
Вчера, 6 ноября, победители конкурса «Лидеры России» встретились с Министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым.
Подобные встречи с руководителями различного уровня проходят регулярно. И по отзывам участников этих встреч зачастую носят формальный характер и не приводят к каким-либо решениям, например, на уровне субъекта федерации, но подаются в качестве значимого информационного повода и отражают лояльность принимающей стороны выстраиваемой центром кадровой политике.
В случае со вчерашней встречей ситуация выглядит несколько иначе – инициатором выступил клуб победителей конкурса «Эльбрус» в рамках проекта «Завтрак с наставником», нет широкого информационного освещения, а само мероприятие прошло исключительно в присутствии победителей «Лидеров России» и самого Котюкова.
Некоторые из участников после встречи поделились с НОП своими впечатлениями.
Участники встречи отметили особую доверительную атмосферу, а также заинтересованность обеих сторон в состоявшемся диалоге. Для конкурсантов важен опыт знакомства с образом мыслей наставников – способностью смотреть на задачи и проблемы масштабно, что сейчас называют «helicopter view». Для министра – незамыленный и живой взгляд молодых управленцев на вопросы, которые уже давно в проработке Министерства.
В обсуждении отдельно прозвучала тема экспорта образования – вопрос в преддверии форума «Сделано в России» подняла управляющий директор Российского экспортного центра Алена Гейдт.
Министр отметил, что цель по достижению 425 000 иностранных студентов к 2024 году не должна решаться формально. Важно соблюсти, во-первых, связку с рынком труда: кого и для каких отраслей готовим. Предлагаемый образовательный продукт должен проходить внешнюю оценку качества. Это те самые мировые рейтинги и последующее трудоустройство выпускников. И здесь приводят цитату Михаила Котюкова: «Мы работаем не ради рейтингов, наша задача стать конкурентоспособными». Остается под вопросом, готовы ли города и университетские экосистемы принимать иностранных студентов.
Говоря о привлечении талантливых иностранцев, необходимо не забывать о развитии своих граждан. И здесь прозвучал явный посыл на будущее - фокусировка должна быть на выпускнике, а не на абитуриенте. Как KPI важна траектория студента после выпуска. Ключевой фактор успешности университетов - не количество публикаций, а качество выпускников. Научные публикации совместно со студентами, магистрантами и аспирантами - вот что важно.
Говоря о фундаментальном образовании, затронули тему важности и значения русского языка как языка, на котором возможно фундаментальное техническое мышление, и необходимость развития технических школ именно на русском языке в мировом сообществе.
Полуторачасовой формат дискуссии не позволил задать вопросы и рассказать о своих идеях всем участникам, поэтому от Михаила Котюкова поступило предложение провести в перспективе еще одну встречу.
Чтобы не нарушать сложившиеся доверительные отношения не будем раскрывать другие подробности и прозвучавшие вопросы. Учитывая их конкретный характер, будем ждать, что определенные решения и проекты будут поддержаны по итогам мероприятия.
Отдельно стоит отметить, что в личном общении с министром приняли участие двое представителей вузов – где работают победители «Лидеров России» – заведующий кафедрой Волгоградского государственного технического университета Максим Щербаков и заместитель директора Института цифровой экономики Грозненского государственного нефтяного технического университета им. Академика М.Д. Миллионщикова Ломали Шидаев.
По нашим данным представителей научных организаций среди присутствовавших не было, что только подчеркивает значимость запуска отдельного научного трека «Лидеров России», на который заявились более 22 тысяч участников.