
Однажды утром в Неаполе в антикварный магазин зашел американский турист и спросил, сколько стоит одна скульптура. Владелец магазина назвал высокую цену, а затем, когда увидел, что турист собирается платить, сказал, что скульптура не продается.
Почему? Он назвал цену не потому что хотел обмануть туриста, а скорее потому что ему нравился сам процесс продажи и торговли - таким образом он мог отточить свои навыки продавца.
Когда мы занимаемся чем-то подобным - чем-то, что не является ни слишком легким, ни слишком сложным для нас - мы стремимся к тому, чтобы выходить за пределы наших текущих возможностей.
Например, если вы новичок в теннисе, сначала вы получаете удовольствие просто от того, что перекинули мяч через сетку. По мере того, как ваш навык растет, эта простая задача начинает казаться вам все более скучной, и вы начинаете искать новые способы бросить себе вызов - например, начать играть не в одиночку, а с соперником.
Если вы выбираете себе намного более опытного оппонента, скорее всего через некоторое время вы почувствуете себя неуютно. Произойдет это потому что поставленная перед вами задача слишком высока - потерпев несколько раз неудачу с заведомо более сильным соперником, вы можете даже отказаться от шанса развивать свой навык. Но если вы выберете оппонента, который чуть-чуть более опытен, чем вы, ваши навыки действительно улучшатся.
Однако для того, чтобы изменения к лучшему действительно произошли, тренируемые навыки должны способствовать достижению ваших целей. И еще важно, чтобы на пути развития на вас не оказывали влияние внешние обстоятельства, такие как обещание награды в случае выигрыша, или угроза наказания в случае проигрыша.
🔍 Посмотрите на пример керамиста Евы Цайзель, которая была заключена в сталинскую тюрьму. Руководствуясь сильным внутренним стремлением сохранить рассудок, она играла в шахматы в уме против самой себя, запоминала собственные стихотворения и регулярно занималась гимнастикой. Она продолжала развивать свои навыки даже в самых худших условиях, которые только можно себе вообразить.
Таких людей, как Цайзель, было много - несмотря на практически полное отсутствие внешней мотивации, они разрабатывали для себя умственные упражнения, тренировали свои навыки и силу воображения для того, чтобы сохранить ясность ума и здравый смысл.


