internetanalytics
В последнее время кажется, что Zoom задавил всех конкурентов и нет даже смысла пытаться выйти на рынок стриминговых платформ. Однако Zoom столкнулся с проблемой, из-за которой он вскоре скорее всего потеряет свою лидирующую позицию.
Эта проблема — вертикализация. Zoom просто не может сфокусироваться на потребностях отдельного пользователя. Софт используют не в тех целях, для которых он создавался: учителя пытаются вести в нем уроки, друзья пытаются играть через него в настолки, бизнесы пытаются наладить в нем удаленную работу в самых разных областях. И никто из этих пользователей полностью не удовлетворен сервисом.
Например, Hopin уже нашел и занял свою вертикаль на рынке стриминга: они добавили к базовому функционалу Zoom нетворкинг, приватные беседы и встроили монетизацию ивентов, чем переманили часть аудитории гиганта.
На сегодняшний день можно выделить четыре конкурентные вертикали Zoom:
1. Приложения, ориентированные на социальное взаимодействие и укрепление социальных связей. Не перегруженные лишними фичами видео-чаты для родственников и друзей: House Party, Squad, обмен видео-сообщениями Marco Polo и дейтинг Bumble.
2. Приложения для поддержания связи с клиентами в сфере услуг. Общение преподавателей с учениками и друг с другом (Preply, Outschool), общение фитнес-тренеров (Class Pass), риэлторов (CloudPano), поваров (ClassPop) и продавцов (Hero) с клиентами. Видео-общение входит в привычку, услуги, стереотипно ассоциирующиеся с только личным общением, приходят в онлайн: психологическая помощь (Talkspace), зож коучинг (Medici), ветеринария (Fuzzy Pet Health).
3. Приложения, имитирующие работу в офисе. Это софт, заточенный под онлайн стэндапы (Standups), корпоративные чаты (Tandem, Loom, Focusmate), совещания (Remote HQ), "разговоры у кулера" (Snack).
4. Приложения со спец фичами. Например, особо секьюрный Telegram, платформа для вебинаров Livestorm, стриминг для артистов Moment House, платформа для онлайн-ивентов Hopin.
Список из 305 компаний для видео-стриминга можно посмотреть здесь.
Многие программы добавляют обмен текстовыми сообщениями для облегчения совместной работы над проектами, например, Figma. Но видео-общение намного продуктивнее, а значит, Zoom продолжит обслуживание пользователей тех программ, в которых необходима коммуникация, но еще нет встроенных видео-чатов.
@internetanalyticsВ 2014-м году бывший инженер WebEx начал разработку решений для видео коммуникаций. Компания тогда подняла $125 млн и сейчас обслуживает сотни миллионов конечных пользователей. И нет, это не Zoom.
Это Agora — разработчик стриминговых API, на которых сейчас работают Bunch (видеочат для ммо игр), Run the World (ивент платформа), Airmeet (онлайн конференции), Pragli (виртуальный офис) и Talkspace. В апреле Agora настримила 40 млрд минут на 1.7 млрд устройств.
Большинство API видео чатов используют опен сорс протокол WebRTC. Agora же избавляет от необходимости разбираться в протоколе и предлагает доп фичи.
Мы уже
рассматривали подробно прямых конкурентов Zoom — это около 300 узкоспециализированных стартапов. Но и на рынке стриминговых API конкуренция не менее впечатляющая.
Провайдеры API стараются выделиться среди других простотой интеграции, фичами, протоколами безопасности или стоимостью. Крупные компании чаще покупают готовые стриминговые решения, чем разрабатывают их внутри:
— Twilio купил Tikal Technologies (2016),
— Vonage купил TokBox (2018),
— 8x8 купил Jitsi (2018) (опен сорс видео чат от Atlassian) и Wavecell (2019),
— Enghouse Systems купил Vidyo (2019),
— Dolby купил Voxeet (2019) (3D аудио и HD видео API).
Несмотря на высокую конкуренцию, новые провайдеры продолжают выходить на рынок.
Daily.co запустил стриминговый API в 2019-м.
Sendbird запустил API в начале 2020-го и уже купил Roundee.
Стриминговые API используют для проведения лайвов, концертов и театральных представлений. Vimeo, Periscope, Facebook, SpaceX и Kaltura используют API Wowza. Mux подняли $30 млн и отвечают за стримы и аналитику для Udemy, Crowdcast и Wistia.
API с уникальными фичами занимают свои вертикали.
DeepAR, ARGear и Banubu предлагают AR маски, линзы и фоны. В приложениях
Loom.ai и Avatar SDK можно создать аватар, передающий вашу мимику и жесты. Аватар становится компромиссом между приватностью и видео составляющей звонка.
Dolby.io запустил API с автоматической коррекцией громкости аудио и чистоты звука голоса. Krisp и BabbleLabs используют ИИ, чтобы убирать посторонние шумы: лай собаки, плач ребенка, шоссе. Discord недавно интегрировал себе Krisp.
Некоторые API снабжены фичей расшифровки речи и последующим поиском по архиву разговоров. Кроме решений таких гигантов, как Google, Microsoft и Amazon на рынке хорошо живут Assembly AI и Deepgram (недавно поднял $12 млн).
Еще одна категория API использует AI для извлечения дополнительной информации о предмете разговора и об участниках. Kairos использует распознавание лиц для определения возраста людей и других демографических признаков. Banuba по лицу определяет эмоции и сердечный ритм. nVISO в телемедицине по лицу человека определяет уровень боли. Oto использует комбо NLP и анализа аудио для определения интонаций. Voicebase работает подобным образом и предсказывает готовность человека совершить покупку.
Surfly и Miro представляют категорию API для коллабораций.
Авторы этого обзора из TechNexus Venture считают, что следующим шагом в развитии видео стриминга будет создание конструктора стриминговых приложений, который позволит людям без технических навыков быстро собрать на основе существующих API приложение для видео связи своей мечты. И тогда прощай Zoom.
@internetanalytics