Как можно оценить эффекты от благоустройства?
В ходе дискуссии в институте «Стрелка» экономист и антрополог объяснили, как можно оценить влияние изменений городской среды на ее привлекательность для жителей.
Мнение экономиста:
В случае, когда мы произвели кроссовки за 5 рублей, продали их за 7, результат — это 2 рубля в виде прибыли. В случае благоустройства мы тоже что-то создаем, но не всегда понятно, сколько дальше получим в ответ. Часто этого ответа в чистом виде вообще не существует. Нет рынка, на котором у нас купили эту улицу или парк, который мы только что построили. Но все же есть несколько методов оценки эффектов.
– Гедонистическая оценка: мы спрашиваем у людей или путем анализа понимаем, насколько вырастает цена товара, у которого она уже есть. По сути, это попытка превратить в цену то, что не очень оцениваемо через деньги.
Например, посмотрим на результаты оценки рынка жилья в штате Миннесота в 2010 году. Американские экономисты оценили рынок жилья и показали, что если мы на 10 процентов увеличиваем озеленение — причем именно уличное озеленение — в радиусе 100 метров вокруг дома, то его цена вырастает на рынке жилья в этом городе. Если мы увеличиваем на 10 процентов озеленение в радиусе 200 метров, она тоже вырастает, но чуть меньше, потому что люди меньше ценят деревья, которые посажены дальше от их дома. Вот один из методов – оценить то, что, казалось бы, сложно оценить, деревья, посаженные где-то в городе, с точки зрения денег.
— Полезность: людей спрашивают, насколько далеко и насколько долго они готовы ехать ради того, чтобы попасть в какое-то место, благоустроенное или созданное ранее.
— Более экономическая, математически выдержанная методика: анализ «издержки-выгоды», когда мы оцениваем общий круг выгод, получаемых от создания какого-то предмета или элемента среды, сравнивая с теми издержками, которые несет город на то, чтобы иметь такой объект.
Мнение антрополога:
Диджитал антропология занимается исследованием следов, которые мы с вами постоянно оставляем в интернете.
Мы можем выявить, например, какие-то ключевые городские маршруты по которым люди ходят. Можем посмотреть, насколько востребованы те или иные территории в разное время суток, в разное время года. Можем посмотреть, какие виды деятельности там происходят, насколько эта территория для людей социально значима, престижна, и вообще, с какой историей, с каким месседжем они ее связывают.
Давайте посмотрим, что же десятки тысяч фотографий рассказывают о российских городах. Прежде всего: какие точки в городе наиболее популярны, насколько плотно город освоен. Это важная характеристика.
Еще один показатель — это монотонность и разнообразие среды. Как выясняется, люди фотографируются, делают селфи или какие-то совместные фотографии на фоне города в основном, когда эта территория, улица или парк для них привлекательны. Мы, как правило, не фотографируемся на фоне помоек, хотим, чтобы за нами был красивый фон, а еще лучше — фон, которым можно похвастаться.
https://moslenta.ru/urbanistika/chtoby-laikali-i-repostili.htm