⚓️
Северные гавани: кто контролирует ворота в Арктику #Архангельск #порты_Арктики
Архангельский порт является одним из старейших портов России — первая пристань была сооружена еще в 1580-е годы, и до начала XVIII века Архангельский морской порт был фактически единственным выходом русских товаров за границу. С появлением незамерзающего порта в Мурманске в начале XX века стало ясно, что Архангельск сильно проигрывает. Впрочем, с тех пор мало что изменилось.
Мощности Пропускная способность грузовых терминалов составляет 11 533 тыс. тонн в год. Порт замерзающий, и его круглогодичная эксплуатация возможна лишь с обеспечением ледовой проводки. Базы ледокольного флота в Архангельске нет, что удорожает стоимость доставки грузов.
В Архангельском морском торговом порте переваливаются генеральные грузы, целлюлоза, картон, контейнеры, лесоматериалы, металл, удобрения, тяжеловесного оборудование, наливные, насыпные и навалочные грузы. Через Архангельск идут военные грузы для арктической группировки войск, и грузы для северного завоза.
Собственники и интересанты В 2015 году совет директоров «Норникеля» одобрил продажу акций Архангельского морского торгового порта. Покупателем стала оффшорная компания с Кипра Osoblanco Holdings Limited, связанная с Invest AG (инвестфонд Александра Абрамова и Александра Фролова), одним из акционеров «Норникеля». Архангельск потерял одного из ключевых грузоотправителей в лице «Норникеля». Новые инвесторы сумели сработаться с Минобороны и продвигают Архангельск как порт, способный стать точкой приёмки тихоокеанской рыбы.
Кроме действующего порта в 2016 году было создано АО «Арктический транспортно-промышленный узел „Архангельск“», которое должно заниматься строительством нового глубоководного порта. Учредителем этого АО выступила через ряд «прокладок» администрация Архангельской области. Директор АО Сергей Кокин считается креатурой вице-пермьера тов. Рогозина.
Что дальше? Власти области продолжают верить в создание глубоководного порта в Архангельске. Но сегодня у этого проекта много минусов: ледовая обстановка, гидрография, неудобная береговая линия, отсутствие грузовой базы без строительства «Белкомура». Предварительная оценка стоимости нового порта показывает, что он выйдет дороже, чем ж/д магистраль, ведущая к нему, — «Белкомур». На сегодня оба проекта отложены в долгий ящик (а часть акций «Белкомура» республика Коми не может продать уже третий месяц). Минтранс уже неоднократно озвучивал позицию, что амбиции регионов не являются поводом для запуска масштабных инфраструктурных проектов. Но тем не менее губернатор области при любой возможности старается пиарить проект нового порта.
Старый Архангельский порт продолжит свою работу по северному завозу и обеспечению деятельности МО. И если насчёт грузопотоков для МО можно относительно не беспокоиться (в Архангельске строится логистический центр МО), то северный завоз сохранится до тех пор, пока конкуренты не предложат более удобные логистические схемы и доступную цену.