Делаем эффективный общественный транспорт с нуля.
Ни для кого не секрет, что каждый пассажир хочет доехать из пункта А в пункт Б как можно быстрее. Для этого хитроумные транспортники сокращают интервалы, увеличивают скорость, увеличивают расстояния между остановками и делают еще много интересных вещей. Это всё, конечно, важно, но самое главное, что влияет на скорость — геометрия маршрута. В идеале, линия общественного транспорта должна представлять из себя прямую — наименее длинный путь из любой и до любой расположенной на ней точки.
Однако, у нас есть и экономический фактор. Даже при условии, что между всеми остановками у нас проложена совершенно прямая улица, то сколько же маршрутов нужно пустить? Есть три варианта, как решить такую проблему:
1) Пустить один или несколько очень кривых, но довольно частых маршрутов, соединяющих много остановок друг с другом
2) Пустить много прямых, быстрых, удобных маршрутов с интервалом раз в 100 лет каждый
3) Завалить местного перевозчика деньгами, чтобы множество автобусов, возящих воздух по куче маршрутов не были для него проблемой. Зато всем удобно.
Выбор этот непростой. К счастью, можно сделать так, чтобы общественный транспорт был и удобен, и эффективен одновременно. Способ этот простой, и для того, чтобы внедрить его, нужен только градостроитель с мозгами. Это — расположение всех (или большинства) городских центров притяжения на одной прямой.
Для обслуживания города в простейшем случае потребуется только один, прямой как палка, маршрут. Чем меньше маршрутов — тем больше пассажиров на каждом из них, тем чаще и больше ходят на нем автобусы, и тем больше денег они приносят перевозчику. Все довольны. Конечно, если город разрастается, то вместо бесконечного удлинения одной линии целесообразно устроить сеть из нескольких линий — прямоугольную, радиальную или еще какую-нибудь.
И наоборот, худшие враги общественного транспорта — это "тупики". Под тупиками подразумевается небольшая точка притяжения, находящаяся на отшибе. Отдельный маршрут автобуса туда не пустишь — слишком мало народу. Обслужить место «по ходу дела» тоже нельзя — дальше маршрут прокладывать некуда. Так что когда (и если) будете проектировать новую застройку, знайте: построив что-то на отшибе, вы обрекаете на мучения и посетителей, и местного перевозчика.
Вывод: все точки притяжения должны располагаться на одной линии, достаточно длинной, чтобы окупать хороший общественный транспорт.
Источник