Трансфер и новый формат госуправления?
Минфин озаботился оптимизацией работы министерств. Ведомство предлагает создать реестр функций федеральных органов власти, чтобы избежать дублирования и оптимизировать систему – об этом
сообщает Интерфакс по материалам
публикации «Ведомостей».
В центре внимания Минфина – типовые функции, которые могут быть стандартизированы и переданы на аутсорс в профильные службы. В частности – бухгалтерские и отчетные функции могут быть переданы в Федеральное казначейство.
Минобрнауки и Минпросвещения стали первыми министерствами, которые приступили к работе по данной модели. В целом руководство обоих ведомств достаточно позитивно оценивает подобный аутсорс.
Идея Минфина, на самом деле, более глубокая и потенциально – революционная. В функционале почти каждого министерства есть пересечения с коллегами. Второй немаловажный аспект – дублирование работ между ФОИВом и его подведомственными службами (на избыточное делегирование полномочий и раздувание затрат не раз обращала внимание Счетная палата).
Решением проблемы интуитивно является укрупнение и оптимизация – более четкое разведение полномочий при упрощении оргструктуры госуправления. Это позволит сформировать зоны ответственности каждого из ведомств и при этом ликвидировать избыточное количество служб и агентств.
Логичным следствием станет создание одноуровневой системы, в которой будут только министерства. Кстати говоря, слухи о возможной комплексной реформы правоохранительного блока также укладываются в этот процесс.
В целом подобная реформа будет означать окончательный демонтаж существующей системы министерств, агентств и служб, который окончательно так и не заработала эффективным образом. Трансформация будет достаточно мягкой, однако, усилит позиции министров.
Данный вариант является одним из обсуждаемых в контексте трансфера – более сильные министры смогут сбалансировать модель госуправления. Это частично усилит Правительство без чрезмерного (пока это видится именно так) упрочнения позиций премьер-министра и вице-премьеров.
С подобной идеей хорошо стыкуется «программа минимум» Вячеслава Володина – укрепить механизмы отчетности министров перед Госдумой и контроля над процессами их назначения и работы.
Более сильные министры под возросшим контролем Госдумы при более слабом председателе-правительства – это один из возможных механизмов выстраивания нового баланса сил. Интеграция руководителей ФОИВов в работу Госсовета наравне с губернаторами также играет в пользу данного варианта, обеспечивая эффективную стыковку федеральной и региональной политики.
На долю премьер-министра и вице-премьеров же остается ключевая функция – координация работы, сопряжение усилий, недопущение конфликтов, модерация противоречий.
Количество вице-премьеров может быть увеличено по формату условных «суперминистерств» - таких, которые легко и практически исчерпывающим образом отделить по функционалу от их коллег. В этом контексте как раз особое значение приобретает инициатива Минфина. На нашем профильном примере – Минобрнауки, Минпросвещения, Росмолодежь и Рособрнадзор составляют самостоятельный блок, за который вполне может отвечать отдельный вице-премьер.
Конструкции трансфера должны быть максимально простыми – иначе они не сработают и схлопнутся под собственной бюрократической тяжестью. И одним из измерений упрощения также может стать более значительная сопряженность структур Администрации Президента и Правительства – связка «профильный помощник и управления АП – вице-премьер» оставляет достаточно пространства для маневра, но ликвидирует избыточное «толкание локтями».
Представленная конструкция рассматривается как один из рабочих вариантов. Однако, оптимизация структуры госуправления и распределения функций между органами власти будет происходить в любом случае – потребность в этом давно назрела.