Наши зрители пишут нам письмо о ребенке, который в 6 месяцев ухитрился встать в кровати. Они, конечно, очень гордятся достижениями сына, но боятся не опасно ли это для ног и спины.
При высокой температуре тела, когда не помогают или плохо помогают жаропонижающие средства, нередко можно услышать рекомендации о применении т. н. «физических методов охлаждения». Суть этих методов — непосредственный контакт кожи с холодным. Варианты практической реализации — засовывать ребенка в холодную воду, обтирать тело холодной водой, заворачивать в мокрые простыни, обкладывать холодными грелками, ставить холодные клизмы. ⠀ Обращаю внимание: при контакте кожи с холодным происходит спазм сосудов кожи. Как следствие — потери тепла с поверхности кожи уменьшаются. Температура кожи (именно кожи!!!) понижается, а температура внутренних органов увеличивается, а это уже исключительно опасно. ⠀ Вывод! Никогда не используйте в домашних условиях и в порядке самолечения физические методы охлаждения с применением холодной воды. Никогда! ⠀ Мы не зря сделали акцент на «домашних условиях» и «самолечении». Дело в том, что физические методы охлаждения на самом деле могут применяться, но только тогда, когда предварительно используются препараты, уменьшающие спазм сосудов кожи, или когда есть возможность для неотложного введения таких препаратов, поэтому подобные методы допустимы лишь в присутствии врача или в стационаре. ⠀ Вы должны знать, что вода имеет теплопроводность многократно более высокую, нежели воздух, поэтому контакт кожи с водой резко усиливает теплоотдачу при условии, что вода не будет способствовать возникновению спазма сосудов кожи. Для этого вода не должна быть холодной, но и не должна иметь температуру выше 36 °С (если выше, так просто не будет переноса тепла). Оптимальная температура воды — 30–34 °С. Ванна или обтирание кожи водой с такой температурой резко активизируют теплоотдачу и могут быть использованы при лихорадке. ⠀ Но любые ванны и любые растирания возможны лишь тогда, когда их хорошо переносит ребенок. Если попытка раздеть, растереть, засунуть в ванну вызывает неприятие, дрожь, беспокойство, сопротивление, жалобы — прекратите. ⠀ #докторКомаровский
В Древнем Китае стать лучником или госслужащим мог только тот, кто прошел экзамен на знание… стихов и каллиграфии (искусство красивого письма)! Как думаете, почему? ⠀ Автор текста: психолог и культтерапевт Надежда Железняк ⠀ Написание иероглифов и знание поэзии развивало не только память. Представим: человек брал кисть и чернила. А дальше, ему предстояло мгновенно нанести на полотно иероглиф (иначе они высохнут). Шелк и бумага были в цене. Ошибка недопустима. А значит, развивалось и стратегическое мышление, и умение действовать – быстро, ловко. Но дело не только в этом. ⠀ Почему нам стоит чаще писать от руки? ⠀ 1. Когда мы пользуемся планшетом - не работает мелкая моторика. Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами. Недаром великий педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Сегодня научно доказано: интеллект также связан с развитием мелкой моторики. Она задействуется, когда мы рисуем, лепим, а главное – пишем от руки. ⠀ 2. Развитие мелкой моторики способствует развитию тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Поэтому логопеды много внимания уделяют пальчиковой гимнастике. ⠀ 3. Если мы пишем от руки, исправление ошибки – это работа. Если используем компьютер – достаточно только нажать кнопку. Помните, как мы аккуратно стирали ошибки? Если ребенок использует только планшет, ему бывает трудно понять, что исправление – это труд, а значит, нужно хорошенько подумать перед важным действием. ⠀ 4. Ученые обнаружили, что дети, которые пишут от руки, легче усваивают навык чтения. ⠀ Это вовсе не значит, что ребенку нужно писать только от руки. Гаджеты, например, могут помочь в развитии интереса ребёнка к обучению, но не стоит подменять ими этот процесс полностью. ⠀ #докторКомаровский
Вопрос: ⠀ Доктор, помогите мне — уже опускаются руки все делать за дочку. Она абсолютно ничего не хочет делать сама: я ее расчесываю, заплетаю, одеваю, складываю ей портфель, насыпаю в тарелку еду, отвожу в школу и встречаю, вечером мою… Она будет полчаса сидеть с незавязанными шнурками, пока я, потеряв терпение, все-таки не завяжу их... Что мне делать, как приучить ребенка к самостоятельности? ⠀ Ответ: ⠀ Что касается самостоятельности, то вмешиваться в попытки ребенка что-либо сделать надо лишь тогда, когда это угрожает безопасности или здоровью его или кого-либо еще. Если же нет, то пусть делает все сам, ошибается, переделывает, добивается желаемого результата, после чего получает заслуженную похвалу и награду. Поощрения должны быть связаны именно с тем, что ребенок смог сделать сам. Это и есть ключевой момент в приучении к самостоятельности. ⠀
Очевидно, что практика «родительского невмешательства» особенно хороша тогда, когда ребенок активно познает мир и стремится к самостоятельности. Но все дети разные, есть и такие, что в 10 лет будут терпеливо ждать, пока мама застегнет все пуговицы... ⠀ Здесь уже должны работать принципиально иные законы педагогики, согласно которым принятое родителями решение не может быть изменено под влиянием детского «не хочу». ⠀ — Ты хочешь гулять, но не хочешь самостоятельно одеваться? Ты хочешь есть, но не хочешь взять в руки ложку? Ты хочешь ходить с чистой попой, но тебе неприятно брать в руки туалетную бумагу? — Ну что ж, у тебя огромные шансы быть невыгулянным, голодным и грязнопопым. ⠀ И это не жестокость, а адаптация ребенка к реальной жизни, к жизни, в которой не так много будет людей, готовых в любую минуту и бескорыстно протянуть тебе руку помощи. ⠀ #докторКомаровский