
«Борьба за Севморпуть».
Часть первая: Росатом и Минтранс
До конца 2017 года вся история вокруг СМП была связана с Минтрансом (что логично), но в конце года контроль над СМП был передан «Росатому». Минтранс проиграл битву за управление стратегическим ресурсом.
Согласно постановлению правительства, которое подготовил «Росатом», он получает весьма серьезные и широкие полномочия. До сталинского Главсевморпути они, конечно, не дотягивают, но, с другой стороны, «Росатому» ни к чему социалка и развитие культуры народов Севера.
Итак, зачем «Росатому» СМП?
1. «Росатом» и Кириенко как глава наблюдательного совета корпорации получают ключ к реализации всех крупных энергетических проектов на территории российской Арктики. Мы даже не говорим про ледовую проводку, проект любого порта на территории СМП должен будет согласовываться с «Росатомом», он получит и право сдачи в аренду государственных причалов.
2. Получение канала дополнительных бюджетных средств. История с Сабеттой показала, что проекты в Арктике могут быть не только шумными в пиар-пространстве, но и достаточно выгодными. Схема, отработанная при постройке порта, –инфраструктура за счёт государства, производство за счёт частного капитала – показала свою эффективность, а значит, государство будет вкладывать деньги в развитие портовой инфраструктуры Арктики. Потенциально дополнительные бюджетные потоки могут возникнуть при принятии окончательного решения по участию государства в проектировании и строительстве суперледокола «Лидер»
3. Диверсификация. «Росатом» постепенно набирает в свой портфель направления бизнеса, не связанные напрямую с его прямым предназначением – атомной энергетикой. Вначале корпорация занялась ВИЭ, и довольно успешно. А на днях «Росатом» объявил закупку на проектирование СПГ-танкера для своих нужд, что позволяет говорить о желании корпорации выйти на стремительно развивающийся рынок арктических перевозок.
Несмотря на недавние высказывания Олерского о незаменимости минтрансовских подразделений, реального противостояния «Росатому» и созданию арктической монополии Минтранс оказать не сможет. На министерстве сказываются последствия недавней аппаратной борьбы, направленной против министра Соколова.
Взаимодействие Кириенко с Ковальчуком добавляет устойчивости «Росатому» в грядущих планах по управлению СМП.
Очень похоже на то, что в ближайшие несколько лет Арктике предстоит стать драйвером роста всей страны, да и Крымский мост уже близок к завершению.
Если команда «Росатома» сумеет создать вменяемый план развития СМП и Арктики в целом (а Кириенко с его методологическими подходами способен направить свою команду в нужное русло), тогда бюджет на развитие опорных зон Арктики и морской составляющей арктических регионов будет значительно увеличен. И хотя практические шаги по созданию новой структуры управления Арктикой будут сделаны не ранее формирования нового правительства после выборов, подготовка к этим шагам уже идет достаточно активно, и даже иногда прорывается в прессу.
Участие Рогозина в следующих конструкциях по управлению Арктикой достаточно сомнительно, слишком большие репутационные потери он понес на своей должности.
@caparctic