Size: a a a

2017 July 17
Politeconomics
12 декабря 1991 года, задолго до того, как Лоуренс Саммерс стал министром финансов при Билле Клинтоне, президентом Гарвардского университета или директором Национального экономического совета при Бараке Обаме, он подписал документ для внутреннего пользования. В те времена Саммерс занимал должность главного экономиста во Всемирном банке. Документ был разослан четверым людям. Пусть это пока останется между нами, – писал Саммерс, – но не следует ли нам призвать вредные производства перенести свои предприятия в развивающиеся страны? И далее продолжал: мне всегда казалось, что малонаселённые африканские страны недостаточно загрязнены… Экономическая логика, по которой ядовитые отходы надо сваливать там, где зарплаты самые низкие, безупречна, – удержаться от этого замечания нельзя.
источник
Politeconomics
Предположим, в Австралии не продали партию диванов. А какой-нибудь предприниматель в Красноярске, производящий что-то совсем не связанное с ними, какие-нибудь железные профили, сидит и думает: «Почему я разорился, почему я банкрот?» И начинает смотреть вокруг себя, кто виноват. Но искать врагов вокруг бессмысленно: он банкрот, потому что в Австралии не продали партию диванов. А он занимается металлоизделиями. В Австралии не продали партию диванов, а ты разорился в Красноярске со своими металлоизделиями. Так работает система.
источник
2017 July 20
Politeconomics
Неспособность USDRUB уйти <60 некоторые объясняют тем, что нерезиденты уже конвертировали дивиденды в валюту.
источник
2017 July 21
Politeconomics
Разговор двух марксистов:

И. Стрелков ― Алексей Анатольевич, не знаю, как вас, но меня в свое время учили политической философии. Это всё политэкономия и всё остальное прочее. Я думаю, вы знаете, что марксизм – он, собственно, базировался не на пустом месте и не Маркс его выдумал. И теория базиса и надстройки, я думаю, вам тоже хорошо известна.

А. Навальный ― Известна, конечно.

И. Стрелков ― Всё, что вы говорили, это надстройка. Я не услышал ничего об изменениях самого базиса.

А. Навальный ― Игорь Иванович, вы хотите услышать…

И. Стрелков ― Подождите, я отвечу. Базис, конечно, подвергается влиянию со стороны надстройки, со стороны судов и прочего. Я не услышал, как вы собираетесь реформировать экономическую систему, экономику? Поскольку пока экономика находится в руках олигархии, вы можете сколько угодно менять, тасовать чиновников, вводить какую угодно прессу, результат будет всё равно одинаковый: на смену одним вороватым чиновникам придут другие вороватые чиновники, а законы, которые вы введете, не будут исполняться. Поэтому я хочу от вас как от кандидата в президенты услышать именно то, как вы собираетесь менять экономику? Что вы собираетесь делать в этой сфере? Ни в вашей программе, ни в вашем ответе я этого не услышал.

А. Навальный ― Значит, тогда… С точки зрения марксизма-ленинизма базис и надстройка…

И. Стрелков ― Простите, не марксизма-ленинизма – политэкономии.

А. Навальный ― Политэкономии. Бытие определяет сознание, базис определяет надстройку. Значит, Игорь Иванович, просто у вас… Ну, вы, наверное, не владеете некоторыми просто цифрами. Сейчас я вам их расскажу, и вам будет понятно, где же у нас базис. Вы перепутали базис и надстройку.
источник
2017 July 24
Politeconomics
Парадоксально, но и эта теория (марксистская) имеет мальтузианский характер, поскольку она рассматривает снижение прибыльности как результат спада производительности. Согласно ортодоксальному марксистскому тезису, конкуренция заставляет капиталистов снижать затраты путем увеличения механизации труда, что проявляется в росте органического строения капитала (капиталовооруженность труда, capital-labour ratio). Но в процессе общая норма прибыли с необходимостью падает, поскольку рост органического строения капитала вызывает такой рост душевого выпуска (output-labour ratio), которого недостаточно, чтобы компенсировать параллельное падение отношения выпуска к капиталу (output-capital ratio), также вызванного ростом органического строения капитала. Согласно такой точке зрения, норма прибыли сокращается из-за того, что при неизменной реальной заработной плате вложения капитала в механизацию труда с необходимостью ведут к росту производительности труда (подушевого выпуска в реальном выражении), который с лихвой перекрывается снижением производительности капитала (отношения выпуска к капиталу в реальном выражении, real output-capital ratio). Если бы эта теория была верна, из нее логически вытекало бы мальтузианское утверждение, что падение нормы прибыли происходит оттого, что общая производительность факторов (производительность с учетом затрат и труда, и капитала) в качестве прямого результата накопления капитала снижается.
Согласно излюбленному выражению Маркса, рост органического строения капитала влечет за собой падение норм прибыли именно в процессе повышения производительности труда, то есть увеличения отношения выпуска продукции к затратам труда (Маркс при этом не стал заострять внимание на том, что это происходит при одновременном еще большем падении отношения выпуска к капиталу). «Норма прибыли падает — хотя норма прибавочной стоимости при этом остается неизменной или повышается — по той причине, что переменный капитал по мере развития производительных сил труда уменьшается по отношению к постоянному капиталу. Таким образом, норма прибыли падает не потому, что труд становится менее производительным, а потому что он становится более производительным» (Маркс К. Теория прибавочной стоимости). Маркс, безусловно, был яростным противником мальтузианства. Следовательно, мальтузианский характер его теории понижения нормы прибыли является серьезным проявлением его непоследовательности, хотя и логически неизбежной, так как здесь падение прибыльности рассматривается как результат падения производительности, если учесть затраты как капитала, так и труда. Этот тезис, кроме того, бросает вызов здравому смыслу. Ведь если, как принято полагать (Маркс, по-видимому, считал это само собой разумеющимся), капиталисты под воздействием конкуренции осуществляют технические нововведения, повышающие их собственные нормы прибыли и сокращающие их совокупные издержки (затраты труда плюс затраты капитала, или прямые и косвенные затраты труда) на единицу товара, то интуитивно представляется очевидным, что инновации (после того как процесс их внедрения во всей данной отрасли уже завершен) могут в конечном счете привести только к уменьшению меновой стоимости товаров, произведенных в данной отрасли, и потому, прямо или косвенно, к сокращению меновой стоимости заработной платы рабочих в данной отрасли, а следовательно, лишь к повышению средней нормы прибыли; при этом мы снова исходим из предположения (которого придерживается сам Маркс), что реальная заработная плата остается неизменной. Но совершенно точно, что понижения нормы прибыли не может произойти.

Роберт Бреннер
источник
Politeconomics
Россия вошла в топ-5 худших в мире стран для жизни людей пенсионного возраста. В Глобальном пенсионном индексе инвесткомпании Natixis Global Asset Management страна заняла 40-е место из 43 в
источник
2017 July 25
Politeconomics
В условиях капиталистических общественных отношений собственности агрегированное воздействие индивидуального максимизирующего прибыльность поведения в сочетании с конкурентным давлением на уровне системы в целом, как правило, стимулирует рост производительных сил и общей производительности. И следовательно, при условии, что реальная заработная плата остается неизменной и не возникает трудностей реализации, и норма, и масса прибыли растут. Но, поскольку капиталистическая экономика не является плановой и по своей природе основывается на конкуренции, проблемы с реализацией устранить невозможно. То самое снижение затрат, которое создает возможность для роста совокупной прибыльности, создает и возможность для падения совокупной прибыльности; отсюда и проистекают макроэкономические трудности.
источник
2017 July 26
Politeconomics
«Австрийцы» не понимают, что индивидуально-психологическое содержание личности определяется общественной средой, что «индивидуальное» у общественного человека есть в громадной степени «социальное», что «социальный атом» — такое же измышление австрийцев, как «болезненный пролетарий первобытных лесов» Вильгельма Рошера. Поэтому дело идёт сравнительно гладко, пока анализируются «мотивы» и «оценки» придуманных Робинзонов, и, наоборот, появляются непреодолимые затруднения, лишь только речь заходит о «современности»: от психики «изолированного субъекта» нельзя перекинуть теоретического моста к психике человека товарного производства: если же взять психику последнего, то «объективные» элементы экономических явлений товарного мира тем самым уже даны, а, значит, их и нельзя вывести целиком из индивидуально-психологических явлений, не впадая при этом в определения idem per idem.
В учении о субституционной пользе обнаруживается, таким образом, неправильность методологических основ австрийской школы и наиболее ясно выступает её полная теоретическая несостоятельность. Определение субъективной ценности через объективную, которая сама выводится из субъективной, — это центральная ошибка Бёма.

Отрывок из книги: Бухарин, Н. «Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы». iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.
источник
2017 July 27
Politeconomics
Картина «Бюргер из Делфта» Яна Стена: сидящий грузный человек в черном, по одну руку которого дочь в одежде с золотым и серебряным шитьем, а по другую — нищенка в выцветших лохмотьях. Повсюду, от Флоренции до Амстердама, открытое оживление на лицах, изображенных в Санта-Тринита, исчезло. Бюргер безрадостно сидит в своем кресле, как будто пав духом из-за того, что обречен «быть предметом моральных понуканий, тянущих его в разные стороны»; он находится рядом со своей дочерью, но не смотрит на нее, повернулся в сторону женщины, но не к ней самой, он смотрит вниз, взгляд его рассеян. Что делать?
источник
2017 July 28
Politeconomics
В настоящее время российский ВВП составляет примерно 78-80% от ВВП РСФСР в 1987 г... По производительности труда ...нынешний уровень составляет лишь 62-65% от уровня 1987 г. ...В макроэкономическом смысле последние 30 лет прошли не просто впустую, а были периодом деградации.
Это неудивительно. Важнейший фактор экономического роста – это обновление основных производственных фондов, применение новых технологий, переход на новые программно-аппаратные средства и т.п. Здесь у нас полная беда. По данным Всемирного банка, практически не расходящимися с официальными данными Росстата, на активную часть основных производственных фондов – а именно в них материализуется научно-технологический прогресс – в 2012 г. приходилось всего 8,8% ВВП, а в настоящее время – лишь немногим более 6,1%. Грубо говоря, почти 95% ВВП тратится на что угодно, но не на развитие.
источник
2017 July 29
Politeconomics
Экономическая система работает так же, как колонии муравьев. Едва ли удастся найти того, кто считал бы, что тот или иной муравей в колонии знает, как функционирует вся колония. У каждого муравья есть то, что он делает в координированной связи с остальными муравьями, но нет того, кто занимался бы всем муравейником. Ни один муравей не разрабатывал плана всей системы. В колонии много закономерностей и сбалансированных соотношений разных видов деятельности. К ним можно отнести поддержание муравейника, его восстановление, исследование территорий и даже мобилизацию в случае чрезвычайных ситуаций. Однако ни один индивидуальный муравей не знает, сколько именно муравьев ищут пищу - слишком много или слишком мало, сколько их восстанавливают муравейник после грозы или помогают нести мертвого жука. Каждый муравей живет в своем маленьком мире, реагируя лишь на других муравьев из своей непосредственной среды, а также на сигналы, происхождение которых ему неизвестно. Как получается, что ограниченное множество выборов, совершаемых каждым муравьем в его ограниченном небольшом мирке, превращается на уровне совокупности в богатую и, по-видимому, вполне осмысленную схему совокупного поведения, которой мы описываем общество и экономику муравьев?
Если человеческая экономика действительно функционировала бы, как колония муравьев, то она была бы совершенной системой. Но проблема в том, что люди это не муравьи. Не-марксисты не видят разницы между человеком и муравьем. Австрийцы не понимают, что как только некий "индивидуальный муравей", назовем его фон Мизесом, начнет писать книги (например,  "Муравьиная деятельность"), в совершенной муравьиной рыночной экономике начнутся макроэкономические проблемы, которые не сумеет решить даже муравей Кейнс.
источник
Politeconomics
В нестабильной экономике спекуляция преобладает над предпринимательством.
источник
2017 July 30
Politeconomics
Маржиналисты считали, что они строят свою теорию стоимости, но фактически они развили элементы теории цен. В то же время, марксисты, создавая теорию стоимости, считали, что они развивали вдобавок и теорию цен. Чтобы рассеять это двойственное представление мы должны уточнить, что мы не считаем, что маржинализм объясняет все аспекты теории цен, а марксизм – ни одного. Наша гипотеза просто заключается в том, что марксизм дает единственную возможную теорию стоимости и тем самым закладывает основу теории цен, но для того, чтобы эта теория развивалась на этой основе, в нее нужно включить ряд маржиналистских анализов, относящихся к образованию цен. Маржиналистская теория выступает как частичная теория образования цен, однако лишенная надежной основы.
Основой нашего доказательства служит отмеченное Марксом различие между процессом образования и процессом реализации стоимости. Продажа товаров – это реализация стоимости. Условиями этой продажи объясняется процесс образования цен. Именно в этой области – образование цен, связанное с условиями продажи товаров, – маржинализм, кажется, дает нам некоторые теоретически приемлемые объяснения, хотя он считает, что дает также и объяснение процесса образования стоимости.
источник
Politeconomics
Напоминаю, что это лишь часть списка.

Полный список левых каналов и ресурсов - https://goo.gl/3EX8TL

Ежели каких-то каналов или ресурсов не хватает, или вы хотите добавить свой ресурс в список - пишите мне (@alderikus).
источник
2017 August 01
Politeconomics
На протяжении тридцатилетнего периода между 1960 и 1990 годом производство во всем мире — в советском блоке, в бывших колониях, везде — росло со скоростью в 4% в год, а население мира росло со скоростью в 2% год. Средний реальный доход более чем удвоился с конца Второй мировой войны и европейской колониальной эпохи.

Роберт Э. Лукас
источник
Politeconomics
Вскоре после введения полуавтоматических машин исследования показали, что квалифицированные работницы предавались во время работы мечтам сексуального характера; им вспоминалась спальня, постель, ночь и все то, что касается только человека в одиночестве, двоих, предоставленных самим себе. Но то, что в ней (en elle) мечтало о ласке, было только машиной…
источник
2017 August 04
Politeconomics
Студенту не нужно посещать университет для того, чтобы узнать о свободе выбора среди различных возможностей, которые ему представляются. Он прекрасно знает, что самоубийца волен выбирать способ покончить с собой, заключенный волен выбирать, будет ли он прохаживаться по камере или пребывать в неподвижности, а человек без крыши над головой сам решит, будет ли он спать под мостом или у подножия памятника Гарибальди. Он также отлично знает, что если ему предстоит выбрать один из видов деятельности, то он выберет наиболее приятную и выгодную работу. Студент и без посещения университета уяснит, что пятая ложка супа, как учат до сих пор в некоторых университетах, дает меньшее удовлетворение, чем первая, и что с пятидесятой ложкой полезность супа исчерпывает себя; студент знает также, что если пищу глотать не прожевывая, то полезность ее становится отрицательной; ему точно также не нужно учиться тому, как истратить десять тысяч лир, лежащие у него в кармане.
Студент хочет знать, почему у него в кармане десять, а не сто тысяч лир, почему закончив университет он ищет работу и не находит ее. Капиталист хочет знать, почему он имеет капитал именно такой величины, почему ему отказано в кредите, почему он обнаруживает перед собой промышленного гиганта, мешающего ему выбрать такой способ вложения капитала, какой он считал бы наилучшим.
Следовательно, люди хотят знать, каково их социальное положение в обществе и существуют ли объективные законы, определяющие это положение. Безработный хотел бы знать, почему в этом обществе он не находит работы; рабочий—почему в обществе, где он живет, он занимает подчиненное положение, от которого не может избавиться; а тот же самый предприниматель желал бы знать не то, как он поступает, имея перед собой рыночную цену, а как возникает эта цена, эта структура цен.
источник
2017 August 06
Politeconomics
А у мирового кризиса юбилей — 10 лет. Ну, как вам живется в эпоху умирания экономики, политики, литературы, искусства, традиционных человеческих отношений?
источник
2017 August 07
Politeconomics
Минэкономразвития опубликовало красочный макроэкономический отчет "Картина экономики за июнь 2017 года": «В результате оживления экономической активности рынок труда функционирует в условиях, близких к дефициту: безработица находится на рекордно низких за новейшую историю уровнях...»
источник
2017 August 10
Politeconomics
Кирилл Мартынов:
Вообще, майнинг биткоинов может стать национальной идеей России. Производство денег из дешевого русского электричества.
источник