Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 November 01
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка и национальная подписка

В рамках продолжающегося разведения функционала двух научных фондов – РНФ и РФФИ – последний может стать единым оператором национальной подписки на базы данных.

«Сейчас меняется система [национальной] подписки в стране, она будет сосредоточена в одних руках. Министерство останется только идейным руководителем этой истории, а [функции] управления будут у РФФИ», - заявил вчера директор департамента государственной научной, научно-технической и инновационной политики Минобрнауки Михаил Романовский в ходе форума «Цифровая наука - мировые тренды и "большие данные" в российском контексте». При этом он отметил, что вполне вероятно расширение национальной подписки с включением в нее других баз данных.

Национальная подписка предоставляет бесплатный доступ к базовому функционалу Web of Science и Scopus, а также к полнотекстовым коллекциям ведущих издательств и журналов.

Стоит отметить, что функционала и сведений в WoS и Scopus, предоставляемых в этом формате, достаточно только для самых базовых операций (например, доступны сведения о квартиле журнала, но не о его импакт-факторе, в подписку некоторое время назад не входила «российская полка» Web of Science – RSCI).

Любая более глубокая и вдумчивая работа автоматически требует расширения подписки и приобретения доступа к аналитическим инструментам InCites, SciVal и пр. Эти траты уже ложатся на плечи самих научных организаций и вузов.

В целом, можно только приветствовать и наличие национальной подписки, и ее расширение. Для РФФИ концентрация операторских функций означает приобретение значимой отличительной черты от РНФ – что вполне совпадает с логикой разведения специализаций двух фондов.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/910C08EB5804DBA6432584A40045E630
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: проблемы Новосибирска

Новосибирская область претендует не на один, а сразу на два научно-образовательных центра мирового уровня. Об этих претензиях еще на «Технопроме» заявил губернатор Андрей Травников.

Вроде бы аппетиты умерились и теперь речь все же идет об одном НОЦе. Однако, тут «третья научная столица» всерьез отстает от конкурентов. Концепцию (только концепцию!) обещают выработать и представить к концу года.

Подобная нерасторопность просто удивительна на фоне активности многих других претендентов – например, НОЦ Самарской области (по содержательному наполнению работы уже приблизившемуся к центра первой волны) и НОЦ «Север» СВФУ (Якутия), который опережающими темпами формирует свой консорциум. Оба центра обладают четко выраженной специализацией.

У Новосибирска, в принципе, проблемы стоят те же, что и перед извечным соперником-конкурентом – Томском. Главное – выбор направлений. Понятно, что Академгородок (естественно, НОЦ будет базироваться на его возможностях, институтах и НГУ) предоставляет широкий спектр вариантов. Но от этого – особая сложность в выборе приоритетов. А недостаточная фокусировка (на 2-4 прорывных направлениях) – это одно из ключевых замечаний и к проектам претендентов, и даже частично к программам развития центров первой волны.

Очевидно, что никакой центр «общей направленности» существовать банально не может – хотя бы потому, что у Академгородка (как мегацентра подобного формата) есть своя программа развития. НОЦ должен быть интегрирован в нее.

У Новосибирска уже есть два научных центра мирового уровня. Институт цитологии и генетики СО РАН входит в возглавляемый Курчатовским институтом один из трех консорциумов по созданию центров геномных исследований. А НГУ и Институт математики СО РАН создают «Математический центр в Академгородке».

На фоне этих успехов еще более странным выглядит затягивание с определением формата НОЦ. Более того, очевидно – Новосибирск (читаем – губернатор Андрей Травников и председатель СО РАН Валентин Пармон) не желает создавать центр в региональном формает. Судя по всему, концепция формируется исключительно ради подачи заявки на нацпроектный конкурс. Который, с таким подходом и с учетом активного участия в научных центрах мирового уровня, можно с треском проиграть – причем не только вторую, но и третью волну отбора.

Самоуверенность новосибирцев основывается на двух факторах. Первый – председательство Андрея Травников в профильной рабочей группы «Образование и наука» Госсовета. Второе – снобизм Сибирского отделения РАН и его председателя Валентина Пармона, которые предпочитают готовить все предложения в тиши кабинетов. Министерство науки и инноваций региона во главе с Алексеем Васильевым явно подпадает под тяжелое попечительство со стороны академиков-сибиряков.

Сочетание этих факторов приводит к удивительной самоуверенности ключевых администраторов научной политики Новосибирской области, что они должны получить НОЦ просто «по умолчанию», за прошлые заслуги и «треугольник Лаврентьева» (который во многом уже развалился).

Эксперты не склонны недооценивать потенциал ни НГУ, ни институтов под научно-методическим руководством Сибирского отделения, ни региональных властей – но все эти стороны явно не могут договориться друг с другом. И многочисленные созданные советы, и постоянные споры вокруг Академгородка 2.0 – тому пример.

Всё это тем более странно на фоне Томской области, где губернатор Сергей Жвачкин и его заместитель Людмила Огородова развивают проект «Большого университета», в который (в форме свободного консорциума) смогут войдут все вузы и научные институты региона. Да, с выбором специализации и там не все гладко (несмотря на явные профильные успехи, например, Томского политехнического университета), но есть инфраструктурные решения и инновационный формат. Шансы Томска на НОЦ в этой связи выглядят намного предпочтительнее, чем у Новосибирска.
источник
Научно-образовательная политика
РПЦ и образовательный прорыв: французский вектор

В эти дни проходит историческое событие - воссоединение Парижской архиепископии с РПЦ.

Из Франции в Москву прилетела огромная делегация - более 100 человек.

Безусловно, событие укрепит не только религиозный и культурный диалог России и Франции, но будет стимулировать отдельную линию в развитии кооперации между системами образования двух стран.

Помним как оголтело обсуждали ТГ-каналы внешнеполитические шаги церкви на Украине, и странно как скупо реагируют на это вполне историческое явление наших дней.

Большая организационная роль события - у "главного француза" РПЦ Епископа Зеленоградского Саввы (Тутунова), и тут вполне по силам (и в научно-образовательном тренде Трианонского диалога) освежить традиционные линии сотрудничества РПЦ и российских университетов. Мы неоднократно писали, что повестка мероприятий Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), созданной Митрополитом Иларионом, сводится к странноватому навязыванию теологии светским вузам.

"Странноватому" - т.к.диалог с РПЦ подаётся в этом случае под ярко- выраженным соусом церковного GR ("проект поддержан Патриархом", "вы входите в элитный клуб" и т.д.). Безусловно, это во многом дискредитирует не только непосредственных организаторов, но и работу их кураторов.

А из "парижского трека" вполне по силам вырастить и активизацию изучения русского как иностранного во Франции, и развитие двуязычных магистратур и академический обмен (университеты Франции традиционно входят в приоритет международных векторов для российских вузов).

Тут же и экспорт российского высшего образования во Францию: во всех странах ЕС Россия серьёзно недорабатывает в части пропаганды и разъяснения возможностей наших вузов для граждан Евросоюза.

Главное - захотеть.

https://t.me/kartezianec/611
источник
Научно-образовательная политика
Церковь не должна.

Но Церковь может быть эффективным посредником, координатором или хотя бы - партнером.

Тем более мы привели пример, где она пытается исполнять эти функции в образовании, но не очень умело.

А вот в случае с французами можно добиться синергии.

https://t.me/kartezianec/612
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Геномное финансирование

Правительство России утвердило участников трех геномных центров мирового уровня, которые создаются в рамках национального проекта наука, а также объемы их финансирования.

В состав Центра геномных исследований мирового уровня по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости входят три организации Роспотребнадзора: грант Научного центра прикладной микробиологии и биотехнологии составит свыше 1,6 млрд руб., Научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор" - почти 1,5 млрд руб., Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии - 559 млн руб.

Курчатовский геномный центр создается на базе восьми организаций. Курчатовского института в 2019-2024 годах составит 1,1 млрд руб., Института цитологии и генетики СО РАН - 930 млн руб., НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов Курчатовского - 745 млн руб. Остальные организации получат от 111 млн до 260 млн руб.

Третий центр геномных исследований - Центр высокоточного редактирования и генетических технологий для биомедицины - создается на базе четырех организаций. Грант Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН в 2019-2024 годах составит 1,2 млрд руб., Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины Федерального медико-биологического агентства - 387 млн руб. Институт биологии гена РАН и Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова получат финансирование в 1 млрд 34 млн руб. каждый.

Центры создаются в рамках сопряжения нацпроекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. Отметим, что в ней головной научной организацией выступает Курчатовский институт.

Подробнее: текст распоряжения и новость на портале «Будущее России. Национальные проекты».
источник
Научно-образовательная политика
Россия-Тайвань: программирование прорывов

Научно-технологический прорыв как важный компонент социально-экономического ускоренного развития – эту попытку в своей истории предпринимали многие страны, а удачные примеры заслуживают всестороннего изучения.

Один из таковых – Тайвань. В сложных условиях и в сжатые сроки он выстроил высоктехнологичную экономику.

Ключевую роль в этом сыграл основанный в 1973 году Институт индустриально-технологических исследований Тайваня - один из ведущих научных институтов мира в области инновационных технологий. Благодаря сотрудничеству с ним было основано более 270 успешных компаний, включая крупнейших мировых производителей микрочипов TSMC и UMC.

ITRI сыграл ключевую роль в переводе экономики Тайваня на высокотехнологичные инновационные отрасли, создал национальную систему разработки и отбора перспективных технологий, их коммерциализации и запуска в производство. Микроэлектроника и программные продукты – один из столпов экономики Тайваня, который уже фактически перешел в формат цифрового государства.

Международное научно-техническое сотрудничество также сыграло далеко не последнюю роль в бурном развитии экономики Тайваня.

ITRI активно взаимодействует с Российской академией наук в рамках прикладных совместных проектов с ее институтами с 1995 года. В ноябре 2017 года на Российско-Тайваньском семинаре РАН и ИТРИ подписали соглашение о развитии научно-информационного сотрудничества.

А 22 ноября 2018 года соглашение о сотрудничестве с ITRI подписал Институт системного программирования РАН. Оно предусматривает совместную работу «в областях, представляющих взаимный интерес для усиления научно-исследовательского потенциала и развития партнерских отношений». Это позволило нарастить объемы сотрудничества в сфере системного программирования, кибербезопасности и цифровых технологий.

В понедельник, 28 октября, состоялся российско-тайваньский семинар, посвященный научно-техническому сотрудничеству двух стран (ITRI-RAS Joint Workshop 2019). Мероприятие было организовано в Российской академии наук совместно с Институтом индустриально-технологических исследований Тайваня (ITRI).

В семинаре приняли участие российские ученые из РАН, МГУ, тайваньская делегация из ITRI и Научно-исследовательского центра металлургической промышленности (МИРДС). Открыли мероприятие президент РАН Александр Сергеев и президент ITRI Эдвин Лю.

В нем принял также принял участие директор Института системного программирования им. В.П. Иванникова РАН Арутюн Аветисян. В рамках мероприятия директор ИСП РАН встретился с руководством ITRI. Стороны подвели итоги сотрудничества и обсудили возможные пути дальнейшего взаимодействия. В докладе «ISPRAS-ITRI Collaboration in System Programming» директор рассказал про научную деятельность ИСП РАН, а также создание инновационных технологий в Институте. Кроме того, он перечислил потенциальные темы долгосрочного сотрудничества и представил текущие результаты совместного с ITRI проекта в области анализа и кибербезопасности программ.

С техническими деталями совместной работы с ИСП также выступила глава Европейского представительства ITRI и представительства ITRI в Москве Фан-Чжу Чень. Она высоко оценила уровень работ и рассказала о своем видении долгосрочного сотрудничества.

В области кибербезопасности ИСП занимает уникальную позицию в России. В Институте создан полный стек технологий жизненного цикла разработки безопасного ПО: статический анализатор Svace (внедрен в Samsung, а также в ряде других компаний), инструменты динамического бинарного анализа Fuzzer и Anxiety, инструменты верификации AstraVer Toolset, Klever и др., а также компиляторы для безопасной сборки программ и их защиты от атак. Исследования в области кибербезопасности ведутся ИСП в сотрудничестве с экспертами ФСТЭК. В частности, в 2019 году при участии сотрудников Института в ведомстве был создан подкомитет по разработке безопасного ПО. Ведется также обучение сотрудников сертификационных лабораторий.

Подробнее о семинаре на портале «Научная Россия».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Муниципализация и дефедерализация

Незыгарь возвращает в дискуссию идею об ослаблении регионов и усилении муниципалитетов. Она активно обсуждается с конца лета. О различных аспектах федерализма и процессах унитаризации (вертикализации) «Научно-образовательная политика» с «Нижегородским Оленем» рассуждали еще в преддверии осеннего политического сезона.

Федерализм в России так до конца и не заработал, а муниципальный уровень вообще не относится к государственной власти – отсюда вполне возможны изменения в Конституции по данному вопросу.

Часть регионов уже лишилась своих полномочий – они переведены на казначейское сопровождение и получили кураторов в Правительстве. Происходит размытие регионального уровня – т.е., как мы это обозначили, централизация + муниципализация.

Тренд на дефедерализацию и унитаризацию должен сопровождаться не просто переводом части полномочий наверх (даже сейчас, спустя 20 лет, президент вынужден говорить о выстраивании вертикалей власти), но и перераспределением полномочий и финансов между двумя оставшимися уровнями – региональным и муниципальным.

Назначение губернаторов при усилении роли органов местного самоуправления будет означать переход к «регионализму без федерализма», если точнее – с декоративным федерализмом.

В сочетании с выборностью мэров (что мы и Незыгарь также обсуждали в самом начале осени перед Единым днем голосования) это может привести не только к усилению властных вертикалей и сокращению дистанции между федеральным центром и локальными процессами, но потенциально породить ряд конфликтов, особенно в регионах с крупными городами-миллионниками, которые, как показывает практика, настроены в основном оппозиционно.

Перенос электорально-политических процессов с регионального на федеральный и муниципальный уровни позволит раздробить и локализовать протестную повестку, при этом сохраняя инструменты влияния на формирование Госдумы.

Губернаторы из политических фигур продолжат превращаться в администраторов, задачей которых будет грамотное управление на вверенной территорией, модерирование финансовых потоков и урегулирование конфликтов.

В этом случае повысится роль элитных групп, которые стоят за спинами некоторых глав регионов, а также администраторов внутренней политики во главе с Сергеем Кириенко, которые держат курс на формирование нового управленческого класса через «Лидеров России» и «школу губернаторов».

Дмитрий Смирнов поставил вопрос: «Где проходит нижняя граница компетентности президента?» В результате подобных преобразований он потеряет смысл – речь будет идти о вертикалях, а власть федерального центра и первого лица окажется более приближенной к простым людям и конкретным проблемам, оставшимся нерешенными на получившем больше полномомчий и финансов муниципальном уровне.

Итогом станет политическая система похожая на перевернутую на бок букву Н, где основные политические процессы будут разворачиваться на федеральном или муниципальном уровне, а обеспечивать реализацию политики будет управленческая вертикаль, сегментом которой станут регионы со своими губернаторами.
источник
Научно-образовательная политика
Оцифровка страны: от разреза до космоса

Сегодня в Москве состоялось совещание с участием представителей АО «Российские космические системы», госкорпорации «Роскосмос» и Правительства Кемеровской области.

Прошла встреча делегации кемеровской области во главе с губернатором Сергеем Цивилевым, заместителея директора Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и работе с регионами госкорпорации «Роскосмос» Владислава Кулагина и генерального директора «Российских космических систем» Андрея Тюлина.

Представители Роскосмоса и РКС презентовали делегатам из Кузбасса возможности операторов космических средств дистанционного зондирования земли по целевому применению орбитальной группировки российских космических аппаратов и наземной космической инфраструктуры, а также концепцию создания системы комплексного космического мониторинга субъекта РФ с использованием информационно-аналитических сервисов и программных продуктов Госкорпорации «Роскосмос».

В свою очередь, кузбассовцы поделились опытом по оцифровке угольных разрезов и цифровой таксации лесов: наработки презентовал директор недавно созданного на базе Кемеровского государственного университета Института цифры Артем Рада. К слову, цифровизация Кузбасса и выстраивание по этому блоку эффективного сотрудничества крупными российскими и зарубежными партнерами - один из ключевых блоков деятельности научно-образовательного центра «Кузбасс» (базовая площадка – КемГУ).

Договоренность об этой встрече была достигнута ранее, в ходе подписания соглашения между губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым и гендиректором Роскососа Дмитрием Рогозиным. Также в Кузбассе (в том числе, на базе КемГУ) будут готовить высококвалифицированные кадры для ракетно-космической промышленности.

НОЦ «Кузбасс» последовательно выстраивает уникальную систему проектов и компетенций по оцифровке территорий и производств, что является важным условием для развития региона, а также перехода всей страны к цифровой экономике.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Научно-технологический прорыв: точки сопряжения

Одной из основных проблем в текущем проектно-программном подходе, по которому работает вся страна, является рассинхронизация и несогласованность различных документов – показателей, мероприятий, целей и задач, которые они предусматривают.

Добиться сопряжения различных инструментов особенно важно в рамках научно-технологического прорыва, поскольку финансирование его, хоть и весьма масштабно, но все же ограничено вследствие не особенно высокой (эксперты надеются – пока) активности бизнеса.

Сегодня утверждены состав и финансирование трех консорциумных геномных центров мирового уровня. Это область сочленения нацпроекта «Наука» с Федеральной научно-технической программой развития генетических технологий.

В задачи Курчатовского геномного центра (создан на базе восьми организаций во главе с Курчатовским институтом) входит создание новых генетических линий пшеницы, ячменя и картофеля с заданными свойствами, разработка генетических технологий создания новых штаммов-продуцентов для промышленной биотехнологии. «В планах, создание множества технологий и методов, которые станут платформой современной биотехнологии и разработок для сельского хозяйства. Большое внимание будет уделено созданию отечественных биоинформационных и генетических баз данных. Также будет исследоваться структурно-функциональная организация геномов сельскохозяйственных растений и микроорганизмов, работы по реконструкции генных сетей», - сообщает портал «Национальные проекты. Будущее России», приводя цитату первого замдиректора по научной работе Курчатовского института Романа Санду пресс-службой организации.

Данные задачи не только созвучны некоторым направлениям работы НОЦ Белгородской области, в котором Курчатовский институт также принимает активное участие, но и Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства. В частности, значительная доля научных целей и задач, как самой ФНТП РСХ, так и ее подпрограмм сильно коррелируют с направлениями работы Курчатовского геномного центра. А в случае с картофелем – уже успешно функционирует отдельная подпрограмма, в которой как раз недостает генетических и геномных технологий.

Другой пример – Центр высокоточного редактирования и генетических технологий для биомедицины (создается на базе четырех организаций во главе с Институтом молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН). Основные направления его работы – разработка новых технологий и препаратов для персонализированной противоопухолевой терапии, а также инновационных способов лечения ряда аутоиммунных патологий – глубоко увязаны с задачами, поставленными в рамках нацпроекта «Здоровье».

Проблематика работы созданного на базе трех организаций Роспотребнадзора Центра геномных исследований мирового уровня по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости во многом созвучна одному из векторов развития Западно-Сибирского межрегионального НОЦ (Тюменская область – ХМАО – ЯНАО; базовая площадка – Тюменский государственный университет) – биобезопасность человека, животных и растений.

Эти примеры внушают оптимизм по поводу того, что ключевые усилия в области научно-технологического прорыва действительно сопряжены друг с другом. По крайней мере, очевидна успешная работа в этом направлении – не только принята и реализуется госпрограмма «Научно-технологическое развитие РФ», где сведены вместе все затраты на научно-исследовательские работы, но также на практике идет формирование центров со сквозной для целого ряда инициатив проблематикой.

Вывод можно сделать достаточно важный – научно-технологический прорыв действительно лежит в основе реализации нацпроектов, и при этом он находит свое воплощение в мероприятиях, которые связывают различные сферы и форматы для сопряжения и синергии усилий, что однозначно повышает уровень результатов работы – в том числе, до мирового уровня.

Подробнее о трех геномных центрах: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/genomnyj-centr-rf-po-biomedicine-budet-razrabatyvat-lekarstva-ot-autoimmunnyh-patologij
источник