Инновационная система: прорыв и пересборка (4/4)
Процессная пересборка
Другой важной задачей является фокусировка происходящих процессов и возможностей. Речь идет о том, что многие элементы научно-технологического прорыва объективно являются «осями», через которые сопрягаются различные формы развития и поддержки – например, центры геномных исследований мирового уровня сцепляют нацпроект «Наука» и Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий.
Необходимость подобной интеграции очевидна. При формировании тематических НОЦ – например, в сфере медицины, агробиотехнологий, IT-сферы – для более эффективной и качественной работы необходима концентрация усилий не только в рамках нацпроекта «Наука», но и со стороны профильных ведомств, в рамках других национальных проектов. Соответствующее предложение рабочей группы Госсовета РФ, как
заявил Андрей Травников, будет направлено для рассмотрения в Правительство РФ.
Логика комплексности (программ и проектов) предполагает, что их реализация должны включать в себя различные мероприятия, несколько источников финансирования (бюджетных и внебюджетных), участие не только федеральных структур, но и регионов.
Помимо классификации, структурирования и форматирования сети элементов, которые создают и реализуют прорыв, необходимо также озаботиться перекрещиванием потоков управленческих и финансовых усилий в рамках различных программных мероприятий. Здесь речь идет не только о нацпроектах, но вообще обо всех инициативах государства – это уже скорее уровень госпрограмм и в целом – отраслевой политики.
В этом вопросе уже есть практические результаты, однако реальное и действенное формирование точек сопряжения усилий в рамках нацпроектов и госпрограмм (по аналогии с генетическими центрами) позволит добиться реальной синергии, а также минимизировать дублирование усилий.
Управленческая пересборка
Указанные изменения на элементном и процессном уровнях неизбежно вызывают потребность в трансформации третьего измерения – управленческого.
Для принятия и реализации системных решений механизмов межведомственного взаимодействия недостаточно – требуется надведомственная власть. Подобный подход активно реализуется сейчас именно в области науки, образования и технологий.
Это то, что мы называем «советской» системой управления – формируется целый конгломерат советов: по каждому приоритету Стратегии НТР (для отбора комплексных научно-технических программ и проектов) – во главе с Координационным советом при Президентском Совете по науке и образованию; по НОЦ; математическим научным центрам мирового уровня; у всех ФНТП – свои советы; также существуют (недавно созданы) советы по отдельным мероприятиям (советы по грантам в нескольких видах).
Во главе советов – авторитетные люди. Для приоритетов Стратегии – это академики и ректоры. А вот для более управленческих форматов – профильный вице-премьер (опционально в ряде случаев – профильный помощник Президента). Заместители председателя представляют ключевые силы в тех или иных вопросах, а в составе – широкий круг (от бизнеса до РАН, от вузов до регионов).
Важнейшей задачей является запуск реальной работы этих советов, которые призваны стать центрами выработки решений на основе дискуссии и с учетом мнения всех сторон, а не простой штамповки однобоких резолюций. Отсюда – повышенное внимание к деятельности председателей, заместителей, секретарей и базовых организаций советов. Эффективность работы всех из них (в части взаимодействия, практикоориентированности и управленческой подготовки) очень легко будет увидеть именно в рамках «советской» системы.
В итоге всех трех пересборок должно образоваться новое качество системы – процессное, элементное и управленческое. То есть – произойти ее эволюция и перерождение в новое прорывное состояние. Именно эти три «пере(на)стройки» сейчас являются ключевыми целями в области научно-образовательной и научно-технологической политики.