Немного поздновато, но оперативность текстов - не моя сильная черта. Тем не менее, все эти обсуждения дуэлей и дуэльных кодексов разбудили в моей памяти основные идеи статьи "Ордалии" (2012) за авторством профессора "Меркатус Центра" Университета Джорджа Мейсона
Питера Лисона.
В статье «
Ордалии» Лисон утверждает, что практика средневековых судебных испытаний (ордалий), основанная на культуре Божьего суда (iudicium Dei), «
точно устанавливала вину и невиновность обвиняемых в преступлении». Для доказательства этого утверждения Лисон анализирует данные, содержащиеся в Regestrum Varadinense - регистре города Орадя (ранее Венгрия, сегодня Румыния, в Средние века город назывался Варадинум), в котором задокументированы все ордалии каленым железом, проведенные под управлением венгерских священнослужителей между 1208 и 1235 годами.
С позиций современного человека, считающего Божий суд предрассудком, результативность и эффективность ордалий абсурдна. Однако П. Лисон находит решение на основе теории рационального выбора, теории игр и метода «затраты-выгоды», формализуя процесс проведения ордалии в математическую модель. Аргументацию и подробности можно найти по
ссылке (осторожно, математика!), а здесь мы поговорим о выводах и поразмышляем насчет дееспособности института дуэлей, который стал правопреемником института ордалий (подробнее см. текст по ссылке выше, логика принятия решений в случае дуэлей схожа с логикой в случае ордалий), в современной России.
Лисон подчеркивает, что в основе выбора "проходить/не проходить ордалию" лежит рациональность, которую в общем виде можно сформулировать так:
невиновный ответчик всегда выберет проходить ордалию, так как уверен, что его оправдает Бог; виновный ответчик, напротив, в большинстве случаев выберет досудебное урегулирование проблемы, так как уверен, что его Бог накажет. В свою очередь священник, проводящий испытание, в силу наличия возможности влиять на исход испытаний должен поддерживать такой баланс положительных и отрицательных исходов, чтобы как невиновные, так и виновные ответчики не заподозрили его в пристрастности.
Короче говоря, ордалии работали в силу трёх основных причин: 1) убежденность истцов и ответчиков в том, что в значительной мере справедливость вершит Бог; 2) скептики, наблюдая за результатами ордалий, понимали, что её проходит значительное количество ответчиков (в примере Лисона – 62,5%), а, значит, даже, если в значительной степени результативность обеспечена священником, его суд достаточно независим, чтобы его трактовать приближением Божьего суда; 3) сохраняется баланс обвинительных и оправдательных приговоров по результатам ордалии, обеспечивающий разделяющее равновесие, а, следовательно, создающий все условия для рационального выбора в каждом конкретном кейсе.