О пропаганде. 4. Жак Эллюль и Тотальность пропаганды.
Просматривал на днях книгу Жака Эллюля "Пропаганда". Не буду сейчас вдаваться в детали всех выделяемых им разновидностей пропаганды (агитационная-интеграционная, социологическая-политическая, вертикальная-горизонтальная и т.д.), — скажу лишь, что даже при поверхностном ознакомлении эта монография помогла мне сделать одно важное открытие для себя — о Тотальности пропаганды в современном обществе. По крайней мере, в странах Европы и Северной Америки. Нас после 70 лет советского частичного изоляционизма на пути в несбывшееся светлое будущее этой пропагандой к счастью только задевает по касательной, но всё еще впереди...
Что я имею в виду, говоря о Тотальности?
— Помимо присутствия пропаганды в регулярных новостях и информационно-аналитических материалах (что многие из вас наверняка сочтут в порядке вещей), её нетрудно обнаружить также:
• в сфере образования;
• в кинематографе, моде, дизайне и других видах искусства;
• в рекламе;
• в науке (точнее, в гуманитарных науках);
• на законодательном уровне (где происходит закрепление достижений из всех вышеназванных сфер).
Всё это несложно проиллюстрировать наглядно на каком-нибудь предмете/социальном явлении, которое еще несколько десятилетий назад считалось отклонением/заболеванием, а в наше время усиленно навязывается обывателю не просто как нечто обычное, а в качестве Нормы, но пока еще не до конца утвердилось и вызывает сопротивление части общества. — Возьмём для примера продвижение ЛГБТ или пресловутого культурно-этнического "Разнообразия" (Diversity) в странах Европы и США.
Вам наверняка встречались в интернете обзоры/шутки/тревожные заметки на эти темы?
— скажем, о продвижении ЛГБТ-повестки в
рекламе и маркетинге;
— или различные новости (вроде
этой или
этой) о том, как ЛГБТ постепенно проникает в сферу школьного образования — пока еще в рамках экспериментов и лишь в некоторых странах — под рубрикой "сексуального просвещения/ воспитания" и подаётся там как один из вариантов нормы;
— если говорить о "Разнообразии" в кинематографе: многим из вас наверняка попадались шутки/мемы об адаптациях от Netflix, где большинство ролей белых героев или даже все они переданы черным актерам;
— на тему ЛГБТ в сфере моды я с вашего позволения не буду приводить ссылок: поберегу ваши эстетические чувства. — В сети есть множество материалов об этом;
— если говорить про сферу высшего (гуманитарного) образования, вам наверняка попадались какие-нибудь новости/ культурологические статьи (вроде
этого)/ обзоры/ шутки на тему "гендерных исследований";
— свежее из законодательных инициатив: 30.09.20 губернатор Калифорнии
подписал закон, обязывающий компании назначать минимум одного члена Совета директоров от меньшинств.
В этой связи также интересны следующие две идеи Эллюля:
1) пропаганда в демократических государствах и обществах имеет не меньшее значение, чем в тоталитарных диктатурах. А пожалуй, даже и большее. — В диктатурах (вроде СССР, особенно 30-ых-50-ых годов) государство может задействовать аппарат принуждения гораздо более непосредственным и прямым образом, не прибегая к сложным и более мягким инструментам убеждения населения для обоснования проводимой политики или продвижения некой Сверх-идеи;
2) для восприятия пропаганды в полной мере человек должен достигнуть определенного интеллектуального, культурного и материального уровня. — У него как минимум должен быть доступ к основным СМИ (цифровые устройства/ телевизор/ радио, да хотя бы и печатные газеты, — если речь идёт про старшее поколение и отдалённые уголки страны), а также возможность уделять время на поглощение информации, в которую вплетены пропагандистские послания. — Как минимум, на регулярное употребление новостей. Про умение не только читать, но и
понимать прочитанное я уже и не говорю. Про культурный уровень отдельно стоит отметить, что современная западная пропаганда (в частности, Разнообразия и ЛГБТ) не очень-то воздействует на тех же мигрантов из далёких от Западного мира по культурной дистанции ареалов: на арабов, африканцев, азиатов и др.
(
продолжение следует)