Size: a a a

Капитан Арктика

2018 January 29
Капитан Арктика
«Арктические рубежи» без России: продолжение следует?
#конференция #Норвегия #мир

Международная конференция «Арктические рубежи» в норвежском Тромсё закончилась. На мероприятие съехались представители 35 стран, но российские СМИ о его содержании мало что сказали. Только восхитились «доброжелательностью» министра обороны Норвегии и отчитались о содержании немногочисленных докладчиков из России. А ещё посмеялись над эстонцем Урмасом Паэтом, который приехал на арктическую конференцию, только чтобы крикнуть о российской военной угрозе на Севере.

Российский МИД на крупном форуме был представлен минимально. Тов. Неверов, глава департамента МИДа по странам Скандинавии, пытался успокоить эстонца и остальных участников и говорил о «прозрачности намерений России в Арктике». Но не забыл и подколоть Америку, сказав, что «Россия способствовала превращению США в арктическое государство, продавая им Аляску».

Стоит сказать, что тема российской угрозы пока не стоит во главе угла на подобных собраниях. Такой вывод можно сделать по официальному твиттеру конференции, где вся лента пестрит призывами беречь природу Севера, клятвами в вечной арктической дружбе всего мира и фотографиями пейзажей Тромсё. Россия не упоминается ни в одном репосте, научные доклады наших представителей не пересказаны – видимо, не показались важными.

Пока что «молчаливая» Россия медленно, но верно превращается в сознании планеты в снежный полигон. Надеемся, что через несколько лет мы не увидим в программе этого ежегодного форума секции под названием «Военная угроза России в Арктике: способы противостояния».
источник
Капитан Арктика
Что Кремлёвский доклад готовит Арктике
#США #санкции #ресурсы

Сегодня все ждут «Кремлёвский доклад». То есть новую порцию санкций от «наших партнёров» из США.

Что в связи с этим ждать в Арктике?
Перед сегодняшним докладом Минфин США подготовил «Директиву №4». Эта Директива запрещала американцам участвовать в проектах в поддержку геологоразведочных или добывающих глубоководных работ на шельфе в Арктике на территории России.

В американской прессе уже проанонсировано, что Директиву №4 дополнят следующим положением: американцам запретят участвовать не только в совместных с Россией арктических проектах, но и в тех, у которых есть потенциал добычи нефти в любом районе мира. Кроме того, нововведения коснутся совместных с российским энергетическим сектором проектов, доля компаний из третьих стран в которых составляет от трети собственности или больше.

Если Доклад выйдет в таком виде, то все энергетические проекты в Арктике, да и по всему миру, в том числе с участием того же Total, попадут под американские санкции. При этом покупку того же СПГ с арктических месторождений никто не собирается запрещать. Да и министр энергетики США вроде всё-таки собирается в гости на Ямал.
источник
2018 January 30
Капитан Арктика
Кто владеет северной рыбой
#деньги #Мурманск #рыба

Казалось бы, в России основные скандалы с переделом собственности связаны с банковским или нефтяным бизнесом (в последнее время в основном с участием «Роснефти»). Ан нет. Есть ещё актив, который не поделили до конца. И этот актив – северная рыба.

ФАС обнаружила, что крупная мурманская компания ФЭСТ не совсем мурманская. Бенефициар компании Юрий Прутков проживает в Швейцарии, и в этом ФАС увидела иностранное влияние.

Как сообщает «Коммерсант», из-за этого замечания ФАСа Пруткова могут вынудить продать компанию ФЭСТ, которую (вот это совпадение) за треть стоимости готова выкупить «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) тов. Воробьева и тов. Франка.

РРПК уже неоднократно была замечена в приобретении ряд дальневосточных компаний, у которых тоже были проблемы с иностранными инвесторами. Кроме того, РРПК была не раз была отмечена в СМИ с рядом крупных инициатив в рыбной отрасли. Одна из нашумевших - изменение правил по вылову краба с пользой для РРПК.

Глеб Франк является зятем Геннадия Тимченко и сыном главы «Совкомфлота», а Максим Воробьев – брат губернатора Московской области. Конечно, это просто так совпало, что успешные бизнесмены-рыбопромышленники оказались родственниками известных персонажей. И на наш вгляд, нет никаких предпосылок, что судьба мурманской ФЭСТ может отличаться от судьбы рыбных компаний с Дальнего Востока, в своё время купленных «Русской рыбопромышленной компанией»

РРПК неоднократно подтверждала свой интерес к добыче рыбы в Северо-Западном бассейне. И приобретение компании ФЭСТ позволит им это сделать.
источник
Капитан Арктика
Почему Севморпуть никогда не станет вторым Суэцем
#СМП #порты

В ответ на доклад Минвостокразвития рассказываем, почему Севморпуть не конкурент Суэцкому каналу.
источник
Капитан Арктика
Интересный канал о жизни в ДФО @Nedebri поздравляем с первой тысячей. Больше тысяч, хороших и разных!
источник
Капитан Арктика
С Крыма на #Ямал
#СШХ #Белкомур

Глава Ямала тов. Кобылкин сегодня поделился интересной информацией о реализации проекта «Северный широтный ход».

Как сообщает пресс-служба ЯНАО (спасибо, @dctrkomarovskiy),  глава региона проинформировал земляков о продвижении строительства СШХ и его ключевого объекта – моста через Обь, отметив: «Этим летом часть строительных бригад с Крымского моста будет переброшена на территорию Ямала. Планы серьёзные».

Если всё так, как говорит тов. Кобылкин, то проект начнёт активно развиваться именно в этом году. Деньги на строительство моста весьма приличные. ЯНАО выделяет на проект 8 млрд. Остальная сумма на строительство моста несколько раз менялась вокруг цифры 60 млрд рублей, которые должны дать РЖД и государство. Это меньше, чем стоимость Крымского моста, но и размах не такой. Видимо, и подрядчик уже выбран, если «бригады с Крымского моста» будут переброшены на Север.

СШХ в приоритете, это уже очевидно. Государство вряд ли даст денег на другие крупные железнодорожные проекты в Арктике. Дороги на Чукотку и Белкомур подождут.
источник
2018 January 31
Капитан Арктика
#Газпром vs #Новатэк: экспертная история
#СПГ

«Газпром» заказал экспертам публикации для СМИ, в которых попросил представить критические замечания по поводу предложений независимых производителей газа. Речь идёт о предложениях по реформированию российского газового рынка и либерализации экспорта трубопроводного газа из России. Об этом сообщает «Коммерсант».

Мы ещё в прошлом году говорили о том, что в «Газпроме» выражали недовольство проектами «Новатэка». Но если вначале это недовольство удалось локализовать, рассказав «Газпрому», что СПГ пойдёт в страны Юго-Восточной Азии, то после отгрузки первой партии в Европу (мол, ничего личного, рынок так устроен) беспокойство вышло на публичный уровень.

Основной набор претензий к «Новатэку» от «Газпрома» в том, что бюджет России недополучит многочисленные поступления, так как арктические проекты «Новатэка» освобождены от ряда налогов, а по некоторым существенно снижены ставки. Также в «Газпроме» переживают, что в ЕС началась конкуренция российского газа.  Но поскольку запуск «Ямал СПГ» произошёл в декабре, то об этом говорили мало и в основном сами представители «Газпрома».
Теперь, видимо, для пущей убедительности слово дадут экспертам и аналитикам.

И ещё. Кто ж так составляет ТЗ на пиар в «Газпроме», что из него сразу всё всем понятно?
источник
Капитан Арктика
Зоны в законе
#закон #регионы

Проект закона об опорных арктических зонах летом внесут в правительство РФ. Как сообщает «Север-Пресс», об этом сегодня, 31 января, зампред ГД РФ тов. Епифанова заявила журналистам на координационном совещании арктических секций.
Ну что, новая дата и новый виток в истории «Арктического закона». Закон готовят уже несколько лет, говоря о нём как о целом Кодексе жизни северных регионов. Последнюю версию собирались вносить в правительство в декабре 2017 года. На тот момент закон представлял собой инструкцию «как создать опорную зону в своем регионе», и то со множеством недостатков, которые жестоко критиковали губернаторы.
В итоге
проект до правительства не донесли
. Казалось, что он отправлен на серьезную доработку и вестей о нем не будет ещё долго. Но вот озвучена новая дата и – самое важное – новое название.
Тов. Епифанова назвала проект законом об опорных арктических зонах – в таком виде он сейчас и находится. А значит, ещё как минимум полгода Минэкономразвития будет «исправлять ошибки» в прежней версии (насколько успешно, узнаем позже). А полноценного Арктического кодекса российскому Северу ждать ещё очень долго.
Telegram
Капитан Арктика
Закон об Арктике, которого нет
#закон #регионы

Закона об Арктике в ближайшее время можно не ждать. Он похоронен в согласованиях и замечаниях. И до переформирования правительства после выборов движения по этому долгожданному для арктических регионов закону не будет.

Документ обсуждается уже боле четырех лет. Осенью 2017 года закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в Минэкономразвития трансформировали в закон о развитии арктических опорных зон, и текст раскритиковали губернаторы. Критиковали справедливо, ибо законопроект сырой и написан под проекты московской тусовки, которая надеется замкнуть на себе финансовые потоки на развитие Арктики.

В таком виде законопроект должен был дойти до правительства в конце 2017-го, но так и не дошёл. И это хорошо: потому что это был не обещанный Арктический кодекс, а набор рецептов по созданию опорных зон, и то с множеством косяков. Минэкономразвитию посоветовали дополнить документ реальными мерами по социальной, экономической и другой поддержке арктических…
источник
Капитан Арктика
Скажи «nyet» путинскому газу
#СПГ #США

Нам на глаза попалась потрясающая статья из американской газеты The Boston Globe про то, как российский СПГ из Арктики попал в США. Всю пересказывать её не имеет смысла, но отдельные пассажи просто великолепны.

Заголовок статьи говорит сам за себя: «When it comes to Russian gas, just say nyet» (Когда дело дойдёт до российского газа, просто скажите nyet).  В статье навалено все в кучу: и что этот «грязный газ» (так в статье) — личная победа Путина, и что Америка капитулировала перед российским газом, и русские потирают руки от удовольствия.

Но самая прекрасная фраза в статье эта: «потребителям из штата Массачусетс придётся жечь газ, добытый в «хрупкой» экосистеме Арктики компанией, связанной с одним из близких друзей Путина — российским миллиардером Геннадием Тимченко» (!!!).
Кажется, стало более понятно, как писался Кремлёвский доклад.
источник
2018 February 01
Капитан Арктика
В продолжение предыдущего поста коллег из @caparctic расскажем еще об одной потенциально конфликтной ситуации в отрасли.
#Роснефть vs #НОВАТЭК

На прошлой неделе зампред правления НОВАТЭК Денис Храмов (это который бывший первый зам министра природных ресурсов, коллеги) в Давосе еще раз подтвердил готовность компании развивать второй завод СПГ в Обской губе (ЯНАО) – Арктик СПГ-2. На Гыданском полуострове, напротив Ямал СПГ, завод планируется к запуску в 2023 году с таким же вовлечением иностранцев - Total и прочие.
Примерно в этот же период стало известно, что Роснефть за 24 миллиона рублей заказывает выполнение анализа Минховского газового месторождения (единственный участок Роснефти на активно осваиваемом последние годы Гыданском полуострове ЯНАО). В том числе по перспективе развития там СПГ. Срок выполнения анализа – сентябрь 2018 года. Точка, когда РН будет начинать писать проект освоения группы.
Компания предполагает получить расчеты в сентябре 2018 года, заплатив за это 28,3 млн рублей.
Минховское месторождение находится там же, где планируется новый завод СПГ НОВАТЭК. Помимо прочего, рядом с Минховским, находится Трехбугорный участок, который НОВАТЭК собрался развивать для поставок в Единую систему газоснабжения. Налицо пересечения транспортных и иных коммуникаций, например инфраструктуры для подключения к ЕСГ. Она, по идее, должна быть совместной. Кто будет платить, коллеги? Разногласия (срач) будут и делают сложным параллельное развитие проектов на полуострове.

Другой вариант для Роснефти – совместная инфраструктура с Мессояхой Газпром Нефти (проект той самой вездесущей «Газпромнефть-Развитие», надо про них уже отдельный пост делать). И именно этот вариант, прогнозируем, станет базовым.

СПРАВОЧНО
Общие запасы газа на Минховском лицензионном участке Роснефти составляют ~ 210 млрд кубометров газа (для сравнения, 47,5 млрд кубов – годовая добыча газа компанией). Ресурсы газа месторождения оцениваются в объеме 330 млрд кубометров, конденсата - примерно 17 млн тонн.
источник
Капитан Арктика
#Росатом теперь еще и перевозчик #СПГ?

«Росатом» закажет у финнов проектирование двух кораблей. Один – ледокол, работающий на сжиженном газе, другой танкер-газовоз ледового класса Arc5. Об этом сообщают РИА Новости. И если про ледокол говорили уже давно и в данный момент заказано не само судно, а предварительная концепция такого корабля, то в отношении газовоза говорится дословно следующее: «проектная проработка и ледовые модельные испытания газовоза ледового класса Arc5». На сайте закупок «Росатома» указано, что суда нужны им для перевозки сжиженного природного газа из российского морского порта Сабетта.

Похоже, что «Росатом» намерен не только осуществлять сервисные функции по проводке судов, но и поучаствовать в транспортировке газа с северных месторождений, зарабатывая хорошие деньги. Класс Arc5 менее приспособлен для льдов, чем те 15 газовозов класса Arc7, которые для Сабетты строит Корея и которые уже работают на линии Сабетта – Западная Европа. Выходит, что «Росатом» делает ставку на дешевизну газовозов, и ходить они будут в основном в западном направлении, где ледовая обстановка легче и возможна круглогодичная навигация.

Ну что, получается, «Росатом» решил включиться в конкурентную борьбу за транспортировку СПГ с Сабетты. А учитывая, что он же осуществляет ледовую проводку по СМП, он сможет более рационально выстроить логистику перевозок с учётом складывающейся ледовой обстановки.

Возникает ещё вопрос: почему наш монополист отдал заказ в Финляндию? Понятно, что финская Aker Arctic – авторитет в проектировании и строительстве кораблей ледового класса. Хочется верить, что «Росатом» заказывает только проектирование у финской компании, а размещение изготовления ледовых танкеров произойдет в России.
источник
Капитан Арктика
Дело не в цене газовозов, коллеги. Все верфи РФ загружены по горло, например, ледоколами многострадальной серии 22220. И у нас в стране сегодня такой объём судов в такие сроки никто спустить не готов. В том числе хваленая дальневосточная верфь Звезда. НОВАТЭК два года назад под запуск Сабетты тайно (но главный был в курсе и простил) заказывали газовозы в Корее. Рынок перспективный - мощности надо наращивать. Работа ведётся.
источник
Капитан Арктика
Минтранс возмутился Росатомом
#Росатом  #СМП

Ну вот, противостояние Минтранса и «Росатома» вылезло наружу. Мы уже писали, что «Росатом» подготовил проект постановления правительства, по которому ему передаются от Минтранса практически все министерские функции на территории СМП вплоть до сдачи причалов в аренду и обеспечения безопасности судовождения. Минтранс, проигравший кураторство СМП, естественно, встал на дыбы.

До сего дня борьба была тихая, подковёрная. Сегодня замминистра транспорта тов. Олерский заявил журналистам в Калининграде: «Никаких решений не принято, это поправки в законодательстве, простым каким-то решением руководителя не передать полномочия из Минтранса Росатому. То есть мы в глубоких консультациях и, надеюсь, что найдем приемлемое решение. По крайней мере, мы считаем, что вопросы безопасности мореплавания должны точно остаться за Министерством транспорта» (цит. по ТАСС).

Лично мы считаем, что «Росатом» заберёт у Минтранса ключевые опции по работе на территории СМП. Слишком разные весовые категории.
источник
2018 February 02
Капитан Арктика
#НАО готовится к выборам
#губеры

Глава НАО тов. Цыбульский – губернатор-новичок. И ему «кровь из носа» надо показать хороший результат на предстоящих выборах.

Логично, что он сделал упор на социалке. Когда падали цены на нефть, бюджет НАО недосчитался поступлений и социальные выплаты в НАО очень сильно пострадали. И вот тов. Цыбульский активно взялся за восстановление этих льгот. Он уже восстановил региональную доплату педагогам, объявил об индексации ряда региональных выплат и вот вчера, 1 февраля, вернули 100% оплату больничного. Когда принимали бюджет НАО в 2017 году, то говорили о том, что в 2018 году региональный бюджет станет бездефицитным. Не получилось.

В том, что Путин в НАО наберёт более 50% голосов, ни у кого нет сомнения. Но Цыбульскому нужно будет показать результат лучше, чем в 2012 году, когда при явке 62,49 за Путина было 57,05%.
источник
Капитан Арктика
Автостопом по Арктике
#Таймыр #ледоколы

Похоже, на Западе теперь появится новый стереотип: ледоколы в российской Арктике можно ловить, как попутки.  
Как сообщает «Таймырский телеграф», компания путешественников-экстремалов покоряла Диксон в Красноярском крае. Они преодолели на машинах по льду Енисея вдоль ледокольного следа порядка 650 км – это рекорд, который, как надеется команда, будет внесен в Книгу рекордов Гиннесса, России и Европы. После этого экстремалы отправились в обратный путь. 

Когда путешественники двигались по фарватеру мимо атомного ледокола «Таймыр», они связались по спутнику с капитаном судна, который предложил довезти их до Дудинки.

«На время нашего нахождения на корабле нас поставили на довольствование, выделили уютные персональные каюты со всеми удобствами, и мы, как настоящие победители, мчим по Енисею в порт Дудинка», – сообщил, с борта ледокола организатор поездки Богдан Булычев.
источник
2018 February 03
Капитан Арктика
Российская Арктика спасает немецкие верфи
#Германия #санкции

Есть такая старейшая немецкая верфь Zitas, её даже называли «Мерседесом» в области строительства судов-контейнеровозов. Но кризис её доконал, и руководство верфи заявило о банкротстве. Об этом сообщает издание Die Welt.
В 2014 году верфь купила компания «Пелла» из Ленинградской области и основным направлением работы выбрала рынок судов для Крайнего Севера.
И вот теперь издание Die Welt в восхищенных тонах описывает, как благодаря развитию российской Арктики старейшая немецкая верфь оказалась завалена российскими заказами.
А вы говорите: санкции…
источник
Капитан Арктика
​​КамАЗ представил новую версию вездехода, созданную специально для работы на Крайнем Севере.
Автомобиль оснащен шинами низкого давления, экологически безопасен и, помимо кузова, имеет жилой отсек на трех человек, сообщает "Вести Ямал"

Тот самый случай, когда не стыдно за отечественный автопром :)
источник
2018 February 04
Капитан Арктика
​Северный оптоволоконный путь
#Китай #связь #мир

В связи с публикацией китайской «Белой книги» об Арктике в прессе опять всплыли обсуждения, что в нынешнем году Китай может подключиться к проекту по прокладке через Северный Ледовитый океан телекоммуникационного оптоволоконного кабеля.

Проект РОТАКС (Трансарктической кабельной системы) – кратчайшей подводной оптоволоконной магистрали, объединяющей Европу и Азию, обсуждается достаточно давно, с конца прошлого века. Проект был поддержан в Минкомсвязи РФ в 2012 году. Но реализацию притормозили санкции. С 2016 года проект вновь активно обсуждается и технически прорабатывается. О потенциальном участии заявили Финляндия, Япония и Норвегия. Сейчас говорится о том, что линия связи может появиться к 2020 году.

Трансарктический кабель пройдёт через КНР, Японию, норвежский город Киркенес и Кольский полуостров, а из Норвегии через Финляндию протянется в Центральную Европу. Это позволит вдвое сократить время задержки при передаче сигнала из Азии в Европу.

Примерная стоимость строительства – 700 млн евро. На сегодняшний день финансирование гарантировала только Минкомсвязь РФ на сумму 150 млн евро. Все остальное – декларации. Если Китай и вправду войдёт в проект, то он наконец сдвинется с мёртвой точки. Но пока китайцы говорят об этом очень осторожно.
источник
2018 February 05
Капитан Арктика
#Мурманск ворчит против закона об Арктике
#регионы #закон

Мурманск продолжает борьбу против арктического закона в таком виде, в каком он есть сейчас. Как сообщает Би-порт, сегодня, 5 февраля, министр экономического развития Мурманской области тов. Тихонова обратилась к этой теме на выездном заседании экологического комитета Госдумы.

Согласно текущей версии документа, проекты, входящие в заявку опорной зоны, делятся на якорные и сопровождающие. Основным отличием якорного проекта выбрана его стоимость — свыше 100 млрд рублей.

Мурманская область волнуется, что если условия, прописанные в законопроекте об опорных зонах в Арктике, не будут изменены, то их самый масштабный проект не сможет войти в состав Кольской опорной зоны – а значит, не получит льготных условий для реализации.
«Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла включает в себя несколько проектов, и представлен не одним, как требуют нормы законопроекта, а разными юридическими лицами, стоимость каждого из которых не превышает 100 млрд рублей», – сказала Елена Тихонова.

Эту и другие претензии на разных площадках уже не раз озвучивала глава региона тов. Ковтун. Сегодня вопрос вновь поднят на не самой подходящей по теме (казалось бы, причем здесь комиссия по экологии), но важной встрече с депутатами. А это значит, что Мурманск законотворцев в покое не оставит.
источник
Капитан Арктика
Кто еще не рулил Арктикой?
#закон #Арктика  

Закон о развитии Арктической зоны РФ и создании опорных зон планируют внести на рассмотрение правительства в июне 2018 года, а рассматривать законопроект будет новый кабинет министров, сформированный после выборов президента в марте. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на зампреда ГД тов. Епифанову.

Кроме этого заявления вице-спикер отметила, что для активного развития Арктики необходимо создание специального органа, который будет заниматься Севером и стратегией его развития.

Думаем, закон вряд ли внесут в июне. А если и внесут, то это будет явно не первоочередной проект для правительства, и его принятие произойдет все же не в этом году.  

Кроме того, любопытна декларация о создании еще одного органа, отвечающего за Арктику. На сегодня уже есть «Росатом» как монополист на Севморпути, есть НИИ Арктики и Антарктики, который занимается вопросам организаций экспедиций в Арктику, есть Госкомиссия по Арктике при СовФеде, есть невнятная попытка создать ФГУП «Агентство Арктики и Антарктики» при Минприроды и есть даже целый арктический вице-губернатор в Петербурге, и еще масса структур которые «занимаются Арктикой и Крайним Севером». Насколько целесообразно создание еще одной структуры? Если только речь не идёт о личном пиаре и попытке подключится к арктическим деньгам.
источник