21 августа 1914 года русский пилот Ян Нагурский впервые в истории человечества совершил полет в Арктике. Главной целью полетов (их было несколько) были поиски пропавших полярных экспедиций.
Ян Нагурский родился в Варшавской губернии в 1888 году. Он был этническим поляком, однако вполне русифицированным. Проучившись несколько лет в польской гимназии, он перебрался в Одессу, где отучился в юнкерском пехотном училище. Получив звание подпоручика, служил на Дальнем Востоке в стрелковом полку.
Однако вскоре решил переквалифицироваться и перебрался в столицу, где поступил в Высшее морское инженерное училище. Как раз в то время всю Европу захлестнула самолетная лихорадка. Не обошла она стороной и Россию. Молодые офицеры переучивались на пилотов, популярность этой профессии просто зашкаливала, летчики были настоящими звездами своего времени.
Вдохновившись новой мечтой после наблюдения демонстрационных полетов, Нагурский поступил в аэроклуб, а оттуда перешел в совсем недавно созданную Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине.
К началу Первой мировой войны Нагурский уже имел на руках и диплом военного пилота, и диплом морского инженера, и служил в Главном гидрографическом управлении. Именно последнее обстоятельство и помогло ему войти в историю.
Полярные экспедиции Брусилова, Седова и Русанова, отправленные в период с 1912 по 1913 год, бесследно пропали. Организацию поисковых экспедиций взяло на себя Главное гидрографическое управление, в котором и служил Нагурский.
После консультаций с Нансеном и Амундсеном для поисковой экспедиции было приобретено два корабля и еще два арендовано. Поначалу речь о полярной авиации не шла, никто не знал, как несовершенные самолеты того времени отреагируют на суровые арктические условия. Первым инициатором полета был начальник Гидрографического управления генерал Жданко.
Генерал, зная о наличии у Нагурского навыков пилота, поинтересовался у него, может ли быть полезен для арктических поисков самолет? Нагурский, естественно, расписал все плюсы воздушной разведки, после чего Жданко попросил его составить необходимую документацию для использования авиации: предпочтительный тип самолета, запчасти, дополнительное снаряжение и т. д.
Когда Нагурский вернулся с рапортом, Жданко сообщил ему, что он выдвинут в число претендентов на полет. Нагурский был не настолько опытным пилотом и даже вступил в переписку со знаменитым полярным исследователем Амундсеном, который идею использовать авиацию одобрил и подбодрил Нагурского.
Двумя пилотами были назначены Нагурский и Петр Евсюков. Однако по стечению обстоятельств Евсюков не смог принять участие в экспедиции. Его самолет не смогли доставить к моменту выхода экспедиции из порта из-за начавшейся войны. Он вернулся в Россию и погиб в сентябре 1914 года во время испытательного полета.
Самолет для экспедиции выбирал сам Нагурский. Он выбрал «Фарман» как самый знакомый ему и наиболее пригодный для суровых условий севера. Нагурский лично консультировался с механиками завода «Фарман», объяснял, чего он хочет от самолета, и машину собирали, можно сказать, на его глазах
https://sputnikipogrom.com/calendar/ru/87057/21-august-1914/Не открываются «Спутник» и «Телеграм»?
https://sputnikipogrom.omnidesk.ru/knowledge_base/item/96384