А
Истинность своей конфессии, многие представители исторически распространенных церквей - католичества и православия - подтверждают тем, что каноны их церкви принимались на Вселенских соборах. А эти соборы, по их мнению, не могут ошибаться, раз на них присутствовали христиане со всего света. Также, они считают, что их церкви являются истинными и непогрешимыми, так как берут свои истоки прямо от апостолов Иисуса Христа, передавая с тех времен благодать Святого Духа через рукоположение от епископа к епископу. Давайте последовательно разберем эти и другие аргументы представителей популярных конфессий.
И православие, и католицизм признают Вселенскими и, соответственно, считают богодухновенными постановления семи соборов:
I - 325 г. I Никейский;
II - 381 г. I Константинопольский;
III - 431 г. Эфесский;
IV - 451 г. Халкидонский;
V - 553 г. II Константинопольский;
VI - 680-681 гг. III Константинопольский, 691-692 гг. Трулльский (Вселенские соборы католиков не включают в себя Трулльский);
VII - 787 г. II Никейский.
Вселенские соборы католиков включают в себя еще 14 соборов, состоявшихся с 869 по 1965 годы.
По логике, если постановления Вселенских соборов богодухновенны и важны, то ни одно решение ни одного Вселенского собора не может быть со временем упразднено либо изменено, так как затем под сомнение можно будет поставить и все остальные правила данного собора.
А усомнившись в одном Вселенском соборе, нельзя будет доверять и всем остальным!
Поэтому все постановления Вселенских соборов до сих пор должны четко, беспрекословно
соблюдаться!
Но так ли это на самом деле?
Анализ решений Вселенских соборов интересен и показателен.
Сегодня мало кто знает, что некоторые Вселенские соборы принимали решения не созвучные, а порой противоречащие библейскому учению о любви Бога к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16) и любви людей друг к другу: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас»
(Ин. 15:12).
Задумайтесь, могут ли быть богодухновенными решения, которые предписывают наказывать прихожанина вплоть до лишения причастия и отлучения из церкви за то, что он: отходил от веры (11 правило I собора на 12 лет отстраняет оступившегося христианина от причастия); преклоняет колени перед Богом в воскресенье (20 правило I собора); каким-либо образом воспротивился своему епископу (8 правило IV собора); дружит с евреем (иудеем), мылся с ним в бане и даже лечился у него (11 правило VI собора содержит явные признаки антисемитизма); вступил в брак с инакомыслящим (ей) (72 правило VI собора); ходил в баню вместе с женой (77 правило VI собора); посещал цирк, зоопарк, смотрел выступления юмористов (51 правило VI собора); пропустил три воскресных богослужения (80 правило VI собора); в Великий пост cкушал сыр, яичко или мясо (56 правило VI собора):
«Об отступивших от веры, не по принуждению, ... собор определил... Которые истинно покаются: те три лета проведут между слушающими чтение писаний, яко верные; и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения; два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых тайн».
«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу».
«Не подчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам: аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковного».