Нарушили авторские права на бренд, оформили патент на логотип, украли идею принта — такие фразы вы часто встречаете в статьях, где автор не знаком с юриспруденцией. И все эти фразы — неправильные.
Чтобы вы на светских беседах могли отличить авторские права от патента, поправить собеседника в споре о плагиате идей и обьяснить что такое «размытие торговой марки» — я решил сделать серию публикаций с основами права в индустрии моды. Потом, при разборе новостей я буду делать ссылки на термины, а найти запписи можно будет по тегу #flrean
Начнём мы с основы всего —
интеллектуальной собственности. Уверен, вы уже сталкивались с этим и считаете нормальным, что дизайн или изображение кому-то принадлежат. «Произведения» появляются в результате интеллектуальной деятельности человека, поэтому их создать будет считаться автором. Покупая произведения — мы компенсируем время автора, творческие усилия и расходы, которые он вложил. Копируя вещи — мы нарушаем права автора, так как он не получит компенсацию за свои вложения в создание. Поэтому, интеллектуальная собственность это всегда монополия автора на его произведения: у него есть исключительное право использовать произведения как он хочет, а также разрешать или запрещать другим делать это.
Интеллектуальная собственность состоит из категорий.
Авторское право — охраняет произведения литературы и искусства. Спор
Balenciaga vs CityMerch как раз об авторских правах на принт.
С помощью
патентов можно защитить технологии и новые изобретения, а
промышленным образцом форму и внешний дизайн вещей.
L’Oreal v Drunk Elephant спорят о патенте, а
Puma и Forever 21 столкнулись из-за промышленного образца, который также называют "патент на дизайн".
Торговая марка — это способ охраны вашего маркетингового обозначения, того, что вы чащего всего называете "бренд". Почти все бренды спорят из-за торговых марок:
Balenciaga из-за названия,
Gucci защищают три полоски, а
Levis флажок на заднем кармане джинс.
А вот идеи — не охраняются. Но об этом поговорим в следующий раз, разбирая авторские права.