На самом деле, Собор Парижской Богоматери стал значимым явлением Европейской памяти благодаря Виктору Гюго. Прогрессоры времен Великой Французской Революции в 1793 году превратили Нотр-Дам в Храм Разума, где отныне не было места религии Старого порядка - католицизму. Вместе с культом Разума, пришло и прогрессивное отношение к архитектурному ансамблю Собора: акты вандализма и рациональное использование Нотр-Дама под склад.
Наполеон на скорую руку, правда, провел кое-какую реконструкцию - сиятельная голова жаждала помазания на императорство в духе устоявшихся традиций. Собор же вернули католикам, однако, потрепенный революцией и обделенный вниманием общественности, он продолжал приходить в запустение. Ситуация была настолько безрадостной и безразличной, что городские власти даже подумывали снести Нотр-Дам.
Но тут на сцену выходит блестящий романист Виктор Гюго. Он пишет роман, где главным героем, вопреки тогдашней традиции литературного искусства, вдохновленной скорее белой легендой Средневековья, выводится Великий Нотр-Дам де Пари.
Впервые, я прочитал "Собор" в 15 лет, послушав французскую версию известного мюзикла. Я буквально проглотил этот роман, он, собственно, и сформировал во мне любовь к Средневековью. Дальше уже будет школа Анналов и книги Умберто Эко, но первичное моё впечатление - это Собор, который связывает лоскутки корпоративного и двойственного общества Средних веков, не даёт ему радикально разойтись по швам и малым группам. Гюго нарисовал словесную картину, где композиционно именно Нотр-Дам становится камнем, на котором потом вырастает французская нация. И потому великий романист и был опечален пренебрежением парижан к столь значимому памятнику средневекового зодчества.
Работа Гюго принесла свои плоды. Его роман стал по-настоящему популярным, он вызвал стихийное народное движение в поддержку реставрации Собора. Надпись AMAГКН (читается ананке), которую заметил Гюго на одной из внутренних стен Нотр-Дама и которая стала источником вдохновения для написания романа, переводится "рок", "предопределение", "судьба". Ушибленный и забытый Собор избежал своего AMAГКН в 1830-е годы.
История спасения Нотр-Дама заставляет вспомнить известный тезис Мизеса-Хайека о силе идей. Как отмечает Хайек:
Мы должны думать о мнениях, которые следует распространять, чтобы сохранить или восстановить свободное общество, а не о том, что практически осуществимо в данный момент. Мы должны освободиться от порабощения ходячими предрассудками, в котором пребывают политики, но в то же время здраво оценивать, чего можно надеяться достичь убеждением и просвещением. Хотя мы можем надеяться, что в отношении средств, которые нужно применять, и методов, которые нужно освоить, общественность до известной степени может быть восприимчивой к рациональным аргументам, нам, вероятно, следует признать, что многие из ее базовых ценностей и этических стандартов утвердились, по меньшей мере, на достаточно длительную перспективу, а в чем-то она вообще глуха к голосу разума.
Сегодня, когда пожар существенным образом повредил Нотр-Дам, хочется верить в то, что победят идеи, связывающие Собор с общемировым наследием человечества. И меньше всего в этом контексте мне бы хотелось утверждения голосов ниначтоненамекателей и экспертов, которые несмотря на возможность возникновения пожара от многих причин, заранее знают, что виноваты социалисты, Макрон, мигранты или бог весть кто ещё. Полиция лайков и экспертиза по горячим следам никогда ни к чему хорошему не приводила. А конечная цель все же одна: восстановить памятник человеческого духа и творчества. А виновных, конечно, найдут. Но больше всего я надеюсь, что вновь появится фигура, подобная, Виктору Гюго, которая скорее будет объединять нас, а не делить и ожесточать. И дело тут не в пресловутой толерантности, а в осознании значимости нашего культурного наследия, которое во многом и обусловило выход из мальтузианской ловушки. Больше порядков открытого доступа, больше идей, создающих предпосылки их появления.