Как действительно стать «лучшей версией себя» в новом году и не накосячить.
(Часть 1)
Это будет лонгрид из нескольких частей про метод изменение привычек с помощью дизайн-мышления («Больше-Меньше-Достаточно-Рандомно»), который я стал использовать на себе и в коучинге с клиентами. Он работает, и очень неплохо. Делюсь им с вами, потому что раз за разом понимаю, насколько важно правильно и по науке запланировать изменение привычек перед новым годом, чтобы все действительно случилось, а не как обычно.Каждый год перед рождеством и НГ миллионы людей говорят себе: это был сложный год, но ничего, в новом году все будет по-другому. Лучше. Круче. Выше. Быстрее. Сильнее. Успешнее.
Начать изменения они разумно предпочитают с себя. И тут происходит феномен «переполненных парковок».
Не секрет, что веллнесс индустрия построена на продаже большего числа абонементов, чем фитнес-залы могут вместить людей. В январе парковки возле спортзалов переполнены фанатами «новогодних резолюций» — теми, кто пообещал себе с нового года взяться за себя.
Уже к февралю все приходит в норму, и парковаться можно в любой момент.
Почему изменения такие сложные? Профессор Роберт Киган из Гарвардской школы образования сформулировал теорию, согласно которой у людей есть своеобразная «имунная система» против изменений — не важно, хороших или плохих.
Киган проводил исследования с пациентами, которым врачи сообщают, что им осталось всего год-два жизни, если те не изменят свои привычки: бросят курить или перестанут есть обработанное мясо.
По подсчетам Кигана, 83% пациентов не могут создать новые привычки и возвращаются в старое состояние «статуса кво». То есть опять курят, едят все подряд и побухивают, даже когда речь идет о жизни и смерти.
По его подсчетам, в обычной жизни, когда человек не замотивирован роковым диагнозом, долгосрочные результаты закрепления привычек еще более удручающие.
В моей практике частый кейс такой: клиент хочет что-то поменять, и это не одна какая-то привычка, а целый спектр поведений. Например, лучше
коммуницировать с родными и коллегами,
высыпаться, заняться спортом,
убрать дешевый дофамин и
перестать залипать в телефон,
не глушить кофе ведрами,
перестать есть сладкое,
похудеть и т.п.
Человек пробует сделать это все одновременно, пока есть сильный заряд мотивации. И конечно, психологическая «имунная система» дает ему мощный отпор: ни фигуры, ни ментального просветления, ни новых привычек.
Как же тогда меняться?
На мой взгляд, важно придерживаться процесса, который учитывает и науку, и искусство изменения привычек.
Хочу поделиться таким процессом с вами. Он основан на продуктовом/дизайн мышлении. В нем четыре шага:
1.
Фрейминг: метод «Больше-Меньше-Достаточно-Рандомно».
2.
Генерация идей: «12 желаний».
3.
Дизайн: 12 маленьких, специфичных, реализуемых, «поддерживаемых» рутин.
4.
Внедрение: 30-дневные триалы в течение 12 месяцов.
Продолжение — в серии постов в течение следующих нескольких дней.