и оставляет заявку на использование онлайн-курса, ее передают в форме письма от ректора в вуз-правообладатель с перечнем курсов и списком студентов. Нацплатформа «Открытого образования» - в рамках текущих курсов будет создана сессия для подключения студентов. Доступ к курсам студентам осуществляется на основании письма ректора вузов со списками курсов и студентов. Отношения реализуются между студентом и платформой, вузы не включены. Преподаватели также подключаются в курсы, они продолжают работу с использованием онлайн-ресурсов иных вузов.

Система прокторинга не слишком развита в России, ВШЭ работает с фирмой Экзамус. Платформа «Открытое образование» интегрирована с системой этой компании, у некоторых вузов есть своя система прокторинга. Проведение экзамена с прокторингом – единственный шанс гарантированно установить личность студентов.

Вопрос Ивану Лобанову – нужно ли ограничивать время выполнения заданий при использовании онлайн-курсов.

Ответ: Нужно дозированно выдавать задания и ставить дедлайны. Должна быть проверка навыков, а не знаний фактологии или текста учебника. В общем – нет смысла ставить жесткие ограничения, да и в принципе – серьезные дедлайны.

Комментарий Минобрнауки: Юридических ограничений нет. Технологии и дедлайны должен определять преподаватель. Необходимо, чтобы каждая группа шла ровно в освоении материала.

В Минобрнауки создан Ситуационный центр для работы с обращениями – обращайтесь в него, в том числе для получения официальны

Исак Фрумин (НИУ ВШЭ) поблагодарил всех, он подчеркнул, что сейчас проходит, как сказал министр, проходит стресс-тест. Будут использованы все форматы взаимодействия не только для ответов на вопросы, но и для размещения аналитических и методических материалов.
источник
Научно-образовательная политика
Спасибо министру Валерию Фалькову (который поручил и создал условия), Ирине Карелиной (Глобальные Университеты) и Саше Клягину (Инобр ВШЭ) за модерацию, Исаку Фрумину за отличную идею проведения, ректорам-спикерам за личное живое участие. И более чем 2000 человек, которые подключились и слушали антикороновирусный вебинар по переходу вузов на онлайн и задавали вопросы.
источник
Научно-образовательная политика
Старт «Цифрового прорыва – 2020»

17 марта в стенах Российской ассоциации электронных коммуникаций состоялась пресс-конференция, посвященная старту конкурса «Цифровой прорыв-2020».

В то время как цифровизация проникает во всех сферы жизни по всей стране, число экспертов и специалистов в сфере IT остается удручающе малым. Одна из задач проекта выровнять этот дисбаланс. Особенно остро данный вопрос стоит из-за необходимости «уходить в онлайн» из-за вспышки короновирусной инфекции.

Напомним, конкурс направлен на создание и внедрение в экономику новых цифровых продуктов. По своим масштабам в 2019 году был внесен в книгу рекордов Гиннесса. Количество команд и участников позволяет создать по-настоящему конкурентную среду. Глава президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров рассказал о планах и этапах «Цифрового прорыва-2020»: «Каждый партнер, в свою очередь, получит множество различных решений актуальных бизнес-задач. Над каждым кейсом будет работать не одна-две команды, а минимум 10. Что касается финала, то как и в прошлом сезоне, он пройдет в формате 48-часового хакатона, который соберет 1500 конкурсантов. Финал конкурса запланирован на осень 2020 г.».

В числе партнеров конкурса заявлены такие ключевые игроки рынка, как «Росатом», ПАО «Газпром Нефть», ПАО «Ростелеком», провайдер платежных и финансовых сервисов QIWI.

К участию допускаются совершеннолетние граждане РФ, специализирующиеся в IT-области. Конкурс пройдет в 3 этапа и будет включать в себя обширную программу. Задания участникам позволят проявить не только свой профессионализм, но и творческие способности в цифровых навыках. Призовой фонд в 2020 году составит 40 миллионов рублей.

«Общее число вакансий в ИТ растет намного быстрее, чем число вакансий в целом. Происходит изменение требований к квалификации сотрудников. Здорово, что такие конкурсы как «Цифровой прорыв» стимулируют развитие новых высококвалифицированных кадров для цифровой экономики России. Подготовка качественных кадров, всестороннее вовлечение молодежи в работу в ИТ-отрасли, финансовая поддержка молодых проектов – это базис цифровой экономики России», – отметил руководитель проектного офиса конкурса «Цифровой прорыв», директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Глава проекта Олег Мансуров сказал, что появление конкурса было обусловлено наличием высокого спроса различных экспертных групп. Он также поделился информацией о нововведениях, которые ожидаются в 2020 году.

Николай Долгов, Директор по развитию платформы «Профессионалы 4.0» компании «Газпром нефть», и Борис Ким, генеральный директор QIWI, рассказали о значимости проекта как представители бизнеса. Он помогает работодателям в поиске тех потенциальных сотрудников, которые могут дать компании рост и развитие.

Таким образом, конкурс «Цифровой прорыв» представляет собой не только пример «социального лифта», но и важный инструмент ответа на «большие вызовы» современности. Экономика, научно-технологическое развитие, образование – все те области, где «Цифровой прорыв» уже успел «оставить след» в 2019 году. Вместе с АНО «Россия – страна возможностей» мы продолжим наблюдать за тем, как «цифра» сможет «наследить» в 2020 году.
Telegram
Научно-образовательная политика
Олег Мансуров о «Цифровом прорыве 2020»

«Научно-образовательная политика» спросила у главы проекта Олега Мансурова, какие новации будут в этом году.

«В конкурсе появятся следующие нововведения:

1. Школа трекеров, которые помогут улучшить качество и стандартизировать хакатоны в разных регионах.

2. Витрина команд и участников, возможность поиска нужной команды или специалиста.

3. Амбассадоры конкурса, лидеры мнений в ИТ и победители прошлого года.

4. Региональные этапы запланированы в восьми окружных хабах».

Также мы проговорили с Олегом (а вчера обсуждали этот вопрос на заседании рабочей группы под руководством министра Валерия Фалькова) целесообразность вовлечения студентов-хакатонщиков в цифровую трансформацию своих университетов, которые переведены в режим дистанционной работы со студентами.

Впереди теперь - большая работа.
источник
Научно-образовательная политика
источник