Сложно, конечно, в 150-й раз излагать очевидные вещи, но давайте попробуем еще раз разобраться, что не так с этими тезисами.
1. Во-первых, очевидно, что работа по изменению законодательства и психообразовательная деятельность – это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие направления. И сейчас, как говорилось выше, упомянутые выше активисты и активистки занимаются и тем, и другим. Это легко можно выяснить, сделав два-три поисковых запроса в гугле.
2. Во вторых, сделав еще парочку запросов, можно ознакомиться с мировым опытом по противодействию домашнему насилию и обнаружить, что ужесточение законодательства таки действенная мера. Интересующимся рекомендую начать ознакомление хотя бы со Стамбульской конвенции. Но вместо этого автор цитируемого искрометно шутит в комментариях, «обясняя» нам вред криминализации домашнего насилия: «Вступление в брак - это шаг в тюрьму)))»
3. В третьих, от человека, называющего себя психотерапевтом, как-то ожидаешь, что он будет хоть немного разбираться в динамике межличностных отношений, а также представлять, насколько разрушительно может быть не только физическое, но и психологическое насилие, часто предшествующее физическому. Если бы упомянутый психотерапевт понимал это, он бы, возможно, не сетовал, что женщины годами терпят и не уходят.
4. Очень странно также слышать от дипломированного специалиста, что абсолютно все, что происходит в нашей жизни, определяется нашей мотивацией. Это почти дословная цитата. Если вдруг вам показалось, что это разумная идея, то я поясню: если что-то с вами случилось, то вы этого сами хотели. Мотивированы были то есть. Без вариантов. Изнасилованные дети, избитые младенцы – вот отличные примеры истинной мотивации.
5. Печально, но ожидаемо: больше, чем избитые и покалеченные женщины, автора беспокоят мужчины, которых могут оговорить и ложно обвинить. Но у каждого, как известно, свои приоритеты.
6. Психообразование, безусловно, хорошая штука. Это действительно нужно делать: говорить о механизмах домашнего насилия, повышать осведомленность о том, где можно получить помощь и когда стоит начинать ее искать. НО. Большое жирное НО: неужели не ясно, что заход «давайте научим этих дур» никогда не поможет добиться цели?
7. И почему бы не заняться психообразованием тех, кто насилие осуществляет (или потенциально может это сделать)? Обучать, например, экологичным способам совладания с эмоциями, не включающими мордобой. Рассказывать о недопустимости насилия. Почему бы Равилю Назырову не пойти в школы, как он советует это сделать активистам, и не внедрить там курсы психогигиены? Ведь человеку, обладающему таким высоким уровнем экспертности, это будет сделать гораздо проще, чем безымянным активистам.
8. Дважды два – четыре. Параллельные прямые не пересекаются. Волга впадает в Каспийское море. Насилие осуществляет насильник. Жертва насилия не несет за него ответственности.
Эта ситуация злит и печалит меня одновременно. Я считаю, что подобные высказывания от человека, во многом ответственного за состояние психологической/психотерапевтической помощи в стране, не только негативно влияет на представление общества о проблеме, но и может быть токсичным, ретравмирующим для тех, кто пережил насилие. Равиль Назыров никогда не был в шкуре женщины, он, видимо, не знает, что нас с раннего детства учат правилам безопасности: не носи короткую юбку, не ходи одна вечерами, не проявляй агрессию, будь чуткой, внимательной, не будь слишком умной, неси ответственность, если что-то с тобой случилось, ты сама виновата. Но обладая даже минимальным уровнем эмпатии, можно понять, что любое подобное заявление усугубляет чувство вины, и так преследующее всех, кто пережил насилие. Остается только гадать, для чего уважаемый коллега добивается такого эффекта.
Где-то в дебрях комментариев уважаемый ректор Института психотерапии рекламирует курс своего института по семейной психотерапии. Вероятно, он считает это хорошей идеей.
https://www.facebook.com/alexandra.oleinick/posts/2373288862740626?__tn__=K-R