Поезда.Русским брендом должны быть не матрешки, медведи и балалайки, а железные дороги. К такому выводу я пришел, пообщавшись с друзьями из-за рубежа.
Среди иностранцев набирает популярность путешествие по транссибирской магистрали. А вот в России туризм с применением железных дорог не особо популярен. С помощью гугла я нашел один тур, но он рассчитан явно на людей с кошельком. Да и сам маршрут построен скорее вокруг посещения различных городов: Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Владивостока. Особенно нелепо тур выглядит из-за того, что собственно билет на поезд приходится покупать отдельно.
Главной особенностью наших железных дорог является их протяженность.
Да, по общей величине сети Россия уступает США. Но именно у нас находится самая длинная магистраль, Транссибирская железная дорога. К тому же Америка – страна автомобилей. Рельсовый транспорт уже не играет там той роли, что прежде.
Главная ценность путешествия на поезде – это пейзажи за окном. Их созерцание сродни медитативной практике. Эти бескрайние просторы для нас тоже самое, что Валь-д’Орча для итальянцев или скалы Улинъюань для китайцев. Но если культурный или природный ландшафт можно как-то ограничить, сделать объектом ЮНЕСКО, то пейзаж за окном неуловим и эфемерен. Хотя в ЮНЕСКО есть понятие «нематериальное наследие», которое включает именно различные практики. Путешествие на поезде по России можно причислить к этой категории ценностей.
Неудивительно, что железная дорога пролегла и через всю русскую литературу. В школе каждый учил некрасовские строчки: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою». Даже не знающий ничего о классике человек, слышал о том, что Анна Каренина свела счеты с жизнью на железной дороге. Одна из первых сцен романа «Доктор Живаго», отмеченного Нобелевской Премией, разворачивается во время остановки пассажирского состава. Наконец, Пелевин в своей книге «Желтая стрела» представляет концепцию мира-поезда.
Необязательно делать тур исключительно по Транссибу. Путешествие из Санкт-Петербурга в Сочи или из Москвы в Кисловодск может быть не менее интересным. В качестве экзотики можно предложить поездку на поезде с загадочным номером 068Ы, который идет из столицы прямо в Абакан, в самое сердце Евразии, в таинственные степи.
Такие поездки и станут основой нового бренда.
Медитативное созерцание пейзажей за окном нужно дополнить и посещением городов. Но это стоит делать не «галопом», а имея в основе некоторую тему, связующую нить. Например, история российского государства, как заметил Ключевский, во многом есть история колонизации. Выстроив правильно маршрут, можно отправиться по следам наших предков, которые шли на восток и на юг, в тайгу и в степь.
Наконец, в такой тур можно вплести знакомство с самим локомотивом. Вряд ли кто откажется от удовольствия побывать в кабине машиниста. Это позволит добавить бренду «технократичности» и сделать его популярным у всех железнодорожных маньяков мира.
Но такие поездки нужны не только иностранцам. Возить на поездах нужно школьников. Это было бы лучшей практикой по истории и географии. Мы много говорим о том, как широка и велика наша страна, но в последние годы все знания о этом, увы, вытягиваются в одномерное пространство «Родной город – Москва» или «Родной город – юг», уничтожая двумерную рельефную карту.
А для зарубежных гостей неплохо бы изготовить тематические сувениры. Вместо матрешки – механический поезд. Вместо балалайки – музыкальную шкатулку с поездом. Вместо водки – знаменитый железнодорожный чай. Осталось только найти замену медведю и бренд будет готов.