Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 September 18
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: (тупиковые) ветви эволюции

В вопросах трансформации системы научных фондов параллельно продолжаются два процесса: продолжают поступать комментарии и соображения, а также – происходить различные события.

Фондовый дарвинизм

Константин Северинов (наш известный мегагрантник и не менее постоянный критик всего и вся в отечественной науке) дал очень взвешенный, прагматичный и в чем-то даже циничный комментарий Форбсу.

Фондовый дарвинизм – примерно так можно описать его концепцию. Сложно не согласиться с выводом – пока у двух организаций было свое лицо (РФФИ – массовый сеятель мелкого; РНФ – распределитель крупного) вопросов не возникало. Когда первый стал укрупнять свои гранты (под заранее известных победителей), а второй опробовал «многочисленность» в рамках Президентской программы, оба фонда слились до почти полной неразличимости.

Г-н Северинов вполне адекватно возлагает вину именно на РФФИ – фонд начал гнаться за РНФ и в итоге практически потерял свою уникальность. Хотя, отметим, экспертиза стала получше и поадекватнее.

Побеждает наиболее приспособленный (даже не сильнейший) – и здесь у РНФ значительно больше конкурентных преимуществ: вес в высших эшелонах власти, брендовая Президентская программа, полная интеграция в вертикаль научной власти.

Опасения г-н Северинов тоже высказал понятные: меньше конкуренции фондов – меньше возможностей; крупнее гранты – понятнее победители; вливание во властную вертикаль – переход от конкурентного к «телефонному» распределению финансов.

В итоге пути два – изменяйся или умри. Такова эволюция. Собственно говоря, именно про это вся «фондовая перестройка» – необходимо определить каждому из фондов его ниши, чтобы избежать ненужной и изматывающей конкуренции и самих институтов, и исследователей за гранты. У РФФИ очевидно останется международная компонента (региональная – под вопросом), у РНФ – почти все остальное.

Прото- и недосистемы

Вся трансформации фондов затевается ради одной очевидной цели – создать единую систему поддержки научных исследований и ученых. Ради этого происходит внедрение новых форматов и изменение старых.

Из новаций – программа «научного наставничества», ее в рамках нацпроекта «Наука» развивает РФФИ. Суть: коллективыиз ведущего ученого, минимум двух студентов и молодых исследователей до 35 лет – смогут получить от 3 до 5 млн на срок до двух лет. Цель – поддержка научных школ и формирование «зародышей» лабораторий.

Самое интересное – «наставничество» замкнуто на «Сириус». Там коллективы должны будут проводить мастер-классы. Плюс к «образовательной» (в виде Сириуса) и научной (РФФИ) компонентам – бизнес в лице РЖД, который сможет «заказывать музыку» в рамках формирования тематик. (Подробности – у ТАСС и на Индикаторе).

Начинать формировать комплексную систему поддержки науки было решено именно с молодых ученых – причем основой должна стать Президентская программа РНФ (вспомним выступление А. Фурсенко на Совете по науке и образованию). В ней, напомним, два профильных конкурса – индивидуальный (аналог инициативного РФФИ, но для молодежи) и для коллективов под управлением молодых перспективных ученых. Плюс к этому вообще почти везде (от мегагрантов и субсидий до лабораторных грантов фондов) есть квотирование на участие молодых исследователей (и студентов) в реализации проектов по этим механизмам поддержки.

«Научное наставничество» РФФИ – последний элемент системы и, откровенно говоря, пожалуй, единственный, запрос на который сформировали мегагрантники на встрече с Президентов и получили полную поддержку. Смысл – интеграция ведущих и молодых ученых. В Президентской программе РНФ – чисто «молодежка», либо «квоты».

Но теперь встает вопрос – так на чьей базе формируется поддержка молодых? «Научное наставничество» должно отойти к РНФ? Если же не делать единую систему – зачем вообще всю перестройку затевать?
источник
Научно-образовательная политика
О земле и зданиях

Сегодня поступает много вопросов и комментариев по поводу земельных участков и зданий, используемых подведомственными организациями, в том числе, в связи с проектом строительства правительственного комплекса в Москва-Сити.

Публикуем комментарий пресс-службы Минобрнауки России:

В Минобрнауки России поступил запрос от АО «ДОМ.РФ», реализующего проект создания единого правительственного комплекса в «Москва-Сити», о согласовании вопроса вовлечения ряда земельных участков (список приложен к письму «ДОМ.РФ») в хозяйственный оборот для обеспечения части затрат, понесенных «ДОМ.РФ» при реализации проекта.

Министерство науки и высшего образования РФ не заинтересовано в передаче земель и имущества, находящегося в пользовании подведомственных организаций и используемого ими в научной и образовательной деятельности. В связи с этим Департаментом корпоративного управления Минобрнауки России было направлено письмо во все подведомственные организации, чье имущество попало в список «ДОМ.РФ», для получения обоснования необходимости сохранения земельных участков и объектов капитального строительства в ведении научных и образовательных организаций.

Ни о каком изъятии помещений с действующими лабораториями и земельных участков, используемых для научной деятельности организаций, речь не идет.

Министерство науки и высшего образования РФ рассматривает возможность вовлечения в хозяйственный оборот исключительно земли и объектов недвижимости, не используемых в уставной деятельности научных и образовательных организаций, в целях восполнения дефицита учебно-лабораторных и иных специализированных площадей, объектов жилищного фонда, в том числе путем создания жилищно-строительных кооперативов с включением в их состав сотрудников подведомственных организаций.

Кроме того, отмечаем, что итоговые решения о возможности изъятия федерального имущества в соответствии с предложениями АО «ДОМ.РФ» принимаются Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, в том числе с учетом консолидированной позиции Министерства и подведомственных организаций.
источник
Научно-образовательная политика
Рабочая группа Госсовета по НОЦ

Сегодня в рамках первого дня международного форума «Технопром – 2019» прошло заседание рабочей группы Госсовета по направлению «Образование и наука».

Двадцать шесть регионов России уже подали заявки на создание научно-образовательных центров мирового уровня в рамках национального проекта «Наука», сообщил председатель группы и губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

«По нашей информации, на сегодняшний день уже 26 субъектов направили свои заявки с программами создания и развития НОЦ на своей территории», - сказал он на заседании, напомнив, что правительство РФ по инициативе группы решило не ограничивать количество НОЦ пятнадцатью, а допустило, что их может быть больше, при этом необходим двухэтапный отбор.

Интерес именно Госсовета и его рабочей группы к научно-образовательным центрам мирового уровня не случаен. В первую очередь, из-за состава – губернаторы в основной своей массе понимают важность и нужность НОЦ для стимулирования региональной экономики, пересборки образовательных пространств, а также выстраивания нового качества взаимодействия между руководством субъекта федерации, научными институтами, университетами и бизнесом.

Также для научно-технологического прорыва именно НОЦ являются одним из ключевых инструментов активизации регионального измерения. В рамках нацпроекта «Наука» не предусмотрены межбюджетные трансферы, однако, именно качество работы по созданию и развитию научно-образовательных центров мирового уровня служит одним из главных KPI губернаторов и их команд по прорыву.

Уже сейчас действуют пять пилотных центров, отобранных без конкурса – Белгородская область; НОЦ «Кузбасс» Кемеровской области; Западно-Сибирский межрегиональный центр Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; «Техноплатформа 2035» Нижегородской области; НОЦ Пермского края.

Еще двумя волнами до 2021 года должны быть отобраны как минимум 10 кандидатов. Слова Андрея Травникова о том, что возможно больше 15 НОЦ мирового уровня, не должны расхолаживать участников «гонки». Речь не идет о серьезном увеличении количества, конкурс все равно будет минимум 2 проекта на 1 место. Многие из создаваемых центров являются межрегиональными – так что реальный конкурс по регионам уже вплотную приближается к значению 3 на 1 «нацпроектный» центр.

Стоит напомнить, что помимо развития в рамках «Науки» у субъектов федерации есть возможность самостоятельно, за свой счет (как это на первом этапе сделали все пилотные центры) создать и поддерживать НОЦ, чтобы он, достигнув результатов, аналогичных требованиям к нацпроектным структурам, мог затем получить поддержку из федерального бюджета.

Во многом именно об этом формате говорит Минобрнауки, подтверждая готовность поддержать НОЦ, которые не пройдут отбор в рамках нацпроекта.

«Мы ожидаем, что НОЦ - это будет новая история про конкретные технологии и разработки. А мы будем стараться поддерживать эти идеи независимо от того, пройдете вы конкурсный отбор или нет», - сказал директор департамента проектной деятельности Минобрнауки Андрей Зарубин.

По его словам, при рассмотрении заявок представители министерства сталкиваются с нехваткой идей. Он посоветовал инициаторам создания центров прежде, чем подавать заявки, ответить на следующие вопросы: какие три передовые технологии, три мировых продукта будут созданы научно-образовательным центром к 2024 году, чтобы о них говорили во всем мире. «Если вы имеете ответ на этот вопрос, тогда программа будет активно поддерживаться министерством. Если ответа на этот вопрос нет, то над программой еще нужно поработать», - пояснил Андрей Зарубин.

Примерно в этом может состоять двухэтапный отбор – часть НОЦ станут «нацпроектными», продемонстрировав гарантии достижения результатов мирового уровня; другие – получат иные форматы поддержки для решения более локальных задач.
источник
Научно-образовательная политика
«О науке»: дискуссии вокруг законопроекта

В ходе заседания Рабочей группы по разработке нормативных правовых актов в сфере научной и научно-технической деятельности сегодня обсудили ход работы над проектом федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации».

В заседании приняли участие Президент РАН Александр Сергеев, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, его первый заместитель Геннадий Онищенко, статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования Марина Лукашевич, первый заместитель министра Григорий Трубников, представители академий наук, Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, научного сообщества и федеральных органов власти.

Как сообщила в своем докладе Марина Лукашевич, в настоящее время законопроект доступен для общественного обсуждения: «На сегодняшний день на интернет-платформе «ПреОбразование» уже опубликовано более 500 комментариев и 770 оценок. В обсуждении приняли участие порядка двухсот научных и образовательных организаций, организаций реального сектора экономики».

Слова замминистра являются ответом на критику некоторых представителей научно-образовательного сообщества, которые отмечали якобы крайне незначительный объем обратной связи.

Вообще впервые громко и публично о необходимости разработки нового закона о науке заговорили в декабре 2014 года. В период с 2015 по 2018 годы было создано несколько рабочих групп, выработаны концепция и структура законопроекта (учитывающая, в том числе, Стратегию научно-технологического развития), подготовлена первая версия нового закона «О науке», которая прошла широкое обсуждение. В общей сложности поступило 450 сутевых замечаний, предложений и профессиональных экспертных заключений. Новое Министерство, образованное год назад, эту работу продолжило. Были проанализированы все предложения к первой версии законопроекта.

С весны 2018 года законопроект дорабатывался с учетом как поступивших замечаний, так и тех направлений, которые заложены в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и сформированном национальном проекте «Наука».

Именно последнее обстоятельство является решающим аргументом в пользу того, чтобы не переносить сроки внесения законопроекта в Правительство, на чем (именно на основании необходимости учесть стратегические документы и нацпроект) настаивает руководство Российской академии наук.

«Модернизировать системообразующий законодательный акт, учитывающий современные тенденции развития науки и потребности экономики и общества, мы сможем только во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами.

Консультации на интернет-платформе «ПреОбразование» продлили до 7 октября 2019 г. Планируем обсуждение законопроекта не ограничивать только этим ресурсом. Мы рассчитываем проводить обсуждение законопроекта на различных экспертных площадках после каждого этапа доработки. Чем больше будет участников обсуждения, тем ближе мы будем к нашей цели»,
- сказала Марина Лукашевич.

Впрочем, в недавнем комментарии по данному вопросу министр Михаил Котюков напомнил, что нужно думать не только о том, как поговорить, но и о реальном движении. В этом смысле стоит только поддержать настойчивость Минобрнауки, которое намерено непреклонно проталкивать законопроект по стадиям обсуждения – иначе можно окончательно закопаться в бесконечных «нулевых» и «минус первых» чтениях, где нет почти ничего, кроме критики с споров.

Все прозвучавшие в ходе заседания Рабочей группы замечания и предложения будут систематизированы и учтены в ходе дальнейшей работы над законопроектом. Также готов к вынесению на обсуждение проект закона-спутника – федерального закона, который внесет поправки в целый перечень нормативно-правовых актов, регулирующих научную деятельность в Российской Федерации.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1877
источник
Научно-образовательная политика
Индивидуальная образовательная траектория: как сделать хорошо

Тюменский государственный университет полностью перешел на новую модель образования. Она представляет из себя четыре уровня – ядро (core) фундаментальные знания и soft skills; major и minor (основное направление подготовки и дополнительное), а также элективы.

Чем отличается эта система ИОТ (индивидуальной образовательной траектории) от курсов по выбору? Собственно говоря, целым рядом факторов.

Ядро формируется не просто обязательными предметами, а комплексными курсами, формирующими междисциплинарное мышление. В рамках CORE учат математику и английский язык, а еще объясняют принципы естественнонаучного познания, помогают первокурсникам научиться гибко мыслить и управлять проектами. В этом году ядерная программа открылась парадом лекторов по дисциплинам «Россия и мир» и «Философия: технологии мышления». Для студентов это знакомство с большим и сложным академическим миром, первый опыт реального диалога с представителями научного сообщества.

Major состоит из обязательных курсов по направлению подготовки, а также по выбору – несколько профессиональных, все остальное (25-30%) – элективы (кстати, не привязанные к семестрам) из большого банка. Профильные курсы читаются для одного направления, а вот в рамках элективов собираются междисциплинарные аудитории. Это способствует обмену точками зрения, заимствованию методов и расширению кругозора.

Обязательные дисциплины гарантируют комплексную подготовку, а майноры (фактически, совокупность связанных элективов) – расширить и углубить отдельные аспекты в сопредельной теме, в том числе – прикладной.

Весь процесс сопровождает и контролирует тьютор, прикрепленный к каждому студенту – это помогает ориентироваться в программах и принимать верные решения.

Свобода выбора студента в ТюмГУ реализуется на трех уровнях:
1.  Среди профессиональных дисциплин (в достаточно ограниченном объеме);
2.  Через возможность выбрать себе майнор (о чем получить сертификат и упоминание в дипломе) - он является по своей сути группой связанных курсов по выбору;
3.  Посредством выбора из всего огромного банка (400+) курсов, которые могут быть вообще никак не связаны с базовым направлением.

На самом деле, самое интересное не в том, что такая схема была придумана (она достаточно очевидна и привычна для некоторых ведущих университетов), а в том, что ее удалось эффективно, качественно, интересно и полезно внедрить – для студентов, преподавателей и управленческой команды университета.

Особо стоит отметить – CORE с участием ведущих мировых лекторов для первокурсников. Такое, пожалуй, есть только в Тюменском госуниверситете. В этом году «парад звезд» открыл Анатолий Багашев, доктор исторических наук, руководитель Тюменского научного центра СО РАН лекцией о проблемах и перспективах исследования доисторического периода развития человеческой культуры. Вслед за ним свои лекции первокурсникам прочитают Александр Еманов, Наталья Матвеева и другие ведущие профессора ТюмГУ, а также научные сотрудники ИПОС ТНЦ СО РАН – Александр Ткачев, Михаил Агапов, Вера Клюева, в качестве приглашенных лекторов уже второй год подряд из ВШЭ в Тюмень приедут Николай Ссорин-Чайков и Александр Марей, из СПбГУ – Лада Шиповалова, а из МГУ – Станислав Гавриленко.  

Подробнее о новой системе ИОТ читайте на сайте ТюмГУ и в Медузе.
источник
Научно-образовательная политика
Хотите историю про работу социальных лифтов на Урале? Руководство Уральского государственного экономического университета(УрГЭУ) собирается исключить студента за то, что у него розовый телефон и подписки на ЛГБТ-паблики Вконтакте.

«Мне позвонил директор моего института, сказал, что произошла неприятная ситуация и нужно поговорить. На встрече объяснил, что создана группа мониторинга соцсетей студентов и они обнаружили, что я подписан на группу ЛГБТ-сообщества. Потом меня вызвал к себе проректор по воспитательной работе Роман Краснов, тот заявил, что я «порочу имя института», что у меня розовый телефон и что наличие девушки, на его взгляд, не оправдание и не доказывает, что я не гей», - рассказал журналистам сам студент.

Хотите еще фактуры? Парень, которого администрация вуза собирается исключить из-за подозрения в его нетрадиционной сексуальной ориентации, учится на первом курсе. Восемнадцатилетний молодой человек — сирота, его родители погибли. Он родом из Свердловской области и живет в Екатеринбурге с бабушкой. Она сама – выпускница этого же университета.

Сам проректор Краснов подтвердил СМИ, что мониторинг поведения студентов и их участия в подобных группах в соцсетях ведется.

«У нас не только сейчас — мы вели, ведем и будем вести мониторинг социальных сетей наших студентов! По одной простой причине: мы — государственный университет, и, соответственно, мы смотрим за моральным обликом наших студентов».

У меня только один вопрос.

Когда отстранят этого Краснова, который позорит вуз, позорит страну, и позорит сам себя? Это абсолютно непрофпригодный человек, который дискредитирует конституцию, образовательную систему, страну, в конечном итоге.

Когда УрГЭУ извинится перед парнем, которого они затравили, и публично объявит о сворачивании практики слежки за студентами?

Ну?
источник
2019 September 19
Научно-образовательная политика
​​В прошлом году Рособрнадзор и Минпросвещения РФ наконец-то объявили о давно назревшем решении – с 2022 года ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. В 2020 году пробные экзамены по иностранному языку проведут в 19 регионах России.

Действительно, пора бы уже, потому что сейчас у нас многие дети, особенно за пределами Москвы и Питера, к 1 курсу почти не знают английского, не говоря уже о других языках межнационального общения. При этом в самых развитых странах мира – Японии, Германии, Нидерландах, государствах Скандинавии – английский знает почти всё население, за исключением совсем уж упрямых пенсионеров. Многие европейцы с детства знают несколько языков.

Сегодня без знания английского просто невозможно получить нормальное образование. Речь даже не об учёбе за рубежом, а именно о хорошем образовании. Не владея английским, вы ограничиваете себе доступ к лекциям, книгам, другим учебным материалам. Кстати, именно на английском публикуются все научные исследования.

Владение каждым дополнительным языком повышает твою конкурентоспособность в современном мире, делает тебя более успешным, помогает легче осваивать любую новую информацию – всякие ОС и программы, инструкции к автомобилю или 3D-принтеру, просто специальную литературу по твоей профессии.

Но в России есть движение, для которого сдача ЕГЭ по иностранному языку "противоречит Стратегии национальной безопасности РФ". Называется оно "Национальный родительский комитет по поддержке семьи и развитию социальных инициатив".

И вот эти "родители" на полном серьёзе выступают против обязательных экзаменов:

"Мы, российские родители, глубоко встревожены и возмущены введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку... Выбор для сдачи ЕГЭ и ОГЭ по иностранному должен производиться на добровольной основе, так как Россия является великой независимой страной, а не колонией".

Глава НРК Ирина Волынец


Своей главной миссией "Национальный родительский комитет" называет "защиту семьи и сохранение традиционных ценностей путем консолидации сил общества и государства". Очень грустно, что некоторые родители в 2019 году считают традиционной ценностью России сохранение невежества детей.

Тут можно пойти ещё дальше – запретить компьютеры, любые гаджеты и интернет, читать только русскую литературу, учить только отечественную историю... Понятно, что всё это вполне соответствует заданному сверху тренду на самоизоляцию России, но принесёт ли это пользу детям? Очень сомневаюсь. Импортозамещение нормально не работает даже в промышленности, а вы хотите "импортозаместить" иностранные языки в детских головах. Чем, простите, житиями и молитвами? Выглядит как обычное мракобесие.

Интересно, что именно тут угрожает национальной безопасности РФ? То, что люди у нас станут умнее? На самом деле возможность вырастить умное поколение – угроза не национальной безопасности, а всем этим мудакам, которые сбились в свои общества-сообщества, присосались к бюджету и теперь пытаются учить нас жить.
источник
Научно-образовательная политика
В рамках пикетов в поддержку Павла Устинова произошел знаменательный перелом. Помимо персональных плакатов появилось коллективное послание: «Я/Мы вся страна».

На фоне цеховой солидаризации (научно-образовательная сфера, актеры, журналисты) это символ того, что власть уже имеет дело не с массами и даже не просто с обществом – а с обществом гражданским.

В этой парадигме речь идет о вопросах справедливости и адекватности отношений гражданина и государства. Об этом ранее писали и мы, и Тина Канделаки, и Маргарита Симоньян, и многие другие.

Однако, пока что гражданское самосознание не эволюционировало до итоговой простой и понятной формулы «Я/Мы Россия».

Именно это будет началом большого демократического поворота, в который свою лепту внесли многие сегодняшние антагонисты и агенты друг друга.

Он даст ответ на вопросы: кто источник власти, как привести реальность в соответствие с буквой Конституции, что значит Россия в коллективном и индивидуальном преломлении гражданского самосознания.

Партиципаторная идентичность стала политической реальностью. Это не так и плохо для архитекторов новой общественно-политической системы – ведь при активизации самосознания и потребности участвовать будет больше возможностей канализировать эту активность. Намного сложнее это делать с зыбучими песками глубинного народа, в которых не только тонет любая здравая прогрессивная инициатива, но и словно останавливается ход самого времени.
источник
Научно-образовательная политика
Самара: верным курсом во вторую пятерку НОЦ

В рамках Первой инжиниринговой конференции в Самарской области одним из ключевых событий деловой программы стало подписание ряда важных соглашений, которые дадут новый стимул для деятельности Научно-образовательного центра Самарской области.

К консорциуму регионального НОЦа, согласно подписанному документу, присоединился Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Упор в сотрудничестве с одним из самых уважаемых и авторитетных научно-образовательных заведений страны будет сделан на развитие научно-проектных групп, курируемых вузом.

Соглашение предусматривает создание проектных групп из ученых вузов Самарской области и других участников НОЦ, работу которых будет курировать питерский университет.

Кроме того, было подписано Соглашение о сотрудничестве между АНО «Институт регионального развития», управляющей компании Самарского НОЦ и Питерским Политехом. Решено, что стороны объединят свои усилия для реализации максимально взаимовыгодного взаимодействия в части организации исследований и разработок мирового уровня для получения новых конкурентоспособных технологий и продуктов, содействия подготовке кадров под реальные запросы индустриальных партнеров.

Академик РАН Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, выразил уверенность в том, что Самарская область идёт правильным путём в создании и развитии НОЦ − у региона есть все шансы не только войти в следующую пятёрку, но и доказать Правительству РФ, что у самарского Научно-образовательного центра мировое будущее.

«Те амбициозные задачи, которые Самарская область ставит перед собой в части технологического прорыва, развития, позволяет говорить о том, что взаимодействие может быть ещё более интенсивным. Сегодня Самарская область – один из лидеров науки и технологий, причем, передовых. Нам, как университету, очень интересно работать с таким безусловным лидером. НОЦ – это квинтэссенция передовых инженерных разработок, которые будут реализовываться на его базе. Кроме того, это образовательные программы. И мы видим полное понимание и поддержку со стороны Губернатора, что отрадно, − мы далеко не везде встречаем такое стремление к объединению усилий.  Для нас это очередной экзамен на состоятельность как учебного и научного центра России. И я уверен, что наши ученые и преподаватели приложат все усилия для того, чтобы Самарская область и дальше не только процветала, но и стала лидером научного развития в России. Это наша цель», − отметил Андрей Рудской.

Отметим, что похвала из уст ректора СПбПУ – знак особого признания инициатив Самарской области. Столь мощный вуз как Питерский политех мог бы вполне найти достойное место практически в любом из НОЦ, в том числе том, который планируют создать в Санкт-Петербурге по цифровой экономике. Однако, СПбПУ предпочел интегрировать свои усилия по прорывным направлениям в рамках НОЦ Самарской области.

Губернатор Дмитрий Азаров отметил, что подписанные документы стали основой для дальнейшего технологического развития региона, основой которого должна стать серьезна инжиниринговая платформа.

Способствовать решению этой важной задачи будут не только ведущие университеты Самарской области, но и России. «Без создания инжиниринговой платформы невозможно опережающее технологическое развитие. Об этом мы будем не просто мечтать, а уже разрабатывать конкретные планы действий, в том числе для наших предприятий, – обратил внимание Губернатор. – Университет Петра Великого – настоящий лидер, поэтому мы приняли совместное решение и вуз вошел в консорциум с научно-образовательным центром Самарской области. Мы привлекаем лидеров в наш НОЦ для того, чтобы со временем он стал не просто мирового уровня, а мировым лидером».

Это все еще раз подчеркивает серьезные усилия, прилагаемые руководством региона и участниками НОЦ для получения своего центра в рамках нацпроекта «Наука». Для этого, согласимся мы с ректором СПбПУ Александром Рудским, у Самары есть абсолютно все шансы.
источник
Научно-образовательная политика
Нижегородская Техноплатформа: до Илона Маска, а затем!..

Сегодня в рамках заседания рабочей группы Госсовета по направлению «Образование и наука» и других мероприятий «Технопрома – 2019» были озвучены проекты создаваемых научно-образовательных центров первой волны и претендентов на этот высокий статус.

Амбициозный проект НОЦ, как отмечает «Наука в Сибири», представила Нижегородская область в лице регионального министра науки, образования и молодежной политики Сергея Васильевича Злобина.

Он высоко оценил экспортный потенциал своей территории: «Это не сырьевые и не энергетические позиции, а перспективная высокотехнологичная продукция и образовательные услуги». В области создания элементной базы для интеллектуальных систем, по словам чиновника, нижегородский НОЦ «Техноплатформа 2035» ставит целью «потеснить Илона Маска на мировой арене и двигаться дальше».

Проект уже реализуется, поскольку Нижний Новгород был отобран в качестве одного из пяти пилотных регионов для развёртывания научно-образовательных центров нацпроекта «Наука».

Базовой площадкой для научно-образовательного центра мирового уровня является Нижегородский государственный университет им. Лобачевского – один из ведущих региональных вузов страны с рядом уникальных компетенций.

Реализация проекта НОЦ предусматривает вовлечение в него 33 стран-партнеров и создание международного кампуса на 1 600 человек. Сергей Злобин подчеркнул, что этот центр связан с начинаниями по реализации в регионе других нацпроектов. В частности, он назвал создание здесь Национального института производительности труда, Центра экологического просвещения «Волганариум» и ДНК ― Дома научной коллаборации.

Таким образом будут сформированы сквозные траектории прорывного научно-технологического и социально-экономического развития региона, которые будут сочетать в себе мероприятия нескольких национальных проектов. Это, естественно, будет приводить к синергии усилий участников. Роль флагмана-интегратора и ключевой платформы взаимодействия берет на себя базовая площадка НОЦ – Университет Лобачевского (ННГУ).

Участники научно-образовательного центра планируют выполнить совместно с зарубежными партнерами 150 проектов. Об этом также сообщил Сергей Злобин:

«Главная задача, как мы видим для себя, – развитие международного сотрудничества. И уже намечены 150 проектов, которые мы предлагаем к реализации в сотрудничестве с зарубежными партнерами. <...> Также мы планируем развитие международного кампуса, в том числе и для привлечения мировых ученых и для развития собственных научных школ. Одним из ключевых здесь является IT-кампус, который будет составной частью»

Проекты будут реализовываться по пяти направлениям: инновационные производства, компоненты и материалы, интеллектуальные транспортные системы, высокотехнологичная персонализированная медицина (в том числе ядерная) и медицинское приборостроение, передовые цифровые технологии, а также экология и ликвидация экологического ущерба.

«Техноплатформа-2035» была создана с целью роста рыночной доли региональных предприятий на мировых рынках, подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий и создания экосистемы технологического трансфера инновационных разработок мирового уровня.

Реализация столь большого количества амбициозных проектов и воплощение программы развития НОЦ потребует дальнейшего сопряжения усилий и развития взаимодействия региональных властей, команды ННГУ и остальных участников центра – в том числе, структур из контура «атомного локомотива» прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
Кадровое обеспечение нацпроектов: Дальний Восток

Майский указ поставил не только амбициозные практические цели, но и определили высокую планку требований для управленческих кадров. Новые платформенные решения, масштабные мероприятия, инноватика в вопросах взаимодействия государства, бизнеса, иных стейкхолдеров (в нашем случаев – вузов, научных институтов, РАН и т.п.) требуют от лиц, принимающих решения, нового набора квалификаций.

Более того, важно не только запустить нацпроекты и модерировать ход их выполнения, но также иметь возможность затем использовать их наследие – поскольку механизмы и решения будут действовать еще многие годы, а то и десятилетия.

Особняком стоит вопрос о (макро)региональном преломлении нацпиональных проектов – почти в каждом субъекте федерации есть своя специфика, которую необходимо учитывать.

Всем этим комплексом причин было обусловлено появление в Дальневосточном федеральном университете специализированной программы подготовки кадров для реализации нацпроектов, в частности – в ДФО.

«Дальневосточный федеральный университет запускает междисциплинарную образовательную программу подготовки государственных кадров новой формации Master or Public Administration, не имеющую аналогов в России. Она нацелена на эффективную реализацию национальных проектов на Дальнем Востоке и развитие широкого спектра профессиональных и надпрофессиональных компетенций управленческих кадров для Приморского края», - говорится в сообщении пресс-службы ДВФУ.

Программа начнет работать в Школе экономики и менеджмента 1 ноября. За каждым из учащихся будет закреплен персональный ментор, для каждого студента будет составлен индивидуальный план профессионального и личностного развития. В течение учебного года слушателей ждут образовательные модули от ведущих российских экспертов-практиков в области реализации национальных проектов, использования данных для принятия решений, управления инвестиционным климатом в регионе, эффективного лидерства, кросскультурных коммуникаций с учетом специфики стран Восточной Азии.

Завершив программу, слушатели получат диплом ДВФУ установленного образца о профессиональной переподготовке, диплом об окончании программы и сертификат CPM-3 Pm Standart.

Открытие подготовки кадров для нацпроектов позволило Дальневосточному федеральному университету резко обойти в неформальном зачете школ MPA многие ведущие вузы страны – например, РАНХиГС. Также напомним, что на базе ДВФУ совместно с АСИ и по поручению Президента развернута программа подготовки цифровых чиновников и предпринимателей. Оба эти вектора кадровой подготовки могут вполне эффективно сочетаться друг с другом, особенно в вопросах цифровой экономики.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/1084013https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/1084013
источник
Научно-образовательная политика
Надо больше!

Как видим, увеличение бюджета на образование и развитие не даёт покоя целому ряду представителей власти. По их мнению, вероятно, дешевле всех посадить, чем развить и обучить.

Зачем столько тратить на людей? Зачем молодежи форумы и фестивали? Ещё и в Крыму? Зачем социальные лифты?
На бордюры и плитку не останется!  А развитие собственного народа — это «забавы методологов». Зачем тратиться на эти «забавы» для людей, когда для них есть дубинки.

Добро пожаловать в новую технологическую парадигму, где главным является человек и поддержка его талантов. Более того, проекты, указанные в документе, являются социальными лифтами не только для молодёжи, которой в стране около 27 млн человек, но для всего трудоспособного населения. Многие работы проводятся фактически с нуля.

Это не методологи, это человеки!

https://t.me/russica2/20057
источник
Научно-образовательная политика
Каждый день почти все мои друзья - ректоры и чиновники разного уровня (и в АП, и в Минобрнауки с Минпросвещения) начинают с просмотра телеграм-каналов. Предпочтения у всех разные – кто-то ограничивается Незыгарем, Караульным, Футляром  и Научно-образовательной политикой, а иные подписаны на пару десятков лент - от Канделаки и Потупчик до каналов о цифре.

Безусловно, Телеграм для системы образования (и особенно профессионального образования) уверенно стал главной площадкой диалога элит.

Очень здорово, что выдающиеся коммуникационные возможности этой платформы смело используют все больше лидеров мнений в нашей сфере.

Среди них - Спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО "Россия-страна возможностей" Алексей Комиссаров, кураторы информполитики в Минпросвещения (Андрей Емельянов) и Минобрнауки (Райфа Биткова), глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда и ещё многие другие наши коллеги и друзья.

Я создал этот канал, понимая, что в образовательном сообществе (ректорский и экспертный корпус, чиновники разного уровня и т.д.) практически ежедневно растёт запрос на разъяснения тех или иных задач образовательной госполитики, реализации нацпроектов или вопросов внутривузовского менеджмента.

В этом канале не будет запрещённых тем: будем честно говорить о ключевых проблемах и трендах.

Итак, начнем: одной из проблем, которая сегодня тревожит университеты, является сомнение - стоит ли "подаваться" на конкурсы Минобрнауки в рамках ФП "Новые возможности для каждого". Многие переживают, что не пройдут по критериям.

Коллеги и друзья - смело готовьте заявку от вашего университета. Если у кого-то есть вопросы по содержанию - пишите, подскажу.

Кроме этого, 27 сентября в ННГУ им. Лобачевского (Нижний Новгород) мы с коллегами из Инобра ВШЭ и кураторами из Минорнауки (есть надежда, что личное участие примут директора департаментов Андрей Зарубин и Екатерина Бабелюк) проведём стратсессию по ФП "Новые возможности для каждого", где также ответим на вопросы и поговорим о будущем ДПО в вузе.
источник
Научно-образовательная политика
Дайджест НОЦ: Технопром

Тема научно-образовательных центров мирового уровня стала одной из ключевой на "Технопроме-2019" в Новосибирске, в том числе - на заседании рабочей группы Государственного совета по направлению "Образование и наука".

Санкт-Петербургская цифра
Программу по созданию в Санкт-Петербурге научно-образовательного центра по разработке цифровых экосистем и развитию новых стандартов связи представят в Минобрнауки РФ до конца года. Об этом сообщил в среду на заседании рабочей группы Госсовета проректор по научной работе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций Александр Шестаков.

«Стратегическая цель НОЦ "Цифровые экосистемы всепроникающих сетей 2030 и 5G" определена как ускорение перехода страны к новому технологическому укладу с использование перспективных технологий и сетей 2030 (интеллектуальных сетей). Основные результаты направлены на достижение мирового научного уровня и внедрения отечественных перспективных технологий», – сказал Шестаков.

НОЦ планируется создать на базе консорциума Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», и ряда компаний, в том числе «Ростелекома», «Швабе».

Якутский «Север»
Якутия активно борется за создание специализированного арктического НОЦ с Архангельской областью. Эксперты полагают, что вполне вероятно создание двух более-менее специализированных центров – по западной и восточной Арктике. Республика Саха решила действовать наиболее верным способом – проактивным.

Указ Главы Республики Саха (Якутия) «О создании научно-образовательного центра развития Арктики и Субарктики "Север» был подписан Айсеном Николаевым 17 сентября. Центр планируется создать путем объединения Северо-Восточного федерального университета и других научных институтов и организаций высшего образования, научных организаций и их интеграции с организациями, функционирующими в действующем секторе экономики.

НОЦ обеспечит конкурентное преимущество исследований и разработок якутских ученых и подготовку высококвалифицированных кадров. Климат и экология, освоение промышленной области, в том числе геологии материковой Арктики, транспорт, инженерные сооружения и энергетика являются ключевыми направлениями прикладных исследований научного центра.

Рабочие места и недропользование Перми
Цель проекта пермского НОЦ «Рациональное недропользование» – усилить в этой области позиции России и российских производителей, работающих на отечественном оборудовании, с применением технологий, разработанных российскими учеными и конструкторами.

«Создание центра позволит повысить социально-экономические показатели Пермского края. Это – повышение качества жизни и привлекательности региона для жизни, рост экспорта образовательных услуг более чем в три, создание 8 тыс. рабочих мест в области недропользования», – заявила на «Технопроме-2019» министр науки и образования Пермского края Раиса Кассина. По ее данным, доходы пермского центра составят более 20 млрд рублей. В планах развития компаний – ведущих партнеров Пермского НОЦ – инвестировать до 2024 года до 400 млрд рублей в промышленный сектор экономики в сфере недропользования по заключенным с регионом специальным инвестконтрактам.
источник
Научно-образовательная политика
Синхротроновости

Создание синхротрона СКИФ в Новосибирском Академгородке недавно вызвало целый поток новостей и даже небольшой скандал.

Представители академического сообщества активно сопротивлялись «диктат Курчатовского института» в вопросах выбора параметров установки и сетовали на отсутствие финансирования.

Минобрнауки выступило с двумя пояснениями.

Параметры
Строительство синхротрона "Сибирский кольцевой источник фотонов" ("СКИФ"), который создается в Новосибирской области по национальному проекту "Наука", будет продолжено после утверждения его характеристик членами специально созданного совета, сообщила во вторник пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

"Согласно положению о совете [по реализации Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019-2027 годы], к полномочиям совета отнесено утверждение характеристик объектов исследовательской инфраструктуры. После утверждения на совете характеристик источника синхротронного излучения поколения 4+ будут продолжены работы по проектированию и строительству установки", - говорится в сообщении.

Стоит отметить, что в состав Совета (согласно Указу Президента "О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации") входят представители двух ключевых институтов Сибирского отделения РАН, ответственных за СКИФ – Институт ядерной физики и Институт катализа (он же – проектный офис). В этом смысле предложения представителей Курчатовского института, безусловно, имеют большой вес (как у головной научной организации ФНТП РСНИ), но все же решения будет принимать именно совет под двойным председательством – вице-премьера Татьяны Голиковой и помощника Президента Андрея Фурсенко.

Финансирование
Задержка финансирования не отразится на строительстве Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (ЦКП "СКИФ") в Новосибирской области. Об этом журналистам в четверг сообщил директор департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки РФ Вадим Медведев.

"Задержка финансирования не должна отразиться на сроках строительства "СКИФ", мы опираемся на установленные [указом президента] сроки", - сказал Медведев на форуме "Технопром". Он пояснил, что при создании таких уникальных установок трудно говорить о четких сроках, "возможны вариации в рабочих пределах".

"Указ президента вышел и закрепил принципиальное решение по всем установкам класса "мегасайенс". Мы уверенно двигаемся в этом направлении", - добавил представитель министерства.

Отдельно стоит отметить, что Минобрнауки намеревается полностью довести запланированный на этот год в рамках нацпроекта «Наука» средства до исполнителей, не выходя за календарные рамки.

Итог
В большей степени высказывания представителей Сибирского отделения РАН, а также некоторых не слишком сведущих в этих вопросах журналистов, скорее были нацелены на раздувании конфликта и гонке за «жареными новостями».

Все механизмы принятия решений и финансирования в рамках создания СКИФа прекрасно известны всем участникам проекта.

Угроз созданию синхротрона нет – все предложения и проекты можно будет обсудить и защитить на заседании Совета. Естественно, мнение ключевых исполнителей проекта будет услышано.
источник
Научно-образовательная политика
Диссернет о ректорах: дихотомия лжи и истины (1/4)

Вчера был презентован, а сегодня опубликован очередной доклад Диссернета. На этот раз в центре внимания оказались ректоры страны. Многие СМИ, а также коллеги по Телеграму быстро ухватились за «антирейтинг ректоров» и растиражировали его. Мы же постараемся взглянуть на проблему более комплексно.

Pro
По сути своей исследование Диссернета нацелена на благо – улучшение ситуации с научной этикой в России. Это означает нетерпимость к плагиату, подлогам, покупке статей и диссертаций и многое другое.

У многих указанных ректоров действительно спорная научная, а особенно – управленческая репутация.

В определенной степени также верен вывод о том, что нечистый на руку в вопросах плагиата и диссероделанья ректор будет столь же неизбирателен в иных вопросах – кадровых, финансовых, политических.

Многие фигуранты антирейтинга Диссернета замешаны в значительно более общественно-опасных делах, чем множественные публикации и копипаст в диссертациях – например, в хищениях и растрате бюджетных средств, обналичивании и их выводе за рубеж, разбазаривании госсобственности, превышении полномочий и многом другом.

В этом смысле, абстрагируясь от недостатков доклада и вообще работы «Диссернета», можно сказать, что зафиксирован некий срез управленческого университетского сообщества, который демонстрирует некую грань истины.

Contra
К сожалению, недостатков у доклада значительно больше, чем достоинств.

А судьи кто?
По своей сути доклад – это анонимка. Конечно, было время в нашей истории, когда и такое рассматривали компетентные органы, но оно все же в прошлом. Ни в самом тексте, ни на сайте мы не найдем сведения об авторах и составителях данного доклада. Кто эти люди? Мы знаем имена около десятка «основателей», «идеологов» и функционеров Диссернета – но авторство доклада (как и любой из «экспертиз») остается для нас тайной.

Возникает вопрос – если члены «вольного сетевого общества» (то есть некой совокупности людей, поскольку это даже не юридическое лицо) так уверены в своей правоте, то почему не назовут себя? А если они скрывают свои имена – отчего? Боятся судебных исков за клевету? Но ведь, как они считают, на их стороне и мораль, и право, и методология.

Да, мы тоже анонимный Телеграм-канал, но не претендуем на то, чтобы быть истиной в последней инстанции, подменяя собой и судью, и присяжных, и палача, как это делают адепты Диссернета.

Методология
Мы уже не раз писали, что те методы, которые применяет Диссернет, грешат большим количеством изъянов. Избирательность материалов для «проверки», перекос в сторону достаточно старых кейсов и их измельчание, сомнительность аргументации (например, в вопросах множественности публикаций) – это лишь малая часть претензий. Особенно слабы позиции доклада в генерализациях и обобщениях.

А начать стоит хотя бы с термина «плагиат». Авторы исходят из «общепринятого в научной и образовательной среде значения», что не тождественно толкованию в Уголовном кодексе. При этом словосочетание «ректор-плагиатор» не должно, как подчеркивают авторы, трактоваться как их утверждение о совершении преступления руководителями образовательных организаций.

Мягко, выражаясь, очень спорная, с той же этической точки зрения, позиция – «мы вас заклеймим, но не совсем в том смысле, как это звучит».
источник
Научно-образовательная политика
Диссернет о ректорах: дихотомия лжи и истины (2/4)

Предубеждения и критикантство
Тональность доклада не выдерживает никакой критики. Авторы исходят из того, что являются носителями не только истины, но и морали. Вместо вдумчивого анализа (к чему они явно способны) очень часто можно видеть эмоционально не выдержанные фразы и оценочные суждения, которые соседствуют с абсолютным волюнтаризмом в выводах и обобщениях.

Яркие примеры:

В ответ на обращения […] Минобрнауки лицемерно подменяет тезис заявителей и переводит обсуждение на вопрос о лишении ученой степени, который в таких обращениях граждан отсутствовал.

Ректор университета [перечисляются условия] «токсичен»: его научная (профессиональная) репутация оказывает негативное влияние на образовательный процесс в вузе, способствуя созданию атмосферы обмана и вседозволенности.

Полагаем, что ректоры, запятнавшие себя плагиатом, более не считают себя связанными нормами поведения, принятыми в академической среде, что позволяет им применять такие методы борьбы с неугодными преподавателями и студентами, как незаконные увольнения, доносы, фабрикация уголовных дел.

Иными словами, по нашему предположению, добросовестные ректоры среди тех, кому ученая степень была присуждена за последние 15 лет, должны быть редкостью.

Что делать?
По мнению авторов, необходимо создать комиссию из числа авторитетных ученых, в том числе представителей РАН и постоянно работающих за границей соотечественников, которая займется проверкой сведений «Диссеропедии российских вузов» в отношении ректоров вузов (их диссертаций).

То есть, им предлагается рассмотреть анонимные кляузы неустановленных лиц, который проведены с использованием сомнительной методологии. При этом как будто забыта Комиссия по противодействию фальсификации научных исследований РАН.

Представителям Минобрнауки, ВАК и ректорского сообщества, а также лицам, состоящим в каких-либо отношениях с ректорами-плагиаторами отказывается в возможности войти в состав Комиссии. Переведем это на простой язык – представители учредителя, ключевой организации системы научной аттестации, а также любые сотрудники вузов указанных руководителей не имеют права участвовать в работе этого нового органа.

В итоге – с плагиаторами нужно расторгнуть договоры (то есть решения комиссии должны быть обязательны для федерального Министерства), в иных случаях – принуждать к отзыву статей (иначе – расторгать договор) либо решать индивидуально. По форме своей – это какая-то помесь революционного трибунала и охоты на ведьм.

Выводы и мотивы
С одной стороны, в плевелах критикантства и оценочных суждений есть зерно истины. Ряд случаев плагиата действительно имел место быть – это установлено согласно всем процедурам. Многие ректоры, обозначенные в докладе, столь же неизбирательны в методах своей управленческой работы, а их обоснованная критика со стороны подчиненных и контролеров уже превосходит все разумные пределы.

С другой, в аргументации Диссернета все чаще видны передергивания и позиция «все вокруг плагиаторы, одни мы паладины».

В основе деятельности руководства «вольного сетевого общества» все более ясно видна жажда власти – как политической, так и финансовой. Все предлагаемые модели решения проблемы предусматривают возможность осуществления некой группой лиц (во главе с диссернетчиками, конечно) диктата в отношении органов государственной власти. Частично это уже удалось реализовать Диссернету в союзе с РАН – в профильную комиссию включен ряд активных «борцов с плагиатом». Очевидно, их амбиции больше – медийная слава, а далее, вероятно, (около)политическая карьера.

Доклад едва ли может быть признан научно-исследовательским трудом – это скорее спекуляции на обозначенную тему с применением сомнительной методологии.

Мы не утверждаем, что Диссернет не совершает (иногда) правильные и благородные поступки, но обращаем внимание на то, что борцы с «чудовищами» крайне неизбирательны в своих методах и, объективно говоря, сами уже превратились в отражение системы, которую пытаются победить.
источник
Научно-образовательная политика
Диссернет о ректорах: дихотомия лжи и истины (3/4)

Антирейтинг «Боттом-50 худших ректоров России»

Краткая версия доклада: https://www.dissernet.org/publications/rectory.htm
Полная: http://wiki.dissernet.org/tools/Docs/doklad_disserneta_VII_rectory-2.pdf
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник