Size: a a a

Хемингуэй позвонит

2019 February 05
Хемингуэй позвонит
​​Анти-сюжет (Anti-Plot)

Анти-сюжет — это очень странный предмет разговора. Это произведение, у которого нет сюжета в стандартном смысле этого слова. У сюжета такого произведения нет важных элементов нарратива.

Нет завязки, развития и кульминации. Нет этапов развития сюжета и сюжетных поворотов. Нет главного героя, нет антагониста. Нет никакого определенного конфликта.

Анти-сюжету не хватает четырех основных вещей, которые делают историю историей: конфликта, главного героя, изменений главного героя и закрытой концовки.

Знания об основах нарратива могут разбудить в сценаристе чувство протеста: зачем мне опираться на мономиф, семь базовых сюжетов, трехактную структуру, четыре составляющих сюжета? Они только ограничивают фантазию и не дают написать что-то по-настоящему новое.

Не совсем. Все составляющие сюжета служат своей определенной цели. Конфликт нужен, чтобы толкать сюжет вперед, раскрывать главного героя, толкать его на перемены. Главный герой нужен, чтобы дать зрителю возможность прочувствовать историю. Изменения в личности главного героя тоже нужны: если за весь фильм в герое ничего не изменилось, зачем мы смотрели этот фильм? Концовка нужна по этим же причинам: она подводит итоги изменений героя.

Уберите один или два пункта из перечисленного — получите новое, дерзкое, смелое кино. Уберите все — получится что-то непонятное и неинтересное.

В индустрии кино и сериалов антисюжет почти не встречается: очень сложно привлечь зрителя к такому произведению. Тем не менее, если у анти-сюжета получится зацепить зрителя — такой фильм точно войдет в классику кинематографа. В качестве примеров можно привести «Кофе и сигареты», «Трудности перевода» и «Клуб “Завтрак”».
источник
2019 February 06
Хемингуэй позвонит
#папарекомендует

В арсенале писателя есть самые разные инструменты. Текст приобретает ценность для аудитории, когда в нем есть "идея". Когда он отвечает на какой-то внутренний вопрос читателя (решает какую-то проблему). История — это форма выражения идеи. Без истории нет хорошего текста.

История: последовательность событий, которые разворачиваются во времени.[1]

Язык — лишь третий по важности элемент построения художественного произведения. Можно быть хорошим лингвистом, но не стать писателем. Все начинается с идеи (темы), которая обретает форму истории.

Мы любим интересные истории. Мы с удовольствием слушаем истории. Смотрим истории. Как написать хорошую историю?

Возможно вы этого не знаете, но у Pixar есть целый курс по сторителлингу. Курс, что удивительно, абсолютно бесплатный.

https://goo.gl/6zRAe5

[1] Pixar in a Box The art of storytelling 1. We are all storytellers

www.khanacademy.org
источник
2019 February 15
Хемингуэй позвонит
#папиныдрузья

​Вы знаете, что учёные оценивают ёмкость человеческого мозга в миллион гигабайтов?
Благодаря подборке от @TelegaTopChannel, этот обьем будет заполнен только полезной информацией! Заскакивайте:

@latinapopacanski —авторский канал официального переводчика интерфейсов ВК и Телеграма на латынь. Факты и статьи о языке, мемы про Рим, перевод на латынь всего подряд

@truForester — это кладезь мудрых афоризмов и высказываний великих людей, которые сопровождаются атмосферными фотографиями, чтобы вы сполна могли насладиться чтением канала!

@unknownhistory — канал посвящён авторским рассуждениям о малоизвестных фактах из истории человечества.

@ruslit — полезный канал о русском языке. Разбираем этимологию слов и выражений, их правописание. Иногда отвлекаемся на мифологию.

@eureca_wow — автор анализирует научпоп издания со всего мира и рассказывает о невероятных, полезных (и не очень) научных открытиях, любопытных фактах, глобальных проблемах.
источник
Хемингуэй позвонит
#маасс #литмастерство_переводы

В Петербурге сегодня настоящая весна - плюс 3 и солнце🌞. Да еще и пятница🔥. Чем не повод опубликовать новый отрывок из перевода замечательной книги Дональда Маасса?
https://zen.yandex.ru/media/id/5a3aa2588c8be3077af6068b/napriajenie-protiv-deistviia-5c6695545deb2600af387b6a
источник
2019 February 16
Хемингуэй позвонит
#папаспрашивает #пиширьяноредактируйрезво

"Абсолютное чувство веры в успех и в собственные силы есть только у идиотов и графоманов.

Совет молодым писателям? Первое — прислушаться и услышать мелодию своей души. Второе — найти равновесие, паритет. Чтобы начать писать, важно сделать первые шаги. И чтобы тебя не подавил внутренний критик. И третье, последнее — не бояться провалов. И верить в себя".

Мое интервью с Владиславом Отрошенко, членом жюри премии "Ясная поляна".

Интервью выйдет в книге "Пиши рьяно, редактируй резво". Да, я подписал договор с "Альпина Паблишер", так что бумажная hard copy будет уже летом.
источник
2019 February 19
Хемингуэй позвонит
#папаприглашает

Встреча с автором на этой неделе:

Встреча с Алексеем Сальниковым, автором книг «Петровы в гриппе» и «Опосредованно»

Детали: 19 февраля в 18.00, книжный магазин «Московский Дом книги» (г. Москва, ул. Новый Арбат, д.8), вход свободный.
источник
Хемингуэй позвонит
Сегодня —  премьера кинофильма "Тобол". И это прекрасный повод взять в руки одноименный роман Алексея Иванова. Прекрасный роман прекрасной и горячо любимой Редакции Елены Шубиной. Роман обязателен к прочтению.
источник
2019 February 25
Хемингуэй позвонит
#папаприглашает

Галина Юзефович ждет вас завтра в гости. Дадим слово Гале: "В общем, что вам сказать. «Кофе пью и читаю» на Никитском бульваре, 12, наконец, открывается, и 26 февраля (то есть уже в ближайший вторник) мы будем это событие отмечать следующим образом: на весь день, с 10.30 до 18.30, у нас объявляется праздничный open house (вообще-то кафе работает с 8.00, но развлечения начнутся чуть позже). Что это значит?

В течение всего дня хозяйка кафе Анастасия Мещерякова будет угощать желающих кофе и еще всяким прекрасным, а мы с Сергей Лебеденко (@bookngriller) — проводить экскурсию по книжным полкам и рассказывать, что почитать именно вам именно сегодня, а также отвечать на вопросы, когда же Донна Тартт и Михаил Шишкин напишут новые романы (спойлер: не знаем). После обеда обещала заглянуть Анастасия Завозова, тоже с нами посидеть и немножко рассказать о тех книжках, которые в наш бук-корнер делегировала она (ну, и вдруг по Донне Тартт у нее более точная информация).

Чтобы мы сразу поняли, что вы наш гость, а не просто мимо проходили, на входе скажите пароль «Янагихара» (сначала думали выбрать «Франзена», но «Янагихара» звучит загадочней и сложнее выговаривается). Короче, как у Толкина: "скажи друг и войдешь". Приходите — повидаемся, обнимемся, выпьем кофе, развиртуализируемся и просто поговорим про книжечки. Всех ждем!
источник
2019 February 26
Хемингуэй позвонит
Выдержки из рецензий советского писателя и прозаика Юрия Добмровского о писательстве.

***

Есть авторы, которым непременно хочется все сгладить, причесать, всех перемирить и переженить. Бесконфликтность, поцелуй под занавес не закон для советской да и для всякой настоящей литературы.

***

Пейзажная живопись в литературе всегда считалась жанром наитруднейшим. Чехов был недоволен даже природой Тургенева, а Достоевский вообще изгнал пейзаж со своих страниц. Ещё в конце прошлого века поговаривали об умирании этого жанра в литературе. К счастью, как и всегда в таких случаях, все оказалось совсем не так. Просто старым писателям не хватало чувства острого удивления, оригинальности, остроты взгляда. От пейзажа отделывались набором традиционных фраз, а его надо было увидеть и донести до читателя.

***

В рассказе все ясно, там действие ограничено одной четкой точной фабулой. Иное дело повесть, населенная многими людьми, с переплетением судеб, с отступлениями в прошлое, связанными одной психологической или моральной проблемой. Вот тут-то и начинается: нет четкой композиции, сюжет не развертывается от начала до конца, то есть до выяснения замысла автора, но как-то незаметно — чем дальше, тем больше - «растекается мыслью по древу».

Авторам часто кажется, что мелкие эпизоды в повестях якобы значимы, якобы входят в сюжет, что-то объясняют, дополняют, дают новые штрихи, пронизываются настроением, а на самом деле они только создают ненужную пестроту и тесноту, перепутывают события и кончаются ничем и никак не являются двигателями сюжета.


***

Достоинства прозы? Читать легко и интересно. Есть детальная психологическая разработка образа, протест против всякой бесчеловечности, интерес не к внешнему, а к внутреннему. Вещь должна быть написана просто — гармонично, цельно, ясным языком. Хорошо, когда проза достоверна. Читающий тогда ощущает тот эффект узнавания, приобщенности, в котором, как надо думать, заключается одно из главных условий изобразительной силы искусства.

Недостатки прозы? Чаще всего встречаешься с тем, что называется гонгоризмом, то есть крайняя степень выспренности, доходящая до гигантизма, доведение до абсурда в общем-то вполне одинарных житейских событий и явлений. На месте рассказа и показа — бесконечное рассуждательство, приводящее сюжет к почти полной неподвижности.

Крайняя неразработанность стиля, растрепанный, путаный синтаксис. Порой самые возвышенные споры, разговоры, сентенции (даже о Господе Боге) остаются все-таки комочком житейской слизи. Большому кораблю суждено и большое плаванье — это первая мысль, которая приходит в голову при встрече с любым талантом, но куда он может приплыть, если его заводит на такое мелководье, куда уж давно перестали заходить даже рыбачьи плоскодонки.

***

Когда имеешь дело с настоящим писателем, оценка произведения и много проще, и много сложнее. Сложнее потому, что всякий такой разговор о существе, идее, проблеме, композиции произведения поневоле будет всегда несколько индивидуальным. Ведь сложившийся художник сам знает, почему он говорит именно так, а не иначе. Неизбежны издержки производства (а они действительно неизбежны!), сопротивление материала, литературная инерция, укачивающий ритм слова если и не преодолены вовсе, то во всяком случае сведены к минимуму.

***

Сатира, гротеск — жанр труднейший и коварнейший. Прежде чем браться за это, нужно, на мой взгляд, научиться писать реальность с максимальной достоверностью. Для сатирика это положительно необходимо. Смеяться хорошо и заразительно можно только над тем, что ты умеешь схватить и передать в его настоящем, непеределанном, незагримированном и неотстраненном виде.

***

Порой в прозе встречаешь спотыкающийся, задыхающийся, перебивающий самого себя бормот, через который трудно уловить мысль автора. Этот ход мысли и способ выражения напоминает кошмарный сон или тифозный бред. А между тем все это в принципе не ново. Когда-то нечто подобное называлось «потоком сознания».
источник
Хемингуэй позвонит
Источник: Факультет ненужных вещей 1989 г. издания. (720 стр.) Статья после романа Михаил Емцев, Григорий Анисимов "Этот хранитель древностей".

За текст — персональная благодарность подписчикам. Вы крутые.
источник
2019 February 27
Хемингуэй позвонит
#папапросит

Друзья! Встречался сегодня с Андреем Рубановым. Говорили о новом романе — "Финист ясный сокол", писательстве и традиционно — об анатомии творчества. Кто поможет с расшифровкой интервью? Зашиваюсь. Беседа на 45 минут примерно. Пришлю аудиофайл. Важный момент — опубликовать интервью нужно до 5 марта. Если чувствуете, что готовы помочь с учетом озвученных сроков, пишите, пожалуйста, в личку — @egorevna.

И еще — если среди вас есть те, кто свободно говорит на французском и готов подключиться к расшифровке интервью с французского (не о литературе), напишите мне тоже, пожалуйста.  UPD: Человек на расшифровку Рубанова нашелся, спасибо! А франкофоны есть среди вас? 🙂
источник
2019 February 28
Хемингуэй позвонит
Ученые признали чтение самым лучшим средством избавления от стресса.

Лучшим средством от забот, тревожности и стресса ученые из Оксфордского университета признали чтение, утверждая, что это занятие оказывает более быстрый эффект на организм. Удивительно, но этот способ много лучше приёма алкоголя, намного эффективнее прогулки, чаепития или прослушивания музыки.

Был проведен эксперимент, в ходе которого участников сначала подвергали серии различных упражнений или тестов, способных вызвать стресс. После чего участники эксперимента выбирали один из приведенных ниже методов релаксации.

Магнитно-резонансное исследование мозга читающих людей показало, что при чтении страниц о запахах, различных ландшафтах или вкусах в мозгу активизируются отвечающие за восприятие участки. Как если бы человек испытывал все это в реальности. Причем этот эффект пропадает, если смотреть телевизор или играть в игры.

В процессе исследования обнаружилось, что чтение снижает степень стресса на 68%. Всего шести минут достаточно, чтобы расслабить мышцы и нормализировать удары пульса. Прослушивание музыки снизило стресс в 61% случаев. Чашка кофе или чая - в 54%, а прогулка - всего в 42%. Выбор книг нисколько не влиял на эффективность способа. Для избавления от стресса подходит практически любая книга, достаточно понять сюжет и погрузиться в книгу с головой.
источник
2019 March 03
Хемингуэй позвонит
источник
Хемингуэй позвонит
С днем писателя, друзья.
источник
2019 March 05
Хемингуэй позвонит
#папиныдрузья #18плюс

Сегодня — необычный пост. Потому что руки дошли до «50 оттенков серого» Э. Л. Джеймс. Скажу так — гениальное произведение. Нет, не с литературной точки зрения (оценивать или критиковать достоинства текста — не цель этого поста). Джеймс сделала главное — предложив миру героев, контекст, сюжет — прославила «тему». ТЕМУ. «Бэдесеме». Ну, в общем, вы поняли. Другой вопрос, что в книге все вот это преподносится, ну мягко говоря, не совсем достоверно. Оцените несколько цитат (которые как бы в книге про БДСМ):

«И моя маленькая внутренняя богиня, плавно покачивая бедрами, танцует победную самбу».

«Он лишь слегка прикоснулся к моей руке, а гормоны уже устраивают свистопляску».

«Прекрати кусать губу, или я трахну тебя прямо в лифте».

Это прекрасно, согласитесь! Чуть больше для понимания взаимоотншений «доминирование-подчинение» сделал роман «История О» французской писательницы Доминик Ори («Он также потребовал, чтобы ей удалили волосы, заявив, что только это делает ее совершенно голой»). Ну и, конечно же, хорошо писал про доминирование и Маркиз де Сад.  

Да, садомазохизм интересен многим. И так уж случилось, что сейчас многие авторы пытаются писать о BDSM, не зная как там все устроено на самом деле. А вы вот вообще знаете, как все расшифровывается?

БД — бондаж и дисциплина;
ДС — доминант и сабмиссив (господство и подчинение);
СМ — садомазохизм.

Где же найти информацию о «теме» (писателю и не только)? Как достоверно написать о мире доминирования, как раскрыть характер тех, кто добровольно подчиняется. Я полез искать и нашел много разных источников. И после чтения @nezabudochka_dop — понял, что в «50 оттенков серого» все настолько искажено.

Нет, Джеймс не сделала «домашнюю работу» и не изучала источники (и уж тем более не отправилась в мир за «личным опытом», чтобы сделать историю достоверной). Почитайте упомянутый выше канал. Тут — о теме, которая интересует многих, без искажений. Тут — и теория, и литературные заметки по теме, и зарисовки из жизни. В общем, BDSM без украшательств. Если вы когда-либо хотели понять, как все на самом деле — вам сюда. И да — «18+».
источник
2019 March 06
Хемингуэй позвонит
#литмастерство_переводы #маасс

Поговорили про теорию, не пора ли перейти к практике? Перед вам новая, 5-я глава книги Дональда Маасса "Эмоциональный уровень": https://zen.yandex.ru/media/id/5a3aa2588c8be3077af6068b/glava-5-emocionalnyi-siujet-5c72b96dc1146f00b3ccda69
источник
2019 March 07
Хемингуэй позвонит
#цитатанедели

"Написание [романа] — ужасное занятие, во время которого частенько выпадают
волосы и гниют зубы".

https://goo.gl/mX6CBG
источник
2019 March 09
Хемингуэй позвонит
Бумажные книги или электронные?
Анонимный опрос
33%
Бумажные
15%
Электронные
51%
И то, и то!
1%
Не читаю
Проголосовало: 1504
источник
2019 March 13
Хемингуэй позвонит
#малышикрутыши #папиныдрузья

Пошукал я на просторах телеграмчика. Нашел забавного малыша — "Общий знаменатель". Новый канал — всякая математическая всячина. Весело и полезно для современного мозга. Прокачка и тренировка мозгов. Без обязательств.
источник
2019 March 14
Хемингуэй позвонит
#папачитает

«— Ромеи — сказал Митроха, — живут за морем, на краю земли. Они не как мы. Вообще другие. Они верят, что бог един.
— Дурень ты, — печально сказал Кирьяк, — А я думал, серьезный мужик. Если бог — един, кого он ёт?
— Никого не ёт, — ответил Митроха.  
— И как же он без бабы обходится? Вынимает причиндалы и сам себя тешит?
— Нет у него причиндала.
— У бога — нет причиндала?
— Нет. Но сын есть.
Кирьяк обвел меня и Митроху соловыми глазами.
— Хорош бог. Никого не ёт, причиндала нет, а сын есть!
— Да, от целкой бабы. Из смердов.
— Из смердов? Что ж он за бог, если поял простую бабу? А мог бы княжью жену или дочку! Да кого угодно!
Митроха поднял ладони в мирном жесте.
— Это вера ромеев. Они думают, что бог не сам поял ту бабу. Бог пустил особый ветер, и от того ветра невинная девка понесла божьего сына. Имя его — Крест. Он умер, а потом восстал из мертвых.
— Восстал из мертвых? Так он упырь, что ли?
— Не упырь. Божьий сын.
— Ты сам-то веришь в такое? Сидит один бог — и воет от тоски. Поять некого! Поговорить не с кем! Единственный сын — и тот упырь!
— Он не упырь, а сын бога.
— То есть нелюдь.
— Нет. Человек.
— Ничего не понимаю, — недовольно сказал Кирьяк. — То ли нелюдь, то ли человек, то ли упырь. От ветра зачат. Такое придумать — браги мало, тут чего покрепче надо…»

Ну прекрасно же, согласитесь?

Андрей Рубанов. "Финист Ясный сокол".
источник