«Понедельник - день тяжелый,
Hе работать бы, а спать.
Hо, увы, детишкам в школу,
А инструктору - летать.»
Отрывок из песни «Ода Инструктору»
... Во сколько бы ты не лёг спать, вставать в час ночи не захочется никому. Кто то в это время только возвращается из клуба. На улице темно, в редких квартирах горит свет. Ночная прохлада -неприятно. Короче говоря, все нормальные люди спят, а вояки собираются летать и обеспечивать полеты. Так начинается первая смена и рабочий день не у одной сотни человек.
Они приезжают на аэродром, летуны проходят врача, тренаж. Всё как обычно. Так начинался день и одного курсанта М.
Новых видов подготовки нет. Отработка и шлифовка того, чему учили раньше. Остался крайний полет на сложный пилотаж и пойдут: групповая слётанность, перехваты воздушной цели, фотострельба. Новые виды - это всегда радость для любого летчика. С их получением молодой и зеленый курсант превращается в настоящего военного летчика.
Бытует мнение, что при освоении сложных видов летной подготовки происходит какая-то ерунда. То высоту потеряешь, то лишний комплекс сделаешь, то скорость перегонишь и так далее, и тому подобное. Не у всех, но такое бывает. Излишняя самоуверенность только вредит.
Когда заканчивается тренаж, все идут на предполётные указания, которые проводит старший летной смены. В тот день Ч это был Командир. То была самая обычная смена- без особенностей. Предполётные прошли.
Летуны похватали ЗШ, ППК и пошли кто куда: ко врачу, на контроль готовности, к самолету. Начинается первый разлет. Тишина утреннего неба разрывается ревом маленьких Элок. На небе ни облочка, как говорится «миллион-на-миллион», вдали величаво виднеются горы. Сел в самолёт и сна ни в одном глазу, пора за работу. Ты максимально собран, потому что «все хотят тебя убить» и нужно быть готовым ко всему. Первый полет с инструктором по системе на восстановление. Взлёт, набор, первый разворот, маяк, в расчетную, второй, площадка, заход и посадка. Все отлично.
Пришло время лететь одному на крайний сложный пилотаж.
Что чувствует летчик, когда остается с самолетом один на один, знают только небожители. М. каждый раз, подходя к самолету, здоровается с ним, как со старым другом. И этот раз не стал исключением. Каждый тренировочный полет (в одинокого) - он особенный. Когда летишь контрольный, даже если никто и не вмешивается в управление и ни слова не говорит тебе в СПУ - это всё не то! Только находясь с машиной один на один чувствуешь себя летчиком. По крайне мере на первых порах.
После запуска двигателя и опробования систем выруливаешь и ждёшь, пока заходящий на посадку сядет, а за ним ещё один, и ещё... и ещё... да сколько же вас там?! Ждёшь, пока тебе разрешат «на взлетную». И вот он - момент истины! То, для чего ты проделал весь свой путь. Впереди тебя два с лишним километра бетона. Проверил фары, закрылки, обороты, запрос «541 взлёт»…
«Ну а если все же цел твой самолет,
И получил ты разрешение на взлет,
То очень много, парень, шансов есть:
Взлететь нормально, хреново сесть.»
П. Сурмач - Эта песня о курсантах, о пилотах.
Летать на одноместном самолете- значит всегда быть готовым к самому худшему, особенно к отказу двигателя на предельно малой высоте. Этому учат инструктора. Всегда будь готов!
…«541 взлёт»
Разбег, по оси, не ведёт, 160, носовое, отрыв, отход от земли. 20м, 250, шасси, убраны, 100, закрылки... Так, дальше правым на маяк, через него 7-ю зону. Посмотрел влево, вправо, на землю, уточнил курс набора, вперёд. Что это там?! М. успел заметить лишь маленькую точку, которая быстро приближалась и росла с каждым мгновением. - Птица! - Но поздно. Она пробила остекление и попала прямо между маской и ЗШ. Было трудно что-то разглядеть. От удара М. инстинктивно сжался так , что РУД сдернул с максимала, а РУС отдал от себя. Никак не мог проморгаться от остатков птицы. Очень шумно в кабине, чересчур шумно, да ещё и двигатель как-то работает не так... «Что за?!» Проморгался наконец таки. - Обороты??? 80, 75, 80 ... Помпаж… Это все не взаправду, это не со мной - пронеслось в голове М. - Скорость??? 240, падает. Высота 100-